Основные виды речевых нарушений у младших дошкольников
консультация по коррекционной педагогике (младшая группа)

Сухань Лилия Витальевна

Речь – одна из важных линий развития ребенка. Она тесно связана с интеллектуальным развитием, оказывает огромную услугу в познании окружающего мира.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Основные виды речевых нарушений у младших дошкольников

 «Речь - это повозка, в которой едет мышление»

Джон Джексон

Речь - это высшая психическая функция, свойственная только человеку, которая формируется постепенно и планомерно.

 Цель речи – общение ребенка со взрослым. Диалог может быть вербальным и невербальным (диалог действиями: бросание игрушек, катание мяча). Ребенок не будет слушать то, что ему говорят не в диалоге. В диалоге важно поощрять инициативу ребенка.

Речь развивается в совместной деятельности (игре):

мама и ребенок занимаются одним делом;

мама говорит о том, что сейчас делает ребенок;

мама отвечает словами на действия ребенка (активный диалог). 

 Существуют нормы речевого развития у детей. Нормы этого столетия, т.е. современные актуальные нормы, предложенные институтом им. Герцена

В 1 год ,сразу уточню, что эта норма считается нормой+- 3 месяца, т.е. и в 9 мес и в 1г и 3 мес  ребенок произносит 5-10 облегченных слов (мама, папа, дай, например)

В 1,6 года  с 1,3 до 1,8 появляются у ребенка 20-30 простых по звуковому составу слов кач-кач, гав-гав, ба-это может быть и баба, и банан, и бабочка – 3 ассоциации, 3 слова

В 2 года  с 1,9 до 2,3 появляются первые двухсложные слова, ребенок произносит 100-200 слов, простая фразовая речь-Кукла бах -Кукла упала, Папа иди, Мама топ-топ.

2,6 года – 500 активных слов, диалог, задаёт вопросы «когда?», «где?»

3 года – 1000-2000 активных слов, грамматический строй речи практически аналогичен взрослой речи

У мальчиков возможно небольшое отставание (2-3 месяца)

Теперь ответьте на вопрос:

- Как Вы оцениваете речь Вашего ребенка, зная эти нормы?

Что должно насторожить родителей в речи ребенка?

Симптомы речевых нарушений бывают разными: это скудный словарный запас (малыш плохо запоминает слова, путает окончания, мало говорит, использует обобщения), плохое понимание слов или фраз, неспособность воспроизводить определенные звуки. Самый известный дефект – заикание, при котором нарушается ритм и плавность речи.

По мнению специалистов, выделить проблему можно гораздо раньше. С малышом нужно общаться с первых моментов его жизни, даже когда осознанно реагировать он не в состоянии. Если ребенок не проявляет схожую коммуникативную активность, как другие детки его возраста, стоит обратить внимание.

Сейчас давайте обратимся к психолого-педагогической классификации нарушений речи:

ЗРР – задержка речевого развития. Это заключение ставится детям до трёх лет в случае, если к этому возрасту, ребёнок не говорит фразами (предложениями), речь малопонятна окружающим посторонним людям (поскольку родители обычно хорошо понимают своего малыша).

ФНР – фонетическое недоразвитие речи. В произношении страдают один или несколько звуков при сохранном фонематическом слухе (способности различать звуки на слух). Остальные стороны речи хорошо развиты.

 ФФНР – фонетико-фонематическое недоразвитие речи (наиболее частое речевое нарушение). Искажение звукопроизношения происходит на фоне несформированного фонематического слуха. Ребёнок недостаточно хорошо различает разные группы звуков на слух, что способствует нарушению формирования правильного произношения.

ОНР – общее недоразвитие речи. Ставится после трёх лет и говорит о том, что у ребёнка не сформированы все стороны речи: и звукопроизношение, и словарь, и грамматическое оформление фразы, и связная речь. 

Откуда берутся речевые расстройства?

На речевое развитие влияет совокупность множества факторов.

Но есть два главных фактора возникновения задержки речевого развития:

Это биологические факторы (внешние биологические причины, генетика, течение беременности, родовые травмы, кесарево сечение, недоношенность, черепно-мозговые травмы, наркозы, инфекции)

и социальные факторы (скудная речевая среда, начиная с внутриутробного периода развития).

Ребенок – это совокупность двух непредсказуемых факторов биологии и среды .

Нарушения речи – проблемы с вербальной коммуникацией, речевой моторикой и смежными областями. Они очень разнообразны: некоторые связаны с невозможностью высказаться, другие – с недержанием речи. Они возникают из-за физиологических, неврологических или психических проблем, из-за педагогической запущенности.

Отрицательное воздействие на формирование речи может оказать неправильная языковая среда, в которой воспитывается ребенок, дефекты речи взрослого (родителей, воспитателей…), ограниченное языковое общение с ребенком. Беседы, чтение, ответы на вопросы, совместные игры, где ребенок, подражая взрослому, развивает и совершенствует свою речь, – если в семье этого нет или присутствует в ограниченном объеме, то у ребенка формируется задержка речевого и психического развития. Плохое воздействие на развитие речи детей раннего возраста (от 1 года до 4 лет) оказывает телевидение, если оно заменяет общение с близким человеком (мать, отец, брат, сестра, бабушки, дедушки). Ребенок при просмотре телепередач занимает пассивную позицию, принимает информацию (хорошо, если положительную), сам не участвует в игре, в сказке, не может задать вопроса – он молчит. Чем больше он «общается» с телевизором, тем больше он молчит, тем более тормозится его речевая активность.

Когда необходимо обратиться за помощью к специалистам?

К концу первого года жизни при сохранном слухе у ребёнка начинает развиваться понимание речи. Если этого не происходит, то есть малыш не включается в работу по подражанию действиям и речи взрослых, не активен в занятиях с игрушками, то можно заподозрить недоразвитие интеллекта.

В данном случае больше будет страдать смысловая сторона речи, поэтому основная помощь должна быть направлена на развитие познавательных интересов.

Если у ребёнка в 2 года нормальный слух, а речь не развита, ему необходимо активное общение с взрослыми посредством жестов и любых звуков, и тогда в ближайшем будущем у малыша должны будут появиться слова.

Ребёнку 2 года 7 месяцев, а он ещё не говорит? Надо начинать специальные занятия, чтобы сформировать потребность в разговоре. В этом возрасте, если у малыша есть проблемы с речью, его необходимо показать специалистам и обследовать.

Взрослым ни в коем случае нельзя упрекать ребёнка за то, что он испытывает те или иные затруднения в процессе речевого общения, так как это может вызвать страх перед необходимостью говорить, боязнь допустить ошибку. Малыша надо поощрять и поддерживать малейшие попытки пользоваться словами. Следует специально создавать такие ситуации, при которых кроха вынужден, будет что-либо говорить.

Если при сохранном слухе и нормальном интеллекте к трём годам у ребёнка отсутствует фразовая речь или он использует неправильные предложения, можно говорить о системных нарушениях речи (в понимании значения слов, их изменении, применении).

Речь таких детей лучше развивается в процессе какой-либо деятельности, поэтому надо проводить совместные игры, привлекать малыша к труду по дому, читать ему простые по содержанию книги, давать комментарии всему, что видит и делает ребёнок. При общении с малышом надо использовать простые немногословные предложения, а слова для повторения должны употребляться в разных падежных формах.

 Если проблемы наблюдаются, стоит посетить консультации специалистов:

  • отоларинголога (возможно, малыш плохо говорит, потому что не слышит);
  • невропатолога (проверить, нет ли органических повреждений ЦНС, речевых центров мозговой коры);
  • детского психолога, психиатра, дефектолога (выяснить, в каком состоянии пребывает невербальный интеллект ребенка);
  • логопеда (проведет окончательную диагностику).

Профилактика речевых нарушений: что надо делать?

Речевые проблемы бывают разными и могут сформироваться на любой стадии развития ребенка. Во многих случаях их можно отвратить. Например, уже с первых дней жизни с новорожденным надо обязательно общаться. И, в меру сил, придавать общению разные эмоциональные оттенки (радоваться, удивляться, переживать и т.д.).

Речь – непростой психический процесс. Малыш начнет разговаривать, когда достигнут подходящего уровня развития мозг, слух и артикуляционный аппарат. Это зависит во многом от окружающей среды и состояния здоровья. Ребенок должен развиваться, общаться и получать яркие эмоции, иначе у него могут формироваться физические и психические задержки.

Иногда общение с близкими людьми для младших дошкольников ограничивается лишь бытовыми однообразными ситуациями и единым речевым контактом (только с мамой, папа на работе, в гости к бабушке в лучшем случае раз в неделю). Ничего удивительного, если на фоне этого возникают речевые нарушения.

Для того, чтобы запустить речь ребенка необходимо использовать вестибулярные игры, эти игры помогают развить координацию движений, равновесие, мышечный тонус.

  1. Карусели

Вариант 1

Держим ребёнка за запястья и кружим за две руки вокруг себя. Затем держим за запястье и щиколотку и кружим в одну сторону. Меняем руку и ногу, и кружим в другую сторону.

Важен правильный захват – ребёнка надо держать за запястье выше ладони и за щиколотку выше стопы, чтобы не давать лишнюю нагрузку на суставы.

Кружим ребёнка под стишок:

Еле-еле, еле-еле
Завертелись карусели,
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом!

Тише, тише, не спешите
Карусель остановите

БУУУХ

На слово «Бух» приземляем ребёнка на подушки, мягкий диван или в кресло-мешок.

Делаем по 1 разу в каждую сторону

Стимулируем ребёнка к речи:

Делаем паузу перед словом «Бух».

Перед тем, как начать качать, попросите ребёнка озвучить свою просьбу:

Хочешь поиграем в «Карусели»? Попроси маму «КАЧ-КАЧ», «КА-ЧАЙ», «МАМА, КАЧАЙ МЕНЯ» (зависит от текущего уровня развития речи ребёнка, не требуем от него слишком многого).

Вариант 2

Более простой физически для выполнения.

Берём ребёнка подмышки, прижимаем его спину к своему туловищу и начинаем быстро кружиться в одну, и потом в другую сторону.

Опускаем на подушки или в кресло мешок (можно просто поставить ребёнка на пол, но тогда обязательно придерживать).

  1. Полёт

Берём ребёнка на руки и танцуем с ним вальс, кружимся в разные стороны (ребёнок на руках).

Подбрасываем ребёнка вверх и ловим 3-4 раза (подбрасываем невысоко и мягко).

Важно – до 1 года ребёнка подбрасывать не желательно.

Подбрасываем под стишок:

Самолёт! Самолёт!

Ты возьми меня в полёт.

А в полёте - пусто,

Выросла – капуста

Вестибулярными играми так же являются:
1. Катание с горки

2. Качание в гамаке, в покрывале, на качели

3. Катание на покрывале, матрасе с изменением траектории

4. Прыжки на одной, двух ногах

5. Игры с большим мячом

6. Движение с изменением направления

7. Ходьба по ленте, канату

8. Плавание

9. Катание на велосипеде и т.п.  

Так же всем известно, что на кончики человеческих пальцев выведены нервные окончания, связанные с разными участками мозговой коры, в том числе речевыми. Очень важно проводить пальчиковую гимнастику:

Например, покажи мне -Во!, покажи мне Зайца, Козу

Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шерстку гладко,
(поглаживают кисти рук)
Гребешком приглажу хвостик
(поглаживают каждый палец)
И верхом поеду в гости.
(стучат пальчиками по столу)

Песенки-потешки с движениями

Моем ручки!

Наши ручки отмываем
Вот так, вот так (показываем как мы моем руки-трем ладошки)
Наши ручки поднимаем
Вот так, вот так (ручки поднимаем наверх и крутим пальчиками кругом)
Наши ручки опускаем
Вот так, вот так ( ручки опускаем до пояса и крутим ладошками )
И за спинку убираем
Вот так, вот так!! (ручки прячем за спину)

Также этот стишок можно петь и повторят много раз.


Мошка!

Села мошка на ладошку (указательный пальчик положить на ладошку)
Посиди ещё немножко ( Указательным пальчиком крутим на ладошке)
Посиди не улетай ( Указательным пальчиком крутим на ладошке)
Улетела ай (ручку поднять в верх).

 Здесь  и массажи подушечек пальцев в виде игры.

Это развивает и речь, и память. В процессе развития ребенка надо также уделять внимание моторике пальцев: организовывать игры с конструктором, пластилином, давать шнуровки и бизиборды.

Как справиться с «непослушным» языком?

Часто ребенок не выговаривает все звуки из-за того, что его артикуляционный аппарат просто не созрел. Можно делать игры и упражнения, гимнастику для языка и пальцев, дыхательную гимнастику.

 Полезно ежедневно выполнять с ребенком (в зависимости от возраста, от 3 до 6 минут)дыхательные упражнения и игры:

— дуть на легкие шарики, бумажные полоски; играть на детских музыкальных духовых инструментах;

— дуть на привязанные к ниточке ватные шарики, разноцветные картонные и бумажные фигурки;

— надувать воздушные шарики, пускать мыльные пузыри;

— сдувать со стола ватные или бумажные пушинки в определенном направлении (игра в «Футбол») и т. д.

И это не просто забавы, игры помогают развивать артикуляцию.

Какие меры профилактики можно посоветовать родителям, бабушкам, дедушкам?

Для правильного речевого развития и профилактики речевых нарушений у детей необходимо здоровое речевое окружение с самого рождения ребенка. Разговаривайте с ним, не подстраиваясь под него, «сюсюкая и ломая язык». Говоря «детским» языком с малышом, Вы лишаете его правильного образца речи, так как его речь формируется в общении с Вами. Вредно сказывается на звукопроизношении и длительное сосание соски или пальца, за этим необходимо следить. Читая ребенку книги, беседуя с ним, отвечая на вопросы, Вы тем самым развиваете и совершенствуете его речь. Внимательно слушая ребенка, Вы побуждаете его к высказываниям, к активной речи, развивается её грамматический строй, совершенствуются речевые обороты, обогащается словарь ребенка. Никогда, даже если Вы устали, не говорите ребенку: «отстань», «некогда» – этим Вы тормозите развитие ребенка, снижаете или сводите на нет его речевую активность, его мыслительную деятельность.

Будьте другом и помощником ребенку, вместе с ним совершенствуйте и свою речь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Профилактика речевых нарушений у младших дошкольников на основе организации единого образовательного пространства».

Младший дошкольный возраст — период интенсивного развития всех психических функций.Основное новообразование этого периода — овладение речью, которая становится фундаментом для дальнейшего развития реб...

Профилактика речевых нарушений у младших дошкольников

Необходимо следить за речевым дыханием ребёнка как базой для правильного развития речи. С детьми дошкольного возраста полезно проводить ежедневно следующие игры:...

Абилитация речевых нарушений у младших дошкольников.

Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие речевой активности и коммуникативных способностей, подборка игр для детей 3-4 лет....

Консультационно – просветительский блок для родителей. «Ознакомление с основными видами речевых нарушений для раннего выявления неблагополучного речевого развития у детей»

Ознакомление с основными видами речевых нарушений для раннего выявления неблагополучного речевого развития у детей...

консультация для родителей «Ознакомление с основными видами речевых нарушений для раннего выявления неблагополучного речевого развития у детей»

В последнее время резко возросло количество детей с речевыми проблемами. Поэтому важно выявить и преодолеть его как можно раньше. Каждый ребенок индивидуален. Один уже в год с небольшим тараторит...

Реферат "Основные виды речевых нарушений."

        В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования одним из приоритетных направлений системы дошкольного образования явл...