Основные виды речевых нарушений
консультация
Основные виды речевых нарушений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovnye_vidy_rechevyh_narusheniy.docx | 18.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Основные виды речевых нарушений:
Нижеследующая информация приведена только в ознакомительных целях. Не пытайтесь поставить диагноз самостоятельно! Это может сделать только специалист.
В современной психологии выделяются два типа нормального развивающихся с точки зрения речи детей: говоруны и молчуны.
"Говоруны" проявляют повышенную активность и интерес к окружающему миру. Такие дети любят что-то рассказывать, задавать много вопросов и легко осваиваются в новой обстановке. Иногда "говоруны" начинают говорить раньше, чем другие дети.
"Молчуны" склонны к созерцательности. Новая обстановка требует для них адаптации. Могут начать говорить поздно, но практически сразу без дефектов. Таким малышам важно, чтобы их слышали и понимали. Поэтому родители должны постараться внимательно реагировать на вопросы малыша. Однако, если "молчун" не начал говорить к 2-3 годам, нужно обратиться к специалисту. Итак, логопед поставил вашему малышу диагноз. Что же он обозначает.
Дислалия - это самое распространенное нарушение.
Особенности: хороший словарный запас, правильное построение предложений и согласование слов; но есть дефектное произношение некоторых звуков.
Дизартрия - нарушение произношения, вызванное недостаточной работой нервов, связывающих речевой аппарат с центральной нервной системой (то есть недостаточной иннервацией); при дизартрии страдает произношение всех групп звуков
Особенности: "смазанная" речь, нарушение голосообразования, ритма, интонации и темпа речи.
Ринолалия - это нарушение тембра голоса, вызванное анатомическими дефектами речевого аппарата.
Особенности: голос приобретает "носовое звучание".
Заикание- нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызванное судорогами мышц лицевого аппарата; возникает в возрасте 2 - 2,5 года.
Особенности: вынужденные остановки в речи, повторения отдельных звуков и слогов, добавление перед отдельными словами лишних звуков ("а", "и").
Профилактика заикания: речь окружающих должна быть неторопливой, правильной и отчетливой.
- нужно ограничить контакты малыша с заикающимися.
- не допускайте скандалов и конфликтов при ребенке.
-избегайте психических и физических травм
(особенно головы).
-не перегружайте ребенка информацией и впечатлениями.
-не опережайте развитие ребенка и не пытайтесь сделать из него вундеркинда.
-не запугивайте ребенка страшными сказками и всякими бабками-ёжками.
-не оставляйте ребенка в качестве наказания в темном помещении, не бейте ребенка.
Алалия - это полное или частичное отсутствие речи у детей (до 3-5 лет); оно обусловлено недоразвитием или поражением речевых областей в левом полушарии коры головного мозга, наступившем во внутриутробном или раннем развитии ребенка.
Особенности: моторная алалия - ребенок понимает речь, но не умеет её воспроизводить;
сенсорная алалия - ребенок не понимает чужую речь; наблюдается автоматическое повторение чужих слов (вместо ответа на вопрос малыш повторяет сам вопрос).
Мутизм - прекращение речевого развития из-за психической травмы.
Особенности: общий мутизм - ребенок не говорит вообще;
избирательный мутизм - своим молчанием малыш протестует против каких-либо обстоятельств или людей.
Общее недоразвитие речи (ОНР) - характеризуется нарушением произношения и различения звуков, маленьким словарным запасом, затрудненным словообразованием и словоизменением, неразвитой связной речью.
1-ый уровень ОНР - полное отсутствие речи или наличие лишь ее элементов.
Особенности: словарь детей состоит из "лепетных" слов типа "ляля", "биби"
-при этом одно слово может обозначать разные понятия ("ляля" - это и кукла и девочка)
-часто названия предметов употребляются вместо названий действий и наоборот ("туй" [стул] - сидеть; "пать" [спать] - кровать)
-такие дети не умеют строить фразы; они говорят однословные слова-предложения типа "Дай"
- многие звуки не произносятся
-сложные слова сокращаются до "простых" ("аба" [собака], "алет" [самолет])
2-й уровень ОНР
Особенности: достаточно большой словарный запас; двух-, трехсловные фразы.
-используемые слова сильно искажены и связи между словами в предложениях еще не оформлены ("Кадас ледит той" [Карандаш лежит на столе])
- нарушено согласование слов ("иса безал" [лиса бежала])
-в сложных словах часто переставляются слоги или добавляются новые ("лисипед" [велосипед])
3-й уровень ОНР: характеризуется развернутой разговорной фразой и отсутствием грубых нарушений в развитии различных сторон речи; однако есть нарушения в оформлении сложных речевых единиц.
Особенности: неправильное употребление окончаний и рассогласование слов ("стулы" [стулья]; "лежит тапка" [лежит тапок]; "красная солнце" [красное солнце]; "два булки" [две булки])
- упрощение сложных предлогов ("из стола" [из-за стола])
-словарный запас достаточно большой, но может отсутствовать знание "нюансов" (например, ребенок может не знать, таких частей тела, как запястье, локоть, переносица)
-неправильное образование уменьшительно-ласкательных форм ("стулик" [стульчик]), относительных прилагательных ("стекловый" [стеклянный]), притяжательных прилагательных ("лисовая шкура" [лисья шкура]); и глаголов с приставками ("зашивать пуговицу" [пришивать пуговицу])
- слоговая структура слова воспроизводится правильно, за исключением сложных слов ("милицанер" [милиционер])
- звуки произносятся правильно, кроме некоторых сложных звуков ("р", "л")
- нарушен звуковой анализ и синтез (ребенок не может выделить первые и последние звуки в слове, плохо подбирает картинки на заданный звук)
По материалам книги
«Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте»
И.Ю. Кондратенко.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Виды речевых нарушений и их причины
Консультация для родителей дошкольников, посещающих группу для детей с ОНР...
Консультация для родителей на тему "Виды речевых нарушений"
Описание основных видов речевых нарушений у дошкольников....
Консультационно – просветительский блок для родителей. «Ознакомление с основными видами речевых нарушений для раннего выявления неблагополучного речевого развития у детей»
Ознакомление с основными видами речевых нарушений для раннего выявления неблагополучного речевого развития у детей...
Консультация для родителей "Основные виды речевых нарушений"
Основные виды речевых нарушений...
консультация для родителей «Ознакомление с основными видами речевых нарушений для раннего выявления неблагополучного речевого развития у детей»
В последнее время резко возросло количество детей с речевыми проблемами. Поэтому важно выявить и преодолеть его как можно раньше. Каждый ребенок индивидуален. Один уже в год с небольшим тараторит...
Реферат "Основные виды речевых нарушений."
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования одним из приоритетных направлений системы дошкольного образования явл...
Основные виды речевых нарушений у младших дошкольников
Речь – одна из важных линий развития ребенка. Она тесно связана с интеллектуальным развитием, оказывает огромную услугу в познании окружающего мира....