Основные виды речевых нарушений
консультация

Основные виды речевых нарушений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovnye_vidy_rechevyh_narusheniy.docx18.23 КБ

Предварительный просмотр:

Основные виды речевых нарушений:

Нижеследующая информация приведена только в ознакомительных целях. Не пытайтесь поставить диагноз самостоятельно! Это может сделать только специалист.

В современной психологии выделяются два типа нормального развивающихся с точки зрения речи детей: говоруны и молчуны.

"Говоруны" проявляют повышенную активность и интерес к окружающему миру. Такие дети любят что-то рассказывать, задавать много вопросов и легко осваиваются в новой обстановке. Иногда "говоруны" начинают говорить раньше, чем другие дети.

"Молчуны" склонны к созерцательности. Новая обстановка требует для них адаптации. Могут начать говорить поздно, но практически сразу без дефектов. Таким малышам важно, чтобы их слышали и понимали. Поэтому родители должны постараться внимательно реагировать на вопросы малыша. Однако, если "молчун" не начал говорить к 2-3 годам, нужно обратиться к специалисту. Итак, логопед поставил вашему малышу диагноз. Что же он обозначает.

Дислалия - это самое распространенное нарушение.

Особенности: хороший словарный запас, правильное построение предложений и согласование слов; но есть дефектное произношение некоторых звуков.

Дизартрия - нарушение произношения, вызванное недостаточной работой нервов, связывающих речевой аппарат с центральной нервной системой (то есть недостаточной иннервацией); при дизартрии страдает произношение всех групп звуков

Особенности: "смазанная" речь, нарушение голосообразования, ритма, интонации и темпа речи.

Ринолалия - это нарушение тембра голоса, вызванное анатомическими дефектами речевого аппарата.

Особенности: голос приобретает "носовое звучание".

Заикание- нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызванное судорогами мышц лицевого аппарата; возникает в возрасте 2 - 2,5 года.

Особенности: вынужденные остановки в речи, повторения отдельных звуков и слогов, добавление перед отдельными словами лишних звуков ("а",  "и").

Профилактика заикания: речь окружающих должна быть неторопливой, правильной и отчетливой.

- нужно ограничить контакты малыша с заикающимися.

- не допускайте скандалов и конфликтов при ребенке.

-избегайте психических и физических травм

(особенно головы).

-не перегружайте ребенка информацией и впечатлениями.

-не опережайте развитие ребенка и не пытайтесь сделать из него вундеркинда.

-не запугивайте ребенка страшными сказками и всякими бабками-ёжками.

-не оставляйте ребенка в качестве наказания в темном помещении, не бейте ребенка.

Алалия - это полное или частичное отсутствие речи у детей (до 3-5 лет); оно обусловлено недоразвитием или поражением речевых областей в левом полушарии коры головного мозга, наступившем во внутриутробном или раннем развитии ребенка.

Особенности: моторная алалия - ребенок понимает речь, но не умеет её воспроизводить;

сенсорная алалия - ребенок не понимает чужую речь; наблюдается автоматическое повторение чужих слов (вместо ответа на вопрос малыш повторяет сам вопрос).

Мутизм - прекращение речевого развития из-за психической травмы.

Особенности: общий мутизм - ребенок не говорит вообще;

избирательный мутизм - своим молчанием малыш протестует против каких-либо обстоятельств или людей.

Общее недоразвитие речи (ОНР) - характеризуется нарушением произношения и различения звуков, маленьким словарным запасом, затрудненным словообразованием и словоизменением, неразвитой связной речью.

1-ый уровень ОНР - полное отсутствие речи или наличие лишь ее элементов.

Особенности:         словарь детей состоит из "лепетных" слов типа  "ляля",  "биби"

-при этом одно слово может обозначать разные понятия ("ляля" - это и кукла и девочка)

-часто названия предметов употребляются вместо названий действий и наоборот ("туй" [стул] - сидеть;  "пать" [спать] - кровать)

-такие дети не умеют строить фразы; они говорят однословные слова-предложения типа  "Дай"

- многие звуки не произносятся

-сложные слова сокращаются до "простых" ("аба" [собака],  "алет" [самолет])

2-й уровень ОНР

Особенности: достаточно большой словарный запас; двух-, трехсловные фразы.

-используемые слова сильно искажены и связи между словами в предложениях еще не оформлены ("Кадас ледит той"  [Карандаш лежит на столе])

- нарушено согласование слов ("иса безал"  [лиса бежала])

-в сложных словах часто переставляются слоги или добавляются новые ("лисипед"  [велосипед])

3-й уровень ОНР: характеризуется развернутой разговорной фразой и отсутствием грубых нарушений в развитии различных сторон речи; однако есть нарушения в оформлении сложных речевых единиц.

Особенности:        неправильное употребление окончаний и рассогласование слов ("стулы"  [стулья];  "лежит тапка"  [лежит тапок];  "красная солнце"  [красное солнце];  "два булки"  [две булки])

- упрощение сложных предлогов ("из стола"  [из-за стола])

-словарный запас достаточно большой, но может отсутствовать знание "нюансов" (например, ребенок может не знать, таких частей тела, как запястье, локоть, переносица)

-неправильное образование уменьшительно-ласкательных форм ("стулик" [стульчик]), относительных прилагательных ("стекловый"  [стеклянный]), притяжательных прилагательных ("лисовая шкура"  [лисья шкура]); и глаголов с приставками ("зашивать пуговицу"  [пришивать пуговицу])

- слоговая структура слова воспроизводится правильно, за исключением сложных слов ("милицанер"  [милиционер])

- звуки произносятся правильно, кроме некоторых сложных звуков ("р",  "л")

- нарушен звуковой анализ и синтез (ребенок не может выделить первые и последние звуки в слове, плохо подбирает картинки на заданный звук)

                                                                По материалам книги

                                                             «Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте»

И.Ю. Кондратенко.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды речевых нарушений и их причины

Консультация для родителей дошкольников, посещающих группу для детей с ОНР...

Консультация для родителей на тему "Виды речевых нарушений"

Описание основных видов речевых нарушений у дошкольников....

Консультационно – просветительский блок для родителей. «Ознакомление с основными видами речевых нарушений для раннего выявления неблагополучного речевого развития у детей»

Ознакомление с основными видами речевых нарушений для раннего выявления неблагополучного речевого развития у детей...

консультация для родителей «Ознакомление с основными видами речевых нарушений для раннего выявления неблагополучного речевого развития у детей»

В последнее время резко возросло количество детей с речевыми проблемами. Поэтому важно выявить и преодолеть его как можно раньше. Каждый ребенок индивидуален. Один уже в год с небольшим тараторит...

Реферат "Основные виды речевых нарушений."

        В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования одним из приоритетных направлений системы дошкольного образования явл...

Основные виды речевых нарушений у младших дошкольников

Речь – одна из важных линий развития ребенка. Она тесно связана с интеллектуальным развитием, оказывает огромную услугу в познании окружающего мира....