Картотека игр по развитию тактильного восприятия у детей дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР)
картотека по коррекционной педагогике
Картотека игр по развитию тактильного восприятия у детей дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Не ошибись! Цель: упражнение в различении предметов по их качеству: мягкий, плотный, шероховатый, гладкий, блестящий и т.п., развитие наблюдательности, находчивости. Оборудование: несколько корзинок, различные предметы вокруг. Ход игры. Взрослый говорит, что все предметы в комнате сделаны из разного материала, демонстрирует это на примерах, просит детей привести свои примеры,. Затем делит детей на несколько команд, даёт каждой из них по корзинке и просит собрать в неё все возможные предметы, находящиеся в комнате, и сделанные из соответствующего материала, заданного для каждой команды. | Похож – не похож Цель: упражнение в сравнении предметов по форме, цвету, величине, материалу; развитие наблюдательности, мышления, правильной речи. Оборудование: различные предметы в комнате. Ход игры. Взрослый заранее подготавливает различные предметы и незаметно размещает их в комнате, а затем просит детей, ходя по комнате, найти похожие предметы и сесть на место. Потом дети по очереди (или в другой последовательности) объясняют, почему они взяли эти два предмета. Играя, дети учатся находить признаки сходства предметов, что значительней труднее, чем замечать признаки их различия. |
Чудесный мешочек Цель: развивать осязательные чувства. Оборудование: мешочек, стянутый веревочкой, два набора одинаковых фигур или игрушек. Ход игры. Вариант 1. Один набор игрушек в мешочке, второй на столе. Задача играющего – на ощупь отыскать фигурку, показанную ведущим. Вариант 2. Второй набор предметов нарисован на бумаге. Далее см. предыдущий вариант. Вариант 3. Ведущий просто называет предмет, который нужно найти. Вариант 4. Ребенок знакомится с предметами, которые кладутся в чудесный мешочек. Затем он ощупывает предмет в мешочке и называет предмет, который сейчас вытащит. | Разложи по порядку Цель: развивать зрительное и осязательное восприятие, тактильную память, учиться подбирать ассоциации. Оборудование: 10 дощечек, на которых наклеены: мех, наждачная бумага, фланель, застывшие капли воска, кусок веревки зигзагами, спички, кусочки спичек в беспорядке, фольга, бархат, вельвет. Ход игры. Разложить дощечки, предложить ребенку с закрытыми глазами ощупать их, подбирая ассоциации (похоже на заборчик), перемешать их, а затем попросить ребенка сложить их в прежнем порядке. |
На что похоже Цель: развивать зрительное и осязательное восприятие, тактильную память, учиться подбирать ассоциации. Оборудование: 10 дощечек, на которых наклеены: мех, наждачная бумага, фланель, застывшие капли воска кусок вередки зигзагами, спички, кусочки спичек в беспорядке, фольга, бархат, вельвет. Ход игры. Взрослый предлагает ребенку пощупать дощечку и сказать, что напоминает ее поверхность. | Вижу – чувствую Цель: развивать зрительное и осязательное восприятие, тактильную память, учиться подбирать ассоциации. Оборудование: 10 дощечек и картинки: зебра, чайник, санки, якорь пила, чучело, воздушный змей, индеец, ботинок, палитра, дорога, капля. Ход игры. Взрослый раскладывает в любом порядке картинки, а под ними в любом порядке дощечки. Дощечки ребенок не должен видеть. Ребенок смотрит на картинку и ощупывает дощечку, придумывая ассоциацию (например: дощечка с тканью, рисунок капля: ткань намокла). Затем картинки убирают, предлагают любую дощечку, ребенок, ощупывая ее, вспоминает рисунок. |
Улетай, горе Цель: развивать зрительное и осязательное восприятие, тактильную память, учиться подбирать ассоциации. Оборудование: картинки: 10 дощечек. Ход игры. Ребенку предлагается разложить дощечки так, чтобы в начале ряда оказалась самая не приятная дощечка. При прикасании к дощечкам по очереди, учим ребенка избавляться от плохого настроения. Взрослый спрашивает ребенка, какие события напоминает та или иная дощечка. Взрослый называет настроение, а ребенок выбирает на ощупь нужную дощечку. | Жмурки Цель: развивать осязательное восприятие, тактильную память. Оборудование: непрозрачная маска на глаза. Ход игры. Дети становятся в круг, водящий в маске в центре. Пока звучит бубен хоровод движется, когда бубен смолкает, водящий подходит к кому-либо из играющих, ощупывает его и называет имя. |
Угадай по дырочкам Цель: развивать осязательное восприятие, тактильную память. Оборудование: карточки с геометрическими фигурами, выполненные проколами по контуру. Ход игры. Взрослый предлагает ребенку обвести контур по проколам с закрытыми глазами и назвать фигуру. | Шершавые буквы (геометрические фигуры) Цель: развитие мускульной памяти, тактильных ощущений, изучение письменных символов и геометрических форм. Оборудование: карточки с наклеенными буквами или геометрическими формами из наждачной (бархатной бумаги). Ход игры. Предложить ребенку обвести пальцем фигуры на нескольких карточках. Затем взрослый перемешивает карточки, предлагает ребенку закрыть глаза и найти заданную букву или форму. |
Найди такой же лоскуток Цель: развивать осязательное восприятие, тактильную память. Оборудование: лоскутки разных тканей, одинаковых по фактуре, но разных по рисунку. Ход игры. Взрослый выбирает какой-либо лоскуток и предлагает ребенку найти такой же по фактуре | Сортировка орехов Цель: развивать осязательное восприятие, тактильную память, чувство объема. Оборудование: менажница и разные сорта орехов в скорлупе, непрозрачная маска. Ход игры. В каждое отделение менажницы кладут один орех какого либо сорта. Ребенку надевается маска и взрослый предлагает ему разложить орехи по своим местам на ощупь. |
Сухой бассейн Цель: развивать осязательное восприятие, тактильную память, чувство объема. Оборудование: коробка с двумя отверстиями для рук, наполненная горохом или фасолью, набор парных объемных тел или мелких игрушек. Ход игры. Две-три игрушки закапываются в бассейне. Перед ребенком ставится один из закопанных предметов, предлагается запустить руки в бассейн и найти такой же. | Посчитай сколько Цель: развивать осязательное восприятие, тактильную память, чувство объема. Оборудование: набор картонных полос, на которых нашито разное количество пуговиц разной формы и величены, непрозрачная маска. Ход игры. Ребенку одевается маска, дается в руки картонная полоска с пуговицами и предлагается сосчитать, сколько всего пуговиц, сколько больших пуговиц, сколько пуговиц заданной формы |
Собери фигурку Цель: развивать осязательное восприятие, тактильную память. Оборудование: ширма, настольный коврограф, предметные картинки, части из которых можно составить данные предметные картинки на коврографе. Ход игры. Взрослый кладет перед ребенком предметную картинку и набор деталей для нее, затем ставит ширму между ребенком и коврографом. Из предложенных деталей ребенок на коврографе за ширмой составляет изображение на ощупь. | Подбери заплатку Цель: развивать осязательное восприятие, тактильную память. Оборудование: набор рамок и вкладышей к ним разной геометрической формы, ширма. Ход игры. Взрослый предлагает ребенку за ширмой ощупать рамку, выбрать из набора вкладыш и на ощупь вставить его. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Игры для развития тактильного восприятия у детей дошкольного возраста»
Для развития тактильного восприятия ребенка играйте с разнообразными природными материалами и предметами, отличающимися структурой поверхности. Давайте малышу разные...
Сенсорное развитие детей: игры, способствующие развитию тактильного восприятия у детей дошкольного возраста
Сенсорное развитие (от латинского sunser — ощущение) — это развитие восприятий, представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира.Значение сенсорного развития в дошкольном д...
Сенсорное развитие детей: игры, способствующие развитию тактильного восприятия у детей дошкольного возраста
Сенсорное развитие (от латинского sunser — ощущение) — эторазвитие восприятий, представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира.Значение сенсорного развития ...
Консультация «Сенсорное развитие детей: игры, способствующие развитию тактильного восприятия у детей дошкольного возраста»
Консультация «Сенсорное развитие детей: игры, способствующие развитию тактильного восприятия у детей дошкольного возраста»...
Памятка для родителей. Сенсорное развитие детей: игры, способствующие развитию тактильного восприятия у детей дошкольного возраста.
Памятка для родителей. Сенсорное развитие детей: игры, способствующие развитию тактильного восприятия у детей дошкольного возраста.Сенсорное развитие (от латинского sunser — ощущение) — эт...
Практикум для педагогов «Развитие тактильного восприятия у детей дошкольного возраста»
Тактильные ощущения — одна из форм общения ребенка с окружающим миром. Не обязательно быть специалистом в области детской психологии или физиологии, чтобы заметить, какое огромное...
Памятка для родителей. Сенсорное развитие детей: игры, способствующие развитию тактильного восприятия у детей дошкольного возраста.
Сенсорное развитие (от латинского sunser — ощущение) — это развитие восприятий, представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира.Значение сенсорного развития в дошкольном д...