Картотека игр по развитию операций мышления (сравнение) у детей дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР)
картотека по коррекционной педагогике
Картотека игр по развитию операций мышления (сравнение) у детей дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР).
Скачать:
Предварительный просмотр:
Из чего сделано? Цель: воспитание умения сравнивать, группировать предметы; развитие внимания, активизация словаря. Оборудование: различные предметы, сделанные из разного материала, мешочек. Ход игры. До начала игры воспитатель уточняет знания детей о том, что все предметы сделаны из разных материалов. Просит вспомнить, какие они знают материалы, а также сделанные из них вещи. Затем педагог предлагает игру, в ходе которой дети должны называть, из чего сделан предмет, помещаемый ребёнком в мешочек. Когда все предметы окажутся в мешочке, каждый ребёнок на ощупь, не глядя на предмет, узнаёт, из чего сделан вытаскиваемый им предмет, и рассказывает о нём так, чтобы дети по описанию узнали и правильно назвали его. | Парные картинки Цель: закрепление знаний о величине предметов, воспитание умения сравнивать предметы, воспитание зрительного внимания, восприятия. Оборудование: набор парных картинок, на которых изображены разные предметы (игрушки, посуда, одежда и др.) Ход игры. Взрослый вместе с детьми рассматривают картинки, дети называют их. Взрослый замечает, что все картинки одинаковые. Затем кладёт на столе картинки, а парные им раздаёт детям и просит их найти вторую пару. Более сложный вариант игры: взрослый, раздав картинки, рассказывает об изображенном предмете на загаданной им карточке, но её не показывает. Дети должны найти соответствующую картинку. |
Сложи картинку Цель: воспитание умения сравнивать, обобщать, складывать целый предмет из его частей, воли, усидчивости. Оборудование: целые картинки с изображением разных предметов; такие же картинки, но разрезанные. Ход игры. Взрослый знакомит детей с картинками. Они называют, что на них изображено. Взрослый берёт часть какой-нибудь картинки и выясняет, какой именно. Затем дети ищут остальные части той же картинки, складывают её. Усложнённый вариант: соревнование. Так же проводится игра и с разрезными кубиками. | Одинаковых найди Цель: развитие умения сравнивать предметы, находить сходство и отличия; связной речи. Оборудование: разнообразные игрушки, среди которых обязательно должны быть одинаковые. Ход игры. Взрослый ставит на столе игрушки. Дети рассматривают их и по сигналу взрослого: «Раз, два, три! Одинаковых найди!» находят одинаковые игрушки. Для усложнения игры взрослый ставит игрушки (почти одинаковые) среди других (например, две матрёшки, одинаковые по размеру, но в разных платочках). |
К дереву беги! Цель: воспитание умения быстро ориентироваться в пространстве; закрепление знаний о деревьях. Оборудование: игра проводится на улице. Ход игры. На прогулке взрослый говорит, что на участке растут разные деревья, затем описывает одно из них. Дети должны догадаться, о каком дереве идёт речь и по сигналу воспитателя «Раз, два, три, к дереву - беги» подбегают к этому дереву и называют его. Так игра продолжается, пока не назовут почти все деревья, растущие на участке. | Кто подойдет, пусть возмет! Цель: воспитание умения находить наиболее характерные признаки предметов, развитие внимания, памяти, мышления, правильной речи. Оборудование: различные предметы в комнате. Ход игры. Взрослый загадывает предмет и рассказывает о нём, не называя сам предмет. Дети догадываются, о чём идёт речь, и первый догадавшийся ищет и приносит взрослому загаданную вещь. . |
Заполни пустые клетки Цель: закрепление представлений о геометрических фигурах, умение сопоставлять и сравнивать две группы фигур, находить отличительные признаки. Оборудование: таблицы с тремя строчками и тремя столбцами, в клеточках которых расположены цветные геометрические фигуры по принципу «Третий недостающий» с двумя пропусками по числу игроков, набор из трех геометрических фигур трех цветов для каждого игрока. Ход игры. Детям предлагается заполнить пустые клеточки таблицы. Выигрывает тот, кто правильно и быстро справится с заданием. Затем игроки могут поменяться таблицами. | Похож – не похож Цель: воспитание умения сравнивать предметы по представлению, находить признаки сходства и различия, узнавать предметы по описанию. Ход игры. Каждый играющий загадывает два предмета и должен рассказать, чем эти предметы похожи и чем они отличаются друг от друга. Играющий загадывает свою загадку другому участнику игры. Тот должен отгадать эту загадку и загадать свою следующему. |
Сравни и запомни Цель: развитие умения осуществлять зрительно-мысленный анализ способа расположения фигур и их сравнение; закрепление представлений о геометрических фигурах. Оборудование: таблицы из трех строк и трех столбцов, в клеточках которых три, различные по форме геометрические фигуры, расположенные по принципу «третий недостающий» с двумя пустыми клеточками и набор геометрических фигур по числу участников. Ход игры. Каждый ребенок должен заполнить пустые клеточки своей таблицы. Выигрывает тот, кто правильно справится с заданием. | Найди такую же маску Цель: учить детей сравнивать предметы, развивать внимание, связную речь. Оборудование: маска – образец и к ней набор из пяти масок, четыре из которых отличаются от заданной формой (цветом) глаз, ушей, рта, носа, волос. Ход игры. Детям предлагается найти похожую на образец маску, обосновав свой выбор и объясняя почему не подходят другие маски. |
Разложи картинки Цель: учить сравнивать предметы по длине (ширине, высоте, толщине, величине), развивать глазомер, активизировать словарь сравнительных степеней прилагательных.. Оборудование: пять карточек с карандашами разной длинны (мостами разной ширины, домами разной высоты, деревьями разной толщины, мячами разной величены). Ход игры. Ребенку предлагается построить возрастающий или убывающий ряд. | Собери пирамидку правильно Цель: учить сравнивать предметы по величине, развивать глазомер, внимание. Оборудование: пирамидка с кольцами разного размера. Ход игры. Ребенку предлагается собрать пирамиду, выбирая каждый раз самое большое кольцо из оставшихся. |
Почини вагончики Цель: учить детей сравнивать предметы по длине, развивать глазомер и учить использовать мерки. Оборудование: вагончики разной длинны, соответствующие по длине мастерские. Ход игры. Каждый вагончик ремонтируют в мастерской, соответствующей длинны. Взрослый предлагает детям отвести вагончик в мастерскую.
| Чем похожи и чем отличаются Цель: учить детей сравнивать предметы, тренировать внимание, связную речь. Оборудование: две картинки, имеющие как сходства, так и различия. Ход игры. Взрослый предлагает детям назвать признаки сходства и различия. |
Что изменилось Цель: учить детей сравнивать картинки, развивать внимание, память, связную речь. Оборудование: набор картинок с изображением одного и того же предмета, который отличаются каким-либо одним признаком. Ход игры. Ребенок рассматривает одну из предложенных картинок, затем рядом кладется другая и взрослый спрашивает, что изменилось. Ребенок отвечает, затем рядом выкладывается следующая картинка. | Чья тень Цель: учить детей сравнивать предметы, развивать внимание, связную речь. Оборудование: три предметных картинки и тень одной из них. Ход игры. Ребенку предлагается найти картинку по тени, а затем объяснить, почему это не может быть тенью двух остальных картинок. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека игр для развития правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста
Упражнения на дыхание необходимо выполнять ежедневно, включая их в физкультурно-оздоровительную гимнастику; во время занятий, включая их в организующий момент или в физкультминутку. Упражнения лучше п...
Картотека игр для развития правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста.
Картотека игр для развития правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста.Упражнения на дыхание необходимо выполнять ежедневно, включая их в физкультурно-оздоровительную гимнастику; во врем...
Методические рекомендации «Развитие творческого мышления и речи детей дошкольного возраста через ТРИЗ - технологию путём составления загадок»
Методические рекомендации для педагогов...
Картотека игр по развитию операций мышления (анализирование) у детей дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР).
Картотека игр по развитию операций мышления (анализирование) у детей дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР)....
Картотека игр по развитию операций мышления (классификация) у детей дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР).
Картотека игр по развитию операций мышления (классификация) у детей дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР)....
Картотека игр по развитию операций мышления (обобщение) у детей дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР).
Картотека игр по развитию операций мышления (обобщение) у детей дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР)....
Картотека игр по развитию операций мышления (синтез) у детей дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР).
Картотека игр по развитию операций мышления (синтез) у детей дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР)....