Картотека игр по развитию операций мышления (классификация) у детей дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР).
картотека по коррекционной педагогике
Картотека игр по развитию операций мышления (классификация) у детей дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР).
Скачать:
Предварительный просмотр:
Какой предмет? Цель: развитие представлений о величине предметов, умения классифицировать предметы по определенному признаку(величина, цвет, форма); развитие быстроты мышления. Ход игры. Взрослый называет одно слово, а дети должны перечислить как можно больше предметов, которые можно обозначить этим словом. Например, Длинный – платье, верёвка, день, шуба… Кто вспомнит больше слов, тот и выиграл. | Назови три предмета Цель: упражнять в классификации предметов, активизировать словарь обобщающих понятий, развивать координацию движений. Оборудование: мяч. Ход игры. Взрослый называет слово (например, «мебель», «цветы» и т.д.) и бросает кому-нибудь мяч. Поймавший мяч должен назвать три слова, которые можно назвать этим словом. ( «Мебель» – «Диван, стул, стол».) Другой вариант игры – дети, наоборот, по нескольким видовым понятиям учатся находить родовые. ( « Малина, клубника, смородина» – «Ягоды») Более сложный вариант – взрослый во время одной игры меняет задание: то называет видовые понятия, и дети находят родовые, то называет родовые понятия, а дети указывают видовые. |
Отвечай быстро Цель: упражнять в классификации предметов (по цвету, форме, качеству), активизировать словарь: цвета и их оттенки, слов обозначающих форму и качество предмета, развивать координацию движений. Оборудование: мяч. Ход игры. Взрослый, держа в руках мяч, становится вместе с детьми в круг и объясняет правила: педагог называет какой-либо цвет и бросает кому-нибудь из детей мяч. Тот, кто поймает мяч, должен назвать предмет этого цвета, потом назвать любой цвет и перебрасывает мяч следующему. Тот тоже ловит мяч, называет предмет, свой цвет и т.д. В следующий раз за основной признак берётся форма или материал, из которого сделаны предметы. Игру можно усложнить, предложив называть не один, а два или несколько предметов. | Где какие фигуры лежат Цель: учить распределять фигуры в соответствии с их признаками, развивать внимание.. Оборудование: набор фигур, таблица с тремя предметными картинками по вертикали и четырьмя геометрическими формами по горизонтали. Ход игры. Играют двое. У каждого набор фигур. Делают ходы поочередно. Каждый ход состоит в том, что кладется одна фигура в соответствующую клеточку таблицы. За каждую ошибку в расположении фигур зачисляется штрафное очко. Выигрывает тот, кто набрал их меньше. Можно еще выяснить, сколько рядов (строк) и сколько столбцов имеет таблица, какие фигуры располагаются в верхнем ряду, среднем, нижнем; в левом столбце, во втором справа, в правом столбце. |
Архитектор Цель: учить детей классифицировать предметы по какому-либо признаку, развивать внимание, мелкую моторику. Оборудование: картинки с изображениями домов с разным количеством этажей, с разной формой крыши, разного цвета из разного материала (кирпич, дерево). Ход игры. Детям предлагается разделить дома на группы по какому-либо признаку и построить из них города, например: город с одноэтажными домами и город с многоэтажными, город с треугольными крышами и город с крышами в форме трапеции. | Дерево Цель: учить детей классифицировать предметы по цвету, форме и величине, развивать внимание, зрительное восприятие. Оборудование: схематическое изображение дерева, от ствола которого идут ветки разного цвета, на них листья разной формы, набор геометрических фигур, разного цвета и размера. Ход игры. Детям предлагается собрать опавшие листочки и вернуть их на места. Выигрывает тот, кто соберет без ошибок. |
Фотограф Цель: упражнять детей в умении классифицировать, активизировать словарь животных, рыб, птиц. Оборудование: кубики, картинка с изображением леса, водоема. Ход игры. Из кубиков выкладывается дорожка к лесу, водоему. Ребенок объявляет: «Буду фотографировать птиц!», далее шагает от кубика к кубику, называя возле каждого птицу. | Отвечай быстро Цель: учить детей классифицировать предметы (по цвету, форме, качеству), развивать координацию движений, слуховое внимание. Оборудование: мяч. Ход игры. Например, основной признак классификации качество предмета. Ведущий: «Деревянный», - бросает мяч. «Стол», - отвечает ребенок, поймавший мяч и предлагает свое слово: «Каменный» и бросает мяч следующему игроку. |
Вершки и корешки Цель: учить детей классифицировать овощи по признаку: съедобное – несъедобное, развивать координацию движений. Оборудование: картинки или муляжи овощей. Ход игры. Взрослый показывает овощ, если съедобные корешки, то дети приседают и кладут руки на пол, сказав: «Корешки», если съедобные вершки – дети встают на носочки, подняв руки вверх, говоря: «Вершки». | Что где растет Цель: учить группировать растения по месту их произрастания, развивать внимание, связную речь. Оборудование: картинки с лесом, полем, садом, огородом и картинки с растениями. Ход игры. Игра по принципу лото. |
Отвечай быстро Цель: учить детей классифицировать предметы по различным признакам, развивать внимание, связную речь. Оборудование: таблица из девяти клеток, в каждой из которых изображение птицы, животного или насекомого. Ход игры. Кто быстрее скажет, как можно назвать всех, кто нарисован в первом ряду? Сколько всего птиц на таблице? Кого больше: зверей или насекомых? На сколько групп можно разделить всех, кто нарисован? Чем похожи животные первого столбика? И т.п. | Подбери ткань Цель: упражнять в классификации одежды по сезонному признаку, развивать связную речь. Оборудование: трафареты одежды и лоскутки ткани. Ход игры. Взрослый предлагает детям подобрать лоскут ткани для соответствующего вида одежды. |
Определить вид транспорта Цель: учить детей классифицировать транспортные средства по признаку: водный, воздушный, наземный, подземный, развивать слуховое внимание, координацию движений. Оборудование: картинки с изображением транспорта. Ход игры. Взрослый поднимает картинку с изображением транспортного средства. Если это воздушный транспорт – дети разводят руки в стороны и говорят: «Воздушный»; если водный – показывают руками волну; если подземный – приседают на корточки; если наземный – показывают круговые движения руками. | Выдели лишнее Цель: учить детей классифицировать предметы по цвету, форме, размеру, количеству, положению в пространстве, назначению, материалу и т.п, учить сравнивать предметы, развивать внимание. Оборудование: ряд из четырех картинок, одна из которых отличается от остальных по одному из признаков. Ход игры. Детям предлагается найти лишнюю картинку и объяснить, обосновать свое решение. |
Помири игрушки Цель: учить детей классифицировать предметы, развивать связную речь. Оборудование: мягкие игрушки, наборы картинок по тематическим группам. Ход игры. Игрушки поссорились – не могут разделить картинки. Взрослый предлагает детям помирить их, т.е. дать по одной картинке животного, птицы, насекомого и т.д. Или одна игрушка просит дать ей картинки животных, другая птиц, и т.д. | Развези товар по магазинам Цель: учить детей классифицировать предметы, развивать связную речь. Оборудование: машинка и набор предметных картинок магазины с символическим изображением тематических групп картинок. Ход игры. Дети по очереди становятся водителями и везут товар в магазин. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр для развития правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста
Упражнения на дыхание необходимо выполнять ежедневно, включая их в физкультурно-оздоровительную гимнастику; во время занятий, включая их в организующий момент или в физкультминутку. Упражнения лучше п...

Картотека игр для развития правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста.
Картотека игр для развития правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста.Упражнения на дыхание необходимо выполнять ежедневно, включая их в физкультурно-оздоровительную гимнастику; во врем...

Методические рекомендации «Развитие творческого мышления и речи детей дошкольного возраста через ТРИЗ - технологию путём составления загадок»
Методические рекомендации для педагогов...

Картотека игр по развитию операций мышления (анализирование) у детей дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР).
Картотека игр по развитию операций мышления (анализирование) у детей дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР)....

Картотека игр по развитию операций мышления (обобщение) у детей дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР).
Картотека игр по развитию операций мышления (обобщение) у детей дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР)....

Картотека игр по развитию операций мышления (синтез) у детей дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР).
Картотека игр по развитию операций мышления (синтез) у детей дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР)....

Картотека игр по развитию операций мышления (сравнение) у детей дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР)
Картотека игр по развитию операций мышления (сравнение) у детей дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР)....