Исследовательский проект «Возраст первоклассника и развитие здоровья»
тест по коррекционной педагогике
Исследовательский проект «Возраст первоклассника и развитие здоровья» (исследования состояния развития детей на обследовании при приёме в школу в немецких вальдорфских школах). Исследования проводил Штутгартский Institut IPSUM. Материал остается актуальным и интересен для проведения диагностических исследований детей 6-7 лет (дошкольников и первоклассников). Материал оставляю в том виде, в котором с нами поделились немецкие коллеги вальдорфских школ. Многие тесты похожи на те, что мы с вами проводим в своей работе, но есть и интересные, которыми можно пополнить свою картотеку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
medopedosmotr_ru_na_sayt.doc | 274.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Уважаемые коллеги! Хочу поделиться с вами материалами конференции исследования состояния развития детей на обследовании при приёме в школу в немецких вальдорфских школах: Исследовательский проект «Возраст первоклассника и развитие здоровья». Исследования проводил Штутгартский Institut IPSUM. Материал остается актуальным и интересен для проведения диагностических исследований детей 6-7 лет (дошкольников и первоклассников). Материал оставляю в том виде, в котором с нами поделились немецкие коллеги вальдорфских школ. Многие тесты похожи на те, что мы с вами проводим в своей работе, но есть и интересные, которыми можно пополнить свою картотеку.
Перечень необходимых действий для проведения обследования
I Информация для родителей
- раздать информационные листовки родителям выполнено 0
- раздать родителям заявления о согласии на обследование выполнено 0
(лучше вручить лично, чем переслать по почте)
Чтобы подготовить родителей к обследованию детей при приёме в школу и заполнению анкеты о здоровье, важно вовремя проинформировать их о целях и смысле, а также о ходе обследования и о конфиденциальности всей информации: например, сделать сообщение о салютогенетических началах вальдорфской педагогики и таким образом представить исследование на информационном родительском вечере или на вводном семинаре для родителей будущего первого класса.
II Приёмное обследование
Использовать анкеты 20___ года!!! выполнено 0
1.Скопировать анкеты и приготовить их к обследованию
Перед ксерокопированием:
- Написать название школы и почтовый индекс выполнено 0
- В зависимости от обстоятельств внести информацию о лице, проводящем обследование и его профессии (если профессия постоянная) выполнено 0
После ксерокопирования, перед обследованием
- Проверить качество ксерокопий, особенно
в случае с двусторонними копиями выполнено 0
- Непосредственно перед обследованием написать имя,
пол и дату рождения ребёнка выполнено 0
- Написать дату проведения обследования, если она уже известна выполнено 0
- Написать, посещал ли ребёнок вальдорфский детский сад и,
если известно, была ли его кандидатура отклонена в результате
обследования в прошлом году выполнено 0
2.Собрать заявления о согласии у родителей выполнено 0
3. Проверить после обследования, полностью ли заполнены анкеты
III. Медицинский осмотр
Использовать анкеты для родителей 20____ года!!! выполнено 0
1.Скопировать анкеты
перед ксерокопированием
Написать название школы и почтовый индекс выполнено 0
После ксерокопирования
1)Проверить качество ксерокопий, особенно,
в случае с двусторонними копиями выполнено 0
2)Непосредственно перед обследованием написать имя,
пол и дату рождения ребёнка выполнено 0
- Разложить страницы анкет по порядку и подшить в папки! выполнено 0
(иначе все перемешается!)
Подготовить конверт для обратной пересылки выполнено 0
Вместе с анкетой родители получают почтовый конверт формата A5 (DIN-A5) с надписью «Ipsum-Институт» и именем ребенка. Таким образом родители могут вернуть запечатанный конверт в школу, и обратную пересылку анкет в институт можно проконтролировать.
2.Раздать анкеты выполнено 0
Анкеты раздают прежде всего тем родителям, чьи дети должны быть приняты в школу. В тех случаях, когда готовность к школе или принятие в школу еще под вопросом, лучше заранее раздать анкеты для заполнения этим родителям. Момент, когда лучше всего раздать анкеты, должна определить сама школа, принимая во внимание время проведения соответствующего обследования, например в конце работы приемной комиссии.
(Анкеты для родителей рассылаются в школы в середине декабря)
3. Проверить возврат анкет выполнено 0
Анкеты должны заполняться до приёма в первый класс (поэтому их нужно вовремя раздать)
Примерно за 4 недели до конца учебного года надо проверить, какие анкеты возвращены. Недостающие анкеты востребовать особенно с тех родителей, которые написали заявление о согласии на обследование.
Возраст первоклассника и развитие здоровья Анкета 20___ |
Школа ________ ___________________ почтовый индекс, город_______________
Лицо, проводящее обследование____________ Врач □ Учитель □ Терапевт □ другое □
Фамилия ребёнка:______________________________Имя:________________________
(пожалуйста, очень разборчиво)
дата рождения: число:___месяц:___год:_________
дата проведения обследования: число:___месяц:___год:_________
тип родов: нормальные роды □ кесарево сечение □ Замечания________________________
на каком сроке рожден/а: нормальный срок □ преждевременные роды□
на ___________ неделе беременности
посещал/а ли вальдорфский детский сад: да □ нет □
в прошлом году в Вальдорфскую школу не принят/а: нет □ да □ причины_________________
- Особенности телосложения
1 Изменения фигуры | Вытягивание конечностей, появление суставов, уплощение живота/грудной клетки, начинающееся образование талии (см Руководство) | Да □ нет □ в переходном состоянии□ | |||
2 Смена зубов | Смена зубов еще не началась □ смена зубов началась □ Шатающиеся зубы□ выпавшие зубы□ новые коренные зубы□ | ||||
3а Рост см | 3б размах рук см | 3в обхват головы см | 3г Вес кг |
- Исследование моторики
Короткое пояснение результат
4а Ходьба по канату спиной вперед | Дорожка, по которой ребёнок идет спиной вперёд, балансируя | Сколько раз оступился: | ||||||||||||||||||
4б Ходьба по канату спиной вперёд | Дорожка, по которой ребёнок идет спиной вперёд, балансируя, оценка качества. Отметить крестиком (см Критерии оценки) | I | II | III | IV | V | ||||||||||||||
5а Прыжки на одной ноге | Подпрыгнуть на каждой ноге 10 раз, стоя на нарисованном кресте (отметить крестиком для каждой ноги) | 9-10р | 7-8р | 5-6р | 3-4р | Меньше 3р | ||||||||||||||
Л | Р | Л | Р | Л | Р | Л | Р | Л | Р | |||||||||||
5б Прыжки на одной ноге | Оценить качество для каждой ноги в отдельности (см Критерии оценки) | лев | прав | |||||||||||||||||
I | II | III | IV | V | I | II | III | IV | V | |||||||||||
6а Прыжки в стороны | В соответствии с Руководством | Количество прыжков за 10 секунд: раз | ||||||||||||||||||
7 Последовательные соединения большого пальца руки с остальными пальцами | Проверка каждой руки в отдельности, по одной последовательности туда и обратно. отметить крестиком (см Критерии оценки) | Лев | прав | |||||||||||||||||
I | II | III | IV | V | I | II | III | IV | V | |||||||||||
8 Быстрые повороты руки | Проверка каждой руки в отдельности, ребенок стоит перед взрослым (см Критерии оценки) | лев | прав | |||||||||||||||||
I | II | III | IV | V | I | II | III | IV | V |
III Исследование сенсорики и познавательных способностей (сенсорно-когнитивное исследование)
9 Повторение ритма | Повторение трёх ритмических последовательностей: vv—vv—/ —vv— —/ vvvv— — допускается одно повторение каждой последовательности | 1-й ритм | 2-й ритм | 3-й ритм | |||||
1-я попытка | |||||||||
2-я попытка | |||||||||
Не получается | |||||||||
10 Повторение последовательнос-ти слогов | Повторить 3 слоговых последовательности: То-па-мо-ки Ка-то-пи-на-фе Га-ли-но-ма-ре-зе | 1-я последовательность | 2-я последовательность | 3-я последовательность | |||||
1-я попытка | |||||||||
2-я попытка | |||||||||
Не получается | |||||||||
11а Зрительное определение количества | Определить на глаз количество каких-либо разноцветных предметов, предварительно их не пересчитывая | Узнаёт 6 | |||||||
Узнаёт 4 | |||||||||
Не узнаёт сразу ни 6, ни 4 | |||||||||
11б Счёт вслух | Ребёнок смог досчитать от 10 до 20 без ошибок | ||||||||
Ребёнок начал считать заново с 1 и досчитал до 20 без ошибок | |||||||||
Ребёнок считал с ошибками | |||||||||
11в Память на числа | Нужно вспомнить после пересчитывания количество бусин/камешков под ладонью (в общей сложности 10) | Ребёнок помнит все 10 бусин | |||||||
Ребенок не помнит верное число | |||||||||
11г Запоминание количества цветных предметов | Нужно вспомнить, количество (6 и 4) разноцветных бусин/камешков под ладонью | Ребенок помнит, и 4, и 6 | |||||||
Ребёнок помнит одно из двух множеств | |||||||||
Ребёнок не помнит ни то, ни другое | |||||||||
12 Узнавание предмета по форме | Ребёнок узнает ёлочку, даже если рисунок лежит на столе | ||||||||
Ребёнок узнает ёлочку после того, как рисунок поставили вертикально | |||||||||
Ребёнок не узнает ёлочку (вместо неё, к примеру молнию, лестницу, горы…) | |||||||||
13 Срисовывание фигур | Ребёнку показывают, как рисовать фигуру, не называя её, ребёнок срисовывает (см Критерии оценки) | ||||||||
Крест | I | II | III | IV | V | ||||
Рыба | I | II | III | IV | V |
Как обследовался ребёнок? индивидуально..□ в группе □ частично в группе □
Результаты обследования (вне зависимости от того, идет ли он в нашу школу):
Ребенок, по нашему мнению, готов к школе .. □
Ребенок, по нашему мнению, условно готов к школе.. □
Ребенок, по нашему мнению, не готов к школе.. □
Дальнейшие действия:
Ребенок идет в школу □
Ребёнок не идет в школу □
Он остаётся в детском саду □
Его воспитывают дома □
Он идёт в подготовительный класс □
Он идет в класс начальной ступени обучения □
Замечания:
Заполненную анкету отправьте, пожалуйста, по адресу: Institut IPSUM, Libanonstr. 3, 70184 Stuttgart
Исследовательский проект «Возраст первоклассника и развитие здоровья»
Исследования состояния развития детей на обследовании при приёме в школу
в немецких вальдорфских школах
Руководство к проведению обследования
Убедительная просьба точно придерживаться нижеследующих указаний при проведении обследования. Только в этом случае возможна научная оценка собранной информации. Также важно, чтобы в анкетах были ответы на все вопросы, в противном случае вся анкета целиком становится непригодна для оценки.
Если какой-либо ребёнок не может принять участие в части исследования, отметьте эту часть, пожалуйста, буквой «Н» рядом с ответами в анкете.
- Особенности телосложения
1 Изменения фигуры
Критерии оценки: Исчезновение младенческой округлой конституции с короткими членами, детскими ручками и толстым животом. Тело зрительно можно разделить на части, начинает обозначаться середина тела. Из-за смены зубов и формирования околоносовых пазух средняя часть лица и нос увеличиваются, из-за уплощения грудной клетки появляется талия. Шея заметнее отделяет голову от туловища, конечности вытягиваются, выделяются суставы, и формируется свод стопы.
2.Смена зубов
В этом возрасте следует ожидать: смену 1 и 2 резцов, а также появление новых зубов - 6х коренных. Т.к. у последних нет предшественников в виде выпавших молочных зубов, их появления часто остается незамеченным ни детьми, ни родителями, так что нельзя полагаться на их слова относительно того, прорезались зубы или нет. Заглянув в рот, можно увидеть за 5-м молочным зубом (по возможности пересчитать!) новый большой коренной зуб или его показавшуюся вершину и слегка припухшую десну.
3.а-г Биометрические параметры
3а Рост
измеряется без обуви, следить за прямой осанкой
3б Размах рук
Измеряется расстояние от кончика самого длинного пальца одной руки до кончика самого длинного пальца другой руки, руки при этом горизонтально растянуты
3в Обхват головы
Измеряется выше линии бровей, горизонтально, следует снять с волос все украшения
3г Вес
Измеряется в килограммах, следует снять обувь, а также тяжелые кофты или свитера
II Исследование моторики
Подготовка к исследованию моторики (см рисунок): На пол наклеивается полоса длиной 3 м и шириной 2 см (линия А-В). Две дополнительные полосы длиной 100 см наклеиваются под прямым углом к основной линии, одна на расстоянии 50 см от точки А, другая - на расстоянии 50 см от первой. Следующие две полоски соединяют концы этих поперечных полосок таким образом, чтобы возникли два поля.
4. Ходьба по канату задом наперёд (Наблюдение чувства равновесия, координации движений, общей моторики, ориентации в пространстве при движении назад)
Выполнение: Ребенок становится на трехметровую полосу на точку С и идет 2-3 шага вперёд по направлению к точке А. Затем ребенок разворачивается и идет спиной вперед по всей длине полосы.
Взрослый перед этим показывает, как идти вперед, а также первые шаги движения назад. Оценивается только путь, который ребёнок проделал назад. Следует обратить внимание на то, чтобы ребенок ставил одну стопу точно позади другой. Расстояние между ступнями не должно превышать 2 см.
Следует отметить:
4а) как часто ребёнок оступается, отступает в сторону
4б) качество ходьбы по канату:
- ребёнок идет уверенно, руки расслаблены
- он идет уверенно, но руки напряжены
- идет неуверенно и пошатываясь
- идет по линии крайне напряженно, движения неловкие
- не в состоянии одолеть все расстояние или вообще не может идти задом наперёд
5. Прыжки на одной ноге (Проверка общей моторики, чувства равновесия, координации движений)
Выполнение: На полу намечен цветным скотчем крест (две полоски каждая длиной 25 см и шириной 2 см). Далее ребёнка просят подпрыгнуть 10 раз на каждой ноге на одном месте, так чтобы он не сходил с середины креста. Ногу, несущую меньшую нагрузку, нужно держать расслабленной, и при этом не поджимать и не поворачивать внутрь.
Следует отметить для каждой ноги в отдельности:
5а) Количество прыжков: 9-10 р, 7-8 р, 5-6 р, 3-4 р, меньше 3-х р
5б) Оценка качества прыжков:
- пружинистые, легкие и ритмичные, нога остаётся на середине креста
- пружинистые, легкие и ритмичные, ребёнок ускакал с середины креста
- неритмичные и/или судорожные прыжки
- неритмичные прыжки, сопровождаемые посторонними движениями (компенсаторными движениями?)
- ребенок не в состоянии прыгать на одной ноге или прыгает с трудом.
6. Прыжки в стороны
(Проверяется координация всего тела, общая моторика и физическое развитие)
Выполнение (см рисунок): Ребёнок стоит возле линии А-В на Поле 1, лицом к проводящему исследование, который стоит в точке А. Ребёнок должен прыгать с 1-го поля на 2-е и обратно в течение 10 секунд, не задевая полосу между ними, ноги следует держать вместе. Перед началом испытания допускается сделать 5 пробных прыжков.
Как объяснить ребёнку, что от него требуется: «Встань-ка на полоску, как я. Получится у тебя как можно чаще прыгать с одной стороны на другую, не наступая на линию? Я покажу. Вот я тебе показываю. Теперь попробуй прыгать, не переставая, пока я не скажу СТОП».
Следует отметить:
6а) количество прыжков за указанное время:
НЕ считаются: прыжки, выполняя которые ребенок наступает на среднюю или боковые линии, или заступает за обозначенные границы, кроме того, двойные прыжки или прыжки, не выполненные обеими ногами.
6б) качество прыжков в стороны:
- пружинистые, легкие и ритмичные, ребёнок не наступает на линии
- пружинистые, легкие и ритмичные, ребенок иногда наступает на линии
- неритмичные и/или судорожные прыжки
- неритмичные прыжки, сопровождаемые посторонними движениями (компенсаторными движениями?)
- ребенок не в состоянии прыгать из стороны в сторону или прыгает с трудом.
7. Последовательные соединения большого пальца руки с остальными пальцами
(Показывает уровень развития мелкой моторики, а также показывает, возможны ли уже изолированные движения без ассоциированных с ними движений)
Выполнение: ребенок стоит взрослым, взрослый сидит. Ребенок по порядку соединяет пальцы руки с большим пальцем той же руки, от указательного до мизинца и обратно. Рука согнута в локте под углом 90°, так что ладонь смотрит на взрослого, другая рука расслабленно свисает (не лежит на столе, не прячется в кармане или рукаве и т.п.). Последовательность движений сначала демонстрируют и при этом говорят: «Каждый пальчик, один за другим, дотрагивается до большого пальца, сначала в одну сторону, а потом в другую». При этом не нужно использовать никаких ритмичных стихов. Далее ребёнку говорят проделать одну последовательность каждой рукой, один раз в одну сторону, и один раз обратно.
Следует отметить для каждой руки в отдельности:
- Движения свободные и уверенные, и другая рука одновременно не двигается
- Движения свободные, пальцы другой руги слегка шевелятся
-движения тяжёлые, сопровождаемые четкими движениями другой руки
- последовательность выполняется напряжённо, но все-таки в правильном порядке, сопровождается напряжёнными движениями другой руки
- очень неловкие и неуклюжие движения, ошибки в выполнении последовательности
8. Быстрые повороты руки в локтевом суставе
(С помощью так называемого диадохокинеза можно увидеть способность координации целых последовательностей движений и свободного управления движениями без неосознанных дополнительных движений другой руки)
Выполнение: ребенок стоит перед взрослым, взрослый сидит. Рука согнута в локте под углом 90°, при этом локоть слегка прижат к грудной клетке. Другая рука расслабленно свисает (не лежит на столе, не прячется в кармане или рукаве и т.п.), голова поднята вертикально, не отклоняется в стороны. Движения быстро демонстрируют ребёнку, при этом ладонь четко поворачивается вверх и вниз 4 раза в секунду. Потом ребёнка просят, попробовать выполнить это движение самостоятельно.
Следует отметить для каждой руки в отдельности:
- Движения свободные, возможны без сопровождающих движений другой руки
- Движения свободные, сопровождаются лёгкими движениями другой руки
- Движения неуверенные и/или сопровождаются чёткими движениями другой руки
- Движения выполняются неловко и напряженно и/или сопровождаются судорожными движениями другой руки
- движения тяжёлые или неуклюжие, при этом задействованная рука пытается распрямиться или согнуться в плечевом или локтевом суставах.
III Исследование сенсорики и познавательных способностей (сенсорно-когнитивное исследование)
Для выполнения 9-12 заданий необходимо обследовать каждого ребенка по отдельности |
9. Повторение ритма
(Испытание направлено на то, чтобы выявить, воспринимается ли ритм на слух дифференцированно, и может ли ребёнок запомнить и воспроизвести услышанное. Для выполнения упражнения требуется умение целенаправленно слушать, наблюдательность и способность выделить последовательность, а также концентрация, которые являются основными умениями для обучения в школе)
Выполнение: Чтобы исключить искажения результатов из-за неуверенной координации двух рук, ритм нужно не прохлопывать, а выстукивать костяшками пальцев по столу (не стучать под столом!)
Человек, проводящий обследование и ребёнок кладут кулаки на стол. Взрослый говорит:
«Я простучу сейчас какой-то ритм, а ты повторишь за мной. Слушай внимательно!»
Каждую ритмическую последовательность следует проверять по отдельности и повторять максимальное количество раз, говоря при этом: «Послушай ещё разок внимательно и попробуй ещё раз».
Используются три ритма:
- Ритм: короткий-короткий-длинный- короткий-короткий-длинный
- Ритм: длинный- короткий-короткий-длинный- короткий-короткий
- ритм: короткий-короткий-короткий-короткий- длинный - длинный
Следует отметить:
Для каждого ритма в отдельности, получилось ли его повторить с первой или со второй попытки, или вообще не получилось. Пожалуйста, отметьте крестиком соответствующий пункт в анкете.
10 Повторение последовательности слогов
Проверяется способность ребёнка целенаправленно слушать и различать, запоминать и правильно повторять неизвестные звуковые и слоговые последовательности. Используются следующие три последовательности слогов
то-па-мо-ки, ка-то-пи-на-фе, га-ли-но-ма-ре-зе
Здесь специально подобраны такие последовательности, где невозможно узнать какое-либо знакомое слово. Таким образом, исключается возможность повторить услышанное только с помощью аудитивного узнавания. Кроме того дети из немецких семей не имеют преимущества перед детьми из иностранной среды.
Выполнение: Взрослый проговаривает каждую комбинацию и просит ребёнка повторить. Важно, чтобы человек, проводящий обследование, очень чётко артикулируя каждую слоговую комбинацию, произносил её как одно связное слово. Следует избегать долгих пауз между слогами, т.к. подобное произношение слишком сильно отличается от естественного речевого потока.
Кроме того, следует следить за тем, чтобы ребёнок не угадывал «бессмыслицу» по движениям губ взрослого.
Как объяснить ребёнку, что от него требуется: Взрослый говорит ребёнку: «Я скажу тебе сейчас два слова, они ничего не значат. Повтори их потом, пожалуйста». Каждую слоговую последовательность нужно произносить отдельно и повторять максимальное количество раз, и говорить при этом: «Послушай ещё раз внимательно». Когда работа с одной последовательностью завершена, можно перейти к следующей.
Следует отметить:
Для каждой слоговой последовательности, получилось ли её повторить с первой или второй попытки, или вообще не получилось. Пожалуйста, отметьте крестиком соответствующий пункт в анкете.
11а Зрительное определение количества предметов
С помощью этого простого упражнения можно установить, насколько уже силы памяти освободились от привязанного к настоящему моменту чувственного восприятия. Выполняя это упражнение, ребёнок сначала считает какие-то предметы, потом что-то с ними делает, а затем его просят вспомнить сколько их было. Этот опыт одновременно показывает нам, в каких числах ребенок уже ориентируется и какое количество предметов он может определить непосредственно.
Выполнение: 10 стеклянных шариков/камешков/бусин кладут на стол – 6 красных и 4 синих. Ребёнку задают вопрос: «Сколько здесь камешков?». Когда ребёнок все посчитал и сказал «10», шарики группируют по цвету (пожалуйста, проследите, чтобы они не были так сгруппированы, как точки на игральных костях) и задают вопрос: «Сколько здесь синих камешков? Можешь сказать, не считая?» Если ребёнок не может, ему разрешают посчитать. Точно также выполняют упражнение с группой, где шариков/камешков больше, т.е. с красными камешками. В этом упражнении нужно определить, какое количество ребёнок узнает зрительно, не считая камешки.
Под конец камешки незаметно прикрывают ладонью и спрашивают ребёнка, умеет ли он считать дальше, и он считает до 20. Потом показывают на ладонь, прикрывающую камешки и задают вопрос: «Ты еще помнишь, сколько всего там было камешков, которые теперь у меня под рукой?». Если ребёнок ответил, задают следующий вопрос: «А сколько там синих?», - и после того, как ребёнок ответил: «А сколько красных?»
Следует отметить:
А. Может ли ребёнок определить количество предметов?
Б. Сумел ли ребёнок посчитать с 10 до 20 без ошибок? Начал ли он считать заново с 1 и досчитал тем не менее до 20 без ошибок? Считал ли он с ошибками?
В. Может ли ребенок вспомнить общее число предметов или нет?
Г. Может ли он вспомнить соответствующее число предметов в каждой группе?
12 Узнавание предмета по форме
С помощью этого задания можно выяснить, есть ли уже у ребёнка силы, позволяющие ему достроить в уме незавершенный набросок до цельного изображения и таким образом узнать елочку.
Выполнение: На белом листе формата А-4, который вертикально лежит перед ребёнком, толстым зелёным карандашом, сверху вниз рисуют половину елочки (в соответствии с образцом 1), не называя то, что рисуют. Затем ребёнку задают вопрос: «Что это будет?»
Оценивают задание по тому, определил ли ребёнок, т.е. правильно назвал, елку или сказал, что это, к примеру, молния, стремянка, лестница и т.п. Если он не узнал елочку сразу, листок с рисунком поднимают вертикально над столом и спрашивают опять: «Что это будет?». Дети, чьё развитие сил роста и памяти находится в переходной фазе, могут часто узнать елку только в вертикальном, а не в горизонтальном положении.
Следует отметить:
- Ребёнок узнает ёлочку, даже если рисунок лежит на столе
- Ребёнок узнает ёлочку после того, как рисунок поставили вертикально
- Ребёнок не узнает ёлочку
13 Срисовывание фигур
Здесь посредством перерисовывания простых геометрических фигур проверяется зрелость зрительного восприятия и визуальной моторики, при этом стоит обращать внимание на прямые и кривые линии, а также на расположение углов. Вместе с тем из выполнения задания можно узнать, насколько ребенок уже ориентируется в направлениях пространства и пропорциях и не пугается ли он пересечений.
Выполнение: Взрослый рисует ребенку сначала крест, затем рыбу (в соответствии с образцами 2 и 3). Важно, чтобы взрослый не называл предметы. После этого ребёнка просят перерисовать соответствующую фигуру.
Отметить следует перерисовывание каждой фигуры в отдельности:
Крест (см. Критерии оценки)
-Начало и конец линии сходятся, крест хорошо узнаваем, нет ассиметрии
-ребёнку также удаётся нарисовать крест, но части креста разной длины
- ребёнку удаётся нарисовать крест, но углы между линиями сильно смещены (не образуют квадрат)
- ребёнок понял сам принцип и завершил фигуру, но у него появились дополнительные углы или исчезли некоторые внутренние углы
- форма не замкнута или задание не выполнено
Рыба (см. Критерии оценки)
- ребенок рисует фигуру правильно, в один приём, не отрывая карандаш от бумаги, пересечение линий выполняет осознанно. (Последний вертикальный штрих на конце хвоста может быть также нарисован с отрывом руки от листа)
-хотя рыба и нарисована одной линией, ребёнок колеблется перед тем, как нарисовать пересечение линий
-Рыба нарисована одной линией, но без пересечения линий
-ребёнок воспроизвёл форму рыбы, но несколько раз отрывал карандаш от бумаги
-форма рыбы искажена или совсем не получилась
Критерии оценки для анкеты.
4б) Оценка качества ходьбы по канату
I. ребёнок идет уверенно, руки расслаблены
II. он идет уверенно, но руки напряжены
III. идет неуверенно и пошатываясь
IV. идет по линии крайне напряженно, движения неловкие
V. не в состоянии одолеть все расстояние или вообще не может идти задом наперёд
5б) Оценка качества прыжков на одной ноге
I. пружинистые, легкие и ритмичные, нога остаётся на середине креста
II. пружинистые, легкие и ритмичные, ребёнок ускакал с середины креста
III. неритмичные и/или судорожные прыжки
IV. неритмичные прыжки, сопровождаемые посторонними движениями
V..ребенок не в состоянии прыгать на одной ноге или прыгает с трудом.
6б) Оценка качества прыжков в стороны
I. пружинистые, легкие и ритмичные, ребёнок не наступает на линии
II. пружинистые, легкие и ритмичные, ребенок иногда наступает на линии
III. неритмичные и/или судорожные прыжки
IV. неритмичные прыжки, сопровождаемые посторонними движениями
V. ребенок не в состоянии прыгать из стороны в сторону или прыгает с трудом
7) Последовательное соединение большого пальца руки с остальными пальцами
I. Движения свободные и уверенные, и другая рука одновременно не двигается
II. Движения свободные, пальцы другой руги слегка шевелятся
III. движения тяжёлые, сопровождаемые четкими движениями другой руки
IV. Последовательность выполняется напряжённо, но все-таки в правильном порядке, сопровождается напряжёнными движениями другой руки
V. очень неловкие и неуклюжие движения, ошибки в выполнении последовательности
8) Быстрые повороты руки
I. Движения свободные, возможны без сопровождающих движений другой руки
II. Движения свободные, сопровождаются лёгкими движениями другой руки
III. Движения неуверенные и/или сопровождаются чёткими движениями другой руки
IV. Движения выполняются неловко и напряженно и/или сопровождаются судорожными движениями другой руки
V. движения тяжёлые или неуклюжие, при этом задействованная рука пытается распрямиться или согнуться в плечевом или локтевом суставах
13)Срисовывание фигур
Крест (см следующую страницу)
I. -Начало и конец линии сходятся, крест хорошо узнаваем, нет ассиметрии
II. ребёнку также удаётся нарисовать крест, но части креста разной длины
III. ребёнку удаётся нарисовать крест, но углы между линиями сильно смешены (не не образуют квадрат)
IV. ребёнок понял сам принцип и завершил фигуру, но у него появились дополнительные углы или исчезли некоторые внутренние углы
V. форма не замкнута или задание не выполнено
Рыба (см следующую страницу)
I. ребенок рисует фигуру правильно, в один приём, не отрывая карандаш от бумаги, пересечение линий выполняет осознанно. (последний вертикальный штрих на конце хвоста может быть также нарисован с отрывом руки от листа)
II. хотя рыба и нарисована одной линией, ребёнок колеблется перед тем,как нарисовать пересечение линий
III.Рыба нарисована одной линией, но без пересечения линий
IV.ребёнок воспроизвёл форму рыбы, но несколько раз отрывал карандаш от бумаги
V. форма рыбы искажена или совсем не получилась
12 Узнавание предмета по форме
Елочка
13 Срисовывание фигур
Крест
или
Рыба
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательский проект «Формирование у детей привычек здорового питания через собственную исследовательскую деятельность или Все о пользе молока»
Исследовательский проект «Формирование у детей привычек здорового питания через собственную исследовательскую деятельность или Все о пользе молока»...
Исследовательский проект "С тренажёром подружись - сил, здоровья наберись"
Цель: Создать нестандартное спортивное оборудование своими руками из бросового материала....
Исследовательский проект – «Пейте дети молоко, будете здоровы»
Исследовательский проект – «Пейте дети молоко, будете здоровы» Продолжительность проекта – 3 недели. Тип проекта - иссл...
Исследовательский проект ««Пейте дети молоко, будете здоровы» (старшая группа) ПРОЕКТНАЯ КАРТА
Исследовательский проект ««Пейте дети молоко, будете здоровы» (старшая группа) ПРОЕКТНАЯ КАРТА Основной этап проекта 1 неделяСовместная деятельность педагогов с детьм...
Публикация статьи "Познавательно-исследовательский проект "Пейте дети молоко будете здоровы!" в сборнике "Развитие интеллектуальных способностей дошкольника" (Сборник материалов №3 межмуниципального конкурса исследовательских и проектных работ)
Цель проекта: понять пользу молока и молочных продуктов....
Педагогический познавательно - исследовательский проект по социально – коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста
Экономическое воспитание необходимо начинать со старшего дошкольного возраста, т.к. социальный и экономический эффект от повышения финансовой грамотности проявляется постепенно....