Коррекционная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья как одно из условий реализации ФГОС ДО
методическая разработка на тему
В настоящее время дошкольное образование невозможно представить без коррекционной работы, педагогам все чаще приходится сталкиваться с проблемой нарушения речевого развития у дошкольников, а значит, требуется своевременная организация коррекционной помощи. При этом здоровье детей (физическое, психическое, нравственное)- это самая актуальная проблема дошкольного образования в России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrektsionnaya_rabota.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекционная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья как одно из условий реализации ФГОС ДО
В настоящее время дошкольное образование невозможно представить без коррекционной работы, педагогам все чаще приходится сталкиваться с проблемой нарушения речевого развития у дошкольников, а значит, требуется своевременная организация коррекционной помощи. При этом здоровье детей (физическое, психическое, нравственное)- это самая актуальная проблема дошкольного образования в России.
В данное время происходит переосмысление и продуманность коррекционной программы с учетом новых федеральных государственных образовательных стандартов. Успех коррекционной - развивающей работы дошкольного образовательного учреждения определяется строгой, продуманной системой, суть которой заключается в логопедизации учебно-воспитательного процесса и деятельности детей. А именно, создание творческого союза педагогов, объединенных общими целями, построенного на основе комплексной диагностики, организацию коррекционно-образовательной среды, стимулирующей развитие ребенка.
Отмечается определенная динамика в общей структуре инвалидности: стремительно увеличивается число детей с ограниченными возможностями здоровья. Чтобы повысить энергетический запас детского организма, направить его на положительное развитие, адаптировать психику детей к жизни в современном обществе, возникла необходимость дополнить существующие программы инновационными технологиями и методиками.
Поэтому основной целью нашей работы стало использование здоровьесберегающих технологий с целью сохранения и укрепления психического и физического здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья.
Дошкольный возраст - самый благоприятный период для развития навыков речевого общения детей. В отличие от детей с нормальным развитием речи, у детей с речевыми дефектами снижена способность к модуляции голоса, имеют место нарушения музыкального слуха, темпа речи и чувства ритма, отмечается излишнее повышение мышечного тонуса при движениях, слабо развит артикуляционный аппарат, снижено слуховое внимание. Поэтому в комплексной работе по коррекции данных нарушений в нашем образовательном учреждении существенное место занимает - логоритмика, как одна из форм своеобразной активной терапии и одно из средств воздействия в комплексе методик.
Цель логоритмики: коррекция и профилактика имеющихся отклонений в развитии ребёнка-дошкольника посредством музыкально-ритмических упражнений в сопровождении речи.
Особенности логоритмики:
- в двигательные задания включается речевой материал;
- музыка не просто сопровождает движение, а является его руководящим началом;
- важное место отводится упражнениям на нормализацию мышечного тонуса.
Основными задачами коррекционной работы являются:
- развитие слухового внимания;
- развитие музыкального, тембрового, динамического, фонематического слуха;
- развитие общей и тонкой моторики, мимики, пантомимики;
- развитие пространственной организации движений, воспитание выразительности и грации движений;
- воспитание переключаемости с одного поля деятельности на другое;
- формирование, развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной координации;
- развитие физиологического и фонационного дыхания;
- развитие певческого диапазона голоса, чувства ритма;
- воспитание умения определять характер музыки, согласовывать ее с движениями;
- развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков; воспитание связи между звуком и его музыкальным образом, буквенным обозначением;
- формирование и закрепление опыта деятельности правильного употребления звуков в различных формах и видах речи.
Занятия с использованием логоритмики проводится совместно инструктором по физической культуре, музыкальным руководителем, логопедом, воспитателем в группах детей старшего дошкольного возраста.
Продолжительность деятельности зависит от возраста детей и этапа логопедической коррекции. Содержание деятельности соответствует комплексно-тематическому планированию, задачам логопедической коррекции в конкретной возрастной группе, а также с программными требованиями по музыкальному и физическому воспитанию, причём материал не выучивается заранее, упражнения могут выполняться по подражанию. Музыкальный руководитель осуществляет подбор и внедрение музыкотерапевтических произведений, а инструктор по физической культуре – упражнений на координацию речи с движением.
Мы предлагаем следующий алгоритм проведения логоритмической деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий (виды деятельности варьируются в зависимости от календарно-тематического планирования и настроя детей).
Вводная ходьба. Заключается в выполнении легких заданий, с соблюдением четкости линий построения, точного сочетания движений с началом и концом музыки. Используются различные виды ходьбы, бега в игровой форме.
Музыкально-ритмические упражнения включают в себя упражнения для развития переключаемости, объема и распределения внимания (игры «Запрещенное движение», «Передай флажок и бубен» и т. п.); упражнения на чередование напряжения и расслабления мышц, имитационные движения («Полоскание платочков», «Самолеты летят» и т.п.); движения под музыку, построения, упражнения с предметами, этюды и пляски, отхлопывание, отстукивание ритмов, упражнения на восприятие ритмов (ритмические игры «Лягушки» (прыжки под удары бубна то медленно, то быстро), «Курочки» (прохлопывание ритмического рисунка стихотворения); упражнения с предметами, пляски, импровизации, упражнения на координацию речи.
Для восприятия музыки подбираются разнообразные по характеру музыкальные произведения с учетом их эмоционального воздействия и возможностей решения коррекционных программных задач.
Упражнения, направленные на развитие дыхания, голоса, проводятся в соответствии с этапами и задачами логопедической работы. Интенсивнее – в начале года, к середине и концу их количество сокращается (произнесение звукоряда из гласных, пение вокализов, произнесение междометий, выражающих эмоции человека: «Ах!», «Ох!», и т.п.)
Для пения вначале берутся песни с короткими предложениями, а позднее с длинными, в медленном и среднем темпе. Обязательно учитываются содержание и диапазон мелодии.
Упражнения для развития мелких движений пальцев рук. Подбираются игровые упражнения на развитие ловкости, точности, переключаемости, координации, силы тонких движений, формирования опыта выполнения действий с мелкими предметами (упражнения для развития мелкой моторики с речевым сопровождением или без него в соответствии с календарно-тематическим планированием).
Упражнения для развития артикуляционной моторики и мимических движений. Применяются общепринятые артикуляционные упражнения.
В логоритмические занятия включаются любимые всеми детьми игры (игры на месте, малоподвижные и подвижные, сюжетные, несюжетные, игры-драматизации). Музыка в играх не всегда обязательна, но речевой материал вводить рекомендуется (речевая игра «Лиса и заяц», «Вокруг домика хожу», «Птицы в гнездах», хоровод «Три веселых братца», танец-игра «Вороны»).
В Творческом музицировании мы используем беззвучные и звучащие музыкальные игрушки. Большой популярностью пользуется оркестр шумовых инструментов, его значимость в том, что он включает в работу слуховой, зрительный, кинестетический анализаторы, развивает чувство ритма, мелкую моторику рук. Заключительные упражнения. Проводим в различной форме: ходьба под марш спокойного характера, слушание музыки для доведения до минимума физической и психической нагрузки детей.
При проведении логоритмической деятельности мы предлагаем учитывать ряд особенностей:
- формирование умений ребенка выполнять движения с музыкой должно носить характер игры;
- в работе с детьми хорошо использовать разнообразные пособия и игрушки, действия с которыми интересны детям;
- каждая встреча с детьми должна заключать в себе что-то новое, чтобы не иссякал интерес детей, не утомлялось их внимание;
- необходимо внимательное отношение к каждому ребенку, знание его темперамента, душевного мира, потребностей детского возраста;
- общение с детьми должно проходить в атмосфере радости, и это самое главное, так как радость - могущественное и наиболее благотворное воздействие на ребенка.
Вывод Применение приемов логоритмики способствует улучшению общего эмоционального состояния детей, улучшению исполнения качества движений: выразительности, координации, ритмичности, плавности, координации и развитию ощущений, восприятий, представлений. Стимуляции речевой функции, нормализации просодической стороны речи, (темп, тембр, ритм, выразительность интонации). Речь детей стала более выразительной и эмоциональной, словарный запас увеличился, а главное они не чувствуют внутреннего, психологического дискомфорта по причине какого- либо речевого недостатка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Особенности взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога ДОУ в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
Выступление на педагогической секции учителей-логопедов...
Коррекционная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Статья содержит описание основных направлений логопедической работы с детьми с нарушением слуха, зрения, речи, ЗПР, ДЦП, умственной отсталостью....
"Использование бисероплетения в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья"
Сборник материалов восьмой Всеросийской научно-практической конференции, 2014 год ...
Организация коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Диагностика и коррекция детей с ОВЗ...
Инновационные методы в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
В статье проводится обзор новых инновационных методов коррекционной работы с детьми дошкольного и школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья. А именно: метод Томатис, программа мозжечко...
Применение технологий интерактивного комплекса с коррекционно-логопедической направленностью «MAG-02» и интерактивного педагогического портала Мерсибо в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
В статье рассмотрен опыт применения домашних заданий на платформе интерактивного педагогического портала Мерсибо для детей с ОВЗ, находящихся на дистанционномс обучении....