Проект на тему «Сказка в мире музыки», как эффективное средство, форма и инновационный метод работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
статья (старшая, подготовительная группа)
Новизна этого проекта состоит в том, что активное внедрение музыкально-театрализованной деятельности в жизнедеятельность воспитанников будет способствовать развитию таланта у детей, их музыкальных способностей, творческой инициативы, эстетического вкуса, нравственных представлений, активному развитию речи, что широко развивает творческий потенциал личности дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 28.69 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Шульга Галина Николаевна музыкальный руководитель, высшая квалификационная категория, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа №90 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла» дошкольный уровень образования.
Сомова Наталья Ивановна учитель-логопед первая квалификационная категория Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа №90 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла» дошкольный уровень образования.
Проект на тему «Сказка в мире музыки», как эффективное средство, форма и инновационный метод работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
«Формирование общей культуры личности детей» – одна из образовательных задач, определенных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Содержание художественно-эстетического развития «предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, изобразительного, музыкального), реализацию самостоятельной творческой деятельности детей». Среди множества разнообразных форм обучения и воспитания детей в дошкольном возрасте особое место занимает театр и театрализованные игры, т.к. игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста.
Театрализованная деятельность для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья – это прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитание творческой направленности личности. В процессе организации театрализованной игры у детей развиваются организаторские умения и навыки, совершенствуются формы, виды и средства общения, складываются и осознаются непосредственные взаимоотношения друг с другом.
Актуальность изучения данной темы не вызывает сомнений, так как каждый педагог заинтересован в развитии музыкально-творческого потенциала воспитанников. Поэтому, систематическое вовлечение дошкольников в музыкально-театрализованную деятельность приводит к значительным сдвигам в развитии музыкальных творческих способностей, тренирует когнитивные способности — память, внимание, речь. Жанр сказки наиболее доступен для восприятия детьми дошкольного возраста, а язык сказки близок и понятен.
Наш Ленинский район – самый населенный район Новосибирска. Третий по величине, он занимает 15% от площади всего мегаполиса. В районе более 250 улиц, 10 тысяч частных домов и всего две станции метро. Правый берег более развит и считается центром города. Левый – так называемый промышленный. Театр на левом берегу Новосибирска только один, и называется он, как ни удивительно, «На Левом Берегу». Отсчет свой его история ведет с обыкновенного драмкружка.
После проведения анкетирования родителей дошкольного уровня образования МБОУ СОШ 90 ХЭЦ мы пришли к выводу, что у родителей нет времени на посещение с детьми театров нашего города, они не знают об их разновидностях и истории, не хватает знаний по развитию музыкально-творческих способностей у дошкольников. А ведь при совместном просмотре и обсуждении спектаклей у детей развиваются организаторские умения и навыки, совершенствуются формы, виды и средства общения, складываются и осознаются непосредственные взаимоотношения друг с другом, и дети приобщаются к искусству театра.
И мы решили создать проект «Сказка в мире музыки», в котором будут участвовать педагоги, дети и их родители нашего учреждения. Тем самым способствовать самореализации каждого ребенка и созданию благоприятного микроклимата в общении между взрослыми и детьми.
Новизна этого проекта состоит в том, что активное внедрение музыкально-театрализованной деятельности в жизнедеятельность воспитанников будет способствовать развитию таланта у детей, их музыкальных способностей, творческой инициативы, эстетического вкуса, нравственных представлений, активному развитию речи, что широко развивает творческий потенциал личности дошкольников.
Проект рассчитан на 1 год и включает в себя три этапа: подготовительный, основной, заключительный. На подготовительном этапе мы изучили методику Радыновой О.П. «Музыкальные шедевры» «Сказка в музыке», которая нас заинтересовала своей направленностью на музыкально-интонационный опыт восприятия высокого искусства в разных видах музыкальной деятельности. Программу Сорокиной Н.Ф., Миланович Л.Г. «Театр – Творчество – Дети», в которой описана технология театрализованной деятельности, через которую совершенствуются артистические навыки детей в плане переживания и воплощения в образы. Развивается и обогащается речь детей, что влияет на нравственное и эстетическое воспитание, способствует музыкальному развитию ребенка и развитию игры. Познакомили педагогов с содержанием проекта, выпустили совместно информационные буклеты для родителей. С детьми просматривали мультфильмы по сказкам, знакомили с разновидностями театров, учили приемам кукловождения.
На основном этапе с педагогами был проведен круглый стол на тему «Формы организации театрализованной деятельности», на котором они познакомились в каких видах детской деятельности используется музыкально-театрализованная игра.
С детьми проводилась:
- вокально-хоровая работа (упражнения на развитие певческого голоса, дыхания, интонации), работа над чувством ритма и музыкальных слуховых представлений;
- упражнения-этюды на развитие эмоций, мимики, жестов, пластики;
- разучивание песен, танцев, диалогов персонажей;
- работа над развитием артистических способностей у детей, постановка драматизаций, миниатюр.
Родители принимали активное участие при изготовлении декораций, атрибутов, в пошиве костюмов для выступлений по своей личной инициативе. Создали лэпбук о театрах нашего города с фотографиями и историей.
Заключительным этапом проекта стала постановка мюзикла «Летучий корабль».
Проект «Сказка в мире музыки» направлен на целостное воздействие на личность ребенка, его раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических процессов; способствует самовыражению личности, создает условия для социализации, усиливая адаптационные способности, корректирует коммуникативные качества, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности. А также на выявление одаренных детей к музыкально-театрализованной деятельности.
Реализуя основную цель проекта «Создать в коллективе обстановку творческого поиска наиболее эффективных форм и методов в работе с детьми по музыкально-театрализованной деятельности» педагоги ДУО достигли определенных результатов. Повысили качество педагогического процесса путем осуществления индивидуально-личностного подхода к ребенку. Систематизировали театрализованные игры для формирования интереса дошкольников к музыкально-театрализованной деятельности. Совместно с родителями пополнили атрибутами, костюмами, декорациями в группах центры по театрализованной деятельности.
Дети увлеченно слушают музыку, появилось внимание, умение сосредоточиться и творчески мыслить. Самостоятельно создают пластические этюды и танцевальные композиции. Находят яркие тембровые окраски голоса при исполнении песен. Отражают свои впечатления в пластике движений. Получают удовольствие от совместной деятельности со взрослыми, стремятся к ней. Преодолевают трудности, испытывают радость творчества в приобщении к миру музыки и театра. Участвуют в инсценировках, спектаклях, музыкальных постановках.
В результате совместной деятельности воспитателей с детьми и родителями дошкольного образовательного учреждения, наши дети активно приобщаются к музыкально-театральной деятельности.
Список использованных документов и источников информации
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ
- «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН СП 2.4.3648-20, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28, (далее – СанПиН).
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384).
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.08.2013г. №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования».
- Международная Конвенция о правах ребенка.
- Равчеева И. П. «Настольная книга музыкального руководителя»/Волгоград: Учитель, 2014.
- Радынова О.П., «Музыкальные шедевры: Программа. Настроения, чувства в музыке» - 2-е изд., перераб. – М.:ТЦ Сфера, 2016.
- Радынова О.П., «Сказка в музыке. Музыкальные инструменты» - М.:ТЦ Сфера, 2016.
- Резцова С. В., «Комплексно-тематическое планирование сказочных представлений. Художественно-эстетическое развитие детей 4-7 лет»/Волгоград: Учитель, 2012.
Интернет-ресурсы:
Сайт: «Маам.ру» - учебные материалы для детского сада www.maam.ru/detskijsad/-skazka-v-muzyke.html
Сайт: «Мир знаний» http://mirznanii.com/a/180474/muzykalnaya-skazka-kak-sredstvo-razvitiya-rebenka
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эффективные средства, формы и инновационные методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Обобщение опыта работы с воспитанниками ДОУ с ОВЗ, формы взаимодействия с родителями воспитанников...
Презентация опыта работы по теме: "Эффективные средства, формы и инновационные методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (коррекция зрения)".
Презентация обобщение опыта работы с воспитанниками ДОУ с ОВЗ (корреция зрения)...
Обобщение опыта работы по теме: "Эффективные средства, формы и инновационные методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (коррекция зрения)".
Обобщение опыта работы с воспитанниками ДОУ с ОВЗ (корреция зрения)...
Эффективные средства, формы и инновационные методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Многие дошкольники с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) испытывают трудности в усвоении специальной программы дошкольного образования....
Эффективные средства, формы и инновационные методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Предлагаю Вашему вниманию статью, в которой рассматриваются формы и методы работы с детьми с ОВЗ, применяемые в нашем дошкольном учреждении....
Статья на тему: «Эффективные средства, формы и инновационные методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
В современном мире следствием различных неблагоприятных экологических, экономических, социальных факторов, многочисленных медицинских проблем является рост числа детей с ограниченными возможностями зд...