Конспект занятия на тему "Овощи"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)

Кукушкина Марина Васильевна

Цель:  

Систематизировать знания детей по теме «Овощи»; работать над речевым материалом по теме «Овощи».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ovoshchi_st.gr_.docx17.51 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект фронтального занятия

для детей группы компенсирующего вида с ТНР 5-6 лет

Тема: «Овощи»

                                        Подготовила:

                                              учитель-логопед Кукушкина М.В.

МДОУ "Детский сад 6"г.Ярославль

Цель:   

Систематизировать знания детей по теме «Овощи»; работать над речевым материалом по теме «Овощи».

Задачи.

Образовательные:

  • закреплять и расширять представления об овощах;
  • совершенствовать грамматический строй речи (изменение существительных по падежам), навыки словообразования (относительные прилагательные, существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом).

Коррекционно-развивающие:

  • развивать связную речь, речевой слух, зрительное и слуховое внимание, общую, тонкую моторику, тактильные ощущения.

Воспитательные:

  • воспитывать доброжелательные отношения, навыки взаимодействия и сотрудничества.

Оборудование.   Предметные картинки с изображением овощей.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Дети называют овощи и садятся.

Ответы детей: картофель, баклажан, кабачок, капуста, лук, морковь, огурец, помидор, редис, свекла, тыква.

2. Артикуляционная гимнастика.

Гимнастика повторяется на каждом занятии. Упражнения повторяются 5-10 раз:

«Заборчик» - «Хоботок»  (ии-уу);

«В лесу» (аа-уу);

«Овал» (оо);

«Почистить» зубки языком;

«Облизать» верхнюю и нижнюю губу;

«Уколоть» щёки языком;

«Качели» (кончик языка прикасается поочередно к верхней губе, к нижней);

«Болтушка» (движение языком вперед-назад);

«Лошадка» (цоканье языком);

«Поцелуем куклу»;

«Чашечка» (для звука [ш]; широкий язык в форме чашечки поднят кверху, края прижаты к верхней губе).

3. Работа над речевым материалом.

 Логопед показывает и называет предметные картинки с изображением овощей. Объясняет детям, где растут овощи (в огороде), как за ними ухаживают, что из них готовят. Подчеркивает, что каждый овощ собирают по-разному: морковь, редис, свеклу, репу - выдергивают; огурец, помидор, горох – снимают; капусту, тыкву, кабачок – срезают; картофель – выкапывают.

 Логопед задает вопросы детям на понимание пройденного материала:

 - Редиску выдергивают или срезают?

Ответ детей: «Редиску выдергивают».

- Картофель выкапывают или снимают?

Ответ детей: «Картофель выкапывают».

- Капусту выкапывают или срезают?

Ответ детей: «Капусту срезают».

- Морковь снимают или выдергивают?

Ответ детей: «Морковь выдергивают».

4. Лексико-грамматические игры и упражнения.

«Составь предложение». Дети должны закончить предложение, а затем повторить его полностью (хором и индивидуально).

Помидор круглый, а морковка... (ответ детей: овальная)

Редиска мелкая, а редька ... (ответ детей: крупная)

Огурец овальный, а тыква... (ответ детей: круглая)

Кабачок большой, а тыква ... (ответ детей: маленькая)

Лук горький, а морковка.... (сладкая).

Помидор кислый, а чеснок  ... (сладкий).

Огурец зеленый,  а свекла... (красная).

Морковь в земле, а помидор... (над землей).

 Игра «Назови ласково» (игра с мячом).

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Тыква – тыковка, огурец - огурчик, помидор – помидорчик, горох – горошек, морковь – морковка, свекла – свеколка, перец – перчик, баклажан – баклажанчик, лук – лучок, чеснок - чесночок и т.д.

 Игра «Что приготовим».

Образование относительных  прилагательных.

Ответы детей (с опорой на картинки):

Из картошки – картофельное пюре, картофельный суп; из моркови – морковное пюре; из огурцов – огуречный салат; сок из помидоров – томатный, сок из тыквы – тыквенный, икра из баклажанов – баклажановая, икра из кабачков – кабачковая и т.д.

Физкультминутка

Считалка «Овощи». На каждую строчку считалки 4 удара мяча об пол.

                                        Раз, два, три, четыре,

                                        Дети овощи учили:

                                        Лук, редиска, кабачок;

                                        Хрен, морковка, чесночок.

 Игра «Спрячь слоги в ладошки».

Прохлопывание слоговой структуры слов по теме «Овощи»:

Ответы детей: по-ми-дор (3слога); ре-дис-ка (3 слога); ка-ба-чок (3 сло-га); лук (1 слог); кар-то-фель (3 слога); бак-ла-жан (3 слога); ка-пус-та (3 слога); мор-ковь (2 слога); о-гу-рец (3 слога); свек-ла (2 слога); тык-ва (2 слога).

5. Развитие связной речи:

Рифмованный рассказ «Корзина с урожаем». Логопед читает рассказ и выставляет предметные картинки с изображением овощей на мольберт.

Затем дети повторяют за взрослым каждое предложение, разбивая его на две логические части.

                      Собрала урожай Зина и сложила его в корзину:

                      Вот помидор красный – овощ прекрасный,

                      Вот овальный огурец – зеленый молодец,

                      Вот морковка-краса – длинная коса,

                      Вот вкусная картошка – для супа и окрошки,

                      Вот крупная свеклуша – мы любим её кушать.

Итог занятия:

О чем мы сегодня говорили? Ответ детей: об овощах.

Где растут овощи?  Ответ детей: в огороде.

Мы узнали, что овощи собирают по-разному – выкапывают, срезают, снимают, выдергивают. Из овощей можно приготовить разные блюда: пюре, салат, сок, суп. Сегодня мы играли в игры: «Назови ласково», «Что приготовим», «Спрячь слоги в ладошки». Читали рассказ: «Собирала Зина урожай в корзину». Составляли предложения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия учителя - логопеда Туровской С. В.Конспект занятия" Звук "У""

Тема. Звук У. Цель. Закрепить навыки четкого произношения звука .   Задачи образовательные: 1.            Познакомить детей со звуком ...

Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про

Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...

Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»

Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи        «В гости к бабушке»...

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....

Конспект занятие по развитию речи с детьми старшей дошкольной группы по теме «Транспорт» с использованием интерактивной доски (на основе конспектов логопедических занятий Нищевой Н.В.) + Игры для ИД к занятию.

В современном обществе интерактивные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Мы уже на представляем себя без компьютеров и геджетов. А как же иначе, ведь они так облегчают жизнь, дают неогранниченный ис...