Интегративный подход в сопровождении детей с ТНР в условиях ДОО.
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Рамазанова Нина
Соавторы:
Е.В.Березина – учитель – логопед МДОУ № 21 «Ласточка» ЯМР
Е.А. Птицына – педагог – психолог МДОУ № 21 «Ласточка» ЯМР
Н.М. Рамазанова – инструктор по физической культуре МДОУ № 21 «Ласточка» ЯМР
В данной работе представлен опыт по взаимодействию учителя – логопеда, педагога – психолога и инструктора по физической культуре по сопровождению детей ОВЗ с речевыми нарушениями в условиях ДОО. Данный материал может быть полезен в работе педагогам дошкольных образовательных организаций. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_1.docx27.24 КБ

Предварительный просмотр:

Интегративный подход в сопровождении детей с ТНР в условиях ДОО.

Е.В.Березина – учитель – логопед МДОУ № 21 «Ласточка» ЯМР

Е.А. Птицына – педагог – психолог МДОУ № 21 «Ласточка» ЯМР

Н.М. Рамазанова – инструктор по физической культуре МДОУ № 21 «Ласточка» ЯМР

 В данной работе представлен опыт по взаимодействию учителя – логопеда, педагога – психолога и инструктора по физической культуре по сопровождению детей ОВЗ с речевыми нарушениями в условиях ДОО. Данный материал может быть полезен в работе педагогам дошкольных образовательных организаций. 

This paper presents the experience of interaction between a speech therapist, a teacher-psychologist and a physical education instructor to accompany children with speech disorders with disabilities in pre-school education. This material can be useful in the work of teachers of preschool educational organizations.

Ключевые слова: интеграция, дети с ОВЗ, нарушения речевого развития, коррекционная работа.

Keywords: integration, children with disabilities, speech development disorders, correctional work.

   Термин «дети с ОВЗ» стал использоваться сравнительно недавно. И только после вступления в силу Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ воспитание и образование детей с ОВЗ стали рассматривать как   неотъемлемую часть образовательного процесса в ДОО.  Кто же такие дети с ограниченными возможностями здоровья? Закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. № 273 рассматривает это понятие так: «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий».[1] Под специальными условиями для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких детей, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения.

   В группу детей с ОВЗ входят дошкольники с различными нарушениями.

1) с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);

2) с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);

3) с тяжелыми нарушениями речи;

4) с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА);

5) с задержкой психического развития (ЗПР);

6) с расстройством аутистического спектра (РАС);

7) со сложными дефектами.

   Получение образования является одним из основных и неотъемлемых условий успешной социализации, полноценного участия в жизни общества детей с ОВЗ.

   Одна из главных задач нашего ДОО в образовательной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья – охрана и укрепление физического и психического здоровья детей. Обеспечить воспитание физически здорового и развитого ребёнка можно только при условии тесного взаимодействия всего педагогического коллектива ДОО, медицинского персонала и родителей.

   В последнее время нарушение речи с замедлением темпа развития психики стало все более распространенным явлением среди детей дошкольного возраста. В нашем учреждении функционирует группа комбинированной направленности для детей старшего дошкольного возраста с ТНР.

   У детей с речевыми недостатками отмечаются:

1) низкая познавательная и речевая активность;

2) нарушение общей и мелкой моторики;

3) замедление в формировании высших психических функций (ВПФ);

4) низкий уровень работоспособности,

5) повышенная утомляемость.

    Для психолого – педагогического сопровождения воспитанников с отклонениями в развитии в нашем учреждении создан ППк, который является одной из форм взаимодействия

различного профиля специалистов ДОО.

  Мы создаем образовательное пространство для ребенка с целью реализации индивидуальных особенностей развития и обучения ребенка на протяжении определенного времени.

   Ни для кого не секрет, что сочетание речи и движения является очень важным компонентом на пути исправления речевых и двигательных недостатков у детей. Речь и движения очень тесно связаны, дополняют друг друга. Артикулярный аппарат детей укрепляется, развивается фонематический слух, формируется культура речи. Развиваются детские эмоции, которые повышают интерес к занятиям и речи. Поэтому успешное преодоление речевого недоразвития возможно только при условии тесной взаимосвязи в работе учителя – логопеда, педагога – психолога и инструктора по физической культуре. Современные требования ДО предусматривают интеграцию и «проживание» ребёнком содержания дошкольного образования во всех видах детской деятельности.

 Сегодня многие признают интегрированное образование наиболее перспективной организационной формой работы.

   Суть интегрированного подхода состоит в соединении знаний из разных образовательных областей на равноправной основе.  При этом педагоги имеют возможность решать несколько задач из различных областей развития, а дети осваивают содержание различных разделов программы параллельно.

   С целью повышения эффективности коррекционно-развивающей работы в условиях ДОО в нашем учреждении мы выстраиваем модель сотрудничестваучителя-логопеда, педагога – психолога и инструктора по физической культуре, определив следующие задачи:

- постановка правильного дыхания (разделение носового и ротового дыхания, отработка нижнего диафрагмального дыхания);

- формировании высших психических функций (ВПФ);

- развитие моторики: общей (координация движений) и мелкой (пальцы рук);

- расширение и обогащение лексического запаса.

   В начале учебного года на ППк ДОО каждый специалист знакомит с результатами проведенного обследования, психологическими и возрастными особенностями детей. Изучаются заключения областного ПМПК.

   Выявив уровень развития детей, совместно определяются цели, задачи по дальнейшей коррекционной работе.

   Для того, чтобы эта работа была более плодотворной и успешной, мы проводим интегрированные занятия по физической культуре. Мы считаем, что наиболее целесообразно проводить эти занятия как итоговые, на которых систематизируются знания детей, полученные по определенной лексической теме. Во время проведения ООД решаются и коррекционные, и образовательно-воспитательные задачи, и задачи по развитию двигательной активности, психических процессов.

   Структура занятий такова, что в одну сюжетную линию вплетаются различные игровые задания и упражнения. Материал для произношения и для проговаривания текста подбирает учитель-логопед, в соответствии с речевыми нарушениями дошкольников, с учетом их возраста и этапов логопедического воздействия, инструктор по физической культуре составляет комплексы упражнений, а педагог – психолог подбирает релаксационный материал.

    Диагностика показала, что интегрированные занятия способствуют оптимизации работы по развитию детской речи, а также развивают психические и физические качества.

   Таким образом, преемственность и взаимосвязь в работе специалистов с детьми с ТНР способствует прочному закреплению результатов логопедической работы и является залогом успешности коррекционно – развивающей работы, социализации и адаптации их в обществе

Список используемой литературы:

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации.

2. Вареник Е. Н., Корлыханова З. А., Китова Е. В. Физическое и речевое развитие дошкольников: Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физкультуре. – М., ТЦ Сфера, 2009

3. Кириллова Ю. А., Лебедева М. Е., Жидкова Н. Ю. -речевые занятия для дошкольников с ОНР 4-7 лет. – СПб., 2005

4. Копылова С.Ф. Физкультурные занятия с элементами логоритмики - Волгоград Учитель – 2020.

5. Майер А. А. Интеграция и координация специалистов ДОУ в рамках единого пространства развития ребенка. Управление ДОУ № 6, 2004.

6. А.В.Никитина. 33 лексические темы: пальчиковые игры, упражнения на координацию слова с движением, загадки для детей 6-7 лет» -Каро, Спб., 2008

7. Шпигарева О. Н. Занятие с применением интегрированного подхода. – ж. «Логопед №3, 2014

Приложение 1

Перспективный план интегрированной ООД учителя-логопеда, педагога-психолога и инструктора по физической культуре на сентябрь.

(подготовительная группа комбинированной направленности)

№ п/п

Период

Кол-во ООД

Тема ООД

Активизация словаря, развитие связной речи, формирование грамматического строя

Развитие психических процессов

Развитие физических качеств и движений

1

Сентябрь

1-2 недели

3-я неделя

Диагностика

2

Сентябрь

3-я неделя

1

«Осень»

Формирование лексико-грамматических категорий: Образование существительных множественного числа.

Пальчиковая гимнастика: «Осень»

Координация слов с движениями: «Дождик»

Подготовка к обучению грамоте: Звук А. Буква А. «Азбука телодвижений»

Церемония приветствия: «Я всё смогу».

Релаксация: дети лежат на коврике и слушают спокойную музыку.

Церемония прощания.

Формирование умения быстро передавать мяч, ориентироваться в пространстве и следить за направлением летящего мяча; знакомство с правилами игры с элементами логоритмики; развитие координации движений во взаимосвязи с речью.

3

Сентябрь

4-я неделя

4-я неделя

1

«Сад-огород»

Формирование лексико-грамматических категорий: Образование относительных прилагательных и согласование их с существительными.

Пальчиковая гимнастика: «Огород»

Координация слов с движениями: «Урожай»

Подготовка к обучению грамоте: Звук У. Буква У. «Азбука телодвижений»

Церемония приветствия: «Я всё смогу».

Релаксация: дети лежат на коврике и слушают спокойную музыку.

Церемония прощания.

Закрепление умения легко ходить, бегать, ориентироваться в пространстве; знакомство с играми и упражнениями с элементами логоритмики; развитие координации движений во взаимосвязи с речью.

Приложение 2.

Сценарий интегрированного занятия по физической культуре

 с элементами логоритмики

Педагогические цели: закрепление умения легко ходить, бегать, ориентироваться в пространстве; закрепление упражнений с играми и с элементами логоритмики; развитие координации движений во взаимосвязи с речью. Развитие фонематического слуха, закрепление буквы А. Создание у детей нужного эмоционального настроя.

Виды деятельности: двигательная, игровая, коммуникативная.

Ход интегрированного занятия

I.Вводная часть.

   Под музыку дети входят в зал, строятся в шеренгу. Педагог-психолог проводит церемонию приветствия и даёт установку детям на занятие. В гости к детям приходит заяц и предлагает выполнить разные задания, чтобы пройти в огород и собрать урожай.

Ходьба в колонне по одному в чередовании с бегом (10 м-ходьба, 20 м-бег).

Игра «Охотники и зайцы» (бег, прыжки)

Никого нет на лужайке.

Выходите, братцы-зайки,

Прыгать кувыркаться, (Повторит 2 раза.)

По листикам кататься!..

   Затем мелодия, темп и ритм музыки меняются. Инструктор по ФК проводит и читает четко, выразительно и размеренно; дети идут в такт тексту, выполняя разные упражнения:

Раз, два, три, четыре, пять-

Будем высоко шагать,( высоко поднимая колени)

И листочки собирать (наклоны вперед на каждый шаг)

Листья березы,

Листья рябины,

Листья осины,

Листики дуба мы соберем,

Зайке осенний букет отнесем. (дети дарят Зайке букет из осенних листьев)

Построение в две колонны.

Учитель-логопед проводит дыхательную гимнастику «Сдуй листочек»

II.Основная часть. Общеразвивающие упражнения

«Зайцы встали по порядку»

Проигрыш «пружинка»
1 куплет
Зайцы встали по-порядку, упражнения для шейного отдела (повороты и наклоны головы)
Зайцы делают зарядку,
Саша тоже не ленись-
На зарядку становись.
Припев:
Прыг-скок, руки вверх 2 прыжка на месте, 2 хлопка в ладоши над головой
Прыг-скок, руки вниз 2 прыжка на месте, 2 хлопка в ладоши внизу
А теперь давай, дружок, подтянись. поднять руки вверх и встать на носочки
(повторить 2 раза)
2 куплет
Рядом ежик травку топчет, подъемы на полупальцы
Заниматься с нами хочет.
Будем с ежиком шагать, марш на месте с высоко поднятыми коленями
Выше ноги поднимать.
Припев:
Топ-топ, шаг вперед, 2 притопа, шаг вперед
Топ-топ, шаг назад. 2 притопа, шаг назад
А теперь в ладошки хлопнуть
Встали и стоять.
(повторить 2 раза)
Проигрыш:
3 куплет
А лягушки на кувшинке «мячик» на месте, руки как у лягушек
Дружно выпрямили спинки,
Ставят лапки на бока руки поставить на пояс
И качаются слегка. наклоны в стороны
Припев:
Кач-кач, вправо, влево, наклоны корпуса в стороны
Кач-кач, влево, вправо.
Вот такая лягушачья повороты корпусом в стороны
И зарядка, и забава.
(повторить 2 раза)
Проигрыш: прыжки на месте
https://pesenok.ru/5/Detskaya-zaryadka-pro-zveryat/tekst-pesni-Zaytsy-delayut-zaryadku

Основные виды движений

Дети выполняют основные виды движений, имитируя сбор урожая в огороде.

  1. Пройти по извилистой тропинке.
  2. Подлезть под натянутый шнур.
  3. Перешагнуть через несколько палок.
  4. Собрать овощи, в названии которых есть звук А.

Хороводная игра «Урожай»

«Азбука телодвижений»-буква А

III.Заключительная часть.

Педагог-психолог проводит релаксацию под спокойную музыку и церемонию прощания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Леонтьева Е.В. КОМПЛЕКСНОЕ СОПРОВОЖДЕНИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ Россия, Самарская обл., с.Алексеевка, СП - детский сад «Солнышко» ГБОУ СОШ с.Алексеевка

Использование здоровьесберегающих технологий в деятельности учителя-логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы работы при...

«Сопровождение детей с ЗРР в условиях группы дошкольного учреждения общеразвивающего вида».

По данным мировой статистики число речевых расстройств растет. Современная профилактика речевых нарушений у детей тесно связана с предупреждением нервно-психических отклонений в состоянии здоровья....

Организация взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога по сопровождению детей с ОНР в условиях логопункта ДОУ

Основным требованием ФГОС к условиям реализации сопровождения детей с ОВЗ является  взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка, в том числе создание образовательных проектов совм...

Роль педагога-психолога ДОУ в организации сопровождения детей с ОВЗ в условиях реализации инклюзивной практики.

В данной статье раскрыты основные направления деятельности педагога-психолога ДОУ, реализующего инклюзивное образование....

Интегративный подход к обучению детей ПДД

В своей статье я провожу описание использования интегративного подхода к обучению детей Правилам дорожного движения....

Интегративный подход в сопровождении детей с ТНР в условиях ДОО.

В данной работе представлен опыт по взаимодействию учителя – логопеда, педагога – психолога и инструктора по физической культуре по сопровождению детей ОВЗ с речевыми нарушениями в у...