Интегративный подход к обучению детей ПДД
статья по обж на тему

Белякова Елена Анатольевна

В своей статье я провожу описание использования интегративного подхода к обучению детей Правилам дорожного движения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx22.53 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №10 комбинированного вида

 Красногвардейского района г. Санкт-Петербурга

Статья на тему:

 «Интегративный подход в обучении дошкольников Правилам дорожного движения

на примере знакомства детей с дорожными знаками»

Автор: Белякова Елена Анатольевна – воспитатель

2018 год


       В своем докладе мне хотелось рассказать об интегративном подходе в обучении дошкольников Правилам дорожного движения. На сегодняшний день принцип интеграции является одним из важнейших составляющих в работе ДОУ, обеспечивающих целостность и системность педагогического процесса.

       Всем известно, что работа по воспитанию навыков безопасного поведения на дорогах должна строится на таких принципах, как:

  • Непрерывность педагогического процесса;
  • Плановость;
  • Системность;
  • Интегративность.

А также охватывать все виды детской деятельности с тем, чтобы полученные знания ребенок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовал в играх и повседневной жизни за пределами сада.

        Вся деятельность, осуществляемая в нашем дошкольном учреждении по обучению детей правилам дорожного движения, строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Это важная составляющая всего педагогического процесса. Интегративный подход помогает развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребенка.

         Немаловажным является факт, что обучение детей правилам дорожного движенияне выделяется в самостоятельный раздел, а организуется через различные виды деятельности:

  • Совместную деятельность (НОД: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная и музыкально-художественная деятельность и образовательная деятельность по ходу режимных моментов);
  • Самостоятельная деятельность;
  • Взаимодействие с семьями;
  • Организация взаимодействия с другими учреждениями.

         Как это происходит в нашем учреждении, расскажу  на примере интегративного подхода по теме «Знакомство детей с дорожными знаками».

Данная тема является достаточно сложной для детей в виду многообразия групп и видов дорожных знаков, но не менее интересной и важной для них. Каждый день выходя на улицу, идя по тротуару, переходя проезжую часть или находясь на остановке общественного транспорта детям приходится так или иначе сталкиваться с дорожными знаками. Наша задача научить их правильно ориентироваться в их многообразии и пользоваться подсказками, которые они нам дают. Начинаем знакомить детей с дорожными знаками со среднего возраста. Это пешеходный переход и его виды, остановка общественного транспорта, пешеходная дорожка и т.д. А уже с детьми старшего возраста эта тема раскрывается более глубоко. Дети знакомятся не только с видами дорожных знаков, но и некоторыми группами: запрещающие, предупреждающие, предписывающие. Акцент делается на знаках для пешеходов.

         В первую очередь рассмотрим на примере совместную деятельность детей и педагогов по пяти образовательным областям:

  1. ОО «Социально-коммуникативное развитие» (одним из направлений которой, является «Безопасность») - дети знакомятся с понятием «дорожный знак», группами и видами знаков, их назначением, учатся их различать; изготавливают совместно с родителями макеты дорожных знаков из подручного материала.
  2. ОО «Познавательное развитие» - дети учатся ориентироваться в пространстве посредством дорожных знаков; принимают участие в проектах по данной теме; совершают целевые прогулки к проезжей части; моделируют дорожные ситуации, используя макеты дорог, конструкторы, игровые модели; закрепляют полученные знания по средствам игры (дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные) и т.д.
  3. ОО «Речевое развитие» - активизация словарного запаса детей (названия дорожных знаков), обсуждение дорожных ситуаций, связанных с дорожными знаками, составление рассказов, чтение художественной литературы, заучивание стихов, отгадывание загадок.
  4. ОО «Художественно-эстетическое развитие» - изготовление поделок, рисунков по теме дорожные знаки, совместно с музыкальным руководителем разучиваем песенки, мини-сценки про дорожные знаки.
  5. ОО «Физическое развитие» - совместно с руководителем физ. воспитания организуются для детей спортивные мероприятия, например, «Дорожные знаки – наши друзья», проводятся эстафеты с использование дорожных знаков в виде полосы препятствий и т. д.

        Второй момент, как уже говорилось мною ранее, самостоятельная игровая деятельность детей является не менее важным фактом в обучении правилам безопасности и в данном примере дорожным знакам.

         Игра - один из важнейших видов деятельности ребенка, его самовыражения, способ совершенствования. Она делает досуг ребенка содержательным, учит творчеству, умению ориентироваться в сложных ситуациях, развивает быстроту реакции.

         В различных видах игровой деятельности происходит закрепление полученных ребенком знаний, умений, навыков.

  1. Сюжетно-ролевые игры (обыгрывание сюжетов дорожной тематики): дети учатся подбирать атрибуты, необходимые для игры предметы; поступать в соответствии с правилами игры; развиваются социальные отношения согласно выбранной ими роли. («Пешеход и водители», «На остановке», «Автобус» и т.д.)
  2. Подвижные игры позволяют развить у детей ловкость, быстроту, пространственную ориентацию, координацию движений.
  3. Театрализованные игры: дают детям возможность импровизировать, выражать свои эмоции и отношение к происходящему, возможность общению друг с другом по средствам роли.
  4. Дидактические игры дают возможность закрепления детьми полученных знаний в образовательном процессе; развивают память, логическое мышление, внимание и т.д. («Собери знак», «Найди пару», «Назови знак», «Перфокарты» и т.д.)

Третий этап - это взаимодействие с семьями воспитанников, которое строится на проведении:

         - анкетирования родителей на начало и конец учебного года;

         - родительские собрания;

         - совместные досуги;

         - стендовая информация;

         - творческие конкурсы и т. д.

Четвертый этап работы, заключается в организации и проведении для детей,  праздников и мероприятий с участием второстепенных организаций на дорожную тему.    

Из всего выше сказанного напрашивается вывод, что интегративный подход в обучении детей Правилам дорожного движения помогает быстрее и качественнее донести до детей нужную информации, а им ее усвоить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий подход к обучению детей игре на музыкальных инструментах. Музицирование на свирели.

Значение инструментального музицирования для музыкального и общего развития детей трудно переоценить. В процессе игры на инструментах развиваются музыкальные способности и прежде всего все виды музыка...

«Новые подходы в обучении детей 3-5 лет рассказыванию»

                                                 Выступление на коор...

ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма - проблема всего общества. Обучение детей правильному поведению на дорогах необходимо начинать с раннего возраста. Задача педагогов и родителей ...

НОВЫЕ ПОДХОДЫ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ЯЗЫКАМ В ДОУ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

НОВЫЕ ПОДХОДЫ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ЯЗЫКАМВ ДОУ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН...

«Пение – как вид активной деятельности детей дошкольного возраста, профессиональный подход при обучении детей сольному и хоровому пению»

Из опыта работы музыкального руководителя: «Пение – как вид активной деятельности детей дошкольного возраста, профессиональный подход при обучении детей сольному и хоровому пению»...

Интегративный подход в сопровождении детей с ТНР в условиях ДОО.

Соавторы:Е.В.Березина – учитель – логопед МДОУ № 21 «Ласточка» ЯМРЕ.А. Птицына – педагог – психолог МДОУ № 21 «Ласточка» ЯМРН.М. Рамазанова – инст...

Интегративный подход в сопровождении детей с ТНР в условиях ДОО.

В данной работе представлен опыт по взаимодействию учителя – логопеда, педагога – психолога и инструктора по физической культуре по сопровождению детей ОВЗ с речевыми нарушениями в у...