Рабочая программа основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей подготовительной группы 6-7 лет
методическая разработка по коррекционной педагогике
Рабочая программа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_podgotovitelnaya_gruppa_6-7_let.docx | 40.21 КБ |
Предварительный просмотр:
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА
«ГОРОД КАЛИНИНГРАД»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД №87
Рассмотрена на заседании «Утверждаю»
педагогического совета № Заведующий МАДОУ ЦРР д/с № 87
от _______________2021г. _________________ К.Е. Некрасова
«____» ___________________2021г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Вид деятельности «Мир социальных отношений»
подготовительная группа 6-7 лет
г. Калининград
2021
1. Пояснительная записка
Данная программа разработана на основе следующих нормативных документов:
- Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ,
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013г. №70384),
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013г. №26 г. Москва «Об утверждении СанПин 2.4.1. 3040-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 29 мая 2013г. №28564),
- АООП ДО для детей подготовительной к школе группы МАДОУ ЦРР д/с № 87.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования рассматривает охрану и укрепление психического здоровья детей как одну из центральных задач работы детского сада. Психолого-педагогическое сопровождение выступает важнейшим условием повышения качества образования в современном детском саду. Необходимо создать условия для гармоничного становления личности ребенка, обеспечить его эмоциональное благополучие, помочь дошкольнику продуктивно реализовать индивидуальный путь развития. Стремясь достигнуть своей базовой цели – охраны и укрепления психического здоровья воспитанников ДОУ, педагог включается в образовательный процесс, устанавливает продуктивные взаимоотношения с воспитателями и родителями.
Психолого-педагогическое сопровождение выступает важнейшим условием повышения качества образования в современном детском саду.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» одна из важнейших для воспитания и обучения детей 6 -7 лет. Специфика работы и принцип интеграции всех образовательных областей позволяют решать задачи социально-коммуникативного и эмоционально-волевого развития детей.
Дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей. Игровое пространство усложняется. Дети этого возраста могут по ходу игры брать на себя две роли, переходя от исполнения одной к исполнению другой. Они могут вступать во взаимодействие с несколькими партнёрами по игре, исполняя как главную, так и подчинённую роль.
В возрасте 6—7 лет происходит расширение и углубление представлений детей о форме, цвете, величине предметов. Ребёнок уже целенаправленно, последовательно обследует внешние особенности предметов. При этом он ориентируется не на единичные признаки, а на весь комплекс (цвет, форма, величина и др.). К концу дошкольного возраста существенно увеличивается устойчивость непроизвольного внимания, что приводит к меньшей отвлекаемости детей. Внимание дошкольников, оно становится произвольным. Увеличивается устойчивость и объем внимания. Также увеличивается объём памяти, что позволяет им непроизвольно запоминать достаточно большой объём информации.
Воображение детей данного возраста становится, с одной стороны, богаче и оригинальнее, а с другой — более логичным и последовательным. Этот период — сензитивный для развития фантазии. В этом возрасте продолжается развитие наглядно-образного мышления, которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщённых наглядных средств и обобщённых представлений о свойствах различных предметов и явлений. Ведущим по-прежнему является наглядно-образное мышление, но к концу дошкольного возраста начинает формироваться словесно-логическое мышление.
Мотивационная сфера дошкольников расширяется за счёт развития таких социальных мотивов, как познавательные и самореализации. Поведение ребёнка начинает регулироваться также его представлениями о том, что хорошо и что плохо. С развитием морально-нравственных представлений напрямую связана и возможность эмоционально оценивать свои поступки.
К концу дошкольного возраста происходят существенные изменения в эмоциональной сфере. С одной стороны, у детей этого возраста более богатая эмоциональная жизнь, их эмоции глубоки и разнообразны по содержанию. С другой стороны, они более сдержанны и избирательны в эмоциональных проявлениях. К концу дошкольного возраста у них формируются обобщённые эмоциональные представления, что позволяет им предвосхищать последствия своих действий. Это влияет на эффективность произвольной регуляции поведения — ребёнок может не только отказаться от нежелательных действий, но и выполнять неинтересное задание, если будет понимать, что полученные результаты принесут кому-то пользу, радость. Благодаря таким изменениям в эмоциональной сфере поведение дошкольника становится менее ситуативным и чаще выстраивается с учётом интересов и потребностей других людей.
Большую значимость для детей приобретает общение между собой. Их избирательные отношения становятся устойчивыми, именно в этот период зарождается детская дружба. Дети продолжают активно сотрудничать, вместе с тем у них наблюдаются и конкурентные отношения — в общении и взаимодействии они стремятся в первую очередь проявить себя, привлечь внимание других к себе. Однако у них есть все возможности придать такому соперничеству продуктивный и конструктивный характер и избегать негативных форм поведения.
К семи годам дети определяют перспективы взросления в соответствии с гендерной ролью, проявляют стремление к усвоению определённых способов поведения, ориентированных на выполнение будущих социальных ролей.
К концу дошкольного возраста ребёнок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.
2.Цель и задачи программы
Цель: Социализация ребенка в обществе, развитие коммуникативных навыков, индивидуальности, ответственности, формирование эмоционального интеллекта и развитие волевых качеств личности.
Задачи программы
- Обучать детей пониманию себя и умению «быть в мире с собой».
- Воспитывать интерес к окружающим людям, развивать чувства понимания и потребности в общении.
- Формировать представления о внутреннем мире человека, его месте в окружающем мире.
- Развивать осознанное восприятие и отношение к своим эмоциям и чувствам, а также и других людей.
- Развивать навыки общения в различных жизненных ситуациях с окружающими людьми с ориентацией на метод сопереживания.
- Развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственных поступков и поступков окружающих.
- Развивать самоконтроль в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения и формирования доверия к собеседнику.
- Вырабатывать положительные черты характера, способствующие лучшему процессу общения, коррекция нежелательных черт характера и поведения.
Реализация поставленных целей и задач происходит через следующие формы обучения детей:
- развивающие игры,
- игры-драматизации,
- сюжетно-ролевые,
- словесные;
- подвижные игры,
- релаксационные упражнения;
- беседы;
- этюды;
- импровизации;
- моделирование и анализ заданных ситуаций;
- сочинение историй;
- чтение художественной литературы;
- элементы арттерапии;
- релаксационные упражнения;
- рассматривание рисунков и фотографий;
- аналогия с растительным и животным миром;
- использование аудиозаписи; прослушивание аудиозаписи со звуками природы и классических музыкальных произведений;
- психогимнастика;
- элементы сказкотерапии.
3.Планируемые результаты реализации программы
1. Ребенок понимает свои индивидуальные особенности.
2. Эмоционально воспринимает и понимает окружающих и себя, обладает установкой положительного отношения к миру.
3. Анализирует собственные поступки и поступки окружающих, адекватно проявляет свои чувства.
4. Ребенок проявляет потребность в общении, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми.
5. Может пользоваться средствами общения адекватно ситуации.
6. Может контролировать свое поведение в общении, старается разрешать конфликты.
7. Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.
8. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других.
9. Ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности.
Эффективность программы отслеживается на основе диагностики уровня развития эмоционально-волевой и коммуникативной сфер в сентябре и мае.
4.Учебно-тематическое планирование
Месяц | Тема | Задачи | Кол-во часов |
сентябрь | Мое имя | Способствовать гармонизации осознания ребенком своего имени, развитие эмпатии и навыков общения | 30 минут |
Мой автопортрет | Развивать позитивное отношение к себе, внимание к себе, принятие себя | 30 минут | |
Каждый привлекателен по-своему | Помочь детям адекватно оценивать себя, поддерживать положительную оценку, развивать толерантность по отношению к другим людям | 30 минут | |
Ты и другие в зеркале | Развивать представление о себе и своем отличии от других | 30 минут | |
октябрь | Ты и твои родители | Развивать у детей теплое отношение к членам семьи, осознания себя внутри семьи, значения семьи для человека | 30 минут |
Моя семья | Развивать у детей теплое отношение к членам семьи, осознания себя внутри семьи, значения семьи для человека | 30 минут | |
Животное, которое тебе нравится | Определять вместе с детьми их предпочтения по отношению к животным, воспитание любви к живой природе | 30 минут | |
Растение, которое тебе нравится | Определять вместе с детьми их предпочтения к растениям, воспитание любви к природе | 30 минут | |
ноябрь | Я хочу | Помочь детям оценить их желания и предпочтения | 30 минут |
Я могу | Помочь детям оценивать их желания и предпочтения, соизмерять их со своими возможностями | 30 минут |
Мимические признаки эмоций | Продолжать учить детей распознавать различные эмоции по выражению лица | 30 минут | |
Праздник | Познакомить детей с эмоциями, соответствующими праздничной атмосфере, развивать понимание того, что хорошее настроение во многом зависит от отношения к окружающим | 30 минут | |
декабрь | Спорящие лица | Познакомить с различными проявлениями негативных эмоций | 30 минут |
Несовпадение настроений | Учить детей понимать настроение другого человека, принимать его позицию, развитие толерантности | 30 минут | |
Что тебя огорчает, и чему ты радуешься? | Учить детей определять какие эмоциональные реакции вызывают разные жизненные ситуации | 30 минут | |
Сказочные герои и ты | Учить детей определять эмоциональные переживания героев сказок | 30 минут | |
январь | Плач, смех, испуг | Продолжать учить детей распознавать различные эмоции по выражению лица и анализировать их причины | 30 минут |
Как называются эмоции | Закрепить с детьми знания о различных эмоциях человека и их названиях | 30 минут | |
Музыка и эмоции | Учить детей распознавать настроение, которое вызывает музыка | 30 минут | |
Как поднять настроение | Учить детей разными способами поднять настроение себе и другим, развить эмпатию и толерантность | 30 минут | |
февраль | Ты и другие в зеркале | Развивать представления о себе, о своем отличии от других, развивать эмпатию и толерантность | 30 минут |
Конфликты между детьми | Учить детей анализировать причины ссор, помочь им находить способы разрешения конфликтов, не допуская их крайнего проявления драки | 60 минут | |
Какие качества помогают дружбе | Познакомить детей с качествами, помогающими и мешающими дружбе, адекватно анализировать их | 30 минут | |
март | Внимательный, равнодушный | Познакомить детей с качествами- внимательность и равнодушие, и их значении в межличностных отношениях | 30 минут |
Правдивый, лживый | Познакомить детей с качествами-правдивость и лживость, и их значении в межличностных отношениях | 30 минут | |
Смелый, трусливый | Познакомить детей с качествами-смелость и трусливость, и их значении в межличностных отношениях | 30 минут | |
Щедрый, жадный | Познакомить детей с качествами-щедрость и жадность, и их значении в межличностных отношениях | 30 минут | |
апрель | Секрет волшебных слов | Воспитывать культуры общения. Учить приемам вежливого обращения с окружающими | 60 минут |
Что такое «хорошо» и что такое «плохо» | Развивать навыки оценки поведения и поступков своих и других людей в различных жизненных ситуациях. Формировать умения определять основные черты характера людей | 60 минут | |
май | Мальчики и девочки | Развивать представления о внешнем облике мальчиков и девочек, развивать навыки общения и совместной деятельности мальчиков и девочек | 60 минут |
Играем вместе | Развивать навыки общения и совместной деятельности мальчиков и девочек. Воспитывать стремления понимать и уважать мнение собеседника | 30 минут | |
Порадуй своего друга | Учить детей позитивным способам общения и дружбы | 30 минут | |
итого | 36 занятий | 1080 мин |
5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Наименование учебно-методических материалов |
Дидактические пособия:
Дидактические игры:
|
Наименование учебно-методических материалов | Количество |
Методика исследования эмоциональной сферы Минаева В. М. | 1 |
Тест тревожности Тэмл-Дорки-Амен | 1 |
Методика «Секрет» (Социометрия) | 1 |
Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. и др. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. – Ярославль: «Академия развития», 2010 | 1 |
Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: «Академия развития», 2009 | 1 |
Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль. «Академия развития», 2008 | 1 |
Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Я, ты, мы: Социально-эмоциональное развитие детей от 3 до 6 лет. М.: Просвещение, 2005 | 1 |
Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. – М.:АРКТИ, 2010 | 1 |
Панфилова М.А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры. М.: Издательство Гном и Д, 2009 | 1 |
Ротарь Н.В., Карцева Т.В. Занятия для детей с ЗПР. Старший дошкольный возраст. – Волгоград: Учитель, 2014 | 1 |
Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. Популярное пособие для ролителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 2007 | 1 |
Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. – СПб: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2010 Яковлева Н. Психологическая помощь дошкольнику. СПб: «Валерии СПД», 2002 | 1 1 |
6. Материально-техническое обеспечение
Наименование оборудования (инструментов, материалов и приспособлений) |
Рабочая зона педагога-психолога
Зона коррекции
|
Перечень технических средств обучения
Наименование технических средств обучения | Количество |
Музыкальный центр | 1 |
Подборка CD с записями музыки | 5 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Аналитическая справка по результатам мониторинга освоения образовательных областей основной общеобразовательной программы дошкольного образования "Детство" воспитанниками подготовительной группы
Детский сад № 201 "Волшебница" с приоритетным осуществлением физического направления и квалифицированной коррекции отклонений в физическом развитии работает по основной общеобразоват...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по реализации основной образовательной программы НРМДОБУ «ЦРР «д/с «Улыбка» для детей подготовительной группы на 2016-2017 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА разработана в соотвествии с ФГОС для детей подготовительной группы....
"Зелёный огонёк" Дополнительная рабочая программа кружка по реализации вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования для детей старшей группы
Данная программа разработана с целью: снижение дорожно-транспортного травматизма среди детей посредством повышения уровня знаний ими правил дорожного движения;- сохранение здоровья детей и взрос...
Рабочая программа основной общеобразовательной программы дошкольного образования Образовательная область « Художественно-эстетическое развитие» Музыкальная деятельность Младшая группа (3-4 года), старшая группа (5-6 лет)
Рабочая прграмма по музыкальной деятельности....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ по 4 областям
РП ООП ДО по ФОП по четырём областям ( познавательное, социально -коммуникативное, речевое, художественно-эстетическое развитие)...