Рабочая программа основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей подготовительной группы 6-7 лет
методическая разработка по коррекционной педагогике

Ложкина Виктория Сергеевна

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_podgotovitelnaya_gruppa_6-7_let.docx40.21 КБ

Предварительный просмотр:

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА

 «ГОРОД КАЛИНИНГРАД»

 МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД №87  

       

Рассмотрена на заседании                                                                                     «Утверждаю»

педагогического совета №                                                 Заведующий МАДОУ ЦРР д/с № 87  

от _______________2021г.                                                 _________________ К.Е. Некрасова

                                                                                             «____» ___________________2021г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Вид деятельности «Мир социальных отношений»

подготовительная группа 6-7 лет

                                                                               

г. Калининград

2021

                                                       

1. Пояснительная записка

Данная программа разработана на основе следующих нормативных документов: 

- Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ,

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013г. №70384),

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013г. №26 г. Москва «Об утверждении СанПин 2.4.1. 3040-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 29 мая 2013г. №28564),

- АООП ДО для детей подготовительной к школе группы МАДОУ ЦРР д/с № 87.

 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования рассматривает охрану и укрепление психического здоровья детей как одну из центральных задач работы детского сада. Психолого-педагогическое сопровождение выступает важнейшим условием повышения качества образования в современном детском саду. Необходимо создать условия для гармоничного становления личности ребенка, обеспечить его эмоциональное благополучие, помочь дошкольнику продуктивно реализовать индивидуальный путь развития. Стремясь достигнуть своей базовой цели – охраны и укрепления психического здоровья воспитанников ДОУ, педагог включается в образовательный процесс, устанавливает продуктивные взаимоотношения с воспитателями и родителями.

          Психолого-педагогическое сопровождение выступает важнейшим условием повышения качества образования в современном детском саду.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» одна из важнейших для воспитания и обучения детей 6 -7 лет. Специфика работы  и принцип интеграции всех образовательных областей позволяют решать задачи социально-коммуникативного и эмоционально-волевого развития детей.

Дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей. Игровое пространство усложняется.  Дети этого возраста могут по ходу игры брать на себя две роли, переходя от исполнения одной к исполнению другой. Они могут вступать во взаимодействие с несколькими партнёрами по игре, исполняя как главную, так и подчинённую роль.  

В возрасте 6—7 лет происходит расширение и углубление представлений детей о форме, цвете, величине предметов. Ребёнок уже целенаправленно, последовательно обследует внешние особенности предметов. При этом он ориентируется не на единичные признаки, а на весь комплекс (цвет, форма, величина и др.). К концу дошкольного возраста существенно увеличивается устойчивость непроизвольного внимания, что приводит к меньшей отвлекаемости детей. Внимание дошкольников, оно становится произвольным.   Увеличивается устойчивость и объем внимания. Также увеличивается объём памяти, что позволяет им непроизвольно запоминать достаточно большой объём информации.  

Воображение детей данного возраста становится, с одной стороны, богаче и оригинальнее, а с другой — более логичным и последовательным. Этот период — сензитивный для развития фантазии.  В этом возрасте продолжается развитие наглядно-образного мышления, которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщённых наглядных средств и обобщённых представлений о свойствах различных предметов и явлений. Ведущим по-прежнему является наглядно-образное мышление, но к концу дошкольного возраста начинает формироваться словесно-логическое мышление.  

Мотивационная сфера дошкольников  расширяется за счёт развития таких социальных мотивов, как познавательные и самореализации. Поведение ребёнка начинает регулироваться также его представлениями о том, что хорошо и что плохо. С развитием морально-нравственных представлений напрямую связана и возможность эмоционально оценивать свои поступки.

К концу дошкольного возраста происходят существенные изменения в эмоциональной сфере. С одной стороны, у детей этого возраста более богатая эмоциональная жизнь, их эмоции глубоки и разнообразны по содержанию. С другой стороны, они более сдержанны и избирательны в эмоциональных проявлениях. К концу дошкольного возраста у них формируются обобщённые эмоциональные представления, что позволяет им предвосхищать последствия своих действий. Это   влияет на эффективность произвольной регуляции поведения — ребёнок может не только отказаться от нежелательных действий, но и выполнять неинтересное задание, если будет понимать, что полученные результаты принесут кому-то пользу, радость.  Благодаря таким изменениям в эмоциональной сфере поведение дошкольника становится менее ситуативным и чаще выстраивается с учётом интересов и потребностей других людей.  

  Большую значимость для детей приобретает общение между собой. Их избирательные отношения становятся устойчивыми, именно в этот период зарождается детская дружба. Дети продолжают активно сотрудничать, вместе с тем у них наблюдаются и конкурентные отношения — в общении и взаимодействии они стремятся в первую очередь проявить себя, привлечь внимание других к себе. Однако у них есть все возможности придать такому соперничеству продуктивный и конструктивный характер и избегать негативных форм поведения.  

К семи годам дети определяют перспективы взросления в соответствии с гендерной ролью, проявляют стремление к усвоению определённых способов поведения, ориентированных на выполнение будущих социальных ролей.  

К концу дошкольного возраста ребёнок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

                                 2.Цель и задачи программы

      Цель: Социализация ребенка в обществе, развитие коммуникативных навыков, индивидуальности, ответственности, формирование эмоционального интеллекта и развитие волевых качеств личности.

Задачи программы

  1. Обучать детей пониманию себя и умению «быть в мире с собой».
  2. Воспитывать интерес к окружающим людям, развивать чувства понимания и      потребности в общении.
  3. Формировать представления о внутреннем мире человека, его месте в окружающем мире.
  4. Развивать осознанное восприятие и отношение к своим эмоциям и чувствам, а также и других людей.
  5. Развивать навыки общения в различных жизненных ситуациях с окружающими людьми с ориентацией на метод сопереживания.
  6. Развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственных поступков и поступков окружающих.
  7. Развивать самоконтроль в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения и формирования доверия к собеседнику.
  8. Вырабатывать положительные черты характера, способствующие лучшему процессу общения, коррекция нежелательных черт характера и поведения.

              Реализация поставленных целей и задач происходит через следующие формы обучения детей:

- развивающие игры,

- игры-драматизации,

-  сюжетно-ролевые,

- словесные;

- подвижные игры,

- релаксационные упражнения;

- беседы;

- этюды;

- импровизации;

- моделирование и анализ заданных ситуаций;

- сочинение историй;

- чтение художественной литературы;

- элементы арттерапии;

- релаксационные упражнения;

- рассматривание рисунков и фотографий;

- аналогия с растительным и животным миром;

- использование аудиозаписи; прослушивание аудиозаписи со звуками природы и классических музыкальных произведений;

- психогимнастика;

- элементы сказкотерапии.

3.Планируемые результаты реализации программы

1.  Ребенок понимает свои индивидуальные особенности.

2. Эмоционально воспринимает и понимает окружающих и себя, обладает установкой положительного отношения к миру.

3. Анализирует собственные поступки и поступки окружающих, адекватно проявляет свои чувства.

4. Ребенок проявляет потребность в общении, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми.

5.   Может пользоваться средствами общения адекватно ситуации.

6. Может контролировать свое поведение в общении, старается разрешать конфликты.

7.  Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.  

8.  Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать   неудачам и радоваться успехам других.

9. Ребенок   проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности.  

Эффективность программы отслеживается на основе диагностики уровня развития эмоционально-волевой и коммуникативной сфер в сентябре и мае.

                                 

4.Учебно-тематическое планирование

Месяц

Тема

Задачи

Кол-во часов

сентябрь

Мое имя

Способствовать гармонизации осознания ребенком своего имени, развитие эмпатии и навыков общения

30 минут

Мой автопортрет

Развивать позитивное отношение к себе, внимание к себе, принятие себя

30 минут

Каждый привлекателен по-своему

Помочь детям адекватно оценивать себя, поддерживать положительную оценку, развивать толерантность по отношению к другим людям

30 минут

Ты и другие в зеркале

Развивать представление о себе и своем отличии от других

30 минут

октябрь

Ты и твои родители

Развивать у детей теплое отношение к членам семьи, осознания себя внутри семьи, значения семьи для человека

30 минут

Моя семья

Развивать у детей теплое отношение к членам семьи, осознания себя внутри семьи, значения семьи для человека

30 минут

Животное, которое тебе нравится

Определять вместе с детьми их предпочтения по отношению к животным, воспитание любви к живой природе

30 минут

Растение, которое тебе нравится

Определять вместе с детьми их предпочтения к растениям, воспитание любви к природе

30 минут

ноябрь

Я хочу

Помочь детям оценить их желания и предпочтения

30 минут

Я могу

Помочь детям оценивать их желания и предпочтения, соизмерять их со своими возможностями

30 минут

Мимические признаки эмоций

Продолжать учить детей распознавать различные эмоции по выражению лица

30 минут

Праздник

Познакомить детей с эмоциями, соответствующими праздничной атмосфере, развивать понимание того, что хорошее настроение во многом зависит от отношения к окружающим

30 минут

декабрь

Спорящие лица

Познакомить с различными проявлениями негативных эмоций

30 минут

Несовпадение настроений

Учить детей понимать настроение другого человека, принимать его позицию, развитие толерантности

30 минут

Что тебя огорчает, и чему ты радуешься?

Учить детей определять какие эмоциональные реакции вызывают разные жизненные ситуации

30 минут

Сказочные герои и ты

Учить детей определять эмоциональные переживания героев сказок

30 минут

январь

Плач, смех, испуг

Продолжать учить детей распознавать различные эмоции по выражению лица и анализировать их причины

30 минут

Как называются эмоции

Закрепить с детьми знания о различных эмоциях человека и их названиях

30 минут

Музыка и эмоции

Учить детей распознавать настроение, которое вызывает музыка

30 минут

Как поднять настроение

Учить детей разными способами поднять настроение себе и другим, развить эмпатию и толерантность

30 минут

февраль

Ты и другие в зеркале

Развивать представления о себе, о своем отличии от других, развивать эмпатию и толерантность

30 минут

Конфликты между детьми

Учить детей анализировать причины ссор, помочь им находить способы разрешения конфликтов, не допуская их крайнего проявления драки

60 минут

Какие качества помогают дружбе

Познакомить детей с качествами, помогающими и мешающими дружбе, адекватно анализировать их

30 минут

март

Внимательный, равнодушный

Познакомить детей с качествами- внимательность и равнодушие, и их значении в межличностных отношениях

30 минут

Правдивый, лживый

Познакомить детей с качествами-правдивость и лживость, и их значении в межличностных отношениях

30 минут

Смелый, трусливый

Познакомить детей с качествами-смелость и трусливость, и их значении в межличностных отношениях

30 минут

Щедрый, жадный

Познакомить детей с качествами-щедрость и жадность, и их значении в межличностных отношениях

30 минут

апрель

Секрет волшебных слов

Воспитывать культуры общения. Учить приемам вежливого обращения с окружающими

60 минут

Что такое «хорошо» и что такое «плохо»

Развивать навыки оценки поведения и поступков своих и других людей в различных жизненных ситуациях.

Формировать умения определять основные черты характера людей

60 минут

май

Мальчики и девочки

Развивать представления о внешнем облике мальчиков и девочек, развивать навыки общения и совместной деятельности мальчиков и девочек

60 минут

Играем вместе

Развивать навыки общения и совместной деятельности мальчиков и девочек. Воспитывать стремления понимать и уважать мнение собеседника

30 минут

Порадуй своего друга

Учить детей позитивным способам общения и дружбы

30 минут

итого

36 занятий

1080 мин

                               

5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Наименование учебно-методических материалов

Дидактические пособия:

  • «Мы все разные». Старший дошкольный возраст
  • «Как вести себя». Старший дошкольный возраст
  • «С кем ты дружишь?». Старший дошкольный возраст

Дидактические игры:

  • Игра «Путешествие в мир эмоций»
  • Игра «Эмоции»
  • Игра «Театр настроения»
  • Игра «Пиктограммы»
  • Игра «Калейдоскоп эмоций»
  • Игра «Наши эмоции и чувства»
  • Игра «Домик настроений»
  • Игра «Зоопарк настроений»
  • Игра «Кубик настроений»
  • Игра «Что такое хорошо и что такое плохо»

Наименование учебно-методических материалов

Количество

Методика исследования эмоциональной сферы  

Минаева В. М.

1

Тест тревожности

Тэмл-Дорки-Амен

1

Методика «Секрет» (Социометрия)

1

Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. и др. Дошкольник:                   обучение и развитие. Воспитателям и родителям. – Ярославль: «Академия   развития», 2010

1

Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. -  Ярославль: «Академия развития», 2009  

1

Клюева Н.В., Касаткина Ю.В.  Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. -  Ярославль. «Академия развития», 2008

1

Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Я, ты, мы: Социально-эмоциональное развитие детей от 3 до 6 лет.  М.: Просвещение, 2005

1

Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры.  Пособие для практических работников дошкольных учреждений. – М.:АРКТИ, 2010

1

Панфилова М.А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры. М.: Издательство Гном и Д, 2009

1

Ротарь Н.В., Карцева Т.В. Занятия для детей с ЗПР. Старший дошкольный возраст. – Волгоград: Учитель, 2014

1

Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. Популярное пособие для ролителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 2007

1

Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. – СПб: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2010

Яковлева Н. Психологическая помощь дошкольнику. СПб: «Валерии СПД»,   2002

1

1

                   

6. Материально-техническое обеспечение

Наименование оборудования (инструментов, материалов и приспособлений)

Рабочая зона педагога-психолога  

  • Библиотека специальной литературы и практических пособий  
  • Документы, регламентирующие деятельность педагога – психолога
  • Материалы консультаций, семинаров, практикумов
  • Материалы для психолого-педагогической диагностики (диагностический инструментарий)
  • Уголок для консультирования

Зона коррекции

  • Игрушки, игровые пособия, атрибуты для коррекционно-развивающей работы
  • Рабочие столы и стулья для проведения занятий    
  • Настольно-печатные игры
  • Развивающие игры  
  • Раздаточные и демонстративные материалы

Перечень технических средств обучения

Наименование технических средств обучения

Количество

Музыкальный центр

1

Подборка CD с записями музыки

5

 

 

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитическая справка по результатам мониторинга освоения образовательных областей основной общеобразовательной программы дошкольного образования "Детство" воспитанниками подготовительной группы

Детский сад № 201 "Волшебница" с приоритетным  осуществлением физического  направления и квалифицированной  коррекции отклонений в физическом развитии работает по основной общеобразоват...

"Зелёный огонёк" Дополнительная рабочая программа кружка по реализации вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования для детей старшей группы

Данная программа разработана с целью:  снижение дорожно-транспортного травматизма среди детей посредством повышения уровня знаний ими правил дорожного движения;- сохранение здоровья детей и взрос...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ по 4 областям

РП ООП ДО по ФОП по четырём областям ( познавательное, социально -коммуникативное, речевое, художественно-эстетическое развитие)...