ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УЧЕБНО-НАГЛЯДНОГО ПОСОБИЯ «ЛЭПБУК-ФЛАНЕЛЕГРАФ» В ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С ОВЗ
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Пайманова Инга Петровна

В статье раскрывается использование учебно-наглядного пособия «Лэпбук-фланелеграф», как способ развития коммуникативной компетентности детей с ОВЗ.

Цель пособия: создание предметно-развивающей среды для формирования у ребенка с ОВЗ коммуникативных навыков с помощью средств, поддерживающих коммуникацию.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УЧЕБНО-НАГЛЯДНОГО ПОСОБИЯ «ЛЭПБУК-ФЛАНЕЛЕГРАФ»

В ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С ОВЗ

Как известно, устная речь играет главную роль в когнитивном и эмоциональном развитии ребёнка и является основой социального взаимодействия. Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в большинстве случаев, не владеют или частично владеют устной речью. Ограниченный пассивный словарь, недостаточная мотивация к речевой деятельности, отсутствие инициативы в коммуникации, неумение осуществлять речевое взаимодействие – все это ограничивает процесс формирования навыков общения, затрудняет расширение их социальных контактов. Поэтому возникает необходимость в поиске путей, средств, способов, способствующих развитию навыков коммуникации детей с ОВЗ, дополняющих речь, то есть в дополнительной коммуникации.

На наш взгляд, одним из способов развития коммуникативной компетентности для таких детей может стать использование учебно-наглядного пособия «Лэпбук-фланелеграф», как средства поддерживающей (дополнительной) коммуникации.

Цель пособия: создание предметно-развивающей среды для формирования у ребенка с ОВЗ коммуникативных навыков с помощью средств, поддерживающих коммуникацию.

Реализация данной цели происходит в коммуникативных дидактических играх и упражнениях, играх-драматизациях, так как именно игра возможность ребенку вступить во взаимодействие с такими сторонами жизни, с которыми в реальной жизни он вступить не может. 

Данное пособие обеспечивает пространство детской реализации (ПДР), предоставляющее свободу способов самореализации ребенка, активизирующее его участие в педагогическом процессе.

Учебно-наглядное пособие «Лэпбук-фланелеграф» содержит в себе две составляющие:

• Фланелеграф – один из видов театральных технологий, это оригинальная форма иллюстрированного рассказа, облегчающая понимание вербальных сообщений и обеспечивающая эффективное взаимодействие с окружающими в дополнение к устной речи;

• Лэпбук – интерактивная технология, отвечающая основным направлениям партнерской деятельности взрослого с детьми, так как предусматривает равноправное взаимодействие педагога с детьми и отображает добровольное присоединение детей к совместной деятельности.

Наглядно-дидактическое пособие «Лэпбук-фланелеграф» представляет собой интерактивную двустороннюю папку-раскладушку, содержащую материал определенной тематики.

В центральной части лэпбука находится панно-фланелеграф, на котором создается игровая коммуникативная ситуация или сюжет из сказок. Лексический материал располагается на боковых страницах папки в кармашках (картинки-фигурки из фетра: домашние животные и лесные звери, птицы, растения, деревья, герои сказок, предметы мебели, транспорт и пр.). Каждый конверт содержит картинки по одной лексической теме. Его можно обозначить либо соответствующей картинкой, либо названием печатными буквами. Из получившегося набора можно составить картотеку, разместив конверты в коробке, корзинке. Это позволит дополнительно простимулировать детей самостоятельно применять полученные навыки.

С помощью фигурок на панно-фланелеграф создаются «живые» сюжеты: каждый предмет можно обыгрывать, перемещать в зависимости от цели игры. Занятия проходят как маленький, но очень интересный, необычный познавательный урок-спектакль, поэтому очень нравятся детям.

Следует отметить несколько базовых принципов при организации работы с лэпбуком: опираться на интересы ребенка, следовать интересам ребенка. Важно не пытаться очень активно вовлечь ребенка, а как бы включить, а понаблюдать за ним и найти то, что ему интересно. В зависимости от ситуации ребёнок может сам сделать свой выбор: «В какую игру ты хочешь поиграть?», «Какая сказка тебе нравится?». Такая форма организации самостоятельной деятельности ребенка с ОВЗ повышает эффективность проводимой работы, формирует устойчивый эмоциональный контакт с ним и его положительное отношение к работе [1].

Работа с лэпбуком активизирует познавательную деятельность обучающихся, включает их в поиск путей решения поставленных задач. Учебный материал усваивается непринужденно и имеет сильную степень запоминания. Кроме того, такие игры-занятия позволяют удовлетворять естественную потребность детей – воспринимать и действовать одновременно, накапливая сенсорный опыт. А картина, созданная ребенком, вызывает положительные эмоции, и самое главное – поддерживает интерес, незаметно для него побуждает к коммуникативному взаимодействию и превращает обучение в увлекательный процесс.

Данное пособие можно использовать как в детском саду, так и в начальной школе. Например, на коррекционных занятиях по развитию речи в игре «Нарисуем картину», направленной на формирование коммуникативных навыков (навыки конструктивного общения, умение получать радость от общения, умение слушать и слышать другого человека), развитие не вербальных способов взаимодействия, формирование речевых умений (навыки употребления предлогов, обозначающих пространственные положения предметов по отношению друг к другу), ребенок учится располагать картинки в соответствии с инструкцией педагога и, по возможности, выражать свои действия словами, обозначая местоположение объекта, то есть совместно с педагогом учится составлять предложения. В игре «От кого убежал Колобок», помимо задач по развитию коммуникативных навыков, обучающийся учится правильно составлять предложения с предлогом «ОТ» по созданной им картине с помощью сказочных фигурок-персонажей. В играх «Куда прилетела бабочка», «Прятки» способствуют формированию умения правильно составить предложения с предлогами «НА», «ЗА» (приложение 1). Составлять совместно с педагогом описательный рассказ в непринужденной форме ребенок учится в игре «Времена года», «В лесу» и др. Игры-драматизации по сказкам также способствуют вхождению ребенка в речевой контакт. Положительные эмоции, возникающие во время проведения таких игр, активизируют речевую деятельность детей.

На уроке математики можно использовать данное пособие при изучении тем: «Порядок следования», «Порядковые числительные», «Счёт предметов», решать простые арифметические задачи. Очень удобно выполнять коррекционные задания «Что изменилось?», «Кто лишний?». Каждый творческий педагог сможет использовать, расширить и усовершенствовать данный материал, наполнив его новым содержанием.

Следует заметить, что все игры и упражнения должны быть адаптированы с учетом психологического потенциала детей с ОВЗ, где учтены их возможности, ресурсы и потребности.

Можно сказать, что, имея в методической копилке большое количество разнообразных игр и игровых ситуаций с использованием лэпбука, можно быть уверенным в эффективности и результативности обучения детей с ОВЗ коммуникативным навыкам. Представленная система работы поможет ребенку развиваться и в большей степени чувствовать себя уверенным, что будет способствовать его интеграции в широкий социум.

Приложение 1

Конспект проведения игры «Прятки»

Дидактические задачи: формирование коммуникативных навыков (навыки конструктивного общения, умение получать радость от общения, умение слушать и слышать другого человека), развитие не вербальных способов взаимодействия, формирование речевых умений (навыки употребления предлога «ЗА» с существительными в творительном падеже, умение составлять предложения с предлогом).

Игровое правило. Правильно составить предложения с предлогом «ЗА» по изображению на панно.

Материал. Лэпбук-фланелеграф, фигурки: дерево, листья, пенек, елочки, лужайка, зайчик, лисичка, волк, медведь, мышка, бабочка, цветы.

Ход игры:

Педагог:

- Зверюшки решили поиграть с нами в прятки. Сейчас они спрячутся, а мы найдем их. Закройте глаза. (Фигурки зверей «прячут» так, чтобы их было немного видно, кто где спрятался.) Откройте глаза и скажите, кто где спрятался?

Дети составляют предложения, выделяя голосом предлог «ЗА».:

- Лисичка спряталась за деревом.

- Зайчик спрятался за кустиком.

- Медведь спрятался за большой елью.

- Лисичка спряталась за маленькой елью.

- Мышка спряталась за пеньком.

- Синица спряталась за листьями дерева.

- Бабочка спряталась за цветком и т.д.

 Педагог:

- Какое маленькое слово нам помогло рассказать, куда спрятались звери? («За»)

Затем зверюшки меняются местами – игра повторяется.

Можно менять персонажей игры, времена года.

Список литературы

1. Альтернативная и дополнительная коммуникация: сборник методических материалов семинара в рамках образовательного форума «Современные подходы и технологии сопровождения детей с особыми образовательными потребностями» / сост. О.Н. Тверская, М.А. Щепелина; выпуск. ред. А.Г. Гилева; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. – Пермь. 2018. – 160 с. 

2. Ковригина Л.В. Логопедическая работа по формированию предложно-падежных форм существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.03 / Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. - Санкт-Петербург, 2002. - 16 с.

3. Мусейбова Т.А. Развитие пространственных отношений и отражение их в речи детей дошкольного возраста. //Проблемы восприятия пространства и пространственных представлений. — М.: Изд-во АН РСФСР, 1961. -С.89-95.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование компьютерных технологий при формировании коммуникативных навыков у детей раннего возраста.

Коммуникативная деятельность выступает  в качестве особой формы взаимодействия между взрослым и ребенком.  Именно коммуникация, основным средством которой является речь, выступа...

Методическая разработка «Формирование коммуникативных навыков у детей с общим недоразвитием речи через использование интерактивных технологий»

Методическая разработка представляет собой рекомендации по формированию коммуникативных навыков у воспитанников с нарушением речи через использование интерактивных технологий. В работе демонстрируются...

Использование сюжетно-ролевых игр с целью формирования коммуникативных навыков у детей шестого года жизни

Данный методический  материал отражает специфику формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролеворй игры....

Опыт работы воспитателя Тема: Использование социо-игровой технологии для формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.

Использование социо-игровой технологии для  формирования  коммуникативных  навыков у детейстаршего дошкольного возраста.  Актуальность моего опыта я вижу в том, что: пред...

Мастер – класс практический на тему «Использование игровой технологии для формирования коммуникативных навыков у детей»

представление опыта работы по использованию игровой технологии для формирования коммуникативных навыков у детей....

Конспект НОД формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ. («Дети на канале «Карусель»)

Конспект непрерывной образовательной деятельностив старшей и подготовительной к школе  группетема: формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ....