Дошкольное образование детей с нарушениями зрения
презентация по коррекционной педагогике

Руфкина Ирина Сергеевна

В презентации рассматриваются причины и виды нарушений зрения, а также способы воспитания  и обучения детей с такими нарушениями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doshkolnoe_obrazovanie_detey_s_narusheniyami_zreniya.pptx2.62 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дошкольное образование детей с нарушениями зрения Руфкина И.С.

Слайд 2

Зрение в жизни человека является окном в мир. Все знают, что 90 % информации мы приобретаем благодаря глазам, поэтому понятие 100% острота зрения является очень значимым для полноценной жизни.

Слайд 3

К сожалению, не все имеют такое зрение. Врожденные аномалии, заболевания, травмы глаз приводят к частичной, а иногда и полной потери зрения .

Слайд 4

Специальное образование является частью системы общего образования и государство создает условия для лиц, имеющих специальные образовательные потребности с целью обеспечения им равных возможностей в получении образования

Слайд 5

Гарантии права детей с ограниченными возможностями в развитии на получение образования закреплены В Законах «О правах ребенка», "Об образовании", «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями», «О социальной защите инвалидов», «О специальных социальных услугах». В Конституции Российской Федерации

Слайд 6

Далеко не все вопросы обучения и воспитания слабовидящих детей были поставлены и решены в первые десятилетия возникновения такого опыта. Основными причинами такого положения в тифлопедагогике (отрасль дефектологии, разрабатывающая проблемы воспитания и обучения лиц с глубокими нарушениями зрения) были теоретическая несостоятельность и слабая экспериментальная основа тифлопедагогических исследований, направленных на приспособление всего процесса обучения к зрению слабовидящего ребенка.

Слайд 7

Проблема педагогической системы образования лиц с нарушением зрения, на сегодняшний день, приобретает особую актуальность, так как имеет особое значение для формирования полноценной личности ребенка, его успешного обучения

Слайд 8

ПРИЧИНЫ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ врожденная патология глаз питание природные условия, климат Заболевания и травмы различные заболевания матери во время беременности состояние нервной системы. наследственный фактор аномалии рефракции : дальнозоркость, близорукость, астигматизм, косоглазие.

Слайд 9

При всех глазных патологиях чаще всего поражается центральное зрение в результате чего затрудняется процесс рассматривания мелких предметов, нарушается восприятие цвета, формы и величины предметов, расстояние восприятия. Чтение и письмо в условиях снижения остроты зрения значительно осложняются.

Слайд 10

В зависимости от степени нарушения зрения дети делятся на слепых и слабовидящих ВИДЫ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ Слепые (незрячие) — подкатегория лиц с нарушениями зрения, у которых полностью отсутствуют зрительные ощущения, имеется светоощущение или остаточное зрение (до 0,04 на лучше видящем глазу с коррекцией очками), а также лица с прогредиентными заболеваниями и сужением поля зрения с остротой зрения до 0,08.

Слайд 11

Р азличают лиц с абсолютной (тотальной) слепотой на оба глаза, при которой полностью утрачиваются зрительные восприятия, и лиц практически слепых , у которых имеется светоощущение или остаточное зрение, позволяющее воспринимать свет, цвет, контуры (силуэты) предметов. Определяется остаточное зрение совокупностью функционирования зрительных функций, уровнем их сохранности, степенью устойчивости и возможностью их использования при ориентации.

Слайд 12

Слабовидящие — подкатегория лиц с нарушениями зрения, имеющих остроту зрения от 0,05 до 0,2 на лучше видящем глазу с коррекцией обычными очками. Кроме снижения остроты зрения слабовидящие могут иметь отклонения в состоянии других зрительных функций (цвето- и светоощущение, периферическое и бинокулярное зрение). Слабовидение возникает вследствие глазных болезней на фоне общего заболевания организма.

Слайд 13

Чаще всего причиной слабовидения является аномалия рефракции. Наиболее распространенной формой ее является миопия, затем гиперметропия. Астигматизм, косоглазие, альбинизм, атрофия сетчатки, зрительного нерва, нистагм и другие глазные заболевания часто являются причиной слабовидения.

Слайд 14

Нарушения зрения могут быть врожденными и приобретенными Врожденная слепота обусловлена повреждениями или заболеваниями плода в период внутриутробного развития либо является следствием наследственной передачи некоторых дефектов зрения Приобретенная слепота обычно бывает следствием заболевания органов зрения — сетчатки, роговицы и заболеваний центральной нервной системы (менингит, опухоль мозга, менингоэнцефалит), осложнений после общих заболеваний организма (корь, грипп, скарлатина), травматических повреждений мозга (ранения головы, ушибы) или глаз.

Слайд 15

Различают прогрессирующие и непрогрессирующие нарушения зрительного анализатора. При прогрессирующих зрительных дефектах происходит постепенное ухудшение зрительных функций под влиянием патологического процесса. К ним относятся случаи первичной и вторичной глаукомы, незаконченные атрофии зрительных нервов, пигментная дегенерация сетчатки, злокачественные формы близорукости, отслойка сетчатки и др. Зрение снижается при появлении мозговых опухолей. При несоблюдении санитарно-гигиенических условий письма и чтения прогрессирует близорукость и дальнозоркость

Слайд 16

К не прогрессирующим дефектам зрительного анализатора относят некоторые врожденные его пороки, такие, как астигматизм, микрофтальм, альбинизм, амблиопия, а также не прогрессирующие последствия заболеваний и операций, стойкие помутнения роговицы, катаракта, послеоперационная афакия и др. Причинами этих дефектов могут стать также последствия некоторых заболеваний и глазных операций.

Слайд 17

Существуют категории детей по времени наступления зрительного дефекта : слепорожденные рано ослепшие лишившихся зрения после трех лет жизни Время наступления зрительного дефекта имеет существенное значение для психического и физического развития ребенка. Чем раньше наступила слепота, тем более заметны вторичные отклонения, психофизические особенности и своеобразие психофизического развития.

Слайд 18

Домашнее воспитание и обучение ребенка при нарушении зрения имеет свои особенности, зависящие от состояния зрительного нарушения, от времени его возникновения: р одители ребенка с нарушенным зрением должны регулярно получать консультативную помощь специалистов: тифлопедагога, психолога, офтальмолога и др.

Слайд 19

• "комментированное" общение взрослого с ребенком: слово фиксирует какой-либо предмет, его свойства, признаки, действия, состояние и т. д.; • оптимальная организация предметно-окружающей среды; • организация разнообразных видов деятельности - общения, игры, движения, труда, рисования, конструирования и др.; • демократический стиль родителей в отношениях с ребенком: прислушиваться к его мнению, уважать его позицию, развивать самостоятельность суждений; • атмосфера любви и взаимного уважения; • гармоническое развитие всех способностей ребенка. Родители должны обладать определенным уровнем специального педагогического знания, чтобы без ущерба для здоровья и развития ребенка осуществлять домашнее воспитание и обучение.

Слайд 20

В России имеется развитая сеть специальных дошкольных учреждений и школ для детей с нарушениями зрения: детские сады, ясли-сады и дошкольные группы для слепых детей; детские сады, ясли-сады и дошкольные группы для слабовидящих детей; детские сады, ясли-сады и дошкольные группы для детей с косоглазием и амблиопией; специальные дошкольные учреждения смешанного вида .

Слайд 21

Основные задачи таких дошкольных учреждений обучение и воспитание детей с нарушениями зрения; лечение и развитие нарушенных функций зрения; коррекцию отклонений в развитии; развитие всей компенсирующей системы, прежде всего слуха, осязания, мобильности и ориентировки в пространстве, а также формированию навыков самообслуживания; подготовка к обучению в школе

Слайд 22

В условиях специального обучения формируются адекватные приемы и способы использования слухового, кожного, обонятельного, вибрационного и других анализаторов, представляющих сенсорную основу развития психических процессов, что позволяет формировать у детей сложные синтетические образы реальной действительности

Слайд 23

Образование детей с нарушениями зрения включает в себя формирование активной жизненной позиции процесс нравственного, физического, эстетического, трудового воспитания социально-психологическое адаптирование

Слайд 24

умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности; раскрывает ее творческие возможности; формирует гуманистические отношения; обеспечивает разнообразные условия для расцвета индивидуальности ребенка с учетом его возрастных особенностей Воспитание способствует:

Слайд 25

Нередко к слепым и слабовидящим детям проявляют излишне сочувственное отношение, ограничивая их деятельность и активность из якобы гуманных побуждений, что приводит к осознанию ущербности, неверию в свои силы, к пассивности. Педагогически организованный восстановительный процесс направлен на раскрытие потенциальных возможностей личности ребенка с нарушением зрения, на формирование у него активной жизненной позиции, чувства собственного достоинства.

Слайд 26

Характерной особенностью детей при зрительной недостаточности является снижение двигательной активности. Последняя находится в прямой зависимости от степени нарушения остроты центрального зрения у детей. Однако решающее влияние на развитие движений оказывают условия обучения, физического воспитания, общение слабовидящих детей с нормальновидящими сверстниками.

Слайд 27

При формировании психической деятельности ведущую роль играют не столько элементарные сенсорные функции, сколько развивающиеся на их основе высшие психические процессы: анализирующее восприятие, мышление, речь, логическая память, произвольное, внимание. При обучении и воспитании должно уделяться особое внимание развитию образного мышления и речи детей.

Слайд 28

Особенно важное значение приобретает умственное воспитание детей с нарушением зрения, которое подчиняется общим принципам формирования, умственных действий, правильных представлений о предметах и явлениях природы, общественной жизни людей. Используя специально подобранный материал у детей формируют умственные умения и навыки

Слайд 29

В специализированном детском саду или группе недостаточно детям только зрительно наблюдать предметы. Знакомство с ними должно проходить с опорой на все виды чувствительности (слух, зрение, осязание, обоняние и т. д.) . Дети наряду с фронтальными заданиями выполняют индивидуальные

Слайд 30

У детей с нарушением зрения сужены представления о предметах, процессах и явлениях природы. Поэтому очень важно расширять их кругозор. Детей знакомят с явлениями природы, с различными видами трудовой деятельности людей, их взаимоотношениями в трудовом коллективе, учат видеть и понимать прекрасное

Слайд 31

Важное развивающее значение имеет формирование устной речи. У детей при зрительной неполноценности страдает понимание конкретного значения слов, что нередко отрицательно сказывается на смысловой стороне речи, на развитии образных представлений. В связи с этим речевое развитие должно базироваться на восприятии реальных предметов и процессов действительности, на основе практической деятельности с предметами.

Слайд 32

Особенно важное значение для развития познавательной деятельности имеет общение со взрослыми и сверстниками. Это помогает развивать социальные мотивы. Они способствуют успешному овладению способами действий и получению знаний .

Слайд 33

В связи со зрительными нарушениями следует обращать серьезное внимание на организацию зрительных нагрузок в процессе различных видов детской деятельности. Во время занятий проводят физкультминутки для снятия напряжения, усталости, утомления и расслабления мышц глаз

Слайд 34

В вечерние часы воспитатели работают с детьми по индивидуальным заданиям тифлопедагога, врача-офтальмолога и логопеда.

Слайд 35

Физическое воспитание При нарушении зрения у детей отмечаются недостатки физического развития (в быстроте, ловкости, координации, в статическом и динамическом равновесии, точности, силе, выносливости). Врач-офтальмолог должен продумать вместе со специалистом по лечебной гимнастике и назначить систему показанных для таких детей физических упражнений, имеющих как общеукрепляющее, так и коррекционно-восстановительное значение для физического развития

Слайд 36

В «Программе воспитания в детском саду» сказано, что «залогом правильной осанки является хорошее общее физическое развитие ребенка». Это положение приобретает особую актуальность при воспитании детей с нарушением зрения. Воспитание осанки должно находиться в центре внимания воспитателя и врача по лечебной гимнастике на всех занятиях, при всех видах деятельности ребенка.

Слайд 37

Педагоги учат детей выполнять четко и точно движения как на основе показа, т.е. наглядного образца, так и по словесной инструкции. Следует научить детей согласовывать движения с темпом и ритмом музыкального сопровождения

Слайд 38

Во всех физических упражнениях воспитатели развивают не только двигательные, но и зрительные, а также слуховые функции детей. Во всех подвижных играх воспитатели используют различные ориентиры : звуковые сигналы (колокольчики, бубны, музыкальные инструменты); зрительные (флажки, султанчики, значки, шапочки с изображениями зверей и т.д.).

Слайд 39

Физическое воспитание осуществляется при соответствующих условиях: просторное светлое помещение, специально подобранное оборудование участка, правильный подбор мебели соответственно росту детей, удобная одежда, соблюдение рационального питания и регулярного сна, режим проветривания помещений

Слайд 40

Ознакомление с окружающим и развитие речи В «Программе воспитания в детском саду» ознакомление детей с окружающим миром и развитие речи у детей занимает ведущее место. Это обусловлено тем, что через познание детьми окружающей действительности идет развитие психики и формирование личности Дети познают мир в различной деятельности: в играх, в труде, на занятиях и повседневной жизни

Слайд 41

Воспитатель показывает то, что доступно детям для зрительного восприятия, что можно ощутить через другие анализаторы: слух, осязание и т.д. При наблюдении воспитатель привлекает все сенсорные функции к ознакомлению с объектами. Надо продумать, какие качества и свойства предметов и явлений будут выделены для наблюдения, чтобы у детей сложилось правильное представление

Слайд 42

В работе по ознакомлению с окружающим большое значение придается роли слова. При рассматривании всегда идет беседа. Она расширяет и уточняет знания детей, помогает правильному пониманию. Дети узнают названия признаков и свойств наблюдаемых объектов, учатся сравнивать и сопоставлять предметы, объединяя в группы по их функциональным свойствам

Слайд 43

На занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающим используется различный иллюстративный материал: картины, диапозитивы, киноленты, реальные предметы и т.д. При фронтальном показе детей с низкой остротой зрения надо посадить ближе или пригласить подойти.

Слайд 44

Развитие элементарных математических представлений В «Программе воспитания в детском саду» ставится задача формирования представлений у детей о множестве, количестве и счете, величине, пространстве и времени. Нарушения зрения усложняют процесс выделения множества предметов в окружающем мире. В результате чувственно-практический опыт детей бывает обеднен .

Слайд 45

При счете натуральных предметов и игрушек у детей не только формируется понятие о счете, но и обогащается, конкретизируется их сенсорный опыт. Следует правильно подбирать наглядный материал, т.к. вычислительная деятельность у дошкольников может быть сформирована только при оперировании с предметами.

Слайд 46

Для того чтобы детям было хорошо видно, следует увеличить в полтора раза размеры геометрических фигур и тел, картинок, таблиц и моделей, используемых для фронтальной демонстрации на занятии.

Слайд 47

С целью формирования представлений о множестве широко применяется игровой прием обучения. От занятия к занятию меняются предметы и ситуации, в которых действуют дети. В результате они учатся выделять количественную сторону объектов окружающего их мира. Для формирования пространственных представлений полезны игры типа «Найди место в комнате». Дети учатся ориентироваться в помещении и соотносить название сторон и углов комнаты со своим местонахождением.

Слайд 48

Для формирования навыков количественного и порядкового счета хорошо использовать счет с опорой на зрение, слух и осязание. Например, на уровне глаз детей ставят настольную лампу, нужно сосчитать, сколько раз она зажжется. Можно предложить сосчитать, сколько звуков будет сыграно на дудочке, или же сосчитать на ощупь предметы, находящиеся в мешочке. Трудно усваивают дети с нарушением зрения, счет прыжков, шагов, приседаний, но надо постоянно, особенно на прогулке, упражнять их в счете движущихся предметов.

Слайд 49

Обучение изобразительной деятельности Занятия по рисованию, лепке, аппликации должны содействовать всестороннему развитию детей. Через отображение окружающей действительности дети уточняют свои знании о предметах и их свойствах, цвете, расположении и величине. В процессе изображения дети учатся пользоваться различными материалами

Слайд 50

Д ля того, чтобы изобразить предмет, дети должны хорошо его видеть. Для этого на каждый стол нужно поставить изображаемый предмет. Например, дети лепят овощи с натуры, у них на столе лежат эти овощи, они могут брать их в руки, обследовать их форму, видеть окраску, форму, величину.

Слайд 51

Во время показа приемов рисования красками воспитатель должен пользоваться кисточкой большего размера, чем у детей. Вместо карандаша лучше использовать фломастер, уголь. Дети учатся сопоставлять величину предметов в зависимости от их расположения в пространстве. Для этого следует подбирать различные картины, где можно показать изображение перспективы. Для формирования интереса детей к деятельности важно, чтобы они знали конечную цель задания: для чего дети это делают? Как это потом будет использовано?

Слайд 52

Музыкальная деятельность Так же как и в обычном детском саду, в процессе музыкальных занятий обращается серьезное внимание на воспитание музыкальной восприимчивости у детей При нарушениях зрения формирование музыкальной деятельности идет от показа к подражанию и осуществляется на многофункциональной основе

Слайд 53

Необходимо показывать упражнения с близкого расстояния, а для детей с низкой остротой зрения повторять их по нескольку раз. Иногда следует, взяв ребенка за руку, двигаться вместе с ним, чтобы он ощутил ритм. Большинство коррекционных упражнений полезно проводить с лентами, флажками, обручами, мячами, кольцами, платочками. Особое внимание следует уделять формированию чувства ритма. Для этого нужно использовать такие приемы, как передача ритма хлопками, шагами, при помощи погремушки, бубна или металлофона.

Слайд 54

В процессе занятий с детьми, надо также обучать их движениям подражательного характера, для чего можно использовать различные большие по величине иллюстрации ( заяц, кукла, медведь в характерных для них позах). Ребенок должен внимательно рассмотреть полученную картинку. Когда прозвучит музыкальная характеристика его персонажа, он должен повторить движения согласно и меющейся у него иллюстрации. Таким образом, у ребенка происходит соединение зрительного и слухового образов.

Слайд 55

Средства обучения слепых и слабовидящих Дети с нарушениями зрения ограничены в непосредственном зрительном восприятии окружающего мира . Поэтому, чтобы обеспечить детям благоприятные условия для обучения, необходимо: создавать соответствующие условия для зрительного восприятия, оптимально использовать наглядные пособия, применять специальные методы обучения и вести коррекционно-педагогическую работу с учетом особенностей нарушения зрения каждого ребенка, подходить к обучению индивидуально, учитывая психофизиологические особенности детей.

Слайд 56

Общие требования к организации среды и проведению обучения детей с патологией зрения достаточная освещенность помещения, удобное размещение детей за столами, расположение наглядного материала на уровне глаз детей и на доступном расстоянии, соответствующая длительность зрительных нагрузок, организация во время занятия разнообразных коррекционных упражнений для зрения. детей с низкой остротой зрения следует усаживать за первые столы, ближе к окнам. мебель должна быть подобрана по росту детей, важно следить за правильной посадкой детей за столом в течение всего занятия.

Слайд 57

в обучении чаще всего используется наглядный метод в сочетании со словесным. Так как у детей с нарушениями зрения страдают различные зрительные функции к использованию наглядного материала и его демонстрации предъявляются специальные требования. учитывать, что дети с нарушениями зрения значительно больше времени тратят на то, чтобы увидеть предметы, узнать их по характерным признакам. для слепых издается разнообразная литература с рельефно-точечным шрифтом (система Л. Брайля) для детей с остаточным зрением предназначены издания, сочетающие рельефную и цветную печать.

Слайд 58

для слабовидящих выпускают специальные учебники и учебные пособия с укрупненным шрифтом и адаптированными цветными иллюстрациями используются тифлотехнические средства с целью коррекции или компенсации нарушенных зрительных функций, а также для развития и восстановления зрения: оптические (лупы, очки, моно- и бинокуляры, проекционные увеличивающие аппараты); телевизионные; светотехнические и др. разработаны различные по сложности устройства и приспособления применяются дефектологические обучающие машины, устройства типа тренажеров-репетиторов и ультразвуковых локаторов.

Слайд 59

Важнейшими условиями правильной организации жизни детей являются соответствие режима психофизиологическим особенностям детей с нарушениями зрения, четкое выполнение основных режимных моментов (питания, сна, игр, прогулок), а также чередование активной деятельности с отдыхом. За основу в организации режима дня следует взять распорядок по каждой возрастной группе, указанный в «Программе воспитания в детском саду». Однако для детей с нарушениями зрения существует много дополнительных мероприятий: лечебные процедуры, корригирующая гимнастика, коррекционные упражнения для зрения.

Слайд 60

Таким образом, педагогическая работа направлена на гармоническое развитие ребенка в той степени, в которой это позволяет сделать уровень нарушения зрения в каждом отдельном случае, а также психическое и физическое развитие ребенка Педагогическая работа исходит из программ обучения и воспитания в массовых детских садах, на основе которых разрабатываются специальные программы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль учителя-дефектолога в воспитании и образовании детей с нарушенным зрения.

В статье расскрыты вопросы воспитания и обучения детей с нарушением зрения....

Дидактические игры и упражнения как средство формирования пространственных ориентировок у детей старшего дошкольного возраста (дети с нарушением зрения)

Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно. С ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение , т. е. те качества которые необходимы...

Программа дошкольного образования детей с нарушениями опорно - двигательного аппарата

ПРИМЕРНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА...

Обеспечение преемственности в системе дошкольного и начального образования детей с нарушением зрения и речевыми нарушениями.

Преемственность в работе предшкольного и начального образования детей с нарушением зрения предполагает согласованность и компетентность всех направлений педагогического и медицинского воздействия на д...

Программно-методическое обеспечение дошкольного образования детей с нарушением зрения.Обзор учебно-методических материалов с краткой аннотацией к ним (с 1994г.-по 2012г.).

Коррекционная педагогика.Материал по теме:"Программно-методическое обеспечение дошкольного образования детей с нарушением зрения". Составители:Л.И.Федорова,научн.сотр.ГРЦ ИПИО МГППУ;С.А.Абра...

Особенности организации и реализации инклюзивного образования детей с нарушением зрения в ДОО

Интегрированное образование предполагает, что ребенок с ОВЗ овладевает знаниями в рамках общеоб­разовательного стандарта в те же сроки, что и нор­мально развивающиеся дети. Такой подход возмож...