Речевая карта. Алалия
материал по коррекционной педагогике
Речевая карта представляет собой бланки, которые заполняет логопед, когда ребёнок поступает в Центр.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevaya_karta_alaliya.doc | 335.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РЕЧЕАЯ КАРТА ДЛЯ ДЕТЕЙ С АЛАЛИЕЙ
(Общее недоразвитие речи I – II уровня)
- Анкетные данные:
- Фамилия, имя_____________________________________________________________________________________
- Дата рождения____________________________________________________________________________________
- Домашний адрес__________________________________________________________________________________
- Откуда прибыл ребенок____________________________________________________________________________
- Дата начала занятий_______________________________________________________________________________
- Диагноз ПМПК___________________________________________________________________________________
- Заключение № ________________________ Срок пребывания ____________________________________________
- Состояние слуха и зрения _________________________________________________________________________
- Речевая активность: норма/ ниже нормы / отсутствие речи /_____________________________________________
- Понимание речи окружающих: сохранно / снижено / снижено значительно/______________________________
- Не прерывалось ли речевое развитие
II. Неречевые функции
- Привлекаемость: привлекается/ требуется дополнительная стимуляция/ не привлекается/ _______________
- Контактность: контактен/ избирательно контактен /в контакт не вступает/ _____________________________
- Продуктивность: норма/ ниже нормы / низкая / крайне низкая_______________________________________
- Подражательная деятельность
Начало года | Конец года | |
отсутствие | ||
действию | ||
слову и действию |
5. Восприятие
Начало года | Конец года | ||
Зрительное | «Узнай предмет» в цветном, контурном изображении; наложенные друг на друга предметы, | ||
Слуховое | «Угадай, что звучит?» |
6. Понимание и различение цветов
Начало года | Конец года | |||
показывает | называет | показывает | называет | |
Красный | ||||
Желтый | ||||
Зеленый | ||||
Синий |
7. Понимание различных величин
Начало года | Конец года | |||
показывает | называет | показывает | называет | |
Большой | ||||
Маленький |
8. Различение и называние геометрических фигур
| Начало года | Конец года | ||
показывает | называет | показывает | называет | |
Круг | ||||
Квадрат | ||||
Треугольник |
9. Состояние памяти и внимания
Начало года | Конец года | |||
зрительной и зрительного | «Запомни, какой игрушки не стало?» | |||
«Что изменилось?» | ||||
слуховой и слухового: | «Хлопни, как я» | I | ||
II | ||||
III | ||||
I - II | ||||
I - III | ||||
II - I | ||||
II - II | ||||
«Запомни и повтори» (слоговые цепочки) | ма - ма | |||
ма - му | ||||
ма - па | ||||
ма - пу | ||||
ма - му - ми |
10. Конструктивная зрительная память
Начало года | Конец года | |||
по образцу | по памяти | по образцу | по памяти | |
треугольник | ||||
квадрат | ||||
кровать | ||||
стульчик |
- Мышление
Начало года | Конец года | ||
«Доска Сегена» | |||
Пирамидка из 3-4 колец | |||
«Составь целое» (картинки, кубики) | 2 части | ||
(3-4) части |
12. Характер игровой деятельности: вступает /не вступает в игру / манипулирует с предметами/ играет рядом/ игра по возрасту/ __________________________________________________________________________________________
III. Общая и мелкая моторика.
Начало года | Конец года | ||
Общая моторика и ориентация в пространстве | Покажи, как «зайчик прыгает» | ||
Покажи, как «медведь ходит» | |||
Подними руки вверх | |||
Опусти руки вниз | |||
Спрячь руки за спину | |||
Покажи правую руку | |||
Покажи левую руку | |||
Подпрыгни | |||
Постой на одной ноге | |||
Мелкая моторика | «Птички клюют зерно» | ||
«Заяц» | |||
«Кольцо» | |||
Сжать и разжать кулачок | |||
Переключение с одной позы на другую | «Кулак – ладонь» |
IV. Строение артикуляционного аппарата, артикуляционная моторика, речевое дыхание.
1. Анатомическое строение артикуляционного аппарата:
- Губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы)___________________________________________________________
- Зубы (редкие, кривые, мелкие, отсутствие, вне челюстной дуги) _________________________________________
- Челюсти, прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрестный)_______________
- Твердое небо (высокое узкое, готическое, плоское, расщелина, субкумозная щель)__________________________
- Мягкое небо (укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького языка)____________________________________
- Язык (массивный, маленький, с укороченной подъязычной связкой)_______________________________________
- Состояние дыхательной и голосовой функции:
- Тип дыхания: верхнее-ключичное/ диафрагмальное/ брюшное/ смешанное/ _____________________________
- Объем дыхания: достаточный/ недостаточный/_____________________________________________________
- Направление воздушной струи при речи: через рот/ через нос/ ______________________________________
- Громкость голоса: чрезмерно громкий или тихий/ глухой/ монотонный/ с назальным оттенком/ ___________
3. Невербальные виды общения
Начало года | Конец года | |
использование мимики | ||
жестов |
- полностью заменяет вербальное общение
- активно использует
- как вспомогательное средство общения
- не использует
- Состояние артикуляционной моторики:
Начало года | Конец года | |
Широко открыть рот | ||
«Улыбка» | ||
«Трубочки» | ||
«Лопаточка» | ||
«Жало» | ||
«Качели» | ||
«Маятник» |
Особенности: синкинезии, повышенная саливация, девиация кончика языка вправо/влево, тремор, гипертонус мушц / гипотонус мышц, трудности нахождения артикуляционной позы, трудности удержания артикуляционной позы, цианоз языка __________________________________________________________________________________
V. Речевая функция
1. Исследование импрессивной стороны речи.
1. Понимание речи на уровне диалога:
Как тебя зовут? ________________________________________________________________
Какая игрушка тебе понравилась? _________________________________________________
Покажи, как можно играть с куклой (машинкой)? ____________________________________
2. Понимание инструкций:
Начало года | Конец года | |
Возьми мяч | ||
Дай куклу | ||
Брось мяч на пол | ||
Возьми мяч и дай мне |
3. Понимание слов обозначающих:
Начало года | Конец года | ||
предметы | кукла | ||
машина | |||
дядя | |||
тетя | |||
чашка | |||
ложка | |||
хлеб | |||
кошка | |||
собака | |||
сапоги | |||
платье | |||
куртка | |||
шапка | |||
действия | покажи, кто рисует | ||
читает | |||
стоит | |||
идет | |||
сидит | |||
бежит | |||
лежит | |||
спит | |||
ест | |||
пьет | |||
признаки | большой | ||
маленький | |||
горячий | |||
холодный | |||
сладкий | |||
кислый |
4. Понимание фраз (с опорой на картинки):
Начало года | Середина года | Конец года | |
Мальчик идет | |||
Дети играют | |||
Мама купает малыша |
5. Различение значений единственного и множественного числа.
Начало года | Конец года | ||
Имена существительные | дом - дома | ||
стол - столы | |||
чашка - чашки | |||
птица - птицы | |||
машина - машины | |||
Глаголы | стоит - стоят | ||
бежит - бегут |
6. Понимание значений существительных с суффиксами уменьшительности:
Начало года | Конец года | |
дом – домик | ||
стул - стульчик | ||
мяч – мячик | ||
чашка - чашечка | ||
шар – шарик | ||
кукла - куколка |
7. Состояние фонематического восприятия:
Начало года | Конец года | |
Кот – кит | ||
Дом – дым | ||
Мишка - мышка |
2. Обследование экспрессивной стороны речи:
- Общая характеристика речи
Начало года | Конец года | |
Отсутствие | ||
Лепетная речь | ||
Начатки фразы |
:
- Изучение активного словаря:
Начало года | Конец года | |||
звукоподражания | У девочки болит зуб. | а-а-а | ||
Как девочка (ляля) плачет? | уа | |||
Девочка заблудилась. | ау | |||
Как кошка кричит? | мяу | |||
Как собака лает? | ав-ав | |||
Аморфные и лепетные слова (наличие) | ||||
Существительные | Логические группы | Игрушки | ||
Одежда | ||||
Посуда | ||||
Домашние животные | ||||
Части тела | руки | |||
ноги | ||||
голова | ||||
глаза | ||||
рот | ||||
нос | ||||
уши | ||||
Части машины | колеса | |||
фары | ||||
руль | ||||
двери | ||||
Глаголы | идет | |||
ест | ||||
спит | ||||
лежит |
- Грамматический строй речи:
1) множественное число существительных:
Начало года | Конец года | |
кот - коты | ||
глаз - глаза | ||
дом - дома | ||
машина - машины |
2) уменьшительно-ласкательная форма существительных:
Начало года | Конец года | |
дом - домик | ||
стол - столик | ||
нож - ножик | ||
рука - ручка | ||
машина - машинка |
3) Согласование существительных с местоимениям «МОЙ, МОЯ, МОЕ»:
Начало года | Конец года | |
шапка | ||
кровать | ||
кубик | ||
платье | ||
стул | ||
мяч |
4) Употребление глаголов в повелительном наклонении («Прикажи»):
Начало года | Конец года | |
стой | ||
иди | ||
лежи | ||
спи | ||
ешь | ||
играй |
- Слоговая структура слов:
Начало года | Конец года | |
мама | ||
папа | ||
баба | ||
тата | ||
Катя | ||
Ваня | ||
тени | ||
кони | ||
дети | ||
панама | ||
кубики | ||
мак | ||
сок | ||
дом | ||
петух | ||
диван | ||
банан | ||
сидит | ||
ходит | ||
кошка | ||
банка | ||
мишка |
5. Звукопроизношение
ГЛАСНЫЕ | СОГЛАСНЫЕ | |||||||||||||||||||
А | У | О | И | Э | Ы | П | Б | М | Н | В | Ф | Т | Д | К | Г | Х | С | Й | Ль | |
Н.г | ||||||||||||||||||||
К.г |
Заключение:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к речевой карте ребёнка дошкольного возраста логопедической группы и речевая карта.
Данная презентация разработанна для обследования речи детей дошкольного возраста логопедической группы....
Речевая карта и карта развития ребенка среднего дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР)
Материал пригодится логопедам и дефектологам дошкольных учреждений и детских домов при проведении диагностики уровня развития, составления индивидуального маршрута коррекционной работы....
РЕЧЕВАЯ КАРТА ДЛЯ ДЕТЕЙ С АЛАЛИЕЙ
Образец речевой карты для детей с алалией...
Речевая карта (по речевой карте О.И.Крупенчук)
Речевая карта является основным документом, который учитель-логопед оформляет в процессе работы. В речевой карте фиксируются особенности развития речи ребенка - фонетическое и лексико-грамматическое о...
Задержка речевого развития - Алалия - Логоневроз
Многие дети поступают в речевые группы детского сада с диагнозом Алалия (выход из моторной алалии). Родители, воспитатели и логопед, работающий с ребенком, беспокоятся, замечая появление в речи ребенк...
Речевая карта для детей с АЛАЛИЕЙ
Речевая карта для детей с алалией (I-II уровень речевого развития)....
Речевые нарушения. Алалия. Дизартрия.
Социально-психологические факторы опасности связаны главным образом с психической депривацией детей....