Речевая карта. Алалия
материал по коррекционной педагогике

Малюкова Алла Евгеньевна

Речевая карта представляет собой бланки, которые заполняет логопед, когда ребёнок поступает в Центр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rechevaya_karta_alaliya.doc335.5 КБ

Предварительный просмотр:

РЕЧЕАЯ КАРТА ДЛЯ ДЕТЕЙ С АЛАЛИЕЙ

(Общее недоразвитие речи I – II уровня)

  1. Анкетные данные:
  • Фамилия, имя_____________________________________________________________________________________
  • Дата рождения____________________________________________________________________________________
  • Домашний адрес__________________________________________________________________________________
  • Откуда прибыл ребенок____________________________________________________________________________
  • Дата начала занятий_______________________________________________________________________________
  • Диагноз ПМПК___________________________________________________________________________________
  • Заключение № ________________________ Срок пребывания ____________________________________________

  • Состояние слуха и зрения _________________________________________________________________________
  • Речевая активность:  норма/  ниже нормы / отсутствие речи /_____________________________________________
  • Понимание речи окружающих:  сохранно /  снижено /  снижено значительно/______________________________
  • Не прерывалось ли речевое развитие

II. Неречевые функции

  1. Привлекаемость: привлекается/ требуется дополнительная стимуляция/ не привлекается/ _______________
  2. Контактность: контактен/ избирательно контактен /в контакт не вступает/ _____________________________
  3. Продуктивность: норма/ ниже нормы / низкая / крайне низкая_______________________________________

  1. Подражательная деятельность

Начало года

Конец года

отсутствие

действию

слову и действию

5. Восприятие

Начало года

Конец года

Зрительное

«Узнай предмет»

в цветном,

контурном изображении; наложенные друг на друга предметы,

Слуховое

«Угадай, что звучит?»

6. Понимание и различение цветов

Начало года

Конец года

показывает

называет

показывает

называет

Красный

Желтый

Зеленый

Синий

7.  Понимание различных величин

Начало года

Конец года

показывает

называет

показывает

называет

Большой

Маленький

                8.  Различение и называние геометрических фигур

        

Начало года

Конец года

показывает

называет

показывает

называет

Круг

Квадрат

Треугольник

 9. Состояние  памяти и внимания

Начало года

Конец года

зрительной и зрительного

«Запомни, какой игрушки не стало?»

«Что изменилось?»

слуховой и

слухового:

«Хлопни, как я»

I

II

III

I - II

I - III

II - I

II - II

«Запомни и повтори»

(слоговые цепочки)

ма - ма

ма - му

ма - па

ма - пу

ма - му - ми

10. Конструктивная зрительная память

Начало года

Конец года

по образцу

по памяти

по образцу

по памяти

треугольник

квадрат

кровать

стульчик

  1. Мышление

Начало года

Конец года

«Доска Сегена»

Пирамидка из 3-4 колец

«Составь целое» (картинки, кубики)

2 части

(3-4) части

12. Характер игровой деятельности: вступает /не вступает в игру / манипулирует с предметами/ играет рядом/ игра по возрасту/ __________________________________________________________________________________________

III. Общая и мелкая моторика.

Начало года

Конец года

Общая моторика и ориентация в пространстве

Покажи, как «зайчик прыгает»

Покажи, как «медведь ходит»

Подними руки вверх

Опусти руки вниз

Спрячь руки за спину

Покажи правую руку

Покажи левую руку

Подпрыгни

Постой на одной ноге

Мелкая моторика

«Птички клюют зерно»

«Заяц»

«Кольцо»

Сжать и разжать кулачок

Переключение с одной позы на другую

«Кулак – ладонь»

IV. Строение артикуляционного аппарата, артикуляционная моторика, речевое дыхание.

1. Анатомическое строение артикуляционного аппарата:

  • Губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы)___________________________________________________________
  • Зубы (редкие, кривые, мелкие, отсутствие, вне челюстной дуги) _________________________________________
  • Челюсти, прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрестный)_______________
  • Твердое небо (высокое узкое, готическое, плоское, расщелина, субкумозная щель)__________________________
  • Мягкое небо (укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького языка)____________________________________
  • Язык (массивный, маленький, с укороченной подъязычной связкой)_______________________________________

  1. Состояние дыхательной  и голосовой функции:
  • Тип дыхания: верхнее-ключичное/ диафрагмальное/ брюшное/ смешанное/ _____________________________
  • Объем дыхания: достаточный/ недостаточный/_____________________________________________________
  • Направление воздушной струи при речи: через рот/ через нос/ ______________________________________
  • Громкость голоса: чрезмерно громкий или тихий/ глухой/ монотонный/ с назальным оттенком/ ___________

3. Невербальные виды общения

Начало года

Конец года

использование мимики

жестов

  1. полностью заменяет вербальное общение
  2. активно использует
  3. как вспомогательное средство общения
  4. не использует
  1. Состояние артикуляционной моторики:

Начало года

Конец года

Широко открыть рот

«Улыбка»

«Трубочки»

«Лопаточка»

«Жало»

«Качели»

«Маятник»

Особенности: синкинезии, повышенная саливация, девиация кончика языка вправо/влево, тремор, гипертонус мушц / гипотонус мышц, трудности нахождения артикуляционной позы, трудности удержания артикуляционной позы, цианоз языка __________________________________________________________________________________

V.  Речевая функция

1. Исследование импрессивной стороны речи.

1. Понимание речи на уровне диалога:

Как тебя зовут? ________________________________________________________________

Какая игрушка тебе понравилась? _________________________________________________

Покажи, как можно играть с куклой (машинкой)? ____________________________________

2. Понимание инструкций:

Начало года

Конец года

Возьми мяч

Дай куклу

Брось мяч на пол

Возьми мяч и дай мне

3. Понимание слов обозначающих:

Начало года

Конец года

предметы

кукла

машина

дядя

тетя

чашка

ложка

хлеб

кошка

собака

сапоги

платье

куртка

шапка

действия

покажи, кто рисует

читает

стоит

идет

сидит

бежит

лежит

спит

ест

пьет

признаки

большой

маленький

горячий

холодный

сладкий

кислый

4.  Понимание фраз (с опорой на картинки):

Начало года

Середина года

Конец года

Мальчик идет

Дети играют

Мама купает малыша

5. Различение значений единственного и множественного числа.

Начало года

Конец года

Имена существительные

дом - дома

стол - столы

чашка - чашки

птица - птицы

машина - машины

Глаголы

стоит - стоят

бежит - бегут

6. Понимание значений существительных с суффиксами уменьшительности:

Начало года

Конец года

дом – домик

стул - стульчик

мяч – мячик

чашка - чашечка

шар – шарик

кукла - куколка

7. Состояние фонематического восприятия:

Начало года

Конец года

Кот – кит

Дом – дым

Мишка - мышка

2. Обследование экспрессивной стороны речи:

  1.  Общая характеристика речи

Начало года

Конец года

Отсутствие

Лепетная речь

Начатки фразы

:

  1.  Изучение активного словаря:

Начало года

Конец года

звукоподражания

У девочки болит зуб.

а-а-а

Как девочка (ляля) плачет?

уа

Девочка заблудилась.

ау

Как кошка кричит?

мяу

Как собака лает?

ав-ав

Аморфные и лепетные слова (наличие)

Существительные

Логические группы

Игрушки

Одежда

Посуда

Домашние животные

Части тела

руки

ноги

голова

глаза

рот

нос

уши

Части машины

колеса

фары

руль

двери

Глаголы

идет

ест

спит

лежит

  1. Грамматический строй речи:

1) множественное число существительных:

Начало года

Конец года

кот - коты

глаз - глаза

дом - дома

машина - машины

2)  уменьшительно-ласкательная форма существительных:

Начало года

Конец года

дом - домик

стол - столик

нож - ножик

рука - ручка

машина - машинка

3) Согласование существительных с местоимениям «МОЙ, МОЯ, МОЕ»:

Начало года

Конец года

шапка

кровать

кубик

платье

стул

мяч

4) Употребление глаголов в повелительном наклонении («Прикажи»):

Начало года

Конец года

стой

иди

лежи

спи

ешь

играй

  1. Слоговая структура слов:

Начало года

Конец года

мама

папа

баба

тата

Катя

Ваня

тени

кони

дети

панама

кубики

мак

сок

дом

петух

диван

банан

сидит

ходит

кошка

банка

мишка

5.  Звукопроизношение

ГЛАСНЫЕ

СОГЛАСНЫЕ

А

У

О

И

Э

Ы

П

Б

М

Н

В

Ф

Т

Д

К

Г

Х

С

Й

Ль

Н.г

К.г

Заключение: 

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к речевой карте ребёнка дошкольного возраста логопедической группы и речевая карта.

Данная презентация разработанна для обследования речи детей дошкольного возраста логопедической  группы....

Речевая карта и карта развития ребенка среднего дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР)

Материал пригодится логопедам и дефектологам дошкольных учреждений и детских домов при проведении диагностики уровня развития, составления индивидуального маршрута коррекционной работы....

РЕЧЕВАЯ КАРТА ДЛЯ ДЕТЕЙ С АЛАЛИЕЙ

Образец речевой карты для детей с алалией...

Речевая карта (по речевой карте О.И.Крупенчук)

Речевая карта является основным документом, который учитель-логопед оформляет в процессе работы. В речевой карте фиксируются особенности развития речи ребенка - фонетическое и лексико-грамматическое о...

Задержка речевого развития - Алалия - Логоневроз

Многие дети поступают в речевые группы детского сада с диагнозом Алалия (выход из моторной алалии). Родители, воспитатели и логопед, работающий с ребенком, беспокоятся, замечая появление в речи ребенк...

Речевая карта для детей с АЛАЛИЕЙ

Речевая карта для детей с алалией (I-II уровень речевого развития)....

Речевые нарушения. Алалия. Дизартрия.

Социально-психологические факторы опасности связаны главным образом с психической депривацией детей....