Задержка речевого развития - Алалия - Логоневроз
статья по логопедии (младшая, средняя, старшая группа)
Многие дети поступают в речевые группы детского сада с диагнозом Алалия (выход из моторной алалии). Родители, воспитатели и логопед, работающий с ребенком, беспокоятся, замечая появление в речи ребенка запинок, которые могут становиться чаще и сильнее, переходя в "заикание". Каковы же причины и что с этим делать?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zrr_-_alaliya_-_logonevroz.docx | 17.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Задержка речевого развития – Алалия - Логоневроз
Многие дети поступают в речевые группы с диагнозом Алалия (выход из моторной алалии). Родители, воспитатели и логопед, работающий с ребенком, беспокоятся, замечая появление в речи ребенка запинок, которые становятся чаще и сильнее, переходя в «заикание».
Каковы же причины и что с этим делать?
Алалию врачи всё чаще стали ставить детям, у которых речь к трём-четырём годам так и не появилась. Вообще не появилась. У логопедов в ходу другой термин – «задержка речевого развития». Именно его они и пишут в речевых картах, но подразумевают-то, по большей части, всё ту же алалию.
Если у ребёнка в норме слух, интеллект, но полностью или частично отсутствует речь, тогда и делается предположение о наличие у него алалии: сенсорной или моторной. Подтвердить это могут энцефалограмма и эхограмма головного мозга. Если в процессе обследования выявляется недоразвитие или поражение речевых областей в левом полушарии головного мозга, предположение становится уже обоснованным диагнозом.
Врачи и логопеды будут выявлять причины, которые привели к поражению головного мозга ребёнка. Это могут быть внутриутробные инфекции, интоксикация, травмы. Либо заболевания (инфекционные, вирусные), ушибы и сотрясения головного мозга в первый год жизни малыша.
Алалия может быть моторной или сенсорной.
Алалия моторная — недоразвитие экспрессивной речи. В её основе лежит расстройство или недоразвитие аналитико-синтетической деятельности речедвигательного анализатора. Тонкие и сложные артикуляционные движения заменяются на более грубые и примитивные. Ребёнок не чувствует движения своих артикуляционных органов, не может или управлять. Затруднение вызывает сам процесс говорения (артикулирования звуков), а вот способность понимать звучащее слово, как правило, сохраняется. О таком ребёнке говорят: «Всё понимает, только молчит». Простейшая фраза у него появляется после 4 лет.
Нередко о моторной алалии говорит отсутствие лепета в предречевом периоде (до года). Внимательные родители обращают внимание на то, как накапливается активный словарь их малыша. У ребёнка-алалика он пополняется крайне медленно и к трем годам состоит всего из пары аморфных слов. Фраза появляется лет в пять, но строится аграмматично, без учёта правил согласования и управления слов, предлоги в речи практически отсутствуют. Подобные речевые головоломки не могут сразу расшифровать даже опытные педагоги.
Моторная алалия лежит в основе нарушений школьных навыков типа дислексии и дисграфии, а также нарушений пространственного гнозиса (ориентировка в пространстве) и расстройств общей и мелкой моторики. У детей с подобным нарушением нередко отмечается двигательная расторможенность, расстройство внимания и памяти, снижение работоспособности. При моторной алалии затруднено овладение активным словарным запасом и грамматическим строем языка. Отмечается отсутствие согласования слов в роде, падеже и числе, неправильное употребление предлогов, отсутствие в речи отглагольных форм (причастий, деепричастий), перестановка слогов и звуков внутри слова и т.д. Имеет место выраженная бедность словарного запаса.
Алалия сенсорная — недоразвитие импрессивной речи. Ребенок не понимает речи окружающих. Наблюдается разрыв между смысловой и звуковой оболочкой слов. При этом у малыша хороший слух и сохранные способности к развитию активной речи (к артикулированию звуков). Грубо нарушаются фонетические процессы: отсутствует возможность дифференцировать звуки. В силу чего экспрессивная речь также резко нарушается. Ребёнок искажает слова, смешивает сходные по произношению звуки, не прислушивается к речи окружающих, не откликается на зов. Но одновременно - прекрасно реагирует на отвлеченные шумы (стук, плеск, звонок и т.д.). Отмечаются эхолалии (механический, бездумный повтор слов за кем-то). Составить самостоятельно даже простейшую фразу – такому ребёнку бывает не по силам.
Как победить алалию?
Было бы утопией полагать, что в домашних условиях и без посторонней помощи родители справятся с проблемой по имени «алалия». Только комплекс мер, куда входят: медикаментозная терапия, физиотерапия, массаж, коррекционные занятия, способны существенно помочь ребёнку-алалику. Не очень сведущие мамы и папы очень часто отказываются «от таблеток», мотивируя это тем, что «не хотят травить ребёнка химией». Физиотерапии они также не доверяют. Таким образом, их малыш не получает самой необходимой на первых порах помощи. В дальнейшем, в школьном возрасте, медико-физиотерапевтическая помощь будет уже не столь эффективна, и лучшее время для успешной борьбы с алалией будет безвозвратно потеряно.
Вопрос заниматься или не заниматься с логопедом в семьях, где есть ребёнок-алалик, к счастью, не стоит. Даже очень амбициозные родители понимают, что без систематических логопедических занятий их ребёнку не обойтись. Если медико-педагогические мероприятия проводятся целенаправленно и регулярно, наблюдается положительная динамика: ребёнок-алалик начинает пополнять свой словарный запас, учится строить фразу. Но, несмотря на эти обнадёживающие результаты, отставание в речевом развитии от сверстников у него всё же остаётся.
Заикание на выходе из моторной алалии.
В три-четыре года у ребёнка-алалика ярко прослеживается стремление заговорить. Но это желание не всегда находит возможность реализоваться. Родители же, видя потребность ребёнка в общении, начинают «грузить» его всевозможной информацией, принуждают говорить сложные слова и фразы. Это может привести к прямо противоположному результату: малыш-алалик попросту откажется от речи. Возможно и иное развитие событий: ребёнок будет «тянуться» к недостижимому для него (пока) речевому результату, перенапрягать свою нервную систему и заработает логоневроз. Логопеды называют подобное явление «заиканием на выходе из моторной алалии». Родители дают этой ситуации такое описание: «Не говорил, не говорил, а потом вдруг – сразу предложениями. Но, появились запинки». Отсюда вывод: чрезмерная поспешность в деле обучения ребёнка-алалика чревата печальными последствиями.
Как заниматься с ребёнком-алаликом дома?
Работу по обогащению, уточнению и активизации словаря, развитию связной речи можно организовывать в повседневной жизни. Например, в процессе формирования культурно-гигиенических навыков. Папа или мама многократно называют различные действия, которые выполняет ребенок, перечисляют предметы, которыми он при этом пользуется.
Ребенок-алалик должен приобрести определенный запас слов. Подбирайте простые по произношению, но часто употребляемые слова: названия игрушек, одежды, посуды, фруктов, овощей и т. д. Очень хорошо перечислять всё это, рассматривая картинки - иллюстрации в детских книжках.
Во время прогулки, взрослый каждый раз называет встречающиеся по пути предметы. Если ребенок отказывается повторять какое-то слово за взрослым, не надо настойчиво требовать от него ответа сию же минуту. Взрослый включает это слово в различные контексты: в процессе игр, в бытовых ситуациях (причём неоднократно!). Со временем ребенок без принуждения начнет повторять нужное слово. Каждое проявление речевой активности малыша следует поощрять.
Когда ребенок овладеет некоторым количеством слов (20-30), в том числе и словами, обозначающими действия (глаголами), можно научать его пользоваться простым предложением. Производя любое действие, взрослый сопровождает его речью. Например, уложив куклу, он говорит: "Ляля спит" (существительное + глагол). После нескольких повторов, можно попросить ребёнка повторить это предложение. Затем в предложение вводят прилагательные и другие части речи: «Маленькая Ляля спит», «Тихо, Ляля спит!». Так, постепенно, у ребенка увеличивается словарный запас, появляется фразовая речь.
Необходимо постоянно учитывать речевые возможности ребёнка. Побуждать малыша к разговору можно, а вот принуждать – нельзя!
Детский сад.
Помощь малыш-алалик может получить в специализированном детском саду компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Здесь с ним будут заниматься на индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятиях. В кабинете логопеда малыш сможет восполнить недостатки в своём речевом развитии, он получит навыки общения, расширит кругозор.
Начиная с 4-х лет домашние задания даются еженедельно и выполняются либо в специальных тетрадях, либо устно. Конечно, если родители выполнять с ребёнком подобные задания не желают, они вправе от них отказаться. Но вряд ли это поспособствует успешному восстановлению речи.
На логопедических занятиях (фронтальных, подгрупповых, индивидуальных) восполняются пробелы в речевом развитии, проводится работа по совершенствованию коммуникативных навыков. Логопед обязательно учитывает речевые и личностные особенности ребенка. Когда появляется положительная динамика, ребенок начинает проявлять активность, заинтересованность. Он осознанно подходит к занятиям, критично относится к собственной речи.
Тесный контакт с логопедом родители должны поддерживать весь период нахождения малыша-алалика в детском саду.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Задержка речевого развития или задержка психоречевого развития
Данный материал отражает разницу между ЗРР и ЗПРР. Здесь вы узнаете:Когда ребенок должен начать говорить?Где граница между индивидуальными особенностями развития и отставанием?В чём различие задержки ...
Консультация для родителей "Обзор препаратов, применяемых в лечении задержки речевого развития и алалии"
Данный материал предназначается для родителей детей с тяжелыми нарушениями речи....
План коррекционной работы учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (задержкой речевого развития; ОНР I ур.р.р,алалией)
Поэтапное планирование индивидуальной коррекционной работы с детьми с алалией и задержкой речевого развития....
Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье и в ДОУ. Профилактика задержки речевого развития.
У детей пятого года жизни отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость...
Практические советы родителям детей с качественными нарушениями речи (расстройства аутистического спектра, задержка психического развития, умственной отсталости, задержках речевого развития невыясненной этиологии)
Основные советы родителям "неговорящих" детей....
Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье и в ДОУ. Профилактика задержки речевого развития.
У детей пятого года жизни отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость внимания к ре...