О программе "Маленькие ступеньки"
рабочая программа по коррекционной педагогике

Мешкова Галина Ивановна

Выдержки из программы "Маленькие ступеньки", поэтапного обучения детей с отклонениями в интеллектуальном развитии. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл malenkie_stupenki.docx28.95 КБ

Предварительный просмотр:

Маленькие Ступеньки - это программа поэтапного обучения детей с отклонениями в интеллектуальном развитии. В ее основе - большой педагогический опыт, современных представлений о том, как дети учатся, а также тщательная опытная отработка методик. Программа Маленькие Ступеньки рассчитана, в первую очередь, на родителей - чутких и умелых, самой природой созданных педагогов. Она не предполагает ни каких-либо специальных знаний о развитии ребенка, ни соответствующей педагогической практики. Программа изложена простым, по большей части, не профессиональным языком.

         Обучение детей с синдромом Дауна по методике «Маленькие ступеньки»

       Эта методика разработана в австралийском университете Маккуэри. Она применяется также во многих странах.

       Программа охватывает определенные области развития:

•        общую моторику;

•        речь;

•        двигательную активность;

•        навыки тонкой моторики, самообслуживания, социальные навыки ребенка.

Методика обучения позволяет формировать какой-либо навык, умение, знание поэтапно. В нее же включено тестирование малышей. Как оценить уровень развития ребенка.

       Оценка уровня развития малыша - это самый первый шаг, который необходим для того, чтобы правильно выбрать стратегию обучения и определить, чему именно его следует учить.
      Если Вы уже обращались к специалистам, то термин "оценка" (или "тестирование") не будет для Вас новым. Вероятно, вашего малыша уже когда-то тестировали, ( может быть, даже не один раз). У многих родителей подобного рода мероприятия вызывают тревогу, сродни той, какая бывает перед экзаменами.
      Несмотря на все свои опасения, многие родители, дети которых имеют отклонения в развитии, действительно хотят выяснить, что их малыш умеет и чего не умеет. Они стремятся получить как можно больше информации и услышать как можно больше разных мнений о состоянии своего ребенка.
      "Оценка уровня развития нашего малыша педагогами и специалистами может раскрыть нам глаза на сильные и слабые стороны его личности и на трудности, которые, возможно, подстерегают нас в будущем. Тестирование должно носить непрерывный характер. Тогда оно поможет должным образом направить наши усилия и поддержать нас в нашем решении взять на себя столь важную роль в развитии ребенка.
      В этой главе мы расскажем о том, как можно самим, у себя дома, оценить уровень развития ребенка. Мы вовсе не советуем Вам отказаться от помощи профессионалов. Эта помощь может понадобиться, если у вас возникнут проблемы, связанные со здоровьем или физическим развитием малыша. Кроме того, оценки, сделанные коррекционными педагогами или воспитателями, помогут вам по-новому взглянуть на ситуацию, и если нужно, вы сможете противопоставить их мнению собственный опыт.
                                 
Что такое оценка?
Оценка - это, по существу,
наблюдение с целью получения информации. В какой области мы осуществляем поиск, зависит от того, что мы хотим узнать.
      На практике при тестировании всегда имеется в виду
определенный набор показателей, которые считаются характерными для тех умений или способностей, которые проверяются. Многие тесты четко определяют время и способ оценки каждого из этих показателей. Другие допускают более свободный подход. Но все они разработаны для того, чтобы дать оценивающему информацию, и все основаны на так или иначе спланированном наблюдении.
      Когда вы будете оценивать развитие своего малыша, вы будете пытаться получить ту информацию, которая необходимо именно
вам, чтобы вы смогли строить ваши занятия наиболее эффективным образом, и самое главное, что потребуется от вас, это умение наблюдать за малышом, а уж этому у вас было время научиться!
                   
Почему тестированию придается такое большое значение?

       На этот вопрос можно ответить по-разному в зависимости от того, какого типа тест вы используете. Некоторые тесты разрабатываются для оценки общего уровня развития ребенка в сравнении с "нормальным" или "средним" уровнем развития детей его возраста. В этом случае производится оценка коэффициента интеллектуальности (КИ), которая используется, главным образом, для того, чтобы определить степень сложности школьной программы или программы обучения, которая бы соответствовала развитию малыша. Другие тесты применяются для того, чтобы раскрыть природу трудностей в развитии, и в соответствии с ней, выбрать методику лечения.

       Нас же интересует третий тип оценки, для которого характерны следующие особенности:

       В основе этого подхода лежит предпосылка, что у всех детей навыки формируются во многом схожими путями и часто в одинаковой последовательности, даже если вследствие отклонения в развитии, некоторые дети овладевают ими медленнее.

       Здесь выделяются самые важные умения, из тех которые обычно приобретаются ребенком, и представляются они в том порядке, в каком они, как правило, и формируются. В тех случаях, когда из практических соображений все умения включить невозможно, приводится перечень характерных умений.

       Этот вариант оценки точно показывает нам, что малыш может делать и чего не может.

       Он помогает нам определить следующую маленькую ступеньку - следующее умение, которым нужно заняться с малышом, в соответствии с естественным ходом развития.

       Создатели Программы Маккуэри так составили Перечень умений, определяющих развитие ребенка (или ПУОРР), чтобы этот тип тестирования можно было практически применить в отношении очень маленьких детей. Мы покажем вам, как с помощью ПУОРР можно протестировать вашего малыша тем же способом, как это делается в Центре Маккуэри.

       Вот некоторые наиболее важные отличительные черты ПУОРР:

       Он позволяет следить за успехами ребенка.

       Он помогает нам контролировать правильность выбора приоритетов в индивидуальной программе ребенка.

       Он указывает, когда и какие изменения нужно внести в индивидуальную программу.

       И вознаграждает педагога, показывая, что достигнуто малышом!

Все эти положения мы обсудим в следующих главах.

       Самая же важная особенность ПУОРР заключается в том, что каждый раз, когда мы обращаемся к нему, он указывает нам, чему учить ребенка дальше.

Переоценка возможностей ребенка приводит к составлению слишком трудной программы. Такая программа не даст малышу возможности быстро добиться успеха. Даже если вы видели, как он выполняет то или иное задание, вам, для того чтобы перейти к более трудной задаче, нужно будет проверить, умеет ли он данное задание выполнять так, как надо, и правильна ли последовательность его действий.

       Недооценка умений ребенка приведет к составлению слишком легкой программы, которой, вследствие простоты заданий, не будет хватать занимательности. Педагоги, делая вывод о состоянии ребенка, нередко преуменьшают его возможности. Например, не слишком глубоко анализируя ситуацию, можно построить такую логическую последовательность: "Сью не умеет хлопать в ладоши, поэтому она не сможет постучать кубиком о кубик". Однако может оказаться, что Сью сумеет постучать кубиком о кубик, хотя, как правило, это умение приходит позже, чем умение хлопать в ладоши. В развитии каждого ребенка есть свои "скачки" и "провалы", и было бы трудно отыскать среди детей такого, чье развитие полностью соответствовало бы нормальной схеме. Индивидуальность малыша, его симпатии и антипатии влияют на то, сколько сил и энергии он захочет отдать тому или иному заданию. Сью может не проявить особого интереса к хлопанью в ладоши, но, возможно, ей понравится звук ударяющихся друг о друга кубиков, и она с удовольствием возьмется за это занятие!

       Программа, дающая малышу возможность добиться успеха, НЕ есть легкая программа. Успешная программа должна основываться на точном определении того, что может и чего не может делать ребенок.

       ПУОРР был разработан в помощь педагогам и родителям, чтобы они всегда могли выстроить точную картину и принять правильное решение о том, чему следует учиться дальше.

                               Из чего состоит ПУОРР?

       В ПУОРР (Перечень умений, определяющих развитие ребенка), входят 4 проверочные таблицы, которые охватывают соответствующие области развития. Перечислим их:

       Общая моторика, то есть двигательная деятельность, обусловленная работой крупных мышц тела.

       Тонкая моторика - двигательная деятельность, обусловленная работой мелких мышц руки, и требующая хорошей зрительно-моторной координации. Кроме того, к этой области развития мы отнесли формирование у ребенка понятий, необходимых для овладения учебными дисциплинами в школе.

       Восприятие речи, или понимание ребенком того, что ему говорят.

       Самообслуживание и социальные навыки, то есть, способность самостоятельно выполнять свои личные потребности и умение взаимодействовать с окружающими.

       Навыки общения или разговорной речи оцениваются иначе, с использованием программы раннего речевого развития ("ГОВОРИ"). О том, как это делается, рассказывается в книге 3. Умение общаться, вероятно, самое главное из того, чему нам нужно научить ребенка, поэтому очень важно уделить время чтению посвященных этому глав, и включить речевое развитие в систему вашей оценки.

       Каждая проверочная таблица представляет собой перечень умений или навыков. Эти умения связаны, в сущности, с самыми обычными, повседневными действиями; отобраны они потому, что ими, как правило, владеют все дети.

                           

                          Какова структура ПУОРР?

       Перечень умений, определяющих развитие ребенка (или ПУОРР) вы найдете в книге 8 программы Маленькие Ступеньки. Мы советуем вам, по мере чтения данного раздела, заглядывать туда. Каждый навык, приводимый в перечне, соответствует определенному возрастному уровню и определенной группе.

                            Возрастной уровень.

       Возрастной уровень, фигурирующий в "Перечне умений", указывает на возраст, в котором "обычные" дети осваивают соответствующий навык.

       Для определения среднего возраста, в котором у детей формируются те или иные умения, проводились многочисленные серьезные исследования. Наиболее часто встречающиеся в ПУОРР возрастные уровни таковы:

от 0 до 3 месяцев

от 3 до 6 месяцев

от 6 до 9 месяцев

от 9 до 12 месяцев

от 12 до 15 месяцев

от 15 до 18 месяцев

от 18 месяцев до 2 лет

от 2 до 3 лет

от 3 до 4 лет

       Более мелкое дробление вы найдете в самом начале перечня умений, относящихся к Общей моторике.

       Возрастные уровни помогут вам сравнить достижения вашего малыша с "нормой", но это отнюдь не главная их роль. Чем сравнивать его со "среднестатистическим" ребенка (если такой существует!), гораздо важнее понять, насколько ваш малыш продвинулся вперед, если сравнить уровень его развития сегодня и вчера.

       Основная цель введения в ПУОРР этих возрастных уровней заключается в том, чтобы показать вам тот спектр различных видов деятельности, которыми может заниматься малыш на своем уровне развития, каким бы он ни был!

       Если, например, ваш ребенок освоил несколько навыков Тонкой моторики, соответствующих возрастному уровню 12-15 месяцев, вы можете взглянуть на остальные навыки Тонкой моторики, которые относятся к этому же возрастному уровню и проверить, не готов ли он учиться им. Малыша следует протестировать по этим пунктам и решить, как с ним заниматься, чтобы он смог овладеть этими навыками.

       Очень часто бывает, что в одной из областей развития ребенок достигает большего прогресса, чем в остальных. Так ваш малыш может освоить навыки двух-трехлетнего возрастного уровня в области Тонкой моторики, в другой области, например, Самообслуживание и социальные навыки оказаться на уровне 18 месяцев - 2 лет, но в Общей моторике остаться на уровне 15-18 месяцев.

       Возрастные уровни помогут вам определить сильные и слабые стороны вашего малыша, и тем самым обозначат приоритетные направления обучения.

                                 Группы умений

Все умения, входящие в ПУОРР, разделены не только по возрастным уровням, но и по группам.

Внутри каждой области развития (Общая моторика, Тонкая моторика и т.д.) существуют несколько групп умений. Эти группы объединяют "родственные" умения - умения, которые в конечном счете, ведут к одной и той же цели.

Например, в той сфере, которую мы называем Восприятием речи, вы найдете следующие группы умений:

Группа А: Умение слушать и концентрировать внимание. Сюда входят основные умения, от которых зависят последующие, более сложные умения, связанные с восприятием речи.

Группа Б: Умение реагировать на жесты и выполнять простые указания. Здесь ребенок учится понимать смысл простых жестов, слов и фраз.

Группа В: Умение выбирать из разных предметов и картинок. Здесь малыш узнает названия предметов. Позже мы будем учить его обращать внимание на функциональное назначение предметов и категории к которым они относятся.

Группа Г: Умение выполнять указания, в которых есть слова, обозначающие действия. Здесь малыш учится понимать слова, обозначающие действия и, следовательно, учится выполнять указания, которые предполагают какое-либо действие с его стороны.

Группа Д: Умение выполнять указания, в которых есть слова, обозначающие признаки или выражающие состояния. Здесь малыш учится понимать слова, описывающие предметы, то есть, прилагательные и наречия.

Группа Е: Умение выполнять указания, содержащие предлоги или другие слова, которые определяют местоположение одного предмета относительно другого.Здесь ребенок учится понимать слова, обозначающие местоположение.

Группа Ж: Умение реагировать на грамматические особенности. Здесь мы учим ребенка распознавать маленькие "грамматические" словечки или звуки, которые влияют на смысл всего предложения.

Другие области развития (Общая моторика, Тонкая моторика, а также Самообслуживание и социальные навыки) тоже делятся на группы родственных умений.

Рассматривая умения, входящие в каждую группу, вы увидите, как одно умение подводит к другому, и как уже сформированные умения могут быть "надстроены" и развиты.

Мы уже говорили, что в одних областях развития малыш может уйти дальше, чем в других; точно так же он может овладеть умениями одной группы, раньше, чем умениями остальных. И в той же степени, что и возрастные уровни, эти группы помогут вам выявить его сильные и слабые стороны. Они позволят вам более гибко подойти к выбору новых задач для ребенка. Вы сможете укрепить его "сильные позиции" и помочь ему продвинуться в тех областях, где он слабее.
                                     Как работать с ПУОРР

       Для того, чтобы протестировать ребенка с помощью ПУОРР, вы должны будете познакомить его с определенными занятиями, следуя методу, описанному в каждом параграфе, а затем дать ему то или иное задание и понаблюдать за тем, как он его выполняет. Если малыш выполнит задание так, как требуется, вы сможете в соответствующей графе проверочной таблицы поставить "плюс" (+), или "галочку"(V), или любой другой знак по вашему желанию!
      В правой части каждой проверочной таблицы вы найдете несколько колонок. Первую оценку, указывая сверху дату, вы занесете в левую колонку. Позднее вы сможете воспользоваться оставшимися колонками для записи последующих результатов оценки. Это позволит вам следить за успехами малыша.
      Перед заполнением этих колонок нужно продумать некоторые вещи. Так как оценка требует тщательного планирования, вам прежде всего следует решить,
что именно вы собираетесь оценивать. Затем нужно прочитать, как следует оценивать каждое из намеченных вами умений. И, наконец, вам нужно будет отобрать все необходимые для тестирования материалы. 
      То время, которое уйдет у вас на планирование и подготовку, окупится сполна при проведении самой оценки. Если вы будете точно знать, что вы оцениваете, вы сможете провести необходимую процедуру без особых затрат времени. Кроме того, вы сможете так организовать тестирование, чтобы они были не только полезны вам в смысле оценки, но и увлекательны для малыша.
      Старайтесь планировать проведение оценки таким образом, чтобы, в целом, тестирование занимало несколько дней. Тогда каждый день вы будете оценивать какую-то часть умений. В университете Маккуэри педагоги для тестирования активных детей дошкольного возраста проводят около шести коротких серий тестов, а для ребятишек помладше выделяют немного меньше времени

                     
Что вам понадобится для проведения оценки 

      Вам понадобятся
проверочные таблицы ПУОРР, которые вы найдете в книге 8. За подробной информацией по каждому из оцениваемых умений обращайтесь к книгам 4,5,6 и 7.
      Замечания, приводимые под заголовками "Как оценить" дают представление о важности каждого умения, о том, как приступить к оценке и о материалах, которые для этого понадобятся. Из этих замечаний вы узнаете также о требованиях, выполнение которых позволит поставить малышу положительную оценку.
                         
Как решить, что именно нужно оценить

       Проведение оценки текущего уровня развития ребенка следует планировать так, чтобы пройтись по всем группам умений, соответствующих его возрастному уровню. Если вашему малышу нет еще и года, то в каждой области развития, то есть, в каждой проверочной таблице найдется, по-видимому, одна, от силы - две группы умений, по которым его можно протестировать. Если ребенок постарше и поактивней, то в каждой проверочной таблице вам придется обратить внимание на несколько групп.
      Следует помнить о том, что в пределах одной группы умения приводятся в том порядке, в котором они обычно осваиваются детьми.
      Основное правило, которому необходимо следовать при оценке, гласит:
какую бы группу умений вы ни взяли для оценки, тестировать малыша нужно до тех пор, пока вы не дойдете до того умения, которое вызывает у него затруднения. 
      Иначе говоря, вы должны найти последнее (самое сложное) из тех умений, до которых ваш ребенок дорос, и может сделать то, что требуется должным образом; тогда следующим после него будет то умение, которым можно заняться.

                 
Как помочь ребенку показать себя с лучшей стороны

       В процессе тестирования вам наверняка захочется увидеть все то лучшее, что умеет делать ваш малыш. Вот несколько советов, которыми можно воспользоваться для того, чтобы помочь малышу показать себя с лучшей стороны, и одновременно для того, чтобы для вас эта процедура была проще и интереснее.
     
1. Планируйте короткие серии тестов*. Короткие серии тестов, при которых общее тестирование займет пару недель, существенно эффективнее длинных, поскольку длинные могут утомить малыша и не дать ему возможности продемонстрировать все свои умения.
      * Серией тестов назовем несколько тестов, проведенных за один присест.
     
2. Старайтесь делать тестирование разнообразным. Чередуйте различные виды деятельности - пусть малыш то слушает вас, то сам сделает что-нибудь, чередуйте материалы - используйте в заданиях то большие игрушки, то маленькие предметы и т.д.
     
3. Начинайте и заканчивайте каждую серию тестов успешно выполненным заданием. Ощущение успеха вызовет у ребенка стремление продолжить попытки и возобновить их на следующем тестировании.
     
4. Сочетайте трудные задания с заданиями полегче. Это поможет вашему малышу расслабиться и забыть неудачу, если она его постигла.
     
5. Меняйте места проведения оценок. Некоторые умения легче оценивать, когда ребенок сидит на высоком стульчике или за столом. Другие удобнее выявлять, играя на полу или гуляя в саду. Например, вы могли бы объединить оценку какого-нибудь навыка общей моторики с прогулкой по парку, или оценить способность ребенка собирать складные картинки ("пазл") во время занятий в игровой группе или в группе детского сада.
     
6. Оценивайте навыки самообслуживания тогда, когда в них возникает необходимость. Ваш малыш, наверное, с большей радостью покажет вам, как он снимает с себя футболку, если для этого будут естественные основания. Помимо прочего, это поможет вам сэкономить время.
     
7. Подключайте к оценке свою семью и друзей. Для того, чтобы понаблюдать за игровыми навыками вашего малыша и его взаимодействием с окружающими, используйте моменты, когда вместе с ним играют его друзья или члены вашей семьи. Такие совместные тесты, помимо прочего, помогут побудить ребенка попытаться сделать то, что вообще ему не очень мило.
     
8. Держите в памяти все пункты, по которым вы в течение дня хотите протестировать ребенка. Это позволит вам сосредоточить на малыше все свое внимание. Сотрудники Центра Маккуэри убедились в том, что многим детям мешает, когда за ним по пятам ходит взрослый с записной книжкой и карандашом!
     
9. Проявляйте гибкость. Меняйте свои планы на ходу, если чувствуете, что ничего не выходит, или, наоборот, если ваш малыш удивляет вас своим мастерством. Если же вы не уверены в результате, протестируйте малыша в другой раз.

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

Вот некоторые вопросы, которые чаще всего задают о тестировании.
     
Сколько времени занимает тестирование? - Это зависит от возраста, способностей и индивидуальных особенностей вашего ребенка, а также от вашей занятости; оценка может занять от трех дней до трех недель, если каждый день вы будете продвигаться понемногу. Здесь нет жесткого правила, действуйте так, как вам удобно. Вы, конечно, рветесь в бой, но не забывайте, что сейчас вы учитесь сами, пытаясь разобраться в возможностях и потребностях вашего ребенка. Спешка может помешать научиться не только вашему малышу, но и вам.
     
Насколько строгой нужно быть во время тестирования? - Вы должны обращаться с ребенком так, как всегда. Вам может показаться, что теперь на поведение малыша следует реагировать по-другому, однако мы настоятельно рекомендуем вам подождать до окончания тестирования, и только потом пробовать новый подход. Узнав точно, что малыш может делать сейчас, вы подготовите себе базу для сравнения и сможете оценить те новые методы обучения, которые захотите попробовать.
      Регулярные оценки помогут вам отслеживать успехи малыша, а
вам чувствовать себя вознагражденной!
      Они дадут вам возможность проверить, помнит ли малыш ранее освоенные навыки. Если окажется, что он их забыл, вам, наверное, придется повторить соответствующие упражнения и найти возможность попрактиковаться.
      Они позволят вам увидеть общую картину достижений ребенка и, либо убедиться в том, что приоритеты выбраны правильно, либо поменять их. Предположим, малыш хорошо развивается в области общей моторики, но тонкая моторика у него "хромает". Тогда ваша новая программа, может быть составлена так, чтобы тонкой моторике было уделено больше времени и внимания. Когда вы будете производить повторную оценку, вы будете анализировать не только успехи ребенка, но и сбалансированность вашей программы.
      Регулярные оценки дадут возможность вам и малышу уйти от повседневной рутины, так как тестирование предполагает более широкий круг занятий, чем учебная программа. Вам может даже понравиться, что после целенаправленной работы последует оценка.
      После первого тестирования все последующие вам покажутся несравненно менее сложными!
      В промежутках между тестированиями, когда малыш освоит одно умение, вы начнете работать над другим умением из той же группы, к освоению которого малыш уже готов.

Подведем итоги

       Оценка или тестирование - это специально организованное наблюдение за ребенком, которое должно снабдить вас информацией, необходимой для составления индивидуальной программы.
      Для того, чтобы произвести оценку с использованием Перечня умений, определяющих развитие ребенка (ПУОРР), вам понадобятся:
      Проверочные таблицы ПУОРР, помещенные в книге 8.
      Замечания о способах оценки каждого умения каждой группы, которые рассматриваются в книгах 4,5,6 и 7.
      Набор материалов.
      С помощью ПУОРР вы сможете оценить умения ребенка, относящиеся к таким областям развития, как:
Тонкая моторика
Общая моторика
Восприятие речи
Самообслуживание и социальные навыки.

       Оценивать умения каждой группы, соответствующей возможностям ребенка, необходимо последовательно до тех пор, пока не дойдете до того умения, при выполнении которого малыш испытывает затруднения. Это будет стартовой точкой вашей программы обучения.
      Подумайте, как сделать тестирование увлекательным занятием и для малыша, и для вас.
      Входящие в ПУОРР проверочные таблицы, которыми вы будете пользоваться для оценки умений вашего малыша, могут использоваться и как своеобразное справочное пособие, позволяющее решить,
чему учить ребенка. Вполне вероятно, что, учитывая особенности своего ребенка и условия, в которых он растет, вы захотите что-то добавить и от чего-то отказаться, и тем не менее, проверочные таблицы будут основой вашей программы. Стоит отметить, что очень многие пункты проверочных таблиц посвящены умениям, которым родители так или иначе учат своих детей.

          Давайте еще раз посмотрим на основные особенности формулировки задачи:

      Задача детально определяет,
что ребенок делает, во время ее выполнения задания, когда уже умеет с ним справляться.
      Задача
указывает, когда, где и как будет применяться соответствующее умение.
      Задача определяет для ребенка его
ближайшую цель - следующий шаг, который он должен сделать.
                                     
Выбор задач

При выборе задач вам следует учитывать три основных фактора:
      1.
Цели, которые вы ставите перед собой, приступая к обучению - то есть, что, по вашему мнению, ребенок должен будет уметь делать в будущем.
      2.
Результаты тестирования малыша - то есть, что он умеет делать сейчас.
      3.
Время и возможности, которыми вы располагаете - то есть, ваши соображения о том, что вы сумеете сделать конкретно в ваших условиях.

                          Цели, которые вы ставите перед малышом. 
      Это дело очень личное. Есть родители, у которых есть определенные планы относительно ребенка, и это, по-видимому, правильно. Возможно, вы совсем не знаете, как повлияет на малыша обнаруженное у него отклонение в в развитии. Планы, выходящие далеко за пределы возможностей ребенка, грозят большими разочарованиями. Если же ваши планы, наоборот, слишком ограниченны, то заниженные требования со стороны окружающих могут оказаться помехой развитию ребенка. Однако иметь перед собой некую перспективу, несомненно, очень важно, так как вам необходимо чувствовать цель и направление движения.
Избежать опасности переоценки и недооценки можно, пересматривая время от времени свои цели и по мере того, как меняется ваш малыш, немного менять и их. Внимательные родители делают это естественным образом, вне зависимости от того, есть у ребенка трудности в развитии или нет.
      Старайтесь выбирать такие задачи, которые отвечают вашим долгосрочными целям, и следите за тем, как они вливаются в программу. Обращайтесь за помощью к замечаниям, которые приводятся в книгах 4, 5, 6 и 7 перед рассмотрением каждого конкретного умения. Из них вы узнаете, почему то или иное умение можно выбрать для работы.

                                 
Как учить ребенка

       Обучение - это процесс, с помощью которого мы так организуем обстановку, окружающую малыша, чтобы он скорее научился делать определенные вещи и вести себя определенным образом. Понятие "окружающая обстановка" имеет в данном случае самое широкое значение и включает в себя все, что мы говорим и делаем до, во время и после некоторого события или действия, а также реально существующих вокруг ребенка людей и предметы.
      В книгах 4,5,6 и 7 вы найдете информацию о том, как нужно заниматься с ребенком отработкой конкретных умений. В этой же главе мы рассмотрим общие принципы обучения. Вы сможете применить их во всех ваших занятиях, а также научиться приспосабливать изложенные в других книгах методики к индивидуальным особенностям вашего ребенка и к собственным обстоятельствам.

Игра. Закрепление и развитие навыков

       Дети, занимающиеся в Центре Маккуэри, большую часть урока обычно проводят за игрой. Нередко гости, которые посещают Центр, спрашивают, почему игре отдается так много времени. Не лучше ли было бы посвятить его более жестко организованным занятиям? А может быть, это делается для того, чтобы персонал имел возможность выполнять обязанности поважнее?
      Конечно, ни родители ни воспитатели не станут отрицать, что при виде малыша, увлеченного игрой, они испытывают чувство облегчения. Приятно в разгар полного хлопот дня почувствовать, что можно заняться своими делами, или посидеть и посмотреть за игрой ребенка, а может быть, и поиграть вместе с ним в игру, которую он сам выбрал. Но еще приятнее сознавать, что игра приносит ребенку пользу. Игра важна сама по себе, ничуть не меньше, чем все остальное в нашей программе.
      Дети играют ради удовольствия, но в процессе игры они еще и учатся. Чем младше ребенок, тем труднее отделить одно от другого. Малыш вряд ли представляет себе игру как отдельную часть жизни. Игра - это его основное занятие.
      Большинство навыков, которые вы будете формировать у ребенка, можно представить как игровые. Эти навыки помогут малышу научиться новым игровым приемам, а игра, в свою очередь, поможет освоить новые умения, то есть в этом процессе одно способствует развитию другого.

                     Вот чем хороша игра для вас и для вашего малыша:

* Игра позволяет ребенку закреплять уже освоенные умения.
* Игра помогает малышу вспоминать то, чему его учили раньше.
* Играя с разными материалами и в разных условиях, ребенок учится находить новые способы применения своим умениям.
      * Игра - это та среда, в которой ребенок учится взаимодействовать с другими детьми, ведь она дает так много возможностей поделиться своими чувствами, послушать остальных участников, поговорить с ними.
      * Игра дает вам возможность понаблюдать за малышом, проверять, использует ли он навыки, которым вы уже занимались, определить, в чем ему необходимо помочь дополнительно.
      * Игра позволяет начать учить малыша чему-то новому; она обеспечивает для этого непринужденную и приятные обстановку.
      * Игра помогает ребенку открывать и исследовать окружающий мир.
     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по программе "Раз - ступенька, два - ступенька" Л.Г.Петерсона, Н.П.Холиной переложенное для использования интерактивной доски.

Знакомство с образованием и составом числа 5, с цифрой 5. Закрепление знания цифр 1 - 4, понятия многоугольника, числового отрезка....

Занятие №24 по программе "Раз - ступенька, два - ступенька" Л.Г.Петерсона, Н.П.Холиной переложенное для использования интерактивной доски.

Знакомство с образованием числа 4, составом числа 4, цифрой 4. Формирование умения соотносить цифру 4 с количеством предметов, обозначать число 4 четырьмя точками. Закрепление умения разбивать группу ...

Программа «Математические ступеньки» (Е.В. Колесникова «Математические ступеньки» для детей 5-7 лет.)

Программа «Математические ступеньки» составлена на основе программы Е.В. Колесниковой «Математические ступеньки» для детей 5-7 лет....

развлечение для детей средней группы "За ступенькою ступенька"

Развлечение для детей среднего возраста ДОУ по русской народной сказке "Теремок" с использованием игры, стихов, песенок, танца....

Технологическая карта НОД "Раз ступенька,два ступенька" Математический КВН (итоговое занятие)

Закрепление навыков прямого и обратного счета.Закрепление знаний о последовательности дней недели, месяцев года.Закрепление умения решать арифмитические примеры и записывать их решение, формировать зн...

педагогический проект " От ступеньки к ступеньки"

Вопросы подготовки воспитанников детского сада к школе приобретают все большее значение. модернизация в системе образования на современном этапе развития общества в свете принятия ФЗ " Об образовании ...

Рабочая программа дополнительного образования по подготовке детей к школе «Раз – ступенька, два – ступенька » для детей 5-7 лет

Рабочая программа дополнительного образования по подготовке детей к школе«Раз – ступенька, два – ступенька » для детей 5-7 лет на 2016 – 2017 уч. год. МАДОУ « ...