ИОМ воспитанника.
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (старшая группа)
Индивидуальный образовательный маршрут воспитанника старшей группы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка
2020 / 2021 уч. год
Фамилия, имя ребенка: Богданов Глеб _
Возраст: 6 лет _
Особенности развития: испытывает трудности в речевом развитии (составление рассказа по сюжетной картинке, по серии сюжетных картинок, рассказа-описания; не всегда правильно образовывает прилагательные от существительных; в экспрессивной речи допускает ошибки в притяжательных местоимений (мой, твой, наш, его, ее), указательными наречиями (тут, здесь, там), количественными и порядковыми числительными).
Планируемый результат: - ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.
Ответственный:
воспитатели: Иванова Н. В., Валуйская И.В
учитель – логопед: Данилова М.Н.
Сроки реализации маршрута (месяц) | Образовательная деятельность в ходе режимных моментов | Непрерывная образовательная деятельность | Организация среды для образовательной деятельности | Взаимодействие с родителями | |
Сентябрь Развитие предметного словаря | 1 неделя | Прогулка Игра с мячом «Третий лишний» («Четвертый лишний») Цель: Закреплять умение детей выделять общий признак в словах. Развивать способность к обобщению. | Дидактическая игра «Как назвать того, кто...?» Цель: Развивать мышление, активизировать словарный запас. | Игра с мячом Кто может совершать эти движения?» Цель: Активизировать глагольный словарь детей. Развивать воображение, память, ловкость. | Консультация для родителей: « Обогащение словаря ребенка в домашних условиях» |
2 неделя | Вечер: «Какой это предмет?» Цель: Закреплять согласование прилагательного с существительным. | Дидактическая игра «Что бывает круглым?» Цель: Расширять словарь детей за счет прилагательных. Развивать воображение, память, ловкость. | Дидактическая игра «Подбери действия к предметам» Цель: Закреплять согласование существительного с глаголом. | Предложить поиграть с ребенком в словесные игры дома: Что в мешочке? Что из чего сделано? Кто как работает? Скажи наоборот | |
3 неделя | Утро «Что делают животные?» Цель: Активизировать глагольный словарь детей. Закреплять знания о животных. | Дидактическая игра «Что происходит в природе?» Цель: Закреплять употребление в речи глаголов, согласование слов в предложении. | Дидактическая игра «Какие действия совершают животные?» Цель: Активизировать глагольный словарь детей. Закреплять знания о животных. | Предложить поиграть в дидактические игры «Ассоциации» , «Волшебный мешочек» | |
4 неделя | Вечер: игра с мячом «Лови, бросай, дни недели называй» Цель: Закреплять временные понятия в активном словаре ребенка. | Дидактическая игра «Игра в неделю» Цель: Закреплять временные понятия в активном словаре ребенка. | Дидактическая игра «Кто как передвигается?» Цель: Обогащать глагольный словарь детей. Развивать мышление, внимание, ловкость. | Родители могут играть с ребёнком в такие игры, как: «Скажи наоборот» (подбор антонимов к заданному слову); «Скажи по – другому» (с подбором синонимов) | |
Октябрь Составление описательных рассказов | 1 неделя | Вечер: упражнение «Составь рассказ об осени по схеме» Цель: развитие речи, обогащение к активизации словаря | «Осень, осень в гости просим» Цель: Учить составлять рассказ на осеннюю тематику, описывать окружающую природу; узнавать реальные признаки осени в их поэтическом выражении; понимать и использовать слова в переносном значении. | Сочинение сказки на предложенный сюжет. Цель: Учить составлять коллективный описательный рассказ по предметным картинкам; сочинять сказку на заданный сюжет. | Консультации для родителей «Что способствует развитию речи» |
2 неделя | Утро. Рассказывание по теме «Осень наступила» Формировать навыки рассматривания картины И.Левитана «Золотая осень» Учить составлять описательный рассказ по картине, использовать элементы поэтического описания природы. | Составление рассказа по картине «Лиса с лисятами» Цель: Учить составлять сюжетный рассказ по картине, соблюдая последовательность, точность и выразительность. | Составление рассказа «Шишка» по серии сюжетных картин. Цель: Учить передавать сюжет, заложенный в серии картин, определять основную идею сказки | Рекомендации родителям пособий для домашних занятий с детьми. | |
3 неделя | Прогулка словесное упражнение «Полслова за вами» | Составление рассказа по картине «Вот так покатался!» Цель: Учить рассказывать по картине, не повторяя рассказов друг друга; использовать для описания зимы образные слова и выражения. | Рассматривание мягких игрушек и придумывание сказочных историй. Цель: развивать умение составлять краткий последовательный рассказ. | Рекомендации для родителей: Не забывайте каждый день читать ребенку. | |
4 неделя | Утро: упражнение «Составь рассказ о грибах и ягодах по схеме» Цель: развитие речи, обогащение к активизации словаря | Составление рассказа на тему «Моя любимая игрушка». Цель: Учить отбирать соответственно теме факты из личного опыта; рассказывать связно, полно и выразительно, четко выстраивать композицию рассказа. | Составление рассказа по серии сюжетных картин «Как Ежонок попал в беду». Цель: обучать построению синтаксических конструкций, развивать умение использовать разные способы связи между частями текста, соблюдая логическую и временную последовательность. | Рекомендации для родителей: Каждый день делитесь своими впечатлениями о музыке, об интересной книге, о людях, об окружающем мире, природе, обо всем, что волнует вас. | |
5 неделя | Вечер: игра «Кто узнает?» Цель. Учить детей сравнивать и описывать предметы. | Составление рассказа «Садовник» Цель. Закреплять у детей навык составления описательного рассказа. | Скажи что-нибудь о картинке Цель. Учить детей составлению небольшого описательного рассказа. | Предложить родителям дома поиграть в игру «Опиши предмет» | |
Ноябрь Развитие связной речи | 1 неделя | . Игра «Распространи предложение» Цель: Развивать у детей умение строить предложения со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями. | Словесная игра: «Объясни, что такое» Цель: Развивать способность к анализу, обобщению. Формировать умение рассуждать, делать выводы. | Дидактическая игра «Чего на свете не бывает» Цель: Учить находить и обсуждать ошибки, при рассматривании картинки-нелепицы. | Консультация для родителей «Развитие связной речи дошкольников» |
2 неделя | Прогулка: беседа «Потому что…» Цель: Развивать у детей связную речь, мышление | Словесная игра: «Верно ли это?» Цель: Учить детей замечать небылицы, нелогические ситуации, объяснять их; развивать умение отличать реальное от выдуманного. | Дидактическая игра «Отгадай-ка» Цель: Учить детей описывать предмет, не глядя на него, находить в нем существенные признаки; по описанию узнавать предмет. | Чтение рассказов или сказок. Взрослый может задать вопросы по содержанию рассказа для выяснения понимания ребёнком причинно-следственных связей . | |
3 неделя | Вечер: игра «Что изменилось?» Цель: Развивать внимание, связную речь, умение описывать предмет. | Дидактическая игра «Опиши игрушку» Цель: Развивать у детей умение строить предложения со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями. | Дидактическая игра «Продавец и покупатель» Цель: Формировать у детей умение строить предложения со словами-признаками. | Беседа с ребёнком с использованием красочных картинок, выразительной интонации, мимики, жестов. | |
4 неделя | Вечер: Беседа: «Почемучкины вопросы» Цель: Развивать у детей связную речь, мышление. | Словесная игра: «Опиши-угадай» Цель: Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем. Развивать монологическую форму речи. | Словесная игра: «Придумай рекламу книге (платью и т.д.)» Цель: Развивать умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику. | Беседа (диалог). Беседовать можно по различным темам: о книгах, фильмах, экскурсиях, а так же это могут быть беседы по картинкам. | |
Декабрь Расширение экспрессивной речи | 1 неделя | Утро: Игра «Сосчитай до пяти» Цель: упражнять в согласовании существительных с числительными один, два, пять; актуализировать словарный запас по теме. | Дидактическая игра Игра «Прятки» Цель: учить понимать и правильно использовать в речи предлоги с пространственным значением (в, на, около, перед, под). | Дидактическая игра «Похожие слова» Цель: Расширить словарь синонимов, развивать умения определять схожие по смыслу слова. | По дороге из детского сада (в детский сад). Поиграть в словесные игры «Я заметил», «Волшебные очки», «Давай искать на кухне слова» и т.д. |
2 неделя | Вечер: Игра «Правильно или нет?» Цель: учить находить грамматические ошибки. | Дидактическая игра «Чей, чья, чьё? » Цель: образование притяжательных прилагательных | Дидактическая игра Игра «Один и много» Цель: учить изменять слова по числам. | Консультация для родителей «Развиваем речь, играя» | |
3 неделя | Утро: Игра «Добавь слова» Цель: научить составлять распространенные предложения. | Игра с мячом «Одна семейка» Цель: совершенствование грамматического строя речи (подбор однокоренных слов). | Игра с мячом «Скажи наоборот» Цель: обогащение экспрессивной речи словами-антонимами. | Памятка для родителей «Роль семьи в воспитании речи детей. | |
4 неделя | Прогулка: Игра с мячом «Приготовим сок для мамы» Цель: учить образовывать и использовать в речи относительные прилагательные. | Дидактическая игра «Придумай необычное существо» Цель: Развитие словотворчества, воображения, умения анализировать и различать реальные и фантазийные образы; расширение кругозора. | Дидактическая игра «Поиграем в Репку» Цель: Развитие речи и творческого воображения; обучение символическому проигрыванию сюжета; цветовое обозначение героев сказки; усвоение последовательности событий. | Консультация для родителей «Для чего надо красиво и правильно говорить» | |
Январь формирование грамматического строя речи | 3 неделя | Обед «Куда положим» Цель: Упражнять в образовании слов морфологическим способом. | Упражнение: «Скажи ласково» Цель: Закреплять умения образовывать существительные при помощи уменьшительно - ласкательных суффиксов. Развивать ловкость, быстроту реакции. | Дидактическая игра «Чьё, чьё? – Моё» Цель: Упражнять в образовании притяжательных местоимений. | Предложить дома поиграть с ребенком в игру «Есть – нет» |
4 неделя | Вечер: «Угадай, кому нужны эти вещи» Цель: Закреплять формы дательного падежа существительных. | Словесная игра: «Скажи ласково» Цель: Закреплять умения образовывать существительные при помощи уменьшительно - ласкательных суффиксов. Развивать ловкость, быстроту реакции. | Дидактическая игра «Назови профессии» Цель: Развивать анализ и синтез. | Беседа: подбери прилагательные к существительному | |
5 неделя | Прогулка: «Веселый счет» Цель: Закреплять в речи детей согласования существительных с числительными. Развитие ловкости, быстроты реакции. | Словесная игра: «Где мы были, что мы видели?» Цель: Закреплять окончания существительных родительного падежа множественного числа. | Дидактическая игра «Животные и их детеныши» Цель: Закреплять в речи детей названия детенышей животных. Закреплять навыки словообразования. Развивать ловкость, внимание, память. | Консультация: Развитие навыков словообразования и словоизменения | |
Февраль согласование имен существительных к именам прилагательных и игры на согласование имен прилагательных к именам существительных | 1 неделя | Вечер: Игра «Два – две»» Цель: упражнять в умении согласовывать числительные два, две с существительными. | Дидактическая игра Игра «Один - много» Цель: формирование навыка образования форм существительного в родительном падеже множественного числа. | Дидактическая игра Игра «Назови ласково» Цель: упражнять детей в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами | Предложить родителям поиграть дома в настольно-печатные игры. |
2 неделя | Прогулка: «Лови да бросай - цвета называй» Цель: Упражнять в подборе существительных к прилагательному, обозначающему цвет. | Дидактическая игра с мячом, «Какой это предмет?» Цель: Закреплять согласование прилагательного с существительным. | Дидактическая игра «Подбери словечко» Цель: Расширить словарный запас у детей, развивать умение согласовывать прилагательное с существительным. | Консультация для родителей согласование имен существительных к именам прилагательных | |
3 неделя | Вечер: Игра «Два – две»» Цель: упражнять в умении согласовывать числительные два, две с существительными. | Дидактическая игра Игра «Один - много» Цель: формирование навыка образования форм существительного в родительном падеже множественного числа. | Дидактическая игра Игра «Назови ласково» Цель: упражнять детей в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами | Предложить родителям поиграть дома в настольно-печатные игры. | |
4 неделя | Прогулка: словесная игла "День рождения Мишутки". Цель: развитие умения правильно согласовывать существительные в дательном падеже. | Дидактическая игра «Подбери словечко». Цель: расширение словарного запаса, развитие умения согласовывать прилагательное с существительным. | Словесная игра «Кто о чём думает?» Цель: формирование умения правильно согласовывать слова в предложном падеже. | Предложить родителям поиграть дома в настольно-печатные игры. | |
Март Понятия «звук», «слог», «слово», «предложение» | 1 неделя | Вечер «Звучащий поезд» Цель: закреплять умение детей выделять звук в начале, конце и середине слова, определять положение звука в слове. | Дидактическая игра «Собери слово» Цель: закреплять умения детей составлять целое из частей. Упражнять детей в умении делить слова на слоги, читать слоги и слова. Закреплять акустические характеристики звука. | Словесная игра «Шары» Цель: закрепить в речи детей употребление простых предлогов НА, С, СО, В, ИЗ. | Консультация «На пути к грамоте» |
2 неделя | Прогулка: Игра «Зоопарк». Цель игры: развитие умения подбирать слова с заданным количеством слогов. | Словесная игра «Закончи предложение» Цель: Учить правильно, строить предложения с причинно-следственной связью. Развивать логическое мышление. | Дидактическая игра «Найди звук» Цель: совершенствование навыков звукобуквенного анализа. | Беседа: Покажите ребенку разницу в произнесении слов и отдельных звуков. | |
3 неделя | Утро: Дидактическая игра «Подбери слог к картинке» Цель: совершенствование навыков слогового анализа, чтения слогов. | Дидактическая игра «Закончи слово» Цель: Развивать умение детей делить слова на слоги. | Игра «Делим слово на слоги» Цель игры: развитие умения делить слова на слоги. | Беседа: Учите слушать и определять место звука в слове. | |
4 неделя | Перед сном: Игра «Слоговое лото» Цель игры: развитие умения делить слова на слоги. | Дидактическая игра «Составь предложение по теме «Времена года» Цель: Упражнять детей в составлении предложений по опорным словам. | Дидактическая игра «Подбери картинку к слогу» Цель: совершенствование навыков слогового анализа, чтения слогов. | Беседа: Учите слушать и определять место звука в слове. | |
Апрель Звуковая культура речи | 1 неделя | Прогулка: «Кто больше?» Цель: Развивать фонематические представления, слуховое внимание. | Дидактическая игра «Лодочка и пароход» Цель: Развивать фонематический слух, речевое внимание, речевое дыхание, закреплять правильное произношение звуков, слов. | Словесная игра: «Какой звук чаще звучит?» Цель: Упражнять детей в определении звука, который чаще звучит; развивать мыслительные операции, фонематический слух. | Консультация для родителей «Воспитание звуковой культуры речи в домашних условиях». |
2 неделя | Прогулка: «Услышишь — хлопни» Цель: Развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие. | Словесная игра: «Громко-шепотом» Цель: Учить детей подбирать сходные по звучанию фразы, произносить их громко или шепотом. | Словесная игра: «Загадки «поющих» звуков Цель: Закрепление знания артикуляции гласных звуков. Угадав загадку, дорисуй отгадку. | Игры и упражнения, которые помогут Вам научить ребёнка правильно определять звуковой состав слов: | |
3 неделя | Вечер: «Загадки «поющих» звуков Цель: Закрепление знания артикуляции гласных звуков. Угадав загадку, дорисуй отгадку. | Словесная игра: «Ловушка» Цель: Развивать умения услышать в слове определённый звук. | Словесная игра: «Эхо» Вариант 1 Цель: Закреплять четкое произношение гласных звуков, развивать слуховое внимание, память. | Игры на развитие речевого дыхания | |
4 неделя | Прогулка: «Какой звук чаще звучит?» Цель: Упражнять детей в определении звука, который чаще звучит; развивать мыслительные операции, фонематический слух. | Словесная игра: «Эхо» Вариант 2 Цель: Автоматизировать звук (например, звук [С]), развивать слуховое внимание, память. | Дидактическая игра с мячом «Цепочка слов» Цель: Расширять запас существительных в активном словаре детей. | Игры и упражнения, которые помогут Вам научить ребёнка правильно определять звуковой состав слов. | |
5 неделя | Вечер: Игра «Составь слово» Цель игры: упражнять детей в определении первого и последнего звука в слове, в составлении слов из выделенных звуков. | Игра «Разноцветные домики». Цель игры: закрепление знаний о гласных и согласных звуках (в дальнейшем — твердых и мягких согласных звуках, звонких и глухих звуках). | Дидактическая игра «Превращение слов» Цель: упражнять детей в умении изменять слова путём замены или перестановки звуков, слогов в слове; развивать фонематический слух, мышление. | Беседа: Учите ребенка слушать и слышать каждый звук и выделять его из потока других. Упражнения: «Хлопни, если услышишь звук (а) среди других звуков, слогов». | |
Май Звукобуквенный анализ слов в предложении, звуки и слоги в словах | 1 неделя | Вечер: Игра «Слог-шаг» Цель игры: развитие умения подбирать слова с заданным количеством слогов. | Дидактическая игра «Подбери звуковую схему» Цель: совершенствование навыков звукового анализа. | Дидактическая игра «Найди картинку» Цель: совершенствование навыков звукобуквенного анализа. | Консультация для родителей «Как научить детей звуко-буквенному анализу слов» |
2 неделя | Утро: Дидактическая игра «Посчитай слова в предложении» Цель: совершенствование навыков анализа и чтения предложения. | Дидактическая игра «Замени звук» Цель: Учить детей мысленно переставлять, заменять звуки на заданные, называть получившиеся таким образом новые слова. | «Найди место звука в слове» Цель: совершенствование навыков звукового анализа (определение места звука в слове). | Ознакомление со звуками (в словах «живут» звуки окружающего мира, звуки бывают твердые и мягкие). | |
3 неделя | Утро: Игра «Будь внимательным» Цель игры: закрепление звуко-слогового анализа. | Дидактическая игра «Слово рассыпалось» Цель: совершенствование навыков составления и чтения слов. | Дидактическая игра «Угадай слово» Цель: совершенствование навыков чтения слов. | Ознакомление со словом (слова звучат по-разному и похоже; их можно разделить на слоги, моделирование). | |
4 неделя | Вечер: дидактическая игра «Найди схему предложения» Цель: совершенствование навыков анализа и чтения предложения. | Дидактическая игра «Найди схему предложения» Цель: совершенствование навыков анализа и чтения предложения. | Дидактическая игра «Посчитай слова в предложении» Цель: совершенствование навыков анализа и чтения предложения. | Консультация Развитие моторики и графических навыков с целью подготовки руки ребенка к письму. |
Вывод: В результате планомерной и систематической работы с ребенком, имеющим слабые знания, к концу цикла занятий:
-закрепятся понятие о звуковой структуре слова; повысился познавательный интерес к обучению грамоте;
- может самостоятельно использовать в процессе общения со взрослыми и сверстниками объяснительную речь, речь-доказательство, речевое планирование.
- может образовывать сложные слова посредством слияния основ (кофемолка, кофеварка, посудомоечная машина);
- самостоятельно использовать в речи разные типы предложений (простые, сложносочиненные, сложноподчиненные) в соответствии с содержанием высказывания;
- подбирать точные слова для выражения мысли;
- производить звуковой анализ слов: интонационно выделять звуков в слове, определение их последовательности, характеристика звуков (гласный-согласный), нахождение места звука в слове (начало, середина, конец).
- определять количество и последовательность слов в предложении; составлять предложения с заданным количеством слов; ориентации на листе, выполнения графических диктантов; выполнения штриховки в разных направлениях, обводки; чтения простых слов и фраз; разгадывания детских кроссвордов и решения ребусов.
Воспитатели группы:
Иванова Н. В.________________
Валуйская И. В._______________
Учитель-логопед:
Данилова М.Н. _______________
Предварительный просмотр:
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка
2020 / 2021 уч. год
Фамилия, имя ребенка: Зубакова Варвара _
Возраст: 6 лет _
Особенности развития: испытывает трудности в речевом развитии (на составление рассказа по сюжетной картинке, рассказа-описания; образование притяжательных прилагательных; образование глаголов с приставками).
Планируемый результат: - ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.
Ответственные:
воспитатели: Иванова Н. В., Валуйская И.В.
учитель-логопед: Данилова М.Н.
Сроки реализации маршрута (месяц) | Образовательная деятельность в ходе режимных моментов | Непрерывная образовательная деятельность | Организация среды для образовательной деятельности | Взаимодействие с родителями | |
Сентябрь Составление описательных рассказов | 1 неделя | Утро. Рассказывание по теме «Осень наступила» Формировать навыки рассматривания картины И. Левитана «Золотая осень» Учить составлять описательный рассказ по картине, использовать элементы поэтического описания природы. | «Осень, осень в гости просим» Цель: Учить составлять рассказ на осеннюю тематику, описывать окружающую природу; узнавать реальные признаки осени в их поэтическом выражении; понимать и использовать слова в переносном значении. | Рассматривание мягких игрушек и придумывание сказочных историй. Цель: развивать умение составлять краткий последовательный рассказ. | Консультации для родителей «Что способствует развитию речи» |
2 неделя | Утро. Рассказывание по теме «Осень наступила» Формировать навыки рассматривания картины И.Левитана «Золотая осень» Учить составлять описательный рассказ по картине, использовать элементы поэтического описания природы. | Составление рассказа по картине «Лиса с лисятами» Цель: Учить составлять сюжетный рассказ по картине, соблюдая последовательность, точность и выразительность. | Составление рассказа «Шишка» по серии сюжетных картин. Цель: Учить передавать сюжет, заложенный в серии картин, определять основную идею сказки | Рекомендации родителям пособий для домашних занятий с детьми. | |
3 неделя | Прогулка словесное упражнение «Полслова за вами» | Составление рассказа по картине «Вот так покатался!» Цель: Учить рассказывать по картине, не повторяя рассказов друг друга; использовать для описания зимы образные слова и выражения. | Рассматривание мягких игрушек и придумывание сказочных историй. Цель: развивать умение составлять краткий последовательный рассказ. | Рекомендации для родителей: Не забывайте каждый день читать ребенку. | |
4 неделя | Утро: упражнение «Составь рассказ о грибах и ягодах по схеме» Цель: развитие речи, обогащение к активизации словаря | Составление рассказа на тему «Моя любимая игрушка». Цель: Учить отбирать соответственно теме факты из личного опыта; рассказывать связно, полно и выразительно, четко выстраивать композицию рассказа. | Составление рассказа по серии сюжетных картин «Как Ежонок попал в беду». Цель: обучать построению синтаксических конструкций, развивать умение использовать разные способы связи между частями текста, соблюдая логическую и временную последовательность. | Рекомендации для родителей: Каждый день делитесь своими впечатлениями о музыке, об интересной книге, о людях, об окружающем мире, природе, обо всем, что волнует вас. | |
Октябрь Развитие предметного словаря | 1 неделя | Прогулка Игра с мячом «Третий лишний» («Четвертый лишний») Цель: Закреплять умение детей выделять общий признак в словах. Развивать способность к обобщению. | Дидактическая игра «Как назвать того, кто...?» Цель: Развивать мышление, активизировать словарный запас. | Игра с мячом Кто может совершать эти движения?» Цель: Активизировать глагольный словарь детей. Развивать воображение, память, ловкость. | Консультация для родителей: « Обогащение словаря ребенка в домашних условиях» |
2 неделя | Вечер: «Какой это предмет?» Цель: Закреплять согласование прилагательного с существительным. | Дидактическая игра «Что бывает круглым?» Цель: Расширять словарь детей за счет прилагательных. Развивать воображение, память, ловкость. | Дидактическая игра «Подбери действия к предметам» Цель: Закреплять согласование существительного с глаголом. | Предложить поиграть с ребенком в словесные игры дома: Что в мешочке? Что из чего сделано? Кто как работает? Скажи наоборот | |
3 неделя | Утро «Что делают животные?» Цель: Активизировать глагольный словарь детей. Закреплять знания о животных. | Дидактическая игра «Что происходит в природе?» Цель: Закреплять употребление в речи глаголов, согласование слов в предложении. | Дидактическая игра «Какие действия совершают животные?» Цель: Активизировать глагольный словарь детей. Закреплять знания о животных. | Предложить поиграть в дидактические игры «Ассоциации» , «Волшебный мешочек» | |
4 неделя | Вечер: игра с мячом «Лови, бросай, дни недели называй» Цель: Закреплять временные понятия в активном словаре ребенка. | Дидактическая игра «Игра в неделю» Цель: Закреплять временные понятия в активном словаре ребенка. | Дидактическая игра «Кто как передвигается?» Цель: Обогащать глагольный словарь детей. Развивать мышление, внимание, ловкость. | Родители могут играть с ребёнком в такие игры, как: «Скажи наоборот» (подбор антонимов к заданному слову); «Скажи по – другому» (с подбором синонимов) | |
5 неделя | Прогулка: игра с мячом «Что за чем?» Цель: Закреплять временные понятия в активном словаре ребенка. Развивать мышление. | Дидактическая игра «Новоселье» Цель: Учить составлять предложения с предлогами на, над. Развивать зрительную память. | Дидактическая игра «Месяцы и их последовательность» Цель: Закреплять временные понятия в активном словаре ребенка. | Предложить дома поиграть с ребенком в словесную игру «Есть – нет» | |
Ноябрь Употребление сложных предлогов | 1 неделя | Вечер: Игра «Куда села бабочка?» Цель: Закрепление навыка правильного употребления существитеьных с предлогом НА. | Дидактическая игра «Посмотри и назови» Цель: уточнить пространственные отношения, выраженные предлогами (НА, В, ПОД, ЗА и др.); учить детей составлять предложения по наглядной ситуации . | «Маленькое слово» Цель: дать детям понятие о значении предлога (например, НА) в речи. | Беседа на тему: Основные проблемы в развитии речи у детей. |
2 неделя | Прогулка: Игра «Что в чём?» Цель: учить детей отвечать на вопрос целым предложением, правильно употребляя предлог В. | Дидактическое упражнение: «Придумай предложение» Цель: учить детей составлять предложение с заданным предлогом по двум опорным картинкам. | Дидактическая игра «Кто где живёт?» Цель: закрепление формы предложного падежа существительных с предлогом В). | Возрастные особенности развития речи. | |
3 неделя | Утро: «Игра в поезд» Цель: закрепление предложно-падежных конструкций, дифференциация предлогов В, НА, ПОД. | Дидактическая игра «Что в чём?» на тему посуда. Цель: закрепление формы предложного падежа существительных с предлогом В). | Дидактическая игра «Что с чем?» Цель: закрепление формы творительного падежа существительных с предлогом С). | Общие рекомендации для родителей по развитию речи | |
4 неделя | Прогулка: «Отгадай загадки» Цель: закрепление конструкций родительного падежа существительных с предлогом У) | Дидактическая игра «С чем корзинка, с чем ящик?» Цель: закрепление формы творительного падежа существительных с предлогом С ). | Дидактическая игра « Игра в неделю» Цель: закрепление падежных конструкций с предлогами ПЕРЕД, ЗА. | Советы для родителей по развитию речи. | |
Декабрь Развитие связной речи | 1 неделя | . Игра «Распространи предложение» Цель: Развивать у детей умение строить предложения со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями. | Словесная игра: «Объясни, что такое» Цель: Развивать способность к анализу, обобщению. Формировать умение рассуждать, делать выводы. | Дидактическая игра «Чего на свете не бывает» Цель: Учить находить и обсуждать ошибки, при рассматривании картинки-нелепицы. | Консультация для родителей «Развитие связной речи дошкольников» |
2 неделя | Прогулка: беседа «Потому что…» Цель: Развивать у детей связную речь, мышление | Словесная игра: «Верно ли это?» Цель: Учить детей замечать небылицы, нелогические ситуации, объяснять их; развивать умение отличать реальное от выдуманного. | Дидактическая игра «Отгадай-ка» Цель: Учить детей описывать предмет, не глядя на него, находить в нем существенные признаки; по описанию узнавать предмет. | Чтение рассказов или сказок. Взрослый может задать вопросы по содержанию рассказа для выяснения понимания ребёнком причинно-следственных связей . | |
3 неделя | Вечер: игра «Что изменилось?» Цель: Развивать внимание, связную речь, умение описывать предмет. | Дидактическая игра «Опиши игрушку» Цель: Развивать у детей умение строить предложения со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями. | Дидактическая игра «Продавец и покупатель» Цель: Формировать у детей умение строить предложения со словами-признаками. | Беседа с ребёнком с использованием красочных картинок, выразительной интонации, мимики, жестов. | |
4 неделя | Вечер: Беседа: «Почемучкины вопросы» Цель: Развивать у детей связную речь, мышление. | Словесная игра: «Опиши-угадай» Цель: Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем. Развивать монологическую форму речи. | Словесная игра: «Придумай рекламу книге (платью и т.д.)» Цель: Развивать умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику. | Беседа (диалог). Беседовать можно по различным темам: о книгах, фильмах, экскурсиях, а так же это могут быть беседы по картинкам. | |
Январь Образование глаголов с приставками | 3 неделя | Прогулка: «Кто больше назовёт действий?» Цель: упражнять в подборе глаголов, соответствующих зимними явлениям природы. | Дидактическое упражнение «Скажи наоборот о зиме» Цель: Учить подбирать антонимы к словам. | Дидактическое упражнение «Зимние слова» Цель: Упражнять в подборе определений к существительным. | Консультация Словообразование и словоизменение. |
4 неделя | Утро: «Ложка и стакан» Цель: Учить правильно подбирать предлоги и глаголы | Дидактическое упражнение «Родственники» Цель: Упражнять в подборе однокоренных слов | Дидактическое упражнение «Мой, моё, моя» Цель: Упражнять в правильном употреблении притяжательных местоимений мой, моя, моё, мои. | Предложить родителям поиграть в игры для развития навыков словоизменения: Телефон, Кто, что делал вчера?, Дай задание игрушкам. | |
5 неделя | Прогулка: «Подбери слово» Цель: Упражнять в подборе существительных и в правильном согласовании слов. | Дидактическая игра «Ложка и стакан» Цель: Учить правильно подбирать предлоги и глаголы | Дидактическая игра “Кто больше?” Цель. Закрепление умения образовывать глаголы с помощью приставок. | Предложить родителям поиграть в словесные игры: Назови ласково, Большой – маленький – очень большой. | |
Февраль Употребление сложных предлогов | 1 неделя | Вечер: Игра «Куда села бабочка?» Цель: Закрепление навыка правильного употребления существитеьных с предлогом НА. | Дидактическая игра «Посмотри и назови» Цель: уточнить пространственные отношения, выраженные предлогами (НА, В, ПОД, ЗА и др.); учить детей составлять предложения по наглядной ситуации . | «Маленькое слово» Цель: дать детям понятие о значении предлога (например, НА) в речи. | Беседа на тему: Основные проблемы в развитии речи у детей. |
2 неделя | Прогулка: Игра «Что в чём?» Цель: учить детей отвечать на вопрос целым предложением, правильно употребляя предлог В. | Дидактическое упражнение: «Придумай предложение» Цель: учить детей составлять предложение с заданным предлогом по двум опорным картинкам. | Дидактическая игра «Кто где живёт?» Цель: закрепление формы предложного падежа существительных с предлогом В). | Возрастные особенности развития речи. | |
3 неделя | Утро: «Игра в поезд» Цель: закрепление предложно-падежных конструкций, дифференциация предлогов В, НА, ПОД. | Дидактическая игра «Что в чём?» на тему посуда. Цель: закрепление формы предложного падежа существительных с предлогом В). | Дидактическая игра «Что с чем?» Цель: закрепление формы творительного падежа существительных с предлогом С). | Общие рекомендации для родителей по развитию речи | |
4 неделя | Прогулка: «Отгадай загадки» Цель: закрепление конструкций родительного падежа существительных с предлогом У) | Дидактическая игра «С чем корзинка, с чем ящик?» Цель: закрепление формы творительного падежа существительных с предлогом С ). | Дидактическая игра « Игра в неделю» Цель: закрепление падежных конструкций с предлогами ПЕРЕД, ЗА. | Советы для родителей по развитию речи. | |
Март Звуковая культура речи | 1 неделя | Прогулка: «Кто больше?» Цель: Развивать фонематические представления, слуховое внимание. | Дидактическая игра «Лодочка и пароход» Цель: Развивать фонематический слух, речевое внимание, речевое дыхание, закреплять правильное произношение звуков, слов. | Словесная игра: «Какой звук чаще звучит?» Цель: Упражнять детей в определении звука, который чаще звучит; развивать мыслительные операции, фонематический слух. | Консультация для родителей «Воспитание звуковой культуры речи в домашних условиях». |
2 неделя | Прогулка: «Услышишь — хлопни» Цель: Развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие. | Словесная игра: «Громко-шепотом» Цель: Учить детей подбирать сходные по звучанию фразы, произносить их громко или шепотом. | Словесная игра: «Загадки «поющих» звуков Цель: Закрепление знания артикуляции гласных звуков. Угадав загадку, дорисуй отгадку. | Игры и упражнения, которые помогут Вам научить ребёнка правильно определять звуковой состав слов: | |
3 неделя | Вечер: «Загадки «поющих» звуков Цель: Закрепление знания артикуляции гласных звуков. Угадав загадку, дорисуй отгадку. | Словесная игра: «Ловушка» Цель: Развивать умения услышать в слове определённый звук. | Словесная игра: «Эхо» Вариант 1 Цель: Закреплять четкое произношение гласных звуков, развивать слуховое внимание, память. | Игры на развитие речевого дыхания | |
4 неделя | Прогулка: «Какой звук чаще звучит?» Цель: Упражнять детей в определении звука, который чаще звучит; развивать мыслительные операции, фонематический слух. | Словесная игра: «Эхо» Вариант 2 Цель: Автоматизировать звук (например, звук [С]), развивать слуховое внимание, память. | Дидактическая игра с мячом «Цепочка слов» Цель: Расширять запас существительных в активном словаре детей. | Игры и упражнения, которые помогут Вам научить ребёнка правильно определять звуковой состав слов. | |
Апрель Понятия «звук», «слог», «слово», «предложение» | 1 неделя | Вечер «Звучащий поезд» Цель: закреплять умение детей выделять звук в начале, конце и середине слова, определять положение звука в слове. | Дидактическая игра «Собери слово» Цель: закреплять умения детей составлять целое из частей. Упражнять детей в умении делить слова на слоги, читать слоги и слова. Закреплять акустические характеристики звука. | Словесная игра «Шары» Цель: закрепить в речи детей употребление простых предлогов НА, С, СО, В, ИЗ. | Консультация «На пути к грамоте» |
2 неделя | Прогулка: Игра «Зоопарк». Цель игры: развитие умения подбирать слова с заданным количеством слогов. | Словесная игра «Закончи предложение» Цель: Учить правильно, строить предложения с причинно-следственной связью. Развивать логическое мышление. | Дидактическая игра «Найди звук» Цель: совершенствование навыков звукобуквенного анализа. | Беседа: Покажите ребенку разницу в произнесении слов и отдельных звуков. | |
3 неделя | Утро: Дидактическая игра «Подбери слог к картинке» Цель: совершенствование навыков слогового анализа, чтения слогов. | Дидактическая игра «Закончи слово» Цель: Развивать умение детей делить слова на слоги. | Игра «Делим слово на слоги» Цель игры: развитие умения делить слова на слоги. | Беседа: Учите слушать и определять место звука в слове. | |
4 неделя | Перед сном: Игра «Слоговое лото» Цель игры: развитие умения делить слова на слоги. | Дидактическая игра «Составь предложение по теме «Времена года» Цель: Упражнять детей в составлении предложений по опорным словам. | Дидактическая игра «Подбери картинку к слогу» Цель: совершенствование навыков слогового анализа, чтения слогов. | Беседа: Учите слушать и определять место звука в слове. | |
5 неделя | Вечер: Игра «Составь слово» Цель игры: упражнять детей в определении первого и последнего звука в слове, в составлении слов из выделенных звуков. | Игра «Разноцветные домики». Цель игры: закрепление знаний о гласных и согласных звуках (в дальнейшем — твердых и мягких согласных звуках, звонких и глухих звуках). | Дидактическая игра «Превращение слов» Цель: упражнять детей в умении изменять слова путём замены или перестановки звуков, слогов в слове; развивать фонематический слух, мышление. | Беседа: Учите ребенка слушать и слышать каждый звук и выделять его из потока других. Упражнения: «Хлопни, если услышишь звук (а) среди других звуков, слогов». | |
Май Звукобуквенный анализ слов в предложении, звуки и слоги в словах | 1 неделя | Вечер: Игра «Слог-шаг» Цель игры: развитие умения подбирать слова с заданным количеством слогов. | Дидактическая игра «Подбери звуковую схему» Цель: совершенствование навыков звукового анализа. | Дидактическая игра «Найди картинку» Цель: совершенствование навыков звукобуквенного анализа. | Консультация для родителей «Как научить детей звуко-буквенному анализу слов» |
2 неделя | Утро: Дидактическая игра «Посчитай слова в предложении» Цель: совершенствование навыков анализа и чтения предложения. | Дидактическая игра «Замени звук» Цель: Учить детей мысленно переставлять, заменять звуки на заданные, называть получившиеся таким образом новые слова. | «Найди место звука в слове» Цель: совершенствование навыков звукового анализа (определение места звука в слове). | Ознакомление со звуками (в словах «живут» звуки окружающего мира, звуки бывают твердые и мягкие). | |
3 неделя | Утро: Игра «Будь внимательным» Цель игры: закрепление звуко-слогового анализа. | Дидактическая игра «Слово рассыпалось» Цель: совершенствование навыков составления и чтения слов. | Дидактическая игра «Угадай слово» Цель: совершенствование навыков чтения слов. | Ознакомление со словом (слова звучат по-разному и похоже; их можно разделить на слоги, моделирование). | |
4 неделя | Вечер: дидактическая игра «Найди схему предложения» Цель: совершенствование навыков анализа и чтения предложения. | Дидактическая игра «Найди схему предложения» Цель: совершенствование навыков анализа и чтения предложения. | Дидактическая игра «Посчитай слова в предложении» Цель: совершенствование навыков анализа и чтения предложения. | Консультация Развитие моторики и графических навыков с целью подготовки руки ребенка к письму. |
Вывод: В результате планомерной и систематической работы с ребенком, имеющим слабые знания, к концу цикла занятий:
-закрепятся понятие о звуковой структуре слова; повысился познавательный интерес к обучению грамоте;
- может образовывать сложные слова посредством слияния основ (кофемолка, кофеварка, посудомоечная машина);
- может самостоятельно использовать в процессе общения со взрослыми и сверстниками объяснительную речь, речь-доказательство, речевое планирование.
- самостоятельно использовать в речи разные типы предложений (простые, сложносочиненные, сложноподчиненные) в соответствии с содержанием высказывания;
- подбирать точные слова для выражения мысли;
- производить звуковой анализ слов: интонационно выделять звуков в слове, определение их последовательности, характеристика звуков (гласный-согласный), нахождение места звука в слове (начало, середина, конец).
- определять количество и последовательность слов в предложении; составлять предложения с заданным количеством слов; ориентации на листе, выполнения графических диктантов; выполнения штриховки в разных направлениях, обводки; чтения простых слов и фраз; разгадывания детских кроссвордов и решения ребусов.
Воспитатели группы:
Иванова Н. В.________________
Валуйская И. В._______________
Учитель-логопед:
Данилова М.Н. _______________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект. Разработка этапов методического сопровождения педагогов в процессе взаимодействия с семьями воспитанников, способствующих повышению эффективности взаимодействия педагогов с семьями воспитанников.
Разработка проекта этапов методического сопровождения педагогов, способствующего эффективному взаимодействию ДОУ с семьями воспитанников: 1. Создание пакета диагностик, направленного на выя...
Организация культурно – досуговой деятельности для воспитанников второй младшей группы воспитанниками средней группы «Почемучки», драматизация переделанной русской народной сказки «Теремок»
Театрализованная деятельность по переработанному художественному произведению русской народной сказки «Теремок»...
Актуальность оптимизации здоровьесбережения воспитанник в рамках реализации ФГОС ДО. Формы и методы работы с семьей по укреплению здоровья воспитанников.
В данной статье указаны здоровьесберегающие тихнологии дошкольного учреждения...
Количество групп/воспитанников и общее количество воспитанников по годам
Колличество групп...
Программа Дополнительного образования «Развитие логического мышления воспитанников 6-7 лет в процессе формирования временных представлений». для воспитанников подготовительной группы
Программа Дополнительного образования «Развитие логического мышления воспитанников 6-7 лет в процессе формирования временных представлений» для воспитанников подготовительной группы включа...
Мониторинг участия педагогов, воспитанников, родителей воспитанников группы "Любознайки" в образовательных проектах, конкурсах.
Мониторинг участия педагога,воспитанников, родителей воспитанников группы "Любознайки" в образовательных проектах, конкурсах за период 2015г.-2018г....