РОЛЬ ТЬЮТОРА И ИНКЛЮЗИВНОГО ВОЛОНТЕРА В ПРОЕКТИРОВАНИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА.
статья по коррекционной педагогике
В интегративном образовании позиция тьютора сохраняет свои основы, но также приобретает новые специальные компоненты
Скачать:
Предварительный просмотр:
РОЛЬ ТЬЮТОРА И ИНКЛЮЗИВНОГО ВОЛОНТЕРА В ПРОЕКТИРОВАНИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА.
А.С. Кривцун, магистрант 1 курса кафедры
инклюзивного образования
и социально-педагогической реабилитации,
Академия психологии и педагогики ЮФУ
Преобразования, происходящие в настоящее время в российской системе образования, в том числе развитие инклюзивных практик, гарантируют равные права на образование и доступность общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ), выбор подходящего для них пути обучения. Сегодня детям-инвалидам не нужно учиться в специальных учреждениях, они могут получать образование и лучше адаптироваться к жизни в обычной школе. Для здоровых детей совместное обучение со сверстниками с ограниченными возможностями помогает развить терпимость и ответственность - качества, которые так необходимы сегодня.
Инклюзивная образовательная среда служит для реализации права каждого ребенка на образование, соответствующего его потребностям и возможностям, независимо от региона проживания, степени выраженности нарушения психофизического развития, способности к овладению уровень квалификации и тип учебного заведения. Инклюзивное образование приводит к тому, что ребенок с особыми образовательными потребностями встречается во многих социальных сетях. Дети с ограниченными возможностями получают информацию, доступную их сверстникам; они учатся вступать в равные отношения с разными людьми. У них есть возможность узнать о разных социальных ролях, способах работы с разными людьми.
Сегодня с ОВЗ не нужно учиться в специальных учреждениях, наоборот, они могут получать образование и лучше адаптироваться к жизни в обычной школе. Одним из важнейших условий перехода к инклюзивной форме обучения, его успехом является система поддержки и поддержки детей с ограниченными возможностями, в частности поддержка тьюторов.[4,5]
Тьютор (англ. tutor – наставник, опекун; лат. tueor – наблюдаю, забочусь) - новая специальность в нашем обучении. В интегративном образовании позиция тьютора сохраняет свои основы, но также приобретает новые специальные компоненты. Тьютор - это специалист, который организует условия для успешной интеграции ребенка с ОВЗ в образовательную и социальную среду образовательного учреждения. Работая в тесном контакте с учителем, специалистами и родителями, воспитатель может создать благоприятную среду, в которой ребенок может успешно учиться и адаптироваться в обществе.
Роль тьютора не ограничивается сопровождением ребенка. Выполняя свою ключевую роль, тьютор целенаправленно работает для достижения главной цели - привести ребенка к наиболее успешному развитию в инклюзивной среде, не нарушая при этом привычного образа самой среды (т.е. не превращая инклюзивную среду в коррекционную). [1]
С одной стороны, важно помочь ребенку адаптироваться к социальным правилам, ежедневным рутинам и сенсорным стимулам в естественной среде, а с другой стороны, научить других (как взрослых, так и сверстников) понимать особенности ребенка с ограниченными возможностями. и воспринимать это как неотъемлемую часть.
Важные принципы в работе тьютора с ребенком-инвалидом.
1. Партнерство, дружеская позиция. Вы учитесь, и я помогаю вам. Это моя работа. Я тоже устаю, иногда мне нужно помочь себе. Когда есть трудности - давайте преодолеем их вместе - это приведет к успеху.
2. Цель. Ребенок, благодаря тьютору, должен понимать, к какой цели он идет. Решение 5 примеров - это цель. Не стесняйтесь отвечать на вопросы учителей - вот цель. Другими словами, цели могут быть очень маленькими, но, прежде всего, достижимыми «здесь и сейчас».
3. Маленькая победа - большая радость. Для ребенка с нарушениями развития важно добиться успеха
4. Продвижение должно быть бесценным для ребенка. Смысл этого принципа в данном случае заключается в том, что ребенок понимает поддержку, похвалу. Тьютор должен найти для ребенка именно то поощрение, которое будет для него самым неожиданным (и в то же время, конечно, социально приемлемым). Сам тьютор должен получать удовольствие, сопереживать неудачам, чтобы ребенок понимал эмоции своего помощника. [4]
Успех тьюторской деятельности зависит от многих факторов:
- психологическая готовность администрации и персонала ОУ к принятию, принятию основных принципов;
- наличие специальных условий для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями;
- наличие необходимых специалистов или организации психологической и образовательной поддержки для детей с ОВЗ через специалистов из ресурсных центров, центров психологического и образовательного развития и коррекции.
Кроме того, не каждый может выполнить функции тьютора для ребенка с особыми потребностимя. Идея поддержки таких детей предъявляет особые требования к профессиональной и личной подготовке специалистов, работающих в системе интеграции, в частности:
• понимание того, что такое инклюзивное образование, в чем его отличие от традиционных форм образования;
• знание психологических закономерностей и особенностей возраста и развития личности ребенка;
• умение анализировать особенности взаимодействия ребенка с инвалидностью и социальной средой;
• умение реализовывать различные методы педагогического взаимодействия между всеми субъектами образовательной среды (с учениками и в группах, с родителями, учителями, специалистами, менеджментом) [5,7].
Тьюторское сопровождение, как правило, состоит из организации образовательного движения ребенка, основанного на постоянной, отраженной взаимосвязи его успеваемости с интересами и стремлениями. Воспитатель или учитель, который выполняет функции репетитора на первых этапах обучения, служит руководством для ребенка в классе школы. Задача тьютора - организовать воспитание ребенка с учетом его интересов и особенностей.
Инклюзивное волонтерство - это относительно новый термин. Инклюзия - это процесс реального вовлечения людей с ограниченными возможностями в активную общественную жизнь. Под «волонтерством» мы подразумеваем широкий спектр видов деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которые осуществляются добровольно на благо широкой общественности, независимо от денежного вознаграждения. Движение добровольцев является одним из требований к организации инклюзивного образовательного пространства, а также одним из важных факторов развития, интеграции и адаптации людей с ограниченными возможностями к условиям образовательной среды [3].
Роль волонтерства в инклюзивном образовании велика. И, возможно, одна из высших целей - вовлечь самого участника инклюзивного образования в волонтерское движение. Ценность каждого волонтера не зависит от его способностей и состояния здоровья. Участвуя в волонтерском движении, люди с ограниченными возможностями получают возможность улучшить свое социальное положение, а также улучшается взаимодействие в социальной, карьерной и межличностной сферах. Развитие индивидуальных способностей, таких как организационные, управленческие, также является результатом работы волонтера [6].
Инклюзивное волонтерство выполняет такие важные задачи, как создание гражданского общества, развитие толерантности, привлечение всех участников единого общества. Это механизм эффективного социального взаимодействия и способ реализации многих социальных целей. Часто люди с ограниченными возможностями любят делиться своими навыками с обществом. На самом деле, добровольцы с ограниченными физическими возможностями ничем не отличаются от других - они также хотят поделиться своими сильными сторонами и временем, чтобы улучшить общество. Люди с ограниченными возможностями активны и демонстрируют свои способности во многих областях - искусстве, спорте и образовании. Как и любой другой волонтер, они приносят свои профессиональные навыки и навыки на занятия. Все возможные действия должны считаться значимыми, и активное гражданство не может зависеть от принадлежности человека к какой-либо социальной группе. Внутренняя потребность быть нужной и услышанной чрезвычайно велика среди людей с ограниченными возможностями, а волонтерство позволяет вам показать свою гражданскую позицию. [2]
Главная цель данного вида волонтерства – это вовлечение «особых» учащихся в совместный процесс волонтерской деятельности.
Таким образом, с развитием инклюзивного образования роль тьюторов и инклюзивных добровольцев в образовательном процессе детей с ограниченными возможностями становится все более важной и приобретает статус ресурса, необходимого для создания эффективной, гибкой и поддерживающей системы для с ОВЗ в инклюзивной школе.
Список литературы
1. Абрамова, И.В. Научно-теоретические основы подготовки тьютора инклюзивного образования// Специальное образование. -2014. - № 4. – С. 81 - 87.
2. Богдановская, В.И. Об инклюзивном добровольчестве как ресурсе по формированию культуры здорового образа жизни/ В.И. Богдановская [Электронный ресурс].-Режим доступа : http://zabgu.ru
3. Волонтерство // Mama.ru: Сообщество родителей [Электронный ресурс].- Режим доступа://http://www.mama.ru/club/inomama
4. «Организация тьюторского сопровождения детей с ОВЗ в условиях реализации инклюзивной практики в образовательных учреждениях». Информационный материал Карпенковой И.В., Кузьминой Е.В.- М., 2011.
5. Тьютор: истоки, основные цели и задачи тьюторского сопровождения [Электронный ресурс] // Кафедра открытых образовательных технологий Московский институт открытого образования. – Режим доступа: http://www.oot-kaf.ru/archives/483
6. https://inclusion24.ru
7. https://autism-frc.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Управление проектирования экологического образовательного пространства в условиях инновационной деятельности детского сада
Краткая подборка материалов по проектированию экологического воспитания ДОУ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/25/picture-354110-1385385829.jpg)
Инновации в развитии толерантности к детям с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве
Проект: «Дорога добра»Тип проекта: инновационный, практико-ориентированный, долгосрочный.Вид проекта: долгосрочный.Возраст: старшая, подготовительная группы детского сада.Срок ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/13/picture-849390-1479024792.jpg)
Сотрудничество педагога с родителем ребенка с ОВЗ как условие инклюзивного образовательного пространства
Сотрудничество педагога и родителя ребенка с ОВЗ в понимании инклюзивного образовательного пространства проходит через вариативные формы взаимодействия с семьей....
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/10/picture-242207-1515603521.jpg)
Выпускная квалификационная работа "Особенности организации инклюзивного образовательного пространства в дошкольном отделении образовательной организации"
В 2015 году я проходила курсы повышения квалификации в рамках обучающих мероприятий Государственной программы "Доступная среда". И данная работа является моей ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБО...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/21/picture-79560-1353452862.jpg)
Психолого-педагогическое сопровождение детей с различными нозологиями в инклюзивно-образовательном пространстве дошкольного учреждения
Направления, виды, формы и методы психолого-педагогичесого сопровождения детей ОВЗ в дошкольном учреждении....
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/25/picture-829080-1482678902.jpg)
Взаимодействие участников образовательного процесса МДОУ «Детский сад № 209» г. Ярославля в условиях инклюзивного образовательного пространства
В современном образовании Российской Федерации одним из основных направлений является инклюзия. Во многих образовательных учреждениях были созданы группы и классы, которые совместно посещали дети с ОВ...