Сотрудничество педагога с родителем ребенка с ОВЗ как условие инклюзивного образовательного пространства
материал по коррекционной педагогике на тему
Сотрудничество педагога и родителя ребенка с ОВЗ в понимании инклюзивного образовательного пространства проходит через вариативные формы взаимодействия с семьей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sineva_e.b._lukina_v.f._astashina_l.v._statya_-office_word.doc | 84.5 КБ |
Предварительный просмотр:
УДК
Е.Б.Синева
к.п.н., доцент кафедры коррекционной педагогики
и специальной психологии ГБОУ ДПО НИРО,
г. Н. Новгород, Российская Федерация
В.Ф. Лукина
заведующий, МБДОУ «Детский сад № 7 «Родничок»
МБДОУ №7
г. Н. Новгород, Российская Федерация
Л.В.Асташина
учитель-дефектолог высшей категории,
МБДОУ «Детский сад № 7 «Родничок»
МБДОУ №7
г. Н. Новгород, Российская Федерация
СОТРУДНИЧЕСТВО ПЕДАГОГА С РОДИТЕЛЕМ РЕБЕНКА С ОВЗ, КАК УСЛОВИЕ ИНКЛЮЗИВНОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА
Сотрудничество педагога и родителя ребенка с ОВЗ, в понимании нами инклюзивного образовательного пространства, - это вера в силы ребенка и грамотное выражение своего понимания к новому, позитивному чувству, поступку своего малыша, создание оптимистической установки на возможности ребенка, видение только перспективных линий развития.
В нашем учреждении данное положение проходит красной нитью через вариативные формы взаимодействия с семьей. Мы их представили в зависимости от частоты их проявлений в ходе диалога "педагог- родитель":
Регулярно используемые | Периодически используемые |
* «Страничка для родителей» на официальном сайте ДОУ *Мини-сайты отдельных групп *Общение по электронной почте *Электронные фото- и видео рамки *Совместные с родителями и педагогами акции: «Любимая игрушка своими руками», «Детский сад – цветущий сад», «Подари улыбку людям», «Зимний городок» и др. *Мини – библиотека тактильных, озвученных книг для слабовидящих *Консультационный центр для населения района | *Веб – консультирование *Участие родителей в дистанционных интернет- конкурсах с детьми и педагогами. *Клубы по интересам *Родительские гостиные *Нетрадиционные родительские собрания *Анкетирование *Мастер – класс по арттерапии, по дизайну, по игротерапии, по изготовлению видеоазимутов, зрительных тренажеров и специальных пособий, по изготовлению и применению нетрадиционного физкультурного оборудования и т.п. *Журналы и буклеты об охране зрения *Информационные стенды «Охраняем зрение», «Наши достижения» и др. *Семейные и индивидуальные портфолио детей, генеалогические древа семей *Выставки фотографий и совместного творчества детей и взрослых *Социальный проект «Семья + школа = счастливый ребенок» (взаимодействие с классом охраны зрения) *Совместные праздники («День инвалида», «Уроки Здоровейки») и др. *Экскурсии в школу, библиотеку, музеи, пожарную часть, к Вечному огню и др. |
В настоящее время между родителями и специалистами в нашем
образовательном учреждении добавились следующие формы взаимодействия :
- Совместное наблюдение взрослых за поведением детей с последующим обсуждением на индивидуальных консультациях.
В качестве примера предлагаем заполнение суммарной карты психических состояний ребенка дошкольного возраста, где сбор информации ведут и дома и в детском учреждении родители и педагоги.
Ведение карты позволяет определить, насколько благоприятной является для ребенка с ОВЗ его социальная ситуация развития в ходе инклюзивного образовательного пространства. Родитель впервые включен в изучение эмоционального состояния своего ребенка, приглашен к вдумчивому разговору о том, каким может быть его малыш. Педагог во время индивидуальных консультаций с родителями , опираясь на суммарную карту, выстраивает более конструктивный диалог с собеседником.
Суммарная карта
психических состояний
ребенка дошкольного возраста
в условиях самостоятельной деятельности
Фамилия, имя, возраст ребенка Период изучения : с___ до ___ ___________________________
№ | Психические состояния | Количество баллов | |||||||
никогда | редко | иногда | часто | всегда | |||||
1 | Радость | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |||
2 | Возбужденность | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |||
3 | Тревога | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |||
4 | Страх | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |||
5 | Удивление | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |||
6 | Беззаботность | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |||
7 | Активность | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |||
8 | Веселость | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |||
9 | Заинтересованность | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |||
10 | Обида | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |||
11 | Агрессия | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |||
12 | Грусть | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |||
13 | Стремление к знанию | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |||
14 | Привязанность | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |||
15 | Нежность | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |||
16 | Упрямство | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |||
17 | Бодрость | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |||
18 | Умиление | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |||
19 | Капризность | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |||
20 | Беспомощность | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |||
21 | Дружелюбие | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |||
22 | Спокойствие | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |||
23 | Смущение | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |||
24 | Стресс | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |||
25 | Собранность | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |||
26 | Сосредоточенность | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |||
27 | Злость | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |||
28 | Волнение | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |||
29 | Досада | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
- Создание условий, в которых педагоги и родитель, как участники педагогического процесса, сориентированы на поиск позитивных моментов в развитии ребенка. Например, ведение "Коробки плюсов" всеми взрослыми, участвующими в развитии ребенка с ОВЗ, (это сбор информации о позитивных проявлениях поведения и деятельности ребенка), содержание которой постоянно пополняется сведениями о достижениях воспитанников в разных видах деятельности (с четкой констатацией замеченного факта).
Эта форма поможет отразить динамику развития ребенка с ОВЗ, станет ориентиром на “светлое будущее” для родителей наших воспитанников и всего педагогического состава и, конечно же, ожиданием завтрашней радости и веры в себя.
Педагогу, работающему с ребенком ОВЗ, нужно помнить, что для родителей этих детей важны:
- поддержка, чтобы преодолевать разнообразные психологические барьеры, осложненные перенесенным травматическим семейным опытом ;
- умелое руководство, где, в ходе диалога, грамотный педагог сможет перевести семью ребенка с ОВЗ из привычной ей позиции «ведомой» на позицию сотрудничества.
Список использованной литературы::
1.Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать.- М.:Просв.,1991.-с.176.
2. Прохоров А.О., Велиева С.В. Психические состояние детей дошкольного возраста. // Вопросы психологии 2003, № 5 С.56-67
3.Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста: Психологические исследования / Под ред. А.В.Запорожца, Я.З.Неверович – М., 1986, - НИИ дошк. Воспитания Акад. Пед. Наук СССР.
4. Харитонова Т. Г. , Синева Е. Б. Оптимистическая позиция психолога в работе с детьми. / Деятельность педагога-психолога в системе образования: научно-методическое и нормативно-правовое обеспечение. Вып. II. Н.Новгород: НГЦ, 2001. С.112-115
© Е.Б.Синева, В. Ф. Лукина, Л.В. Асташина 2016
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Детский сад и семья как единое образовательное пространство» Сотрудничество дошкольного образовательного учреждения и семьи. Основы взаимоотношений педагогов ДОУ с родителями
Один из важнейших факторов повышения эффективности воспитания подрастающего поколения – взаимосвязь учреждения и семьи. Часто на практике встречается такая картина: родители обладают теоретическими зн...
Буклет "Создание условий для успешности ребенка с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве"
Буклет "Создание условий для успешности ребенка с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве"...
Взаимодействие участников образовательного процесса МДОУ «Детский сад № 209» г. Ярославля в условиях инклюзивного образовательного пространства
В современном образовании Российской Федерации одним из основных направлений является инклюзия. Во многих образовательных учреждениях были созданы группы и классы, которые совместно посещали дети с ОВ...
Создание условий для успешной социализации детей с ОВЗ в инклюзивное образовательное пространство ДОО
Методические рекомендации для педагогов на тему: «Создание условий для успешной социализации детей с ОВЗ в инклюзивное образовательное пространство ДОО» Одной из актуальных социально-...
Доклад на тему: «Создание условий для успешности ребёнка с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве»
Доклад на тему:«Создание условий для успешности ребёнка с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве» Подготовила: Попова Елена Александровнаг. Воронеж 2020 г....
Консультация: "Специфика работы педагога ДО в инклюзивном образовательном пространстве"
Консультация предназначена для педагогов, работающих с детьми ОВЗ (с нарушением опорно - двигательного аппарата)...