Из опыта работы презентация "Развитие гармоничной эмоционально-волевой сферы детей в условиях ДОУ"
презентация к уроку по коррекционной педагогике (старшая группа)

Любарчук Виктория Петровна

Развитие эмоционально-волевой сферы ребенка заключается в его обучении управления эмоциями и переключению внимания. Это позволит развить его силу воли, самодисциплину, а так же подготовить к обучению в начальных классах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие гармоничной эмоционально-волевой сферы детей в условиях ДОУ

1 слайд

Детей надо приучать жить среди людей, формируя у них определенные психологические качества (внимание, волю, эмоции) и навыки общения.

В.А. Сухомлинский

2 слайд

Под эмоционально-волевой сферой человека понимают особенности, относящиеся к чувствам и эмоциям, которые возникают в его душе. Ее развитию необходимо уделять внимание еще в раннем периоде становления личности, а именно в дошкольном возрасте. Развитие эмоционально-волевой сферы ребенка заключается в его обучении управлению эмоциями и переключению внимания. При этом важно, чтобы дошкольник учился делать все правильно и через свое «не хочу». Это позволит развить его силу воли, самодисциплину, а также подготовить к обучению в начальных классах.

4 слайд

Эмоционально-волевая сфера дошкольника включает в себя следующие элементы:

  1. Эмоции. Они представляют собой самые простые реакции, которые проявляются у ребенка при его взаимодействии с окружающим миром. Существует условная классификация эмоций. Их делят на положительные (радость и восторг), отрицательные (страх, гнев), а также нейтральные (удивление).
  2. Чувства. Этот компонент рассматриваемой сферы является более сложным. В него входят различные эмоции, которые проявляются у ребенка по отношению к конкретным событиям, предметам или людям.
  3. Настроение. Оно является более устойчивым эмоциональным состоянием, зависящим от множества факторов. В их числе: состояние здоровья и тонус нервной системы, социальное окружение и деятельность, обстановка в семье и т.д. Настроение классифицируется в зависимости от продолжительности. Бывает оно переменчивым или стабильным, устойчивым и нет. Подобные факторы определяются характером человека, его темпераментом, а также некоторыми другими особенностями. Настроение оказывает серьезное влияние на деятельность людей, стимулируя либо расстраивая ее.
  4. Воля. Данный компонент отражает способность человека сознательно регулировать свою деятельность и достигать поставленных целей. Стоит отметить, что у младших школьников данный компонент развит уже довольно хорошо.

5 слайд

Для развития гармоничной эмоционально-волевой сферы детей в условиях ДОУ использую программы:

         Программа «Цветик семицветик» (Куражева Н.Ю., Вараева Н.В., Тузаева А.С., Козлова И.А.), которая решает задачи развития интеллектуальной, эмоциональной, коммуникативной, личностной, волевой и познавательной сферы детей 3-7 лет. Каждое занятие построено в игровой форме доступной и интересной. 

Программа эмоционального развития дошкольников «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь», которая направлена на то, чтобы научить детей понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации.

Программа адаптации детей 4-6 лет к условиям дошкольного учреждения, создание у них чувства принадлежности к группе, положительного эмоционального фона, развитие коммуникативных навыков «Давайте жить дружно!»  С.В. Крюкова

Развитие внимания и эмоционально-волевой сферы детей 4-6 лет Ю.Е. Веприцкая (комплекс занятий)

6 слайд

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ

Вводная часть

  • Настрой группы на совместную работу, установление эмоционального контакта между участниками (приветствия, игры с именами)

Рабочая часть

  • Психологические этюды, игры, упражнения, упражнения на мышечную релаксацию, саморегуляцию психогимнастика,
  • дыхательная, мимическая гимнастика, задания на развитие познавательных процессов

Завершающая часть

  • Создание у каждого участника чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии. Проводится либо общая игра-забава или продуктивная коллективная деятельность, например, создание общего рисунка.

7 слайд

В ходе работы дети знакомятся с методами релаксации и саморегуляциии психогимнастики

 Релаксация (от лат. «Relaxation» – расслабление) – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения.

Релаксация помогает каждому ребёнку избавиться от накопившегося внутреннего негатива, плохого настроения, обид и сомнительных мыслей. Во время расслабления приходит ощущение свободы, лёгкости и спокойствия

Создана картотека упражнений на  релаксацию для дошкольников:

8 слайд

Упражнение «Кулачки». 

Цель: напряжение и расслабление мышц рук. 

Упражнение «Шалтай — Болтай». 

Цель: напряжение и расслабление мышц рук. 

Упражнение «Замедленное движение» 

Цель: обучение позе покоя. 

Упражнение «Штанга». 

Цель: напряжение – расслабление мышц рук, ног и корпуса. Упражнение «Лягушки». 

Цель: расслабление речевого аппарата. 

Упражнение «Шарик». 

Цель: напряжение и расслабление мышц живота.

9 слайд

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА САМОРЕГУЛЯЦИЮ И СНЯТИЕ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ

10 слайд

Саморегуляция - это управление своим психоэмоциональным состоянием, достигаемое путем воздействия человека на самого себя с помощью: слов, мысленных образов, управление мышечным тонусом и дыханием

Игры и упражнения для развития саморегуляции дошкольников развивают произвольность ребенка, снижают импульсивность и повышенную активность.

Игры:

Тихий колокольчик (для детей с 4 лет)

Цель: развитие концентрации внимания и контроля движения, снижение импульсивности.

Надоедливая муха (для детей с 4 лет)

Цель: учить концентрироваться на отдельных частях своего тела, контроль за мелкими движениями

Рисование ладонями (для детей с 4 лет)

Цель: снижение мышечного напряжения, развитие умения контролировать силу прикосновений.

11 слайд

Упражнения:

«Возьми себя в руки»

Ребенку говорят: «Как только ты почувствуешь, что забеспокоился, хочется кого-то стукнуть, что-то кинуть, есть очень простой способ доказать себе свою силу: обхвати ладонями локотки сильно прижми руки к груди — это поза выдержанного человека»

 «Ты — лев!»

Ребенку говорят: «Закрой глаза, представь льва — царя зверей, сильного, могучего, уверенного в себе, спокойного и мудрого. Он красив и выдержан, горд и свободен. Этого льва зовут так же, как тебя, у него твое имя, твои глаза, твои руки, ноги, тело. Лев — это ты!»

«Стойкий солдатик»

Скажите ребенку: «Когда ты сильно возбужден и не можешь остановиться, взять себя в руки, встань на одну ногу, а другую подогни в колене, руки опусти по швам. Ты — стойкий солдатик на посту, ты честно несешь свою службу, оглянись по сторонам, заметь, что вокруг тебя делается, кто чем занят, кому надо помочь. А теперь поменяй ногу и посмотри еще пристальней. Молодец! Ты настоящий защитник!   и др.

«СЕКРЕТИКИ» Сшить небольшие мешочки одной расцветки, насыпать в них различную крупу. Предложить детям, испытывающим эмоциональный дискомфорт отгадать, что находится в мешочках. Дети мнут мешочки в руках, переключаются на другую деятельность, уходя таким образом от негативного состояния

12 слайд

В книге М.И. Чистяковой «Психогимнастика» дано такое определение психогимнастики: это курс специальных занятий (этюдов, игр, упражнений), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как его познавательной, так и эмоционально-личностной сферы)

        13 слайд

14 слайд

  • «Волшебный цветок».

Цель: Учить выражать свою индивидуальность. Представлять себя другим детям в группе. 

  • «Ракушка».

Цель: Развивать эмоционально-личностную сферу психики ребёнка, память, внимание, воображение.

  • «Огонь – лёд».

Цель: Коррекция психо-эмоциональной сферы ребёнка.

  • «Прочитай письмо».

Цель: Развивать способности определять эмоциональное состояние по схематическим изображениям и объединять разные изображения единым сюжетом.

        15 слайд

Для гармоничного эмоционально-волевого развития дошкольников в группах ДОУ созданы уголки настроения:

1.плакат с изображением разных настроений (веселое, задумчивое, озорное, грустное);

2.коврик эмоций;

3.лото настроения: «подбери пару», «вырази эмоцию», «угадай настроение», «сделай как я»;

4.безобидные «подушки драчунишки»;

5. мешочек для плохого настроения «Уходи злость, уходи».

6.уголок уединения

        16 слайд

Игры и упражнения на развитие эмоционально – волевой сферы ребёнка в дошкольном возрасте позволят ребенку в простой и незатейливой форме запомнить базовые эмоции человека, их проявления и роль и жизни каждого. Проводить их можно как индивидуально, так и в малой группе.

«Театр»  

Театрализованные игры – эффективный метод развития эмоционально-волевой сферы

414x310

        17 слайд

Картинки театрализации

18 слайд

7. «Маски с эмоциями»

Цель игры: изучение мимики и жестов, сопутствующих той или эмоции или чувству. Развитие навыков распознавания эмоций по невербальным сигналам.

414x310

Для этой игры дети могут самостоятельно, под руководством взрослого сделать из бумаги маски, отражающие различные эмоции человека – грусть, радость, удивление, восторг и т.д. Затем на одного из детей надевается случайная из них (ребенок не знает, которая именно).

Задача игрока – угадать «свою» эмоцию при помощи подсказок других детей (особенности положения и формы глаз, бровей, губ и т.д.).

        19 слайд

8. «Мимическая гимнастика на узнавание эмоций»

Цель игры: развитие способности к активному выражению эмоций, умение связывать вербальные и невербальные проявления эмоциональных состояний. Развитие эмоционального интеллекта и эмоциональной культуры.

В дошкольном возрасте ребенку будет легче работать со сказочными персонажами). Задача ребенка – изобразить их.

Примеры заданий:

  • Улыбнуться, как Буратино.
  • Испугаться, как Красная Шапочка или как бабушка
  • Рассердиться, как сеньор помидор или как мачеха Золушки.
  • Удивиться как Мальвина

20 слайд

ФОТО

21 слайд

 В группах созданы картотеки игр на развитие эмоционально-волевой сферы:

Игра «Лото настроений» 

Цель: Развитие умения понимать эмоции других людей и выражать собственные эмоции

Игра «Обзывалки»

Цель: Обучение выплескиванию негативных эмоций, формирование навыка регуляции эмоционального состояния.

Игра «ДА и НЕТ»

Цель: Развитие умения контролировать импульсивные действия.

«Цветочек и солнышко»

Эта игра, в отличие от предыдущих, направлена на расслабление и стабилизацию эмоционального состояния.  Дети садятся на корточки и обхватывают руками колени. Ведущий начинает рассказывать историю про цветочек и солнышко, а дети выполняют выразительные движения, иллюстрирующие историю. В качестве фона можно включить спокойную негромкую музыку. И др.

22 слайд

Музыкальные игры

Подобный вид занятий также способствует эффективному развитию эмоционально-волевой сферы ребенка. Рассмотрим, в чем его особенности.

Музыкальные игры для дошкольников помогают им войти в роль персонажей и образов, передавая при этом связанные с ними чувства. Главным инструментом при этом выступает сам ребенок. Во время музыкальных игр для дошкольников дети используют свой голос, тело, воспроизводят различные звуки, выразительные движения и жесты.

Виды и формы музыкальных игр могут быть самыми разными. Это и пластические импровизации, и диалоги под звуки мелодий, и драматические постановки, и проч.

        23 слайд

Активному развитию эмоционально-волевой сферы способствует применение песочной терапии, а также сказкотерапии.

Если сказки для дошкольников подобрать правильно, то они способны вызвать большой эмоциональный резонанс. При этом их сюжеты будут обращены не только к сознанию, но и к подсознанию ребенка.

Особенно актуальны сказки для дошкольников в случае имеющихся у детей отклонений в эмоциональной сфере. Ведь в этом случае требуется создание максимально эффективной ситуации для общения.

Сказки помогают развивать эмоционально-волевую сферу ребенка благодаря выполнению ими следующих функций:

  • психологической подготовке к сложным ситуациям;
  • примерке различных ролей, а также оценке поступков и результатов деятельности;
  • формированию выводов, а также их переноса в реальную жизнь.

        24 слайд

Сказкотерапию применяют в виде различных методов. Это может быть:

  1. Сказка-метафора. Образы и сюжеты фантастических и необычных повествований способствуют побудить в сознании ребенка свободные ассоциации. В дальнейшем все они должны обсуждаться и корректироваться взрослым.
  2. Рисование героев и сюжетов сказок. При применении этого метода ассоциации возникают не в словесном, а в графическом виде.

Сказки помогают дошкольникам формировать понятие о том, что в жизни хорошо, а что плохо. Основываясь на действиях и поступках персонажей, ребенок выносит свой вердикт той или иной линии поведения.

Использоваться сказка может и при проведении игр для дошкольников. В этом случае у ребенка происходит развитие мимики и интонаций.

Эффективность сказок для развития эмоционально-волевой сферы дошкольника объясняется тем, что в этих повествованиях отсутствуют прямые нравоучения и назидания. К тому же описываемые события всегда логичны и продиктованы существующими в окружающем мире причинно-следственными связями.

        25 слайд

Песочная терапия

Подобный метод активации эмоционально-волевой сферы ребенка является простым, доступным, удобным и многообразным. В чем его достоинства? Песочная терапия эффективна тем, что позволяет дошкольникам выстроить свой индивидуальный мир. При этом ребенок ощущает себя в роли творца, задающего правила игры.

Обычное пересыпание песка позволяет малышам успокоиться и снять напряжение. При лепке фигурок у них развивается мелкая моторика, пробуждается фантазия и стимулируется заинтересованность.

        26 слайд

ФОТО

Благодаря применению песочной терапии  можно выявить у ребенка психологические травмы и устранить их. Подобный метод наиболее активно применяется при работе с теми детьми, у которых имеют место задержка развития и недостаточность вербальной сферы.

        27 слайд

Развитию у детей дошкольного возраста интеллекта эмоциональной направленности способствуют следующие игры, которые можно собрать в интерактивную папку ЛЭПБУК. В мой ЛЭПБУК входит 12 игр:

  1. «Довольный котенок». Такая игра проводится с применением картинок, на которых изображены мордочки животных. Педагогу необходимо показать на рисунке определенную эмоцию. После этого он просит детей найти то животное, которое испытывает подобное чувство.
  2. «Как дела?». Эта игра позволяет педагогу определить эмоции и настроение детей, у которых имеет место аффективное поведение. Для этого понадобится предложить ребенку выбрать карточку с изображением той эмоции, которая наиболее точно указывает на его настроение (в настоящий момент, вчера, час назад и т.д.).
  3. «Пиктограммы». Для того чтобы провести эту игру, ведущему понадобится подготовить разрезанный и целый наборы карточек. Первый из них перемешать, чтобы после ребенок по образцу собрал целое изображение.
  4. «Парные картинки». Найти изображения мальчиков и девочек с одинаковыми эмоциями.
  5. Стихи о эмоциях в соответствии с картинками
  6. Карусель эмоций нужно посадить в карусель путешествия детей с соответствующими эмоциями
  7. Пазлы настроения нужно собрать солнышко по частям в соответствии с чертами лица
  8. Календарик эмоций Найти лицо девочки мальчика по заданию
  9. Найди отличия Сравнение выражений лица
  10. Настроение взрослых Фотографии лиц женщин и мужчин с разными эмоциями. Картинки с детьми.
  11. Конструктор настроения Собрать лицо по частям
  12. Рефлексия Какая теперь эмоция у меня?

        29 слайд

Как развить волевые качества у ребенка

Качества эмоционально-волевой сферы ребенка развиваются при помощи регулярной и систематической деятельности.

Постепенно наращивания ее интенсивность и темп, нужно следовать главным правилам, и требованиям, предъявляемым к заданиям:

  • Сложность заданий должна быть умеренной: ребенок должен четко видеть цель и осознавать ее достижимость, но в то же время сталкиваться с определенными проблемами на пути к ее достижению.
  • Режимные моменты должны быть осуществлены примерно в одно время для выработки у ребенка более устойчивых навыков.
  • Развитие волевых качеств должно начинаться в раннем возрасте, но важно не переусердствовать: до дошкольного периода мозг ребенка еще физиологически не готов к длительной деятельности.

Как определяется волевая готовность у детей

        30 слайд

Эмоционально-волевая готовность считают сформированной, если ребенок способен управлять своими эмоциями и поведением, умеет организовывать рабочее место и поддерживать порядок в нем и, самое главное, если ребенок умеет:

G:\ЛЮБАРЧУК\ПСИХОЛОГ\ЭМОЦ. ВОЛЕВ. СФЕРА\картотека в картинках саморегуляция\что такое эмоц.вол.готовн..jpg

        31 слайд

Работа с родителями

В развитии эмоционально-волевой сферы дошкольника будет играть большую роль отношения ребенка с родителями.

Неправильное общение с ребенком способно привести к следующему:

  1. Односторонней привязанности малыша к матери. Подобный процесс нередко приводит к ограничению потребности ребенка в общении со своими сверстниками.
  2. Выражению родителями недовольства по поводу или без него. Это способствует возникновению у ребенка постоянного чувства страха и волнения.

        32 слайд

В психике дошкольника возможно прохождение необратимых процессов, которые запускаются из-за навязывания родителями своих эмоций. В таких случаях дети перестают замечать собственные чувства. Например, порой различные события, происходящие в жизни маленького человека, не вызывают у него никаких эмоций. Однако постоянные вопросы взрослых о том, понравилось ли ему что-либо, обиделся ли он на те или иные действия сверстников или окружающих его взрослых людей, приводят к тому, что малышу приходится замечать такие ситуации и каким-то образом реагировать на них. Делать этого не стоит.

Для того чтобы развить эмоционально-волевую сферу детей, родителям предлагается  проводить для дошкольников игры, музыкальные занятия, рисование и т.д. В процессе такой совместной деятельности дети обучаются умению испытывать те чувства, которые возникают благодаря восприятию.

        33 слайд

Формы работы с родителями

  • Познавательная: Родительские собрания, семинары, тренинги, мастер-классы, выпуск памяток
  • Информационно-аналитическая: анкетирования
  • Коррекционная: встречи с родителями, индивидуальная работа
  • Наглядно-информационная: дни открытых дверей, выставки, наглядная информация
  • Досуговая деятельность: развлечения, соревнования

Спасибо за внимание!

Для настроения предлагаю проделать упражнение

Если стало почему-то

Очень грустно вдруг кому-то

И не знаешь, как же быть,

Чтоб его развеселить?

Ты возьми стакан смешинок,

Звонкий хохот из корзинок,

Рассыпного смеха ложку

И хихиканья немножко.

Всём весёлкой размешай,

В тонкий юмор раскатай,

Обваляй всё в прибаутках,

Запекай в горячих шутках.

Кто попробует кусочек,

Непременно захохочет!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие гармоничной эмоционально-волевой сферы детей в условиях ДОУ Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №1 г. Славянска-на-Кубани муниципального образования Славянский район Автор - педагог-психолог Любарчук В.П. г. Славянск-на-Кубани 2021г.

Слайд 2

Детей надо приучать жить среди людей, формируя у них определенные психологические качества (внимание, волю, эмоции) и навыки общения. В.А. Сухомлинский

Слайд 3

Под эмоционально-волевой сферой человека понимают особенности, относящиеся к чувствам и эмоциям, которые возникают в его душе. Ее развитию необходимо уделять внимание еще в раннем периоде становления личности, а именно в дошкольном возрасте. Развитие эмоционально-волевой сферы ребенка заключается в его обучении управлению эмоциями и переключению внимания. При этом важно, чтобы дошкольник учился делать все правильно и через свое «не хочу». Это позволит развить его силу воли, самодисциплину, а также подготовить к обучению в начальных классах.

Слайд 4

Эмоционально-волевая сфера дошкольника включает в себя следующие элементы: Эмоции Они представляют собой самые простые реакции, которые проявляются у ребенка при его взаимодействии с окружающим миром. Существует условная классификация эмоций. Их делят на положительные (радость и восторг), отрицательные (страх, гнев), а также нейтральные (удивление). Чувства Этот компонент рассматриваемой сферы является более сложным. В него входят различные эмоции, которые проявляются у ребенка по отношению к конкретным событиям, предметам или людям. 3. Настроение Оно является более устойчивым эмоциональным состоянием, зависящим от множества факторов. В их числе: состояние здоровья и тонус нервной системы, социальное окружение и деятельность, обстановка в семье и т.д. Настроение классифицируется в зависимости от продолжительности. Бывает оно переменчивым или стабильным, устойчивым и нет. 4. Воля Данный компонент отражает способность человека сознательно регулировать свою деятельность и достигать поставленных целей. Стоит отметить, что у младших школьников данный компонент развит уже довольно хорошо.

Слайд 5

Для развития гармоничной эмоционально-волевой сферы детей в условиях ДОУ использую программы: Программа «Цветик семицветик » ( Куражева Н.Ю., Вараева Н.В., Тузаева А.С., Козлова И.А.), которая решает задачи развития интеллектуальной, эмоциональной, коммуникативной, личностной, волевой и познавательной сферы детей 3-7 лет. Каждое занятие построено в игровой форме доступной и интересной. Программа «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» для эмоционального развития дошкольников, которая направлена на то, чтобы научить детей понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации. Программа «Давайте жить дружно!» для адаптации детей 4-6 лет к условиям дошкольного учреждения создания у них чувства принадлежности к группе, положительного эмоционального фона, развитие коммуникативных навыков. С.В. Крюкова Развитие внимания и эмоционально-волевой сферы детей 4-6 лет Ю.Е. Веприцкая (комплекс занятий)

Слайд 6

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ

Слайд 7

Релаксация (от лат. « Relaxation » – расслабление) – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения В ходе работы дети знакомятся с методами релаксации и саморегуляции и психогимнастики

Слайд 8

«Кулачки». Цель: напряжение и расслабление мышц рук. « Шалтай — Болтай». Цель: напряжение и расслабление мышц рук. «Замедленное движение» Цель: обучение позе покоя. «Штанга». Цель: напряжение – расслабление мышц рук, ног и корпуса. «Лягушки». Цель: расслабление речевого аппарата. «Шарик». Цель: напряжение и расслабление мышц живота. Упражнение «Пружинки». Цель: напряжение и расслабление мышц ног. Упражнение «Любопытная Варвара». Цель: расслабление мышц шеи. Упражнение «Тишина». Цель: саморасслабление , снятие напряжения.

Слайд 10

Саморегуляция-это управление своим психоэмоциональным состоянием Тихий колокольчик (для детей с 4 лет) Цель: развитие концентрации внимания и контроля движения, снижение импульсивности. Надоедливая муха (для детей с 4 лет) Цель: учить концентрироваться на отдельных частях своего тела, контроль за мелкими движениями Рисование ладонями (для детей с 4 лет) Цель: снижение мышечного напряжения, развитие умения контролировать силу прикосновений и др.

Слайд 11

упражнения для развития саморегуляции дошкольников: «ВОЗЬМИТЕ СЕБЯ В РУКИ» (для детей с 5лет) Ребенку говорят: «Как только ты почувствуешь, что забеспокоился, хочется кого-то стукнуть, что-то кинуть, есть очень простой способ доказать себе свою силу: обхвати ладонями локотки сильно прижми руки к груди — это поза выдержанного человека». «ТЫ — ЛЕВ!» (для детей с 5 лет) Ребенку говорят: «Закрой глаза, представь льва — царя зверей, сильного, могучего, уверенного в себе, спокойного и мудрого. Он красив и выдержан, горд и свободен. Этого льва зовут так же, как тебя, у него твое имя, твои глаза, твои руки, ноги, тело. Лев — это ты!» «СТОЙКИЙ СОЛДАТИК» (для детей с 5 лет) Скажите ребенку: «Когда ты сильно возбужден и не можешь остановиться, взять себя в руки, встань на одну ногу, а другую подогни в колене, руки опусти по швам. Ты — стойкий солдатик на посту, ты честно несешь свою службу, оглянись по сторонам, заметь, что вокруг тебя делается, кто чем занят, кому надо помочь. А теперь поменяй ногу и посмотри еще пристальней. Молодец! Ты настоящий защитник!» «СЕКРЕТИКИ» Сшить небольшие мешочки одной расцветки, насыпать в них различную крупу. Предложить детям, испытывающим эмоциональный дискомфорт отгадать, что находится в мешочках. Дети мнут мешочки в руках, переключаются на другую деятельность, уходя таким образом от негативного состояния

Слайд 14

Игры и упражнения «Волшебный цветок». Цель: Учить выражать свою индивидуальность. Представлять себя другим детям в группе . «Ракушка». Цель: Развивать эмоционально-личностную сферу психики ребёнка, память, внимание, воображение. «Огонь – лёд». Цель: Коррекция психо-эмоциональной сферы ребёнка. «Прочитай письмо». Цель: Развивать способности определять эмоциональное состояние по схематическим изображениям и объединять разные изображения единым сюжетом.

Слайд 15

Для гармоничного эмоционально-волевого развития дошкольников в группах ДОУ созданы уголки настроения: 1 .плакат с изображением разных настроений (веселое, задумчивое, озорное, грустное); 2 .коврик эмоций; 3 .лото настроения: «подбери пару», «вырази эмоцию», «угадай настроение», «сделай как я»; 4 .безобидные «подушки драчунишки »; 5. мешочек для плохого настроения «Уходи злость, уходи»; 6. уголок уединений

Слайд 16

Игры и упражнения на развитие эмоционально – волевой сферы ребёнка в дошкольном возрасте Театрализованные игры – эффективный метод развития эмоционально-волевой сферы

Слайд 18

«Маски с эмоциями» Цель игры : изучение мимики и жестов, сопутствующих той или эмоции или чувству. Развитие навыков распознавания эмоций по невербальным сигналам. Для этой игры дети могут самостоятельно, под руководством взрослого сделать из бумаги маски, отражающие различные эмоции человека – грусть, радость, удивление, восторг и т.д. Затем на одного из детей надевается случайная из них (ребенок не знает, которая именно). Задача игрока – угадать «свою» эмоцию при помощи подсказок других детей (особенности положения и формы глаз, бровей, губ и т.д.).

Слайд 19

«Мимическая гимнастика на узнавание эмоций» Цель игры: развитие способности к активному выражению эмоций, умение связывать вербальные и невербальные проявления эмоциональных состояний. Развитие эмоционального интеллекта и эмоциональной культуры. В дошкольном возрасте ребенку будет легче работать со сказочными персонажами). Задача ребенка – изобразить их. Примеры заданий: Улыбнуться, как Буратино. Испугаться, как Красная Шапочка или как бабушка Рассердиться, как сеньор помидор или как мачеха Золушки. Удивиться как Мальвина

Слайд 21

В группах созданы картотеки игр на развитие эмоционально-волевой сферы: Игра «Лото настроений» Цель: Развитие умения понимать эмоции других людей и выражать собственные эмоции Игра « Обзывалки » Цель: Обучение выплескиванию негативных эмоций, формирование навыка регуляции эмоционального состояния. Игра «ДА и НЕТ» Цель: Развитие умения контролировать импульсивные действия. «Цветочек и солнышко» Эта игра, в отличие от предыдущих, направлена на расслабление и стабилизацию эмоционального состояния. Дети садятся на корточки и обхватывают руками колени. Ведущий начинает рассказывать историю про цветочек и солнышко, а дети выполняют выразительные движения, иллюстрирующие историю. В качестве фона можно включить спокойную негромкую музыку. И др.

Слайд 22

Музыкальные игры Музыкальные игры для дошкольников помогают им войти в роль персонажей и образов, передавая при этом связанные с ними чувства. Главным инструментом при этом выступает сам ребенок. Во время музыкальных игр для дошкольников дети используют свой голос, тело, воспроизводят различные звуки, выразительные движения и жесты. Виды и формы музыкальных игр могут быть самыми разными. Это и пластические импровизации, и диалоги под звуки мелодий, и драматические постановки, и проч.

Слайд 23

Активному развитию эмоционально-волевой сферы способствует применение песочной терапии, а также сказкотерапии Сказки помогают развивать эмоционально-волевую сферу ребенка благодаря выполнению ими следующих функций: психологической подготовке к сложным ситуациям; примерке различных ролей, а также оценке поступков и результатов деятельности; формированию выводов, а также их переноса в реальную жизнь.

Слайд 24

Сказкотерапию применяют в виде различных методов. Это может быть: Сказка-метафора. Образы и сюжеты фантастических и необычных повествований способствуют побудить в сознании ребенка свободные ассоциации. В дальнейшем все они должны обсуждаться и корректироваться взрослым. Рисование героев и сюжетов сказок. При применении этого метода ассоциации возникают не в словесном, а в графическом виде. Сказки помогают дошкольникам формировать понятие о том, что в жизни хорошо, а что плохо. Основываясь на действиях и поступках персонажей, ребенок выносит свой вердикт той или иной линии поведения.

Слайд 25

Песочная терапия Подобный метод активации эмоционально-волевой сферы ребенка является простым, доступным, удобным и многообразным. Песочная терапия эффективна тем, что позволяет дошкольникам выстроить свой индивидуальный мир. При этом ребенок ощущает себя в роли творца, задающего правила игры. Обычное пересыпание песка позволяет малышам успокоиться и снять напряжение. Благодаря применению песочной терапии можно выявить у ребенка психологические травмы и устранить их. Подобный метод наиболее активно применяется при работе с теми детьми, у которых имеют место задержка развития и недостаточность вербальной сферы.

Слайд 27

интерактивная папка ЛЭПБУК Развитию у детей дошкольного возраста интеллекта эмоциональной направленности способствуют следующие игры, которые можно собрать в интерактивную папку ЛЭПБУК «Похожая эмоция». Такая игра проводится с применением картинок, на которых изображены мордочки животных. Педагогу необходимо показать на рисунке определенную эмоцию. После этого он просит детей найти то животное, которое испытывает подобное чувство. «Как дела?». Эта игра позволяет педагогу определить эмоции и настроение детей, у которых имеет место аффективное поведение. Для этого понадобится предложить ребенку выбрать карточку с изображением той эмоции, которая наиболее точно указывает на его настроение (в настоящий момент, вчера, час назад и т.д.). «Пиктограммы». Для того чтобы провести эту игру, ведущему понадобится подготовить разрезанный и целый наборы карточек. Первый из них перемешать, чтобы после ребенок по образцу собрал целое изображение.

Слайд 29

Как развивать волЕВЫЕ КАЧЕСТВА У РЕБЕНКА? Качества эмоционально-волевой сферы ребенка развиваются при помощи регулярной и систематической деятельности Постепенно наращивания ее интенсивность и темп, нужно следовать главным правилам, и требованиям, предъявляемым к заданиям: Сложность заданий должна быть умеренной: ребенок должен четко видеть цель и осознавать ее достижимость, но в то же время сталкиваться с определенными проблемами на пути к ее достижению. Режимные моменты должны быть осуществлены примерно в одно время для выработки у ребенка более устойчивых навыков. Развитие волевых качеств должно начинаться в раннем возрасте, но важно не переусердствовать: до дошкольного периода мозг ребенка еще физиологически не готов к длительной деятельности. Как определяется волевая готовность у детей

Слайд 31

Работа с родителями В развитии эмоционально-волевой сферы дошкольника будут играть большую роль отношения ребенка с родителями. Неправильное общение с ребенком способно привести к следующему: Односторонней привязанности малыша к матери. Подобный процесс нередко приводит к ограничению потребности ребенка в общении со своими сверстниками. Выражению родителями недовольства по поводу или без него. Это способствует возникновению у ребенка постоянного чувства страха и волнения .

Слайд 32

В психике дошкольника возможно прохождение необратимых процессов, которые запускаются из-за навязывания родителями своих эмоций. В таких случаях дети перестают замечать собственные чувства. Например, порой различные события, происходящие в жизни маленького человека, не вызывают у него никаких эмоций, малышу приходится замечать такие ситуации, навязанные родителями и каким-то образом реагировать на них. Делать этого не стоит. Для того чтобы развить эмоционально-волевую сферу детей, родителям предлагается проводить для дошкольников игры, музыкальные занятия, рисование и т.д. В процессе такой совместной деятельности дети обучаются умению испытывать те чувства, которые возникают благодаря восприятию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОТА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА СЕНСОРНОМ ОБОРУДОВАНИИ (из опыта работы по развитию эмоционально-волевой и познавательной сферы)

Сенсорная комната - это организованная особым образом окружающая среда, включающая множество различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания, на вестибул...

Презентация опыта работы по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста средствами нетрадиционного рисования.

В презентации представлен опыт работы по развитию мелкой моторики рук  у детей дошкольного возраста средствами нетрадиционного рисования, а также работа с родителями, мониторинг, пальчиковые игры...

Проектная работа «Программа развития творческих способностей музыкально-одаренных детей в условиях реализации ФГОС ДО»

«Если дети – национальное достояниелюбой страны, то одаренные дети –её интеллектуальный  и творческийпотенциал»Р.Н. БунеевПроблема работы с одаренными детьми чрезвычайно актуальна для современног...

Проектная работа «Программа развития творческих способностей музыкально-одаренных детей в условиях реализации ФГОС ДО»

Проблема работы с одаренными детьми чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми.Таланты ро...

РАЙОННЫЙ СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ «ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В ДОУ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО». СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ТЕМА «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ С КОСМОСОМ»

РАЙОННЫЙ СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ «ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В ДОУ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУРАЗВИТИЮ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВВ РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО» СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫТЕМА «РАЗВИТИЕ П...

Опыт работы по развитию «Эмоционально-волевой сферы детей в условиях ДОУ»

Актуальность данной проблемы определяется необходимостью более глубокого изучения особенностей эмоциональной сферы детей, т.к. в современной жизни в любом дошкольном учреждении можно найти много детей...

Описание опыта работы Тема: "Развитие коммуникативно-речевых навыков у детей раннего возраста посредством театрализовано-игровой деятельности"

Описание опыта работы воспитателя первой квалификационной категории МБДОУ – детский сад №5 п.г.т. Погар Беспалько Оксаны Михайловны Тема: «Развитие коммуникативно-речевых навыков...