ПОСОБИЕ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-7 ЛЕТ «ЗВУКОВИЧКИ»
консультация по коррекционной педагогике

Малахова Людмила Григорьевна

ПОСОБИЕ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-7 ЛЕТ 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rmo_logopedov_may_2018.docx27.98 КБ

Предварительный просмотр:

ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-7 ЛЕТ

«ЗВУКОВИЧКИ»

РАЗРАБОТЧИК:                                

 Малахова Людмила Григорьевна, учитель - логопед  высшей квалификационной категории МДОУ ДС № 2 «КАЛИНКА» г.о.Клин, Московской области.

Актуальность: В последние десятилетия начало резко увеличиваться количество детей дошкольного возраста, страдающих нарушениями той или иной стороны речи. Причин этому несколько.

Во – первых, большинство родителей практически перестало разговаривать со своими детьми. Это происходит и потому, что рабочее время взрослого увеличивается, а время досуга становится все меньше.

Многим детям общение с родителями заменили гаджеты. Это во – вторых.

В – третьих, некоторые родители до сих пор считают, что развитием ребенка должны заниматься государственные учреждения.

Четвертая причина, возможно, покажется крайне странной и необычной. Дети перестали принимать жесткую пищу (сырую морковь, капусту, репу). Мышцы артикуляционного аппарата вследствие этого оказываются слабо развитыми. Недоразвитость речевого аппарата ведет к недоразвитию речи у детей – дошкольников.

Речь, как мы все с вами знаем, «не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития» [8]. Полноценная гармоничная речь должна быть не только грамматически и лексически правильно оформленной, но четкой и безупречной в плане звукопроизношения, а также звуко - слоговой наполняемости слов.

Если ребенок имеет нарушения в звукопроизношении, требуется кропотливая работа над их исправлением. Процесс коррекции речи часто бывает сложным и длительным. Он требует от ребенка внимания, усидчивости, устойчивости и работоспособности. И чтобы сохранить внимание, привлечь интерес дошкольника к этому процессу, необходимо использовать такие формы работы, которые в этом помогут не только учителю – логопеду, но и воспитателю общеразвивающей группы.

В ходе постоянного поиска новых технологий в работе с детьми логопедических групп, мною был разработано дидактическое пособие «Звуковички».

Предлагаемое пособие активно используется в ходе образовательной, совместной и индивидуальной деятельности по образовательной области «Речевое развитие», при знакомстве со звуками и обучении грамоте.

Сроки разработки дидактических игр и упражнений, работы над пособием, а также его апробации - сентябрь 2016 г. – май 2017 г. Полученные на конец 2016-2017 учебного года результаты дают возможность использовать предлагаемое пособие постоянно.

Данное пособие использовалось в дошкольных группах 5-7 лет. В его апробации принимали участие обучающиеся дошкольных групп, как с общим недоразвитием речи, так и воспитанники, его не имеющие, учитель-логопед и воспитатели этих групп.

Дидактическое пособие способствует развитию фонематической стороны речи средствами логопедических игр и упражнений. Оно обеспечивает развитие у детей умения четко и последовательно излагать свои мысли, общаться друг с другом, включаться в разнообразную игровую деятельность, развивает наблюдательность и любознательность.

Цель использования пособия: создание условий для развития фонематического восприятия, закрепления навыка правильного звукопроизношения и звукобуквенного анализа у обучающихся 5-7 лет, а также совершенствования коммуникативных способностей дошкольников.

Задачи:

  • формировать представления о звуках, гласных и согласных, и буквах родного языка в занимательной форме;
  • учить самостоятельно образовывать слоги и читать их;
  • учить производить звуковой и слоговой анализ слова;
  • повысить качество образовательно - коррекционной деятельности учителя-логопеда по подготовке детей к школе;
  • развивать фонематическое восприятие, умение слышать и различать звуки речи;
  • развивать психические процессы у дошкольников: речь, восприятие, память, мышление, воображение;
  • развивать коммуникативные качества обучающихся (воспитанников);
  • воспитывать интерес к родному языку, к занятиям речевого цикла.

Формами реализации данного пособия являются:

  • обучение в повседневных бытовых ситуациях;
  • коллективная образовательная деятельность (свободное участие детей в ней);
  • индивидуально-творческая деятельность;
  • творческая деятельность в малой подгруппе(3-6 детей);
  • учебно-игровая деятельность (познавательные игры, образовательные предложения).

В ходе использования пособия «Звуковички» предполагалось получить следующие результаты:

  • у выпускников дошкольной образовательной организации будут сформированы представления о гласных и согласных звуках и буквах родного языка, развито фонематическое восприятие, умение слышать и различать звуки речи;
  • будущие первоклассники смогут самостоятельно образовывать слоги, слова и читать их, производить звуковой и слоговой анализ слова;
  • у детей обогатится и активизируется словарный запас, разовьется навык правильного грамматического строя речи у детей;
  • повысится уровень сформированности навыка связной речи и коммуникативных способностей;
  • у детей, имеющих общее недоразвитие и фонетико – фонематические нарушения речи, данные нарушения будут устранены;
  • у дошкольников будут развиты психические процессы: восприятие, память, мышление, воображение – в соответствии с возрастом;
  • дети будут проявлять интерес к родному языку и к обучению в целом.

Способом определения результативности использования пособия является педагогическая диагностика по ОО «Речевое развитие» и диагностика учителя – логопеда.

«Звуковички» спешат на помощь

Использование выше указанного пособия неизменно вызывает интерес у обучающихся. В состав данного пособия входят 5 игрушек – Звуковички. Дети знают, что эти Звуковички - лишь модели звуков. Если буква обозначает гласный звук, то Звуковичок - красного цвета, если буква обозначает твердый согласный звук, то цвет Звуковичка синий. Всегда мягкий согласный звук обозначается Звуковичком зеленого цвета. Звуковичок, символизирующий глухой согласный звук, имеет форму колобка, Звуковичок, обозначающий звонкий согласный звук, - в форме колокольчика.

Звуковички во всем помогают дошколятам, а те, в свою очередь, выручают Звуковичков из разных сложных ситуаций, упражняясь в речевых навыках. Таким образом, занятия превращаются в захватывающие приключения. Ребенок, увлекаясь игрой, стараясь как можно точнее соблюсти условия, не замечает, что его учат. Для выработки устойчивого интереса к занятиям, ускоренного достижения положительного результата, стремления детей достичь цели, у Звуковичка имеются различные формы поощрений: он выражает благодарность, выдает фишки. Звуковички позволяют в игровой форме, ненавязчиво и постепенно ввести детей в мир звуков, различать согласные и гласные звуки, способствовать развитию звукового анализа и фонематического слуха, важны для воспитания звуковой культуры речи детей, подготовки их к обучению грамоте, способствуют общеречевому развитию дошкольников.

Использование Звуковичков способствует положительному эмоциональному фону обучения, развитию интереса к занятиям, познавательных способностей детей. Это значительно обогащает словарный запас, в итоге материал легче усваивается и запоминается.

На основе работы со Звуковичками гораздо проще сформировать навык письма и чтения, ввести алгоритм фонетического анализа.

Звуковички очень понравились детям. Педагоги даже стали замечать, что воспитанники во время своей игры берут какую-либо игрушку, подходят к Звуковичкам и делают звуковой анализ слова. Новая игра дала большой скачок желания заниматься.

Анализ и обобщение результатов работы

Для определения результативности использования дидактического пособия «Звуковички» в течение сроков апробации была проведена диагностика формирования навыков, необходимых для усвоения основ грамоты, через наблюдение за воспитанниками в образовательной и совместной деятельности. Данные этих наблюдений были сведены в таблицу.

Анализ результатов проведенной работы показал, что систематическая и планомерная работа по данной проблеме эффективно позволяет не только сформировать фонематический слух, навык фонематического анализа и синтеза, но и помогает развивать речевые навыки воспитанников.

В процессе использования дидактического пособия у дошкольников также развиваются остальные познавательные процессы: восприятие, воображение, мышление, память.

Выводы и рекомендации.

Предпосылки для успешного обучения грамоте формируются в дошкольном детстве. Сензитивным периодом для воспитания особой (высшей) формы фонематического слуха, фонематического восприятия и развития ориентировочной деятельности ребенка в звуковой действительности является возраст пятого года жизни. Известно, что звукобуквенный анализ базируется на четких, устойчивых представлениях о звуковом составе слова. Развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста должно проводиться в форме игровых упражнений, так как основной вид деятельности детей дошкольного возраста – это игра.

Дидактическое пособие «Звуковички» позволило реализовать поставленные цель и задачи. В результате у детей повысился интерес к занятиям по обучению элементам грамоты, сформировались навыки звукобуквенного анализа, чтения слов и предложений, расширился словарный запас, закрепились навыки правильного звукопроизношения, повысилась коммуникативная функция речи.

Научно – методическое обеспечение:

1. Александрова Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников. - СПб.; «Детство - Пресс», 2005

2. Быкова И. А. Обучение детей грамоте в игровой форме: Методическое пособие. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.

3. Кравченко И.В. Игры и упражнения со звуками и словами. – М.: Издательство «Гном-Пресс» , 1998

4. Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР.— СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС 2007.

5. Гордеева С.Е. Обучаем дошкольников грамоте при помощи звука, цвета и движения. – Москва, ТЦ «Сфера», 2011.

6. Соловьева Н.В. Подготовка к обучению грамоте детей с недостатками речи. – Москва, ТЦ «Сфера», 2009.

7. Шевченко И.Н. Конспекты занятий по развитию фонетико – фонематической стороны речи у дошкольников. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.

8. Филичева Т., Чиркина Г. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. — М., 2004. 

Материально – техническое обеспечение:

  • компьютер;
  • принтер;
  • дидактические пособия;
  • логопедические игры;
  • наглядный материал;
  • Звуковички;
  • раздаточный материал для проведения различных видов деятельности педагога с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительные образовательные услуги,направленные на речевое развитие обучающихся

Развитие речи – одна из важнейших и актуальных задач воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста....

Дидактическое пособие по речевому развитию посредством пособия-лэпбук.

Дидактическое пособие по речевому развитию «Лэпбук «Говоруша» предназначено для детей дошкольного возраста (4-6 лет). В пособии представлены игры и упражнения, направленные на развит...

Дидактическое пособие по речевому развитию "РЕЧЕВИЧОК"

Цель:создание условий для развития речи детей старшего дошкольного возраста.Задачи:Образовательные:• расширять и активизировать словарь детей;• дать возможность применить на практике получен...

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ (обучающегося с интеллектуальной недостаточностью ( обучающегося с УО(ИН), РАС)

Карта составлена в соответствии с методиками обследования речи детей дошкольного возраста: 1. И.Д.Коненковой Обследование речи дошкольников с ЗПР. Картинный диагностический материал. 2. Екжано...

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ (обучающегося с задержкой психического развития (дети с ЗПР)

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ (обучающегося с задержкой психического развития (дети с ЗПР) Карта составлена в соответствии с методикой, изложенной в пособии И.Д.Коненковой «Обследование реч...

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ (обучающегося с тяжелыми нарушениями речи)

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ (обучающегося с тяжелыми нарушениями речи) Карта составлена в соответствии с методикой, изложенной в пособии Иншаковой Ольги Борисовны, применяется для диагн...

Сафошкина М. А. Опыт интеграции регионального компонента в речевом развитии обучающихся средней группы

Презентация "Опыт интеграции регионального компонента в речевом развитии обучающихся средней группы". Автор: воспитатель Сафошкина М. А....