Развивающие музыкальные игры в коррекционной работе с детьми
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Сухачева Светлана Николаевна

Развивающие музыкальные игры в коррекционной работе с детьми

Ежедневно люди обращаются к использованию музыки и звуков в самых разных ситуациях, зачастую не отдавая себе в этом отчёта. Очевидно значение музыки в танце. Менее очевидно неосознаваемое музицирование – нередко мы застаём себя за выстукиванием какого – то ритма, никак не сосредоточиваясь на этом занятии. Подобные примеры спонтанного использования музыки в повседневной жизни встречаются у людей любого возраста и склада характера, в том числе и у людей с нарушениями психического и физического развития. Так, физические недостатки могут сделать человека неспособным танцевать, но музыка побуждает его двигаться каким – то определённым образом. Людям с трудностями обучения порой сложно узнавать музыкальные инструменты или конкретных исполнителей, но они вполне могут должным образом воспринять настроение музыкального  произведения. С «особыми» детьми у которых есть значительные трудности в обучении, не всегда возможно успешное проведение традиционных музыкальных занятий.  Известно, особый ребёнок, как правило, страдает многими сопутствующими отклонениями: он зажат (или излишне расторможен), у него неадекватная самооценка и, как следствие, проблемы в общении. В несложных, но весёлых играх дети получают радость от самого процесса игры под музыку, от того, что у них всё получается, от возможности выразить себя. Большинство игр доступны всем участникам независимо от их возможностей и способностей. Акцент в развивающих музыкальных играх сделан на использовании музыки в целом, а не на обучении пению или развитии чувства ритма. Ценность и польза таких игр очевидна. Использовать их можно в самых разнообразных формах работы с детьми – на занятиях, праздниках и развлечениях. Мы полагаем, что данный материал с успехом можно использовать для совместных игр детей с родителями.

Всё меняется

Цель игры: Развитие сотрудничества в группе

Задачи игры: Развивать умение слушать музыку

              Повышать скорость реакции

Ход игры: Группа садится в круг, каждый участник со своим инструментом. Ведущий исполняет музыкальный фрагмент, а группа подыгрывает на своих инструментах. Когда музыка смолкает, каждый участник кладёт инструмент на свой стул и занимает место участника, сидящего слева. Игра начинается снова, когда все участники пересядут и будут находиться в ожидании, готовые играть на «новых инструментах».

 

Танцуй и меняйся

Цель игры: Развитие умения распределять роли и инструменты

           Задачи: Развивать инициативу

                         Умение слушать музыку

           Ход игры: Каждый участник игры выбирает себе небольшой              инструмент. Звучит музыка, и все танцуют и играют одновременно. Когда музыка смолкает, участники обмениваются инструментами, а когда звучит вновь, продолжают танцевать.

Зеркальное отражение

Цель игры: Совершенствование контроля за движениями

Задачи игры: Развивать воображение

Развивать способность сочетать движения с музыкой

Ход игры: Два участника становятся лицом друг к другу, держа каждый свой инструмент – один в левой, а другой в правой руке. Остальные наблюдают за ними и слушают музыку. Солисты решают, кто из них будет ведущим в паре.

Когда зазвучит музыка, ведущий солист делает движение инструментом, а его напарник старается в точности  повторить это движение. Музыка смолкает, и солисты останавливаются. Когда музыка зазвучит вновь, они продолжают игру, поменявшись ролями, или же их место занимают другие участники.

 

Передай спящий бубен

Цель игры: Формирование контроля за движениями и развитие способности концентрировать внимание.

Задачи игры: Развивать сотрудничество в группе

Развивать чувство ответственности

Ход игры: Группа (3-10 детей ) садится в круг. Ведущий очень осторожно берёт бубен и бесшумно передаёт его своему соседу. Так участники передают «спящий» бубен по кругу, стараясь делать это как можно тише.

Можно использовать другие музыкальные инструменты, такие как маракас или погремушка. Можно передавать два музыкальных инструмента одновременно.

Как бы просто ни выглядели игры, к ним необходимо отнестись вдумчиво и создать необходимую тишину и спокойную атмосферу во время их проведения.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Развивающие музыкальные игры в коррекционной работе с детьми

Ежедневно люди обращаются к использованию музыки и звуков в самых разных ситуациях, зачастую не отдавая себе в этом отчёта. Очевидно значение музыки в танце. Менее очевидно неосознаваемое музицирование – нередко мы застаём себя за выстукиванием какого – то ритма, никак не сосредоточиваясь на этом занятии. Подобные примеры спонтанного использования музыки в повседневной жизни встречаются у людей любого возраста и склада характера, в том числе и у людей с нарушениями психического и физического развития. Так, физические недостатки могут сделать человека неспособным танцевать, но музыка побуждает его двигаться каким – то определённым образом. Людям с трудностями обучения порой сложно узнавать музыкальные инструменты или конкретных исполнителей, но они вполне могут должным образом воспринять настроение музыкального  произведения. С «особыми» детьми у которых есть значительные трудности в обучении, не всегда возможно успешное проведение традиционных музыкальных занятий.  Известно, особый ребёнок, как правило, страдает многими сопутствующими отклонениями: он зажат (или излишне расторможен), у него неадекватная самооценка и, как следствие, проблемы в общении. В несложных, но весёлых играх дети получают радость от самого процесса игры под музыку, от того, что у них всё получается, от возможности выразить себя. Большинство игр доступны всем участникам независимо от их возможностей и способностей. Акцент в развивающих музыкальных играх сделан на использовании музыки в целом, а не на обучении пению или развитии чувства ритма. Ценность и польза таких игр очевидна. Использовать их можно в самых разнообразных формах работы с детьми – на занятиях, праздниках и развлечениях. Мы полагаем, что данный материал с успехом можно использовать для совместных игр детей с родителями.

Всё меняется

Цель игры: Развитие сотрудничества в группе

Задачи игры: Развивать умение слушать музыку

              Повышать скорость реакции

Ход игры: Группа садится в круг, каждый участник со своим инструментом. Ведущий исполняет музыкальный фрагмент, а группа подыгрывает на своих инструментах. Когда музыка смолкает, каждый участник кладёт инструмент на свой стул и занимает место участника, сидящего слева. Игра начинается снова, когда все участники пересядут и будут находиться в ожидании, готовые играть на «новых инструментах».

Танцуй и меняйся

Цель игры: Развитие умения распределять роли и инструменты

           Задачи: Развивать инициативу

                         Умение слушать музыку

           Ход игры: Каждый участник игры выбирает себе небольшой              инструмент. Звучит музыка, и все танцуют и играют одновременно. Когда музыка смолкает, участники обмениваются инструментами, а когда звучит вновь, продолжают танцевать.

Зеркальное отражение

Цель игры: Совершенствование контроля за движениями

Задачи игры: Развивать воображение

Развивать способность сочетать движения с музыкой

Ход игры: Два участника становятся лицом друг к другу, держа каждый свой инструмент – один в левой, а другой в правой руке. Остальные наблюдают за ними и слушают музыку. Солисты решают, кто из них будет ведущим в паре.

Когда зазвучит музыка, ведущий солист делает движение инструментом, а его напарник старается в точности  повторить это движение. Музыка смолкает, и солисты останавливаются. Когда музыка зазвучит вновь, они продолжают игру, поменявшись ролями, или же их место занимают другие участники.

Передай спящий бубен

Цель игры: Формирование контроля за движениями и развитие способности концентрировать внимание.

Задачи игры: Развивать сотрудничество в группе

Развивать чувство ответственности

Ход игры: Группа (3-10 детей ) садится в круг. Ведущий очень осторожно берёт бубен и бесшумно передаёт его своему соседу. Так участники передают «спящий» бубен по кругу, стараясь делать это как можно тише.

Можно использовать другие музыкальные инструменты, такие как маракас или погремушка. Можно передавать два музыкальных инструмента одновременно.

Как бы просто ни выглядели игры, к ним необходимо отнестись вдумчиво и создать необходимую тишину и спокойную атмосферу во время их проведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающие игры в коррекционной работе с детьми

Подборка развивающих игр для детей, которые легко изготовить своими руками. Варианты заданий могут быть очень разными, все будет зависеть от возраста и уровня развития ребенка. Можно давать последоват...

МАСТЕР – КЛАСС РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

МАСТЕР – КЛАСС РАЗВИВАЮЩИЕ  ИГРЫ  В  КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

Логоритмика: взаимодействие учителя- логопеда и музыкального руководителя в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи.

В данной статье описывается совместная деятельность учителя-логопеда и музыкального и музыкального руководителя в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи на занятиях по логори...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕЙРОТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕДМЕТНО РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЕ, КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ИМЕЮЩИМИ ОВЗ

Нйротехнологии, опыт применения некоторых игр и упражнений, в работе с детьми имеющими ОВЗ, как в индивидуальной, так и в групповой работе, с применением....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНО – РИТМИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ И ЗАДАНИЙ С МУЗЫКАЛЬНОЙ ТЕМАТИКОЙ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ – ДОШКОЛЬНИКАМИ КАК ЧАСТЬ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА

В настоящее время во всем мире резко увеличивается популяция школьников, имеющих выраженные признаки дезадаптивного поведения с трудностями в обучении, но не имеющих клинических диагнозов. Они находят...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА И МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ. Консультация для музыкального руководителя ДОУ.

Федорова З.В. Консультация для музыкального руководителя ДОУ. Взаимодействие учителя- логопеда и музыкального руководителя ДОУ в коррекционной работе с детьми  с ОВЗ...

Развивающие игры в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения

Игра занимает в жизни ребенка значительное место. О том, что игра является, основной формой деятельности ребенка знают все педагоги, но дети об этом даже не подозревают и поэтому с большим интересом и...