ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
консультация по коррекционной педагогике
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poved_i_emots_narusheniya_detey.docx | 16.43 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Эмоциональное развитие дошкольника является одним из важных условий, обеспечивающих эффективность процессов обучения, воспитания и социализации ребенка, развития его социальных, нравственных и интеллектуальных качеств.
Эмоциональное состояние ребенка является основой его отношения к миру, к другим людям, к самому себе, оказывает влияние на развитие эмоционально-волевой сферы, на степень переживания стрессовых ситуаций, на способы разрешения конфликтных ситуаций, взаимоотношения со взрослыми и со сверстниками. Эмоции также являются важнейшим фактором регуляции познавательных процессов.
Периодические изменения в поведении и эмоциональном состоянии детей являются вполне закономерными. Психологическая «энергетика» имеет свои пики и падения, в силу чего в одной ситуации дети могут быть уязвимы и ранимы, а в другой проявлять достаточную сопротивляемость и хорошие адаптационные возможности. В связи с этим эмоциональное развитие ребенка не может происходить гладко и равномерно.
Для оценки возможного отклонения в поведении ребенка необходимо учитывать:
- нормативы развития ребенка, соответствующие возрастным особенностям и половой принадлежности;
- длительность сохранения расстройства;
- изменения в поведении ребенка;
- наследственно обусловленные факторы, особенности личности ребенка и влияние окружающей среды.
Существуют такие нарушения поведения дошкольников как:
- непослушание, упрямство - выражается в неповиновении, настаивании на том, что хочется только ребенку;
- негативизм – отрицательное отношение к требованиям взрослого независимо от их содержания. Ребенок может проявлять негативизм даже в ущерб себе, лишь бы настоять на своем. Делает все наоборот. Говорит часто «не хочу», «не буду», «нет» («застрявший» кризис трех лет);
- капризы – бурное проявление гнева, плача, крика, топанье ногами, катание по полу, попытки укусить, поцарапать, пнуть, плюнуть, швыряние вещей и предметов, хлопанье дверью;
- агрессивность – употребление оскорбительных слов и выражений, склонность ребенка к физическим столкновениям, драке. Может быть направлена на окружающих людей, на себя, на животных, на предметы;
- импульсивность – склонность действовать поспешно, не рассуждая, не обдумывая (без проявления агрессии);
- вспыльчивость, гнев – ребенок склонен по любому, даже самому незначительному поводу устроить истерику, расплакаться, разозлиться, может проявить как вербальную и физическую агрессию;
- ложь (лживость) – в зависимости от возраста может проявляться как мнимая и настоящая в силу разных причин. Если ложь остается безнаказанной, то ребенок начинает врать так вдохновенно, что уже сам не отличает ложь от выдумки;
- демонстративность – ярко выраженная потребность во внимании. Демонстративные дети любыми возможными способами стараются привлечь к себе внимание, могут применять негативную тактику поведения: проявляют агрессию, жалуются, провоцируют скандалы и ссоры;
- эгоизм (эгоцентричность) – ребенок уверен, что он «центр мира» и только его интересы должны быть удовлетворены;
- тревожность – ребенок отличается повышенным беспокойством, неуверенностью, мнительностью. Тревожность является переживанием эмоционального дискомфорта, связанного с ожиданием неблагополучия, предстоящей опасности.
Любое нарушения поведения ребенка является признаком его эмоционального неблагополучия, вызванного неудовлетворенностью общением со взрослыми, прежде всего с родителями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. Эмоционально-личностные и поведенческие нарушения.
Человек - существо эмоциональное, и все, с чем он сталкивается в повседневной жизни, вызывает у него ту или иную реакцию, то и или иное отношение, те или иные чувства. Парадокс состоит в том, что одна...
Диагностические методы для выявления поведенческих и эмоциональных нарушений в детском возрасте.
Данный материал будет интересен педагогам дошкольных учреждений, т.к. в нём имеются тесты и методики с дошкольниками по выявлению тревожности, межличностных взаимоотношений, эмоционального состояния р...
Использование метода сказкотерапии как эффективного социально-психологического ресурса в коррекции эмоциональных нарушений детей дошкольного возраста с нарушением речи
Данная статья предназначена для учителей-логопедов, воспитателей дошкольных образовательных учреждений и рассматривает сказкотерапию как один из способов воздействия на негативное поведение ребе...
ПРИЧИНЫ ПОВЕДЕНЧЕСКИХ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Устойчивое эмоционально-положительное состояние относится к числу основных условий гармоничного развития личности дошкольника, обеспечивающее его позитивное и активное отношение к миру, адекватную сам...
Консультация для воспитателей «Эмоциональные нарушения детей дошкольного возраста»
Эмоции играют важную роль в жизни ребенка: они помогают ему воспринимать действительность и реагировать на нее....
Особенности использования музыкотерапии в психокоррекции эмоциональных нарушений детей дошкольного возраста
По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), тревожные расстройства и нарушения настроения занимают место в первой десятке самых значительных эмоциональных проблем у детей. Так же специалист...
Эмоциональные нарушения в дошкольном возрасте
Проблема эмоциональных нарушений принадлежит к числу наиболее важных в детской психологии и педагогике.Эмоции человека - важнейшая часть его психики. Сопровождая практически любые проявления акти...