Консультация для воспитателей «Эмоциональные нарушения детей дошкольного возраста»
консультация
Эмоции играют важную роль в жизни ребенка: они помогают ему воспринимать действительность и реагировать на нее.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_emotsionalnye_narusheniya.docx | 22.79 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ детский сад присмотра и оздоровления
№26 «Здравушка» г. Данилов Ярославской обл.
Консультация для воспитателей
«Эмоциональные нарушения детей дошкольного возраста»
Педагог-психолог: Рослова К.А.
2019 г.
Эмоции играют важную роль в жизни ребенка: они помогают ему воспринимать действительность и реагировать на нее. Эмоции проявляются в поведении младенца уже с первых часов его жизни, донося до взрослого информацию о том, что ребенку нравится, сердит или огорчает его. Постепенно от примитивных эмоций (страха, удовольствия, радости) ребенок переходит к более сложным чувствам: радость и восторг, удивление, гнев, грусть. В дошкольном возрасте ребенок уже может с помощью улыбки, позы, жеста, интонации голоса передать более тонкие оттенки переживаний.
Пятилетний ребенок отличается от двухлетнего умением скрывать и сдерживать свои чувства, контролировать их. Обучение контролю эмоций происходит постепенно с развитием личности ребенка и в норме к школьному возрасту маленький человек уже должен уметь подчинять свои примитивные эмоции (гнев, страх, неудовольствие) рассудку. Однако количество детей и подростков с нарушениями в эмоциональной сфере в последнее время неуклонно растет. По данным А. И. Захарова к окончанию младшей школы у более 50% детей выявляются те или иные нервные заболевания, являющиеся следствием эмоциональных нарушений.
Причинами эмоциональных нарушений у детей и подростков могут быть:
1. Особенности физического развития ребенка, перенесенные в младенчестве болезни;
2. Задержки психического развития, отставание от возрастных норм интеллектуального развития;
3. Особенности семейного воспитания;
4. Особенности питания, экономическое положение семьи, воспитывающей ребенка;
5. Социальное окружение, особенно в детском коллективе;
6. Характер преобладающей деятельности ребенка.
К основным нарушениям эмоционального развития относят:
Ю.М. Миланич выделяет три группы эмоциональных нарушений у детей:
1) острые эмоциональные реакции – конкретные конфликтные для ребенка ситуации: агрессивные, истерические, протестные реакции, а также реакции страха и чрезмерной обиды;
2) напряженные эмоциональные состояния — более стабильные во времени надситуативные негативные переживания: мрачность, тревожность, подавленное настроение, боязливость, робость;
3) нарушения динамики эмоциональных состояний – аффективная взрывчатость и лабильность (быстрые переходы от положительных эмоций к отрицательным и наоборот).
И.М. Чистякова, Н.И. Костерина и ряд других авторов выделяют три группы нарушений в развитии эмоциональной сферы ребенка:
– расстройства настроения;
– расстройства поведения;
– нарушения психомоторики.
Н.И. Костерина указывает, что расстройства настроения можно условно разделить на 2 вида: с усилением эмоциональности и ее понижением. Первую группу составляют: эйфория, дисфория, депрессия, тревожный синдром, страхи. Ко второй группе относятся апатия, эмоциональная тупость, паратимии.
Эйфория - неадекватно повышенное, радостное настроение. Ребенка, находящегося в состоянии эйфории, характеризуют как импульсивного, стремящегося к доминированию, нетерпеливого.
Дисфория - расстройство настроения, с преобладанием злобно-тоскливого, угрюмо-недовольного, при общей раздражительности и агрессивности. Ребенка в состоянии дисфории можно описать как угрюмого, злого, резкого, неуступчивого. Дисфория является разновидностью депрессии.
Депрессия - аффективное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном и общей пассивностью поведения. Иными словами, она представляет собой тоскливое, подавленное настроение. Депрессия в дошкольном и младшем школьном возрасте в классическом виде обычно атипична, стерта. Ребенка с пониженным настроением можно охарактеризовать как несчастного, мрачного, пессимистичного.
Тревожный синдром – состояние беспричинной обеспокоенности, сопровождающееся нервным напряжением, непоседливостью. Ребенка, испытывающего тревогу, можно определить как неуверенного, скованного, напряженного. Этот синдром выражается в частой смене настроений, плаксивости, ослаблении аппетита, сосании пальцев, обидчивости и чувствительности. Тревога часто переходит в страхи (фобии).
Страх – это эмоциональное состояние, возникающее в случае осознания надвигающейся опасности – мнимой или реальной. Ребенок, испытывающий страх, выглядит робким, испуганным, замкнутым. Клиническая практика показывает, у маленьких детей это страх перед незнакомыми людьми, животными громкими звуками, у подростков – более общие страхи (страх потерять своих близких, страх перед «концом света» или перед смертью).
Апатия – безучастное отношение ко всему происходящему, которое сочетается с резким падением инициативы.
Что касается эмоциональной тупости, то она характеризуется не только отсутствием эмоций (на адекватные или неадекватные раздражители), но и невозможностью их появления вообще.
Паратимии, или неадекватность эмоций – расстройство настроения, при котором переживание одной эмоции сопровождается внешним проявлением эмоции противоположной валентности. Паратимии, и эмоциональная тупость характерны для детей, страдающих шизофренией.
Ко второй группе – поведенческих расстройств – авторы относят синдром гиперактивности дефицита внимания и проявление различных видов агрессии.
Синдром гиперактивности и дефицита внимания (СДВГ) представляет собой сочетание общего двигательного беспокойства, неусидчивости, импульсивности поступков, эмоциональной лабильности, нарушений концентрации внимания. Отсюда следует, что основные признаки данного синдрома – отвлекаемость внимания и двигательная расторможенность. Ребенок, страдающий СДВГ, непоседлив, не доводит до конца начатое дело, у него быстро меняется настроение.
Если говорить о проявлениях агрессии, то она, как проявление высокой тревожности может выступать как сформированная черта характера, либо как реакция на воздействия внешней среды. В любом случае истоки детской и подростковой агрессивности – в окружающей их среде, в стиле родительского поведения и воспитания. Маленький ребенок не в состоянии «ответить» своему обидчику – взрослому, он постепенно накапливает отрицательные эмоции, раздражение, протест против «притеснений» взрослых, и в подростковом возрасте это может вылиться в одну из форм агрессии (по А. Бассу и А. Дарки):
- физическую;
- вербальную (грубость, нецензурная брань);
- косвенную (смещение агрессивной реакции на постороннее лицо или предмет)
- подозрительность;
- обиду;
- негативизм;
- чувство вины.
Для отнесения этих проявлений к клиническим, они должны быть гипертрофированы, поскольку проявления агрессии в адекватной для воздействий мере – это необходимое условие сохранности физического и психического здоровья личности.
К нарушениям психомоторики относят: 1) амимию - это отсутствие выразительности лицевой мускулатуры, наблюдающееся при некоторых заболеваниях центральной или периферической нервной системы; 2) гипомимию - это легкое понижение выразительности мимики; 3) маловыразительную пантомимику.
Можно выделить и эмоциональные трудности в общении. Они представлены у детей с аутичным и аффективным поведением.
Аутизм проявляется в: стремлении ребенка к одиночеству; нарушении эмоциональной связи даже с самыми близкими людьми; крайней стереотипности поведения; речевом и интеллектуальном недоразвитии.
Аффективное поведение проявляется в повышенной обидчивости, упрямстве, замкнутости, эмоциональной неустойчивости.
Все указанные виды эмоциональных нарушений нуждаются в коррекции. Но для эффективной коррекции эмоциональных нарушений необходимо выявить их причины.
Эмоциональные нарушения в детском возрасте – первая ступень к развитию невроза. Невротические заболевания не закладываются генетически, а развиваются в результате неправильного воспитания ребенка. И чаще всего корни эмоциональных нарушений и психоневрозов необходимо искать в семейной среде – черствая, либо слишком «добрая», тревожная мама, так называемое «маятниковое» воспитание, перенос своих детских страхов родителями на собственных детей – надежно обеспечивают формирование тревожности, развитие фобий или агрессии со стороны ребенка.
Откорректировать эмоциональные нарушения у детей можно с помощью групповых и индивидуальных методов.
Психологические методы коррекции эмоциональных нарушений:
Игротерапия–это использование игры для коррекции тех или иных способов выражения «Я». В дошкольный период это направление занимает одно из ведущих средств, поскольку игра в данном возрасте является ведущим видом деятельности.
Телесно-ориентированная терапия и танцевальная терапия-методы работы с психикой, через тело.
Сказкотерапия – это самый древний психологический и педагогический метод. Он оказывается эффективным в работе не только с маленькими детьми, но и со взрослыми. В сказках описаны основы безопасной и созидательной жизни. Даже простое чтение сказки даёт удивительный эффект и помогает преодолевать жизненные трудности. Суть её в процессе образований связей между сказочными событиями, героями и поведением в реальной жизни, т.е. это процесс переноса сказочных смыслов в реальность. В сказках можно найти полный перечень всех жизненных проблем и ситуаций, которых ребёнок усваивает. Слушая сказки, ребёнок накапливает в своём подсознании и формирует стереотипы поведения.
Арт-терапия – лечение искусством. Искусство всегда являлось для людей источником наслаждения и удовольствия. Методика арт-терапии базируется на убеждении что внутреннее «Я» человека отражается в его рисунках всякий раз, когда он об этом не думает, т.е. рисует спонтанно. Образы художественного творчества отражают все виды подсознательных процессов: страхи, внутренние конфликты, сны и т.д.
Существует два направления арт-терапии. Во-первых, восприятие готового произведения искусства. Здесь важно побуждать ребёнка выражать свои чувства возникшие при рассматривании. Это даёт развитие и обогащение эмоционального мира ребёнка. Во-вторых, самостоятельное рисование, в котором ребёнок выражает мироощущения и свои эмоции.
Музыкотерапия представляет собой особую форму работы с детьми с использованием музыки в любом виде. Исследования воздействия музыки выявили, что классическая, джазовая, народная музыка повышает жизненный тонус человека, активизирует его творческие способности и в целом оказывает благоприятное действия на психику.
Рекомендации для взрослых:
1. Самое главное – это любовь, любовь и еще раз любовь к ребенку, но разумная и в разумных пределах.
2. Положительный фон настроения, благополучие в семье, здоровый психологический климат.
3. Создание ситуаций успеха для ребенка, поощрение разнообразных интересов.
4. Похвала чаще, чем порицание. Если есть необходимость в последнем, то оно должно быть корректным и конструктивным – окажите ребенку помощь в исправлении ситуации.
5. Формирование высокой самооценки, развитие уверенности в себе.
Источник:
https://megalektsii.ru/s59085t7.html
https://infourok.ru/konsultaciya-dlya-vospitateley-emocionalnie-narusheniya-detey-doshkolnogo-vozrasta-1135350.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование метода сказкотерапии как эффективного социально-психологического ресурса в коррекции эмоциональных нарушений детей дошкольного возраста с нарушением речи
Данная статья предназначена для учителей-логопедов, воспитателей дошкольных образовательных учреждений и рассматривает сказкотерапию как один из способов воздействия на негативное поведение ребе...
Консультация для педагогов: «Эмоциональная безопасность детей дошкольного возраста» (совместная работа с Зайцевой Мариной Иосифовной).
Консультация для педагогов: «Эмоциональная безопасность детей дошкольного возраста»....
Консультация для воспитателей "Развитие речи детей дошкольного возраста на основе использования метода мнемотехники" (младший дошкольный возраст)
Консультация для воспитателей "Развитие речи детей дошкольного возраста на основе использования метода мнемотехники" (младший дошкольный возраст) с презентацией...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
В дошкольном возрастечувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка, придавая им окраску и выразительность. На этом возрастном этапе реакции ребенка достаточно импульсивны, выражение...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
В дошкольном возрасте чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка, придавая им окраску и выразительность. На этом возрастном этапе реакции ребенка достаточно импульсивны, выражение эмо...
Особенности использования музыкотерапии в психокоррекции эмоциональных нарушений детей дошкольного возраста
По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), тревожные расстройства и нарушения настроения занимают место в первой десятке самых значительных эмоциональных проблем у детей. Так же специалист...
Консультация для воспитателей. «Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста в процессе физического воспитания»
Консультация для воспитателей.«Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста в процессе физического воспитания»...