Использование метода сказкотерапии как эффективного социально-психологического ресурса в коррекции эмоциональных нарушений детей дошкольного возраста с нарушением речи
статья по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Данная статья предназначена для учителей-логопедов, воспитателей дошкольных образовательных учреждений и рассматривает сказкотерапию как один из способов воздействия на негативное поведение ребенка с нарушением речи, возникающее при его взаимодействии с окружающими; раскрывает психотерапевтические возможности сказок, их благотворное влияние на личность дошкольников, а представленный пример собственносочиненной сказки «Ягоды для Радуги» пополнит методическую копилку специалистов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazkoterapiya.docx | 28.64 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА СКАЗКОТЕРАПИИ
КАК ЭФФЕКТИВНОГО СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РЕСУРСА
В КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ
Романова Т.А., учитель-логопед
МБДОУ «ЦРР – Д/С № 2»
г.Тула
Данная статья предназначена для учителей-логопедов, воспитателей дошкольных образовательных учреждений и рассматривает сказкотерапию как один из способов воздействия на негативное поведение ребенка с нарушением речи, возникающее при его взаимодействии с окружающими; раскрывает психотерапевтические возможности сказок, их благотворное влияние на личность дошкольников, а представленный пример собственносочиненной сказки «Ягоды для Радуги» пополнит методическую копилку специалистов.
Детство и сказка неразрывно связаны друг с другом. С самых первых дней родители, укладывая спать сына или дочку, напевают колыбельные и рассказывают детские сказки. Сказка - лучшее средство заинтересовать маленького человека, успокоить его, заставить задуматься, помочь осознать окружающий мир и исследовать его. Сказка, как мало что еще, развивает фантазию и будит творческие способности.
Познание мира и себя в этом мире связаны для ребенка с множеством открытий и находок. Именно сказочные истории, в которых заключен жизненный опыт старших поколений, помогает ребенку понять законы, по которым существует действительность. Зачастую ребенок задает такие вопросы, что взрослые испытывают растерянность и не могут правильно объяснить причины происходящих вокруг явлений, донести до ребенка идею о добре и зле, хорошем и плохом, справедливом и несправедливом. Тогда на помощь приходят сказки для детей. Ребенок следит за событиями, происходящими в жизни главных героев сказок, переживая сказочные ситуации с живым участием и непосредственностью, на которую способны только дети. Мозаика собственной картины мира ребенка складывается в немалой степени благодаря богатому языку сказок и волшебству сказочных ситуаций. И только повзрослев, он осознает, какое влияние на его духовный рост оказали сказки, услышанные им в детстве.
Именно поэтому сказка нашла широкое применение в психиатрии и, кстати, не только детской. Психотерапевтические сказки широко применяются и для решения проблем, возникающих у взрослых людей. Существует даже специальный термин "сказкотерапия". Разные специалисты по-разному трактуют понятие сказкотерапии: кто-то подразумевает под ним лечение сказками, кто-то - способ психологической коррекции особенностей характера или способ, помогающий выявить проблему и решить ее с помощью сказочных историй, моделирующих ситуации действительности. Но все сходятся в одном: основная задача сказкотерапии - объединение самых эффективных психологический приемов и техник в рамках сказочной формы. Этот метод достаточно новый, но очень эффективный, и поэтому весьма популярный среди психологов. Сказкотерапия помогает решить множество проблем, связанных с интеграцией личности в социальное общество, обнаружением и последующим развитием творческих способностей, адаптацией в условиях перенесенных психотравмирующих ситуаций. Также сказкотерапия широко применяется при обучении и коррекции нежелательного поведения детей. Такая коррекция не предполагает авторитарности и психического насилия в процессе воспитания ребенка с проблемами в поведении. Сказкотерапия абсолютно исключает любое директивное изменение негативного поведения, вместо этого предлагая ребенку широкий спектр альтернативных реакций на ситуации, в которых он привык действовать определенным образом. То есть сказка дает такому ребенку понять, что существуют и другие модели поведения, и в разных ситуациях можно применять ту или иную. Слушая сказку, ребенок примеряет эти модели на себя, расширяет арсенал поведенческих реакций, становится более адаптированным к окружающей действительности, более гибко действует в процессе взамодействия с окружающими людьми.
Еще более дидактическим, воспитательным и психотерапевтическим эффектом обладают так называемые персонализированные сказки. Такие сказки отличаются от обычных своим главным героем: в персонализированной сказке в роле главного героя выступает конкретный ребенок. В персонализированную сказку можно превратить любую жизненную ситуацию, а действующие лица, окружающие ребенка - главного героя, будут слушателю поразительно знакомы: дедушки, бабушки, мамы и папы, соседские мальчишки, товарищи по школе или детскому саду, любимые домашние животные. Главный герой персонализированной сказки окружен теми же людьми, что окружают ребенка в действительности, живет в том же городе, что и ребенок, имеет тот же характер и привычки. Сталкиваясь с теми же ситуациями, в каких оказывается ребенок в реальной жизни, главный герой преодолевает трудности, побуждает страхи и неуверенность в себе, решает свои детские проблемы. Надо заметить, что детям быть главными героями ужасно нравится, и сказки с собой в главной роли они могут слушать бесконечно.
Однако такие сказки нужны не только для развлечения. Персонализированные сказки - поразительно эффективный воспитательный инструмент. Об этом интуитивно догадывается каждый родитель - все мамы и папы время от времени рассказывают своим детям такие сказки собственного сочинения. Персонализированная сказка помогает ребенку понять себя, подсказывает, как поступить в той или иной ситуации, учит понимать, что такое хорошо и плохо. Скучные нравоучения никогда не достигнут такого эффекта, который можно получить, рассказав ребенку сказку про него самого. Детские проблемы иногда кажутся взрослым людям слишком мелкими, смешными и незначительными, но для ребенка-то эти проблемы глобальны! Если ребенок боится темноты, поссорился с другом, переживает по поводу развода родителей, испытывает затруднения при взаимодействии с внешним миром, персонализированные сказки могут стать отличным помощником и родителям.
При анализе научно-методического материала по данной проблеме был установлен тот факт, что в большинстве случаев с проявлением детской агрессии сталкиваются учреждения дошкольного типа, определяя её основополагающей в нарушении поведения у дошкольников. Как показывает опыт многих педагогов и психологов, работающих по данной проблеме, в практической деятельности агрессия у детей дошкольного возраста проявляется в форме косвенной (порча чужих игрушек, вещей, находящихся вблизи «места» ребенка) и прямой агрессии (применение физических сил по отношению к другим). Именно поэтому агрессивное поведение дошкольников опасно не только для личности, но и для окружающих, что требует правильного подхода в коррекции данной формы поведения. Одним из источников возникновения агрессии в жизнедеятельности дошкольника, становится проблемы, связанные с его психическим состоянием. В определенной степени, агрессия у детей может сохраняться и развиваться, образовывая устойчивое, индивидуальное качество личности ребенка. В настоящее время ряд исследователей выделяют несколько явных причин возникновения агрессии у детей: во-первых, страх быть морально подавленным, угнетенным, находится в качестве «жертвы» нападения и т. д.; во-вторых, это может быть психологическая и тяжело пережитая травма. Еще одним определяющим фактором в проявлении агрессивного поведения у дошкольников становиться популярность, играющая важную роль в группе сверстников. Развитость интеллекта, физические особенности, внешний вид, контактность, готовность чем-то делиться, являются одними из способов получения популярности и лидерства в группе. Но в большинстве случаев, преобладающее значение имеет то, насколько дошкольник развит в сфере игровой деятельности (правильно ли организовывает ход игры, разрабатывает сюжет, расставляет роли), ведь именно из-за нее у ребенка появляются коммуникативные связи. Однако, ребенок, не имеющий адекватных навыков общения, для занятия лидерских позиций, может прибегать к использованию агрессивных средств воздействия на окружающих (драка, задирство, обзывание). Последствием чего, из-за тревоги, волнения, обид, ущемления его «Я», агрессивность и может стать травмирующей для психики ребенка, которая в дальнейшем проявится с негативной стороны на тех, кого он видит причиной и виновником своих переживаний. Именно поэтому, на сегодняшний момент ученые—исследователи всё больше предлагают апробировать в рамках социально-педагогической работы с дошкольниками, один из таких эффективных методов по коррекции агрессивного поведения как сказкотерапия. По сути, сказка — это вид народной, творческой, поэтической деятельности. Как только рождается слово, рождается и сказка.
Психологи выделяют ряд функций, которые несет сказка в приеме психокоррекции:
1. Функция зеркала, которая отожествляет все содержание сказки на внутренний мир ребенка.
2. При помощи функции модели, ребенок может видеть в сказке множество конфликтных сюжетов, где герои несут различные способы их разрешения или подводят читателя к возможной модели поведения в данной конфликтной ситуации, следовательно, у детей создается образовательный процесс для самостоятельной выработки «правильной» модели поведения.
3. В момент, когда необходимо снятие сопротивления между ребенком и психологом, выступает функция опосредования.
4. Под функцией хранения опыта понимается то, что когда психокоррекционная работа окончена, но действие сказки все еще продолжается в обычной жизни ребенка.
5. В любой психокоррекционной работе со сказкой необходима функция реверсии индивидуального и личностного развития. Она помогает ребенку раскрывать все чувства, безграничную фантазию в мир удивлений и новых сюжетов, где никто не может осудить за выбранную роль и вхождение в нее посредством образного мышления.
6. Следующая функция может звучать как альтернативная концепция, т. е. сюжет сказки подается ребенку в той форме и смысле, какой она была изначально создана, а в той, которой ребенку будет комфортнее.
7. Завершающей функцией в психокоррекциионной работе со сказкой является то, что ребенок может заметить в себе изменение личностных качеств и его позиций после проработанного материала в сказочной форме.
Использование метода сказкотерапии может включать в себя: работу с ассоциациями. В любых сказках есть метафоры, которые могут вызвать произвольные ассоциации у ребенка, связанные с какими-либо жизненными обстоятельствами. По окончанию работы с ребенком, можно провести рефлексию по его впечатлениям и ассоциациям. Рисунок как материал для графического анализа и сбора необходимой информации о ребенке. Ведь именно в рисунок дети вкладывают все свои эмоции, впечатления, ассоциириуют на нем себя с кем или чем-либо. Оценивание ребенком героя, что в нем плохого и хорошего, какими мотивами пользуется сказочный персонаж для достижения определенных целей. Здесь ребенок, посредством героя, устанавливает свою систему ценностей и может доказать её перед психологом или самим собой. Проработка сказочного сюжета, через постановку его ребенком или группой детей. Такое проигрывание применительно для ребенка, в то время, когда необходимо погружение в те эмоции и состояние, в которых дети сталкиваются в повседневной жизни, позволяя при этом находить несколько вариантов разрешения возможной проблемы. Переписывание и сочинение новой сказки. Случается и так, что во время работы со сказкой ребенку не нравится её сценарий, а переписывание и сочинение нового сюжета позволит ребенку самому изменить сказку в ту сторону, которое более подходит к его внутреннему состоянию. Это необходимо для того, чтобы в дальнейшей психокоррекционной работе ребенок чувствовал себя более комфортно. Последнее, это рассказывание сказок и их дальнейших анализ. Такие действия развивают у детей фантазию, творчество, воображение, помогают сосредоточиться на сюжете, сконцентрироваться на главной проблеме, а также способствуют нахождению правильного её решения.
Сказкотерапия является одним из важных ресурсов в коррекции агрессивного поведения дошкольников с нарушением речи, которая дает нам возможность использовать этот метод, при помощи сказочных историй, где все события понятные и естественны, они следуют одни за другими, давая, при этом, ребенку усвоить причинно-следственные связи. Здесь нет прямых нравоучений, здесь ребенок погружается в ту атмосферу, где он может столкнуться с жизненными ситуациями, разрешить которые поможет опыт многих поколений. Ведь в сценариях сказки встречаются такие проблемы, с которыми ребенок встречается в обычной жизни. Особенность сказки заключается в том, что в её завершении обязательно будет всем знакомая кульминация: «Победа добра над злом». Именно она сможет обеспечить психологическую защиту, в тот момент, когда ребенок сравнивает себя со сказочным героем, победившего в своей проблеме и ставший еще добрее, умнее, сильнее.
Таким образом, сказка является наиболее универсальным, комплексным методом воздействия в коррекции поведения детей-логопетов. В атмосфере сказки дети раскрепощаются, становятся более открытыми к восприятию действительности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Дубровина И. В., Андреева А. Д., Данилова Е. Е., Вохмянина Т. В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 1998.
- Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. — СПб.: Златоуст, 1998. — 352 с.
- Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Кудзилов Д. Б. Психодиагностика через рисунок в сказкотерапии. — СПб.: Речь, 2003.
- Стишенок И. В. Сказка в тренинге: коррекция, развитие, личностный рост. — СПб.: Речь, 2005. — 144 с.
Сказка «Ягоды для Радуги»
Автор-составитель Романова Т.А.
Жили-были в небольшом домике в деревне «Ягодки» милая лошадка Радуга, ее добрые мама Тучка и бабушка Суперблёстка. Этим летом в их саду созрел небывалый урожай красных, крупных, ароматных ягод.
Вся семья каждый вечер собирала в лукошко ягодки, а мама Тучка всегда учила свою дочку обязательно мыть перед едой ягоды, а бабушка Радуги – Суперблёстка чистенькие плоды клала на блюдо и ставила его в центре стола. Вечером, после ужина, вся семья лакомилась сочными и душистыми плодами с огорода.
Однажды целый день шёл проливной дождь. Радуга с грустью смотрела из окна и наблюдала, как грязные капли попадают на ягоды и пачкают ягоды. Лошадке очень хотелось их поскорее собрать. Ничего не сказав маме и бабушке, она решила потихоньку выйти в сад и набрать пригоршню ягод.
Тем временем, мама Тучка и бабушка Суперблёстка начали искать свою дочку, но ее нигде не могли найти. Случайно свою девочку заметила мама в саду. А подбежав к ней, увидела, как та поспешно кушает черные от грязи ягоды. Мама предложила дочке пойти домой и промыть ягоды, а Радуга начала плакать, кричать, топать ногами, размахивать во все стороны руками да так сильно, что бросила в лицо маме все ягоды.
Вдруг на улице потемнело: налетел гром, ударила молния, подул штурмовой ветер, срывающий листья с деревьев. Неожиданно громко кричащая лошадка Радуга замолчала, застыла в слезах с поднятыми в верх руками и превратилась в страшную жирную жабу с большими бородавками по форме напоминающие ягоды, которые росли в их саду.
Бабушка Суперблёстка прибежала к своим девочкам и, увидев вместо любимой внучки противную жабу, начала плакать вместе с мамой Тучкой.
Так и прожила Радуга тридцать три дня и три года. В сад она больше не выходила, во дворе с подругами не играла, да и любимых ягод не ела. Сидела всё время на подоконнике, да смотрела в окно; а мама с бабушкой, глядя на нее, приговаривали: «Мы тебя очень любим, наша милая Радуга!» и вместе целовали ее в темно-зеленые жабьи щечки. И вдруг, не веря своим глазам, в ответ на заботу любовь мамы и бабушки, Радуга расколдовалась и превратилась в прежнюю милую лошадку-веселушку Радугу, которая теперь всегда слушалась и никогда не смела обижать любящих, беспокоящихся и заботящихся о ней близких!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Продуктивная деятельность, как средство коррекции зрительного восприятия детей дошкольного возраста с нарушениями зрения».
Как использовать различные виды продуктивной деятельности для коррекции зрения дошкольников в специализированном д/саду....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ.
Работа построена на использовании двух методик: Методики Т.А. Ткаченко " Специальные символы в подготовке детей 4-х летнего возраста к обучению грамоте." и методики Н.В. Соловьёвой "Исполь...
Методы и приемы развития и коррекции эмоциональной сферы детей дошкольного возраста»
Консультация для родителей и сотрудников детских садов....
«Использование логопедических сказок в коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста с нарушениями речи».
Одним из необходимых качеств полноценной устной речи является правильное произношение всех звуков родного языка .Но как оградить детей от скучных,порой мучительных заданий, которые так...
Развитие и коррекция восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта на примере дидактического материала «Знакомство с формой»
В статье рассматриваются вопросы развития и коррекции восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта. Даны описания специальных упражнений-тренировок для профилактики и успешной корре...
СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Актуальность.Работа посвящена одной из самых значимых и дискуссионных проблем возрастной психологии- исследованию эмоционального развития детей. Несмотря на то, что проблема эмоционального развития за...
Игровая нейрогимнастика, как эффективное средство подготовки к успешному обучению в школе детей дошкольного возраста с нарушениями речевого развития (из опыта работы)
НЕЙРОГИМНАСТИКА – это специальные ассиметричные двигательные упражнения, которые выполняются разными частями тела с целью включения в работу обоих полушарий мозга и развитию межполушарного взаим...