"Театрализованная деятельность, как средство развития речи у детей с ТНР".
консультация по коррекционной педагогике
Театрализованная деятельность -самый распространенный и мощный вид развития речи детей, детского творчества,воображения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Бондарева Светлана Владимировна.
Краснодарский край Успенский район с.Успенское 352450.
sveta.bond1967@yandex.ru тел: 8-928-04-01-695
Учитель-логопед МАДОУ детский сад №22 с Успенского.
"Театрализованная деятельность, как средство развития речи у детей с ТНР".
Театрализованная деятельность - это самый распространенный и мощный вид развития речи, детского творчества, воображения. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни детям хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало, и получая огромное эмоциональное наслаждение, в непринужденной форме используя и развивая собственную речь. Активизируя тем самым словарный запас. Театрализованная деятельность близка и понятна каждому ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с увлекательной игрой.
Театрализованная деятельность - это не только игра. Это прекрасное средство для интенсивного развития речи детей, обогащения словаря, развития мышления, воображения, творческих способностей.
Театрализованная деятельность направлена:
- На развитие у ее участников ощущений, чувств, эмоций;
- На развитие мышления, воображения, внимания, памяти;
- На развитие фантазии;
- На формирование волевых качеств;
- На развитие многих навыков и умений ( речевых, коммуникативных, организаторских, двигательных и т. д.)
Цель театрализованной деятельности:
Создание оптимальных условий для коррекции речевых нарушений у детей с ОНР и повышение мотивации на устранение собственных речевых дефектов.
Задачи театрализованной деятельности:
1. Пополнение и активизация словаря ( за счет слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков).
2. Отработка дикции, автоматизация всех поставленных звуков.
3. Закрепление навыка использования прямой и косвенной речи.
4. Совершенствование монологической и диалогической форм речи.
5. Воспитание культуры речевого общения, умения действовать согласованно в коллективе. Элементы театрализованной деятельности в работе логопеда.
Ключевая цель – максимальное внутригрупповое взаимодействие, снятие напряжения. Главной целью является создание условий для коррекции речевых нарушений детей и развития их мотивации на устранение своих речевых дефектов.
Задачи:
1. Развитие речи детей и коррекция ее нарушений.
2. Обеспечение понимания детьми способов коррекции речи.
3. Развитие познавательных способностей, произвольной регуляции деятельности, эмоционально-личностной сферы.
4. Развитие эстетических способностей.
Цель коррекционной работы логопеда - Научить детей говорить отчетливо, грамотно, выразительно. Для достижения данной цели, на занятиях по развитию речи можно использовать речевые игры и упражнения, направленные на :
- Развитие дыхания и свободы речевого аппарата.
- Четкой дикцией
- Умение владеть правильной артикуляцией
- Разнообразной интонацией
- Логикой
- Игры со словом, развивающие связную речь
- Творческую фантазию
- Умение сочинять небольшие рассказы и сказки
- Подбирать простейшие рифмы
В коррекционной работе с детьми с нарушениями речи всегда необходимо опираться на их эмоциональный мир, познавательный интерес.
Логосказки - это целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а также активизации психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения).
Развитие личности и речи посредством логосказки осуществляется по следующим направлениям:
* Активность (от потребности в эмоциональной разрядке к положительным эмоциональным проявлениям).
* Самостоятельность (от ориентировки в средствах языковой выразительности к поиску лучших способов самовыражения в речи и движении).
* Творчество (от подражания взрослому к словесному фантазированию).
* Эмоциональность (эмоциональное заражение образами сказки).
* Произвольность (от переживания эмоциональных состояний сказочных героев - через оценку своих поступков - динамическому равновесию исполняемых движений в игре).
* Связная речь (от продолжения фраз взрослого к творческим импровизациям по сюжету).
Все эти направления логически связаны и осуществляются в комплексе. Артикуляционная и дыхательная гимнастика в игровой форме с использованием логосказок, также способствует повышению интереса детей к выполнению упражнений.
Одним из показателей полноценного развития ребенка является уровень развития мелкой моторики. Учеными доказано, что развитие руки (мелкая моторика и координация движений пальцев рук) находится в тесной связи с развитием речи, мышлением ребенка.
Результаты работы:
*Благодаря проделанной работе дети стали сознательно пользоваться языковыми средствами при передаче своих мыслей в различных ситуациях речевого общения, повысилась речевая активность, появился живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению.
* Дети получают эмоциональный подъем, проявляют позитивные качества характера такие как : находчивость, взаимопомощь, смелость, умение сопереживать, умение работать в коллективе, силу воли, целеустремленность, излучают энергию, бодрость, любят творческие задания, с удовольствием участвуют в театральных постановках, кукольных спектаклях, играх-драматизациях.
* Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов развития речи детей. С помощью театрализованных занятий решаются практически все задачи программы развития речи. И наряду с основными методами и приемами речевого развития детей, мы используем материал словесного творчества народа.
* Увлеченный привлекательным замыслом театральной постановки ребенок научился многому, учится тому, как навыки, полученные в театральной игре можно использовать в повседневной жизни.
*Обогатился активный словарь детей
* Улучшилась монологическая и диалогическая форма речи
* Повысилась интонационная и звуковая культура речи
* Повысился живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению
* Проявляет творческие способности в театрализованной деятельности.
Этапы работы:
1. Обогащение и активизация словарного запаса по данной и смежным темам ( дикие и домашние животные и птицы, детеныши животных, время года, продукты питания, семья).
2. Ознакомление с произведением, распределение ролей ( учитывая возрастную категорию): для старших детей - обязательно считаясь с личными пожеланиями.
3. Разучивание текста.
4. Изготовление атрибутики ( билеты, костюмы, афиша, декорации), по мере возможности самими детьми, с учетом возрастной группы, привлекая родителей.
5. Подбор музыкального сопровождения, в старшем возрасте привлекаем детей, как к выбору музыкальных отрывков, так и к их исполнению (под бубен выходит петух, а под колокольчик - коза, обязательно обсуждаем, звучание какого инструмента подходит тому или иному герою).
6. Репетиции с использованием мимики, жестов, походки ( сначала индивидуально, затем в малых группах, и только как заключительный момент - общая игра-драматизация.
Организация предметно-пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность:
- Разные виды театра
- Маски
- Костюмы, парики, атрибуты для постановок
- Детские рисунки
- Природный бросовый материал
- Аудиозаписи музыкального сопровождения
- Стеллаж с детской литературой
Речь ребенка активизируется в различные виды театра:
Пальчиковый театр
* Формирует пространственные представления
* Способствует развитию речи, внимания, памяти.
* Развивает ловкость, точность, выразительность, координацию движений
* Повышает работоспособность, тонус коры головного мозга
Стимулирование кончиков пальцев. движение кистями рук, игра с пальцами ускоряют процесс речевого и умственного развития.
Театр картинок и фланелеграф
* Развивают творческие способности
* Содействуют эстетическому воспитанию
* Развивают ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности
Действуя с различными картинками, у ребенка развивается мелкая моторика рук, что способствует более успешному и эффективному развитию речи.
Конусный настольный театр
* Помогает учить детей координировать движение рук и глаз
* Сопровождать движение пальцев речью
* Побуждает выражать свои эмоции посредством мимики и речи
Театр на перчатке
* Оказывает потрясающее терапевтическое воздействие: помогает бороться с нарушениями речи, неврозами
* Помогает справиться с переживаниями, страхами
* перчаточная кукла передает весь спектр эмоций, которые испытывают дети
Театр кукол Би-ба-бо
Посредством куклы, одетой на руку, дети говорят о своих переживаниях, тревогах и радостях, поскольку полностью отождествляют себя ( свою руку) с куклой.
При игре в кукольный театр, используя куклы Би-ба-бо, невозможно играть молча. Поэтому именно эти куклы часто используют в своей работе логопеды, психологи и педагоги.
Театр на дисках
Развивает речь, образы мышления, моторику рук.
Театр на ложках
* Развивает свободное общение со взрослыми и детьми, диалогическую форму речи, творческую самостоятельность детей.
* Способность передавать повадки, голоса животных.
* Развивает умение обыгрывания слов куклами.
Теневой театр
Всегда любим детьми и великолепно развивает мелкую моторику и сенсомоторную координацию.
Театр масок
* Способствует развитию психофизических способностей, помогает справиться с застенчивостью, дети с удовольствием показываю мимику животных, имитируют голоса животных.
* Также маски используются, как способ адаптации детей в группе, как сюрпризные моменты, для заучивания стихов.
Игра - драматизация - самый "разговорный" вид театрализованной деятельности.
* Целостное воздействие на личность ребенка: его раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических процессов.
* способствует самопознанию и самовыражению личности.
* Создает условия для социализации, усиливая адаптационные способности, корректирует коммуникативные качества, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности.
Ни один другой вид театрализованной деятельности так не способствует развитию артистизма , выразительности движений и речи, как игра-драматизация.
Формы работы с детьми:
* Совместная деятельность с детьми в режимных моментах.
* Самостоятельная деятельность детей.
* Непосредственно образовательная деятельность.
Элементы педагогических технологий:
* Здоровьесберегающие технологии
* Личностно-ориентированного взаимодействия педагога и детей.
* Индивидуально-дифференцированное обучение, основанное на индивидуальных возможностях.
* Игровые технологии.
* интегрированное обучение.
* Взаимодействие с семьей.
Творческие методы и приемы:
* Знаковая система обучения (схемы, алгоритмы, условные обозначения)
* Моделирование.
* Ситуация "проживания".
* Ассоциации
* Коммуникативные ( диалоговое общение, ролевые инсценировки, игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры, чтение по книге или наизусть, рассказывание, творческое рассказывание, заучивание наизусть, описание).
* Просмотр видеофильмов
* Слушание аудиозаписи
* Проектирование
* Коллаж из сказок
Используемая литература:
Артемова, Л.В. Театрализованные игры дошкольников.
А. Касьянова, М. Рогожникова "Инновации в логопедическую практику".
Н.В. Нищева "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста".
О.А. Новиковская Логоритмика
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/20/picture-367138-1387545132.jpg)
Презентация "Театрализованная деятельность как средство развития речи детей с ОНР"
Театрализованная деятельность это прекрасное средство для развития речи и обогащения словаря детей с ОНР....
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/08/picture-722207-1449557215.jpg)
Театрализованная деятельность - как средство развития речи детей раннего возраста
Дети-прирожденные артисты, и надо всячески поощрять и развивать в них стремление к театрально-игровой деятельности...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/29/picture-745596-1454074159.jpg)
Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста.
В этой статье я описываю как театрализованная деятельность влияет на развитие речи детей и описываю некоторые виды театра, так же кратко описаны мои наблюдения и результаты работы с детьми в своей гру...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/08/picture-704786-1446979482.jpg)
Презентация опыт работы по теме «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»
"Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/08/picture-641065-1433734916.jpg)
Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста
Театрализированная деятельность - один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя....
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/29/picture-803522-1485683100.jpg)
«Театрализованная деятельность как средство развития речи детей с ОНР»
Презентация "Театрализованная деятельность как средство развития детей с ОНР"...
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/23/picture-1285932-1608748766.jpg)
Консультация для родителей-законных представителей детей группы раннего возраста ДОУ "Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста "
Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи. Речь как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном возрасте по двум н...