Семинар-практикум для воспитателей "Психокоррекционные технологии"
методическая разработка по коррекционной педагогике

Мария Сергеевна Филиппова

Известно, что между речевой функцией и   общей двигательной системой человека существует тесная связь. Гармонизация движений тела, мелкой моторики и органов речи, способствует формированию правильного произношения, активизирует когнитивные процессы, расширяет эмоционально – волевую сферу ребенка. Достаточный уровень развития речи и моторики облегчает социальную адаптацию ребенка, создает фундамент для усвоения более сложных знаний и навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum_psihokor.tehnol.docx21.04 КБ

Предварительный просмотр:

Здравствуйте, уважаемые коллеги, для приветствия и настроя на работу на нашем семинаре прошу всех встать в круг и ответить на вопрос «Что такое детство?»

Я рада, что ваши ответы такие позитивные и яркие, раз мы говорим про дошкольников, то ведущий вид деятельности будет?

Правильно игра и я вам так же предлагаю поиграть в веселую и подвижную игру «Шишки, желуди, орехи». Выбираем из чудесного мешочка свой предмет. Первые в кругу у нас шишки, 2е желуди, 3е орехи. Слушаем команду. Шишки, меняются местами, орехи.

Теперь такими же командами прошу всех сесть по группам.

Наш практический семинар сегодня посвящен коррекционно – развивающим занятиям с детьми, имеющие особые возможности.

Технологии, которые мы здесь с вами рассмотрим можно также применять и для типичных дошкольников.  

Для начала, пожалуйста, составьте портрет типичного дошкольника.

 Работа в группах. Выдаются карточки, воспитатели подписывают качества дошкольника.

 А теперь представьте, что ваш дошкольник получил статус ОВЗ. Что - то кардинально изменится?

 «По существу, - отмечает Трошин, - между нормальными и ненормальными детьми нет разницы, те и другие люди, те и другие дети, у тех и у других развитие идет по одним законам. Разница заключается лишь в способах развития».

Давайте через задачи от ПМПК разберем, чем же необходимо заниматься с детьми ОВЗ:

Работа в подгруппах, набрасывают по 1-2 игре, упражнения на реализацию поставленных задач.

формировать правильное звукопроизношение;

- обогащать и активизировать словарный запас;

- развивать лексико-грамматический строй речи;

- развивать связную речь;

- развивать фонематические процессы;

- развивать мнестическую деятельность;

- развивать вербальный компонент мыслительной деятельности;

- развивать регуляторный компонент с этапа двигательной активности;

- развивать пространственный гнозис;

 -чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами;

- использование методов, активизирующих познавательную деятельность.

- индивидуально – дифференцированный подход, снижение темпа обучения;

- структурная простота содержания занятий, циклический возврат к уже изученному материалу и обогащение его новым содержанием;

Вопрос: «Как с такими серьезными задачами связана игра «Шишки, желуди, орехи?»

Что делать, если ребенок не усвоил то, что вы ему объяснили с первого раза? Здесь на помощь может прийти трёхступенчатый урок Марии Монтессори.

Трехступенчатый урок «Куб, цилиндр, конус».

1е презентация предметов.

Вынимаю из корзинки и говорю: это - куб. Обязательно дать потрогать. Прячем или перекладываем в другую корзинку геометрические тела.

2я ступень урока. Накрываем платком и говорим: «Достань из-под платка куб! Достань цилиндр!»

3я ступень. Я спрашиваю: «Что за геометрическое тело у меня в руке?».

Давайте попробуем самостоятельно провести такой урок по обучению цвета.  

Что делать, если ребенок неправильно показывает или отвечает? На следующий раз возвращаемся на первую ступень и повторяем все сначала.

Все мы знаем, что все больше детей приходит к нам с речевыми проблемами.

Известно, что между речевой функцией и   общей двигательной системой человека существует тесная связь. Гармонизация движений тела, мелкой моторики и органов речи, способствует формированию правильного произношения, активизирует когнитивные процессы, расширяет эмоционально – волевую сферу ребенка. Достаточный уровень развития речи и моторики облегчает социальную адаптацию ребенка, создает фундамент для усвоения более сложных знаний и навыков.

Мы с вами попробуем некоторые упражнения из  первого занятия речедвигательного тренинга.

Разминка.

Упражнение «Скороболтушка»

Педагог пропевает скороболтушку в сопровождении движений. Дети повторяют за педагогом, руки согнуты в локтях на уровне диафрагмы, кисти сжаты в кулачки. Делаем круговые, вращательные движения 15-20 раз в одну

и другую сторону (2-3 повтора).

Шмель на завтрак варит кашку, Хочет накормить букашку.

2. Основная часть занятия.

Упражнение - игровой массаж «Мошка»

Педагог вместе с детьми рассказывает стихотворение, сочетая его с самомассажем кистей и пальчиков:

Вот кулак, а вот ладошка,

(Сжимаем, разжимаем кулачок 3-4 раза, чередуя правую и левую руку.)

На ладошку села мошка.

(Растираем круговыми движениями середину ладошки.)

И пошла, пошла, пошла,

(Растираем фаланги пальчиков, начиная с большого пальца.)

До мизинчика дошла.

Далее предлагается графическая часть. Затем снова упражнения со словами и движением.

Для дальнейшей работы я раздаю вам небольшую диагностику мимической мускулатуры. Проведя диагностику, начните перед завтраком или после сна проводить упражнения с группой детей по данному тренингу.

Заключительная часть работы: «А вас я прошу встать в круг и сказать, что мне было сегодня полезно? Что я  унесу сегодня с собой?»

Состояние мимической мускулатуры

Да

Нет

1.

Поднять брови вверх (удивиться)

2.

Нахмурить брови (рассердиться)

3.

Прищурить глаза

4.

Надуть щеки

5.

Втянуть щеки

6.

Имитировать «жевательные» движения

7.

Повторить движение губами «улыбка – трубочка»

8.

Закрыть один глаз

9.

Состроить смешную рожицу

10.

Создать мимический образ: удивления, радости, грусти.

Состояние общей и мелкой моторики

Да

нет

1.

Мяч бросить вверх  - поймать

2.

Пробежать, проскакать на обеих ногах. На одной ноге по заданию: от окна к столу.

3.

Остановится по сигналу, после пробежки

4.

Бросить мяч педагогу и поймать в ответ

5.

Переложить предмет (флажок, мячик) из одной руки в другую: над головой, за спиной, перед собой.

6.

«Здороваются» пальцы левой и правой руки

7.

Игра на рояле пальцами

8.

Кулак – ребро – ладонь (правой, затем левой рукой)

9.

Чередование движений: правая рука – ладонь, левая – кулак, далее наоборот

10.

Застегивание и расстегивание пуговиц

Нервно – психическое развитие

Да

Нет

1.

Может ли ребенок назвать свое имя, фамилию, возраст.

2.

Может ли ребенок назвать и обозначить окружающие его предметы

3.

Четко ли ребенок выговаривает слова

4.

Сформировался ли у ребенка образ себя как человека, который «многое» может

5.

Способен ли ребенок слушать других, не перебивая?

6.

Способен ли ребенок в течение некоторого время  спокойно сидеть ?

7.

Может ли ребенок удержать в памяти и выполнить более двух заданий?

8.

Трудно ли ребенку сосредоточиться на задании?

9.

Проявляет ли ребенок интерес к предложенным заданиям?

Каждый ответ Да – 1 балл.

От 0 – 15 баллов: детям рекомендуются индивидуальные групповые коррекционно – развивающие занятия с использованием речедвигательных упражнений.

От 15 – 25 баллов: развитие соответствует нормам возрастного периода. Упражнения речедвигательного тренинга помогут закрепить умения и навыки, создадут необходимую почву для развития саморегуляции и самоконтроля.

- обогащать и активизировать словарный запас;

- развивать лексико-грамматический строй речи;

- развивать связную речь;

- развивать фонематические процессы;

- развивать мнестическую деятельность;

- развивать вербальный компонент мыслительной деятельности;

- развивать регуляторный компонент с этапа двигательной активности;

- развивать пространственный гнозис;

- чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами;

- использование методов, активизирующих познавательную деятельность.

- индивидуально – дифференцированный подход, снижение темпа обучения;

- структурная простота содержания занятий, циклический возврат к уже изученному материалу и обогащение его новым содержанием;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар – практикум «Использование современных педагогических технологий обучения: технология модерации»

Сценарий семинара - практикума «Использование современных педагогических технологий обучения: технология модерации» может быть полезен руководителям ДОУ, старшим воспитателям. Подробно на практике рас...

Семинар-практикум для педагогов «Современные технологии, методы и формы организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ»

Семинар-практикум для педагогов «Современные технологии, методы и формы организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ»Тема: «Проектная деятельность в ДОУ».«Метод ПРОЕКТОВ»....

Семинар - практикум «Использование современных образовательных технологий как эффективного средства по формированию элементарных математических представлений у дошкольников»

Цель: развитие профессиональной компетентности, формирование личностного профессионального роста педагогов по применению в работе современных образовательных технологий (технологии «Ситуация»)....

Семинар-практикум для педагогов "Здоровьесберегающие технологии в детском саду"

Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие педагогические технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада....

Семинар-практикум для педагогов ДОУ: Технология создания «Портфолио педагога» разработка и оформление в соответствии с профессиональным стандартом педагога и ФГОС

Задачи  семинара: 1.Показать ценность портфолио в современном образовательном процессе и индивидуальном карьерном росте, т.е. в выстраивании индивидуальной профессиональной траектории.2. Поз...