Семинар-практикум для воспитателей "Психокоррекционные технологии"
методическая разработка по коррекционной педагогике
Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Гармонизация движений тела, мелкой моторики и органов речи, способствует формированию правильного произношения, активизирует когнитивные процессы, расширяет эмоционально – волевую сферу ребенка. Достаточный уровень развития речи и моторики облегчает социальную адаптацию ребенка, создает фундамент для усвоения более сложных знаний и навыков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-praktikum_psihokor.tehnol.docx | 21.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Здравствуйте, уважаемые коллеги, для приветствия и настроя на работу на нашем семинаре прошу всех встать в круг и ответить на вопрос «Что такое детство?»
Я рада, что ваши ответы такие позитивные и яркие, раз мы говорим про дошкольников, то ведущий вид деятельности будет?
Правильно игра и я вам так же предлагаю поиграть в веселую и подвижную игру «Шишки, желуди, орехи». Выбираем из чудесного мешочка свой предмет. Первые в кругу у нас шишки, 2е желуди, 3е орехи. Слушаем команду. Шишки, меняются местами, орехи.
Теперь такими же командами прошу всех сесть по группам.
Наш практический семинар сегодня посвящен коррекционно – развивающим занятиям с детьми, имеющие особые возможности.
Технологии, которые мы здесь с вами рассмотрим можно также применять и для типичных дошкольников.
Для начала, пожалуйста, составьте портрет типичного дошкольника.
Работа в группах. Выдаются карточки, воспитатели подписывают качества дошкольника.
А теперь представьте, что ваш дошкольник получил статус ОВЗ. Что - то кардинально изменится?
«По существу, - отмечает Трошин, - между нормальными и ненормальными детьми нет разницы, те и другие люди, те и другие дети, у тех и у других развитие идет по одним законам. Разница заключается лишь в способах развития».
Давайте через задачи от ПМПК разберем, чем же необходимо заниматься с детьми ОВЗ:
Работа в подгруппах, набрасывают по 1-2 игре, упражнения на реализацию поставленных задач.
формировать правильное звукопроизношение;
- обогащать и активизировать словарный запас;
- развивать лексико-грамматический строй речи;
- развивать связную речь;
- развивать фонематические процессы;
- развивать мнестическую деятельность;
- развивать вербальный компонент мыслительной деятельности;
- развивать регуляторный компонент с этапа двигательной активности;
- развивать пространственный гнозис;
-чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами;
- использование методов, активизирующих познавательную деятельность.
- индивидуально – дифференцированный подход, снижение темпа обучения;
- структурная простота содержания занятий, циклический возврат к уже изученному материалу и обогащение его новым содержанием;
Вопрос: «Как с такими серьезными задачами связана игра «Шишки, желуди, орехи?»
Что делать, если ребенок не усвоил то, что вы ему объяснили с первого раза? Здесь на помощь может прийти трёхступенчатый урок Марии Монтессори.
Трехступенчатый урок «Куб, цилиндр, конус».
1е презентация предметов.
Вынимаю из корзинки и говорю: это - куб. Обязательно дать потрогать. Прячем или перекладываем в другую корзинку геометрические тела.
2я ступень урока. Накрываем платком и говорим: «Достань из-под платка куб! Достань цилиндр!»
3я ступень. Я спрашиваю: «Что за геометрическое тело у меня в руке?».
Давайте попробуем самостоятельно провести такой урок по обучению цвета.
Что делать, если ребенок неправильно показывает или отвечает? На следующий раз возвращаемся на первую ступень и повторяем все сначала.
Все мы знаем, что все больше детей приходит к нам с речевыми проблемами.
Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Гармонизация движений тела, мелкой моторики и органов речи, способствует формированию правильного произношения, активизирует когнитивные процессы, расширяет эмоционально – волевую сферу ребенка. Достаточный уровень развития речи и моторики облегчает социальную адаптацию ребенка, создает фундамент для усвоения более сложных знаний и навыков.
Мы с вами попробуем некоторые упражнения из первого занятия речедвигательного тренинга.
Разминка.
Упражнение «Скороболтушка»
Педагог пропевает скороболтушку в сопровождении движений. Дети повторяют за педагогом, руки согнуты в локтях на уровне диафрагмы, кисти сжаты в кулачки. Делаем круговые, вращательные движения 15-20 раз в одну
и другую сторону (2-3 повтора).
Шмель на завтрак варит кашку, Хочет накормить букашку.
2. Основная часть занятия.
Упражнение - игровой массаж «Мошка»
Педагог вместе с детьми рассказывает стихотворение, сочетая его с самомассажем кистей и пальчиков:
Вот кулак, а вот ладошка,
(Сжимаем, разжимаем кулачок 3-4 раза, чередуя правую и левую руку.)
На ладошку села мошка.
(Растираем круговыми движениями середину ладошки.)
И пошла, пошла, пошла,
(Растираем фаланги пальчиков, начиная с большого пальца.)
До мизинчика дошла.
Далее предлагается графическая часть. Затем снова упражнения со словами и движением.
Для дальнейшей работы я раздаю вам небольшую диагностику мимической мускулатуры. Проведя диагностику, начните перед завтраком или после сна проводить упражнения с группой детей по данному тренингу.
Заключительная часть работы: «А вас я прошу встать в круг и сказать, что мне было сегодня полезно? Что я унесу сегодня с собой?»
№ | Состояние мимической мускулатуры | Да | Нет |
1. | Поднять брови вверх (удивиться) | ||
2. | Нахмурить брови (рассердиться) | ||
3. | Прищурить глаза | ||
4. | Надуть щеки | ||
5. | Втянуть щеки | ||
6. | Имитировать «жевательные» движения | ||
7. | Повторить движение губами «улыбка – трубочка» | ||
8. | Закрыть один глаз | ||
9. | Состроить смешную рожицу | ||
10. | Создать мимический образ: удивления, радости, грусти. | ||
№ | Состояние общей и мелкой моторики | Да | нет |
1. | Мяч бросить вверх - поймать | ||
2. | Пробежать, проскакать на обеих ногах. На одной ноге по заданию: от окна к столу. | ||
3. | Остановится по сигналу, после пробежки | ||
4. | Бросить мяч педагогу и поймать в ответ | ||
5. | Переложить предмет (флажок, мячик) из одной руки в другую: над головой, за спиной, перед собой. | ||
6. | «Здороваются» пальцы левой и правой руки | ||
7. | Игра на рояле пальцами | ||
8. | Кулак – ребро – ладонь (правой, затем левой рукой) | ||
9. | Чередование движений: правая рука – ладонь, левая – кулак, далее наоборот | ||
10. | Застегивание и расстегивание пуговиц | ||
№ | Нервно – психическое развитие | Да | Нет |
1. | Может ли ребенок назвать свое имя, фамилию, возраст. | ||
2. | Может ли ребенок назвать и обозначить окружающие его предметы | ||
3. | Четко ли ребенок выговаривает слова | ||
4. | Сформировался ли у ребенка образ себя как человека, который «многое» может | ||
5. | Способен ли ребенок слушать других, не перебивая? | ||
6. | Способен ли ребенок в течение некоторого время спокойно сидеть ? | ||
7. | Может ли ребенок удержать в памяти и выполнить более двух заданий? | ||
8. | Трудно ли ребенку сосредоточиться на задании? | ||
9. | Проявляет ли ребенок интерес к предложенным заданиям? |
Каждый ответ Да – 1 балл.
От 0 – 15 баллов: детям рекомендуются индивидуальные групповые коррекционно – развивающие занятия с использованием речедвигательных упражнений.
От 15 – 25 баллов: развитие соответствует нормам возрастного периода. Упражнения речедвигательного тренинга помогут закрепить умения и навыки, создадут необходимую почву для развития саморегуляции и самоконтроля.
- обогащать и активизировать словарный запас;
- развивать лексико-грамматический строй речи;
- развивать связную речь;
- развивать фонематические процессы;
- развивать мнестическую деятельность;
- развивать вербальный компонент мыслительной деятельности;
- развивать регуляторный компонент с этапа двигательной активности;
- развивать пространственный гнозис;
- чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами;
- использование методов, активизирующих познавательную деятельность.
- индивидуально – дифференцированный подход, снижение темпа обучения;
- структурная простота содержания занятий, циклический возврат к уже изученному материалу и обогащение его новым содержанием;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар – практикум «Использование современных педагогических технологий обучения: технология модерации»
Сценарий семинара - практикума «Использование современных педагогических технологий обучения: технология модерации» может быть полезен руководителям ДОУ, старшим воспитателям. Подробно на практике рас...
Семинар-практикум для педагогов «Современные технологии, методы и формы организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ»
Семинар-практикум для педагогов «Современные технологии, методы и формы организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ»Тема: «Проектная деятельность в ДОУ».«Метод ПРОЕКТОВ»....
Семинар-практикум на тему: « Здоровьесберегающие технологии»
Семинар-практикум для педагогов....
Семинар – практикум «Использование современных педагогических технологий обучения: технология модерации»
Конспект проведения семинара-практикума для педагогов ДОУ...
Семинар - практикум «Использование современных образовательных технологий как эффективного средства по формированию элементарных математических представлений у дошкольников»
Цель: развитие профессиональной компетентности, формирование личностного профессионального роста педагогов по применению в работе современных образовательных технологий (технологии «Ситуация»)....
Семинар-практикум для педагогов "Здоровьесберегающие технологии в детском саду"
Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие педагогические технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада....
Семинар-практикум для педагогов ДОУ: Технология создания «Портфолио педагога» разработка и оформление в соответствии с профессиональным стандартом педагога и ФГОС
Задачи семинара: 1.Показать ценность портфолио в современном образовательном процессе и индивидуальном карьерном росте, т.е. в выстраивании индивидуальной профессиональной траектории.2. Поз...