Мастер-класс для родителей «Развитие слухового внимания у дошкольников»
методическая разработка по коррекционной педагогике (средняя, старшая, подготовительная группа)
Развитие слухового внимания
Слуховое внимание - это очень важная особенность в развитии ребенка, без этой особенности невозможно слушать и понимать речь.
Но очень важно не только слышать звуки, а также различать и анализировать их.
Различать и анализировать звуки - очень важная особенность человека, без которой невозможно слушать и понимать речь. Маленький ребенок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки. Но его можно этому научить. Лучше всего это делать в игре. Цель упражнений на развитие фонематического слуха - научить ребенка слушать и слышать.
В период дошкольного возраста происходят наиболее значимые и важные качественные изменения в овладении языковой знаковой системой, прежде всего словом как базисным знаком, что обеспечивает социально-коммуникативные потребности развития, общения и познания.
При наличии систематической целенаправленной работы по формированию фонематического слуха детей дошкольного возраста на основе использования игровой деятельности произойдёт повышение качества речевого развития детей, обеспечение качественной подготовки детей к школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_na_sluhovoe_vnimanie.pptx | 1.1 МБ |
sluh_vniman.docx | 21.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Слуховое внимание - это очень важная особенность в развитии ребенка, без этой особенности невозможно слушать и понимать речь. Но очень важно не только слышать звуки, а также различать и анализировать их. Для любой деятельности ребенка, будь то учебная, познавательная или игровая деятельность, необходимым условием является внимание. Без внимания ребенок не может самостоятельно выполнить задание или поручение взрослого. Внимание дошкольника развито очень слабо, оно легко переключается с одного объекта на другой. В результате этого ребенок может не слышать, что говорит воспитатель на занятии, не замечать происходящего вокруг. Поэтому с дошкольного возраста необходимо научить детей управлять своим вниманием. Развитое слуховое внимание необходимо ребёнку для правильного и чёткого произношения звуков, скорейшего обогащения словаря, грамматически правильных высказываний.
Слуховое внимание - это умение сосредоточиться на звуке. Слуховое внимание помогает нам понимать смысл сказанного нам. Ребенок, с плохо развитым слуховым вниманием испытывает трудности при обучении. Проблемы возникают при обучении чтению и письму, ребенок не может сопоставить звук и букву. Маленький ребенок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки. Но его можно этому научить. Лучше всего это делать в игре. Цель упражнений на развитие фонематического слуха - научить ребенка слушать и слышать.
Игры на развитие слухового внимания 1. «Хлопни в ладоши» Взрослый называет различные слова, услышав слово на заданную заранее тематику, ребенок должен хлопнуть в ладоши (например, тема одежда, хлопаем на слово юбка и т.д.). Затем можно усложнить выбрать несколько тематик и выполнить разные действия. (Например, на слове из темы посуда топаем ногой, из темы фрукты двойной хлопок руками и т.д.). 2. «Правда или ложь» Взрослый произносит различные утверждения, если они верны, ребенок хлопает в ладоши, если нет, топает ногами. (Например, солнце зеленого цвета - топают ногами, зимой холодно- хлопают в ладоши и т.д.). 3. «Нос - пол - потолок» Когда взрослый говорит "нос" - ребенок должен дотронуться до носа, "пол" - показать пальцем на пол, "потолок"- показать пальцем на потолок. Взрослый пытается запутать ребенка, говоря нос, показывайте на потолок и т.д. Можно усложнить задание, говорить слова в разном порядке и в укоренном темпе.
4. «Где звук» Ребенку завязывают глаза повязкой, и предлагают угадать, с какой стороны звенит колокольчик. 5. «Угадай, что за звук » Выбрать несколько предметов, например, маленькая кастрюлька, стеклянный стакан, керамическая тарелка, деревянный кубик. Берем ложку (если есть, то идеально подойдет металлическая палочка) и стучим ей по этим предметам, предложите ребенку послушать, какой звук издает каждый из предметов. А еще лучше, пусть сам постучит. Далее завязываем ребенку глаза, и он должен угадать предмет, по которому вы сейчас ударили ложкой. Так же можно провести игру с различными музыкальными инструментами. 6. «Где ошибка?» Взрослый читает ребенку короткой стихотворение и делает в нем ошибку. Задача ребенка найти и исправить ее. Скачет наш котенок ловко, Очень любит он … молоко (морковку)
7. «Испорченный телефон» Дети садятся в ряд или круг, самый первый участник говорит слово рядом сидящему игроку, так чтобы другие не слышали. Он в свою очередь передает следующему и так каждому. Последний говорит вслух, что это за слово. Тот игрок, кто "испортил телефон" садится на последнее место. 8. «Что лишнее» Взрослый говорит слова, а ребенок должен назвать лишнее из них по звуковому составу. Например: кроватка - ватка - шубка – стул. Ком - сом - дом - норка. 9. Подвижная игра «Самолетики» По команде "небо" - дети должны летать, изображая самолетик, "буря" - сесть на корточки, гараж - сесть на корточки и изобразить "домик над головой". Взрослый пытается запутать игроков, ускоряя темп и меняя последовательность команд. 10. Игры со звуками. Подходят для детей старшего дошкольного возраста и младшего школьного. -назови первый (последний) звук в слове; - какой звук потерялся? (произносим слово не говоря первый или последний звук); - назови 10 слов содержащих звук [л]; - какой звук есть во всех словах. (Например: метр, рак, акробат общий звук [р] и т.д.). - игры в слова, имена или города.
Игровые упражнения 1. «Цепочка слов» Ребёнок за взрослым повторяет слова: сначала одно, потом второе и так до 5-10 слов. Машина, кукла. Петух, мячик, цветок. Огонь, солнце, вода, часы. Хлеб, шапка, девочка, брат, стакан. 2. «Повтори предложение слово в слово » Ворона села на дерево. Я проснулась и увидела за окном снег. Лена играет с красивой куклой. У Саши очень интересная книга про животных. Мишка пошёл в лес и насобирал много спелой малины. И т.д.
3. «Слушай и запоминай» Раскрась кружки так, чтобы маленький был между красным и синим, а зеленый рядом с синим. На листочке - большой кружок, маленький, большой, большой. Брать любые варианты с разными цветами. Задание сообщается один раз. 4. «Запомни и нарисуй »: • солнышко, цветок, мячик, карандаш, треугольник. • Снежинка, кукла, листик, круг, облако, мяч. Слова, говорятся один раз. 5. «Нарисуй , чего не стало» Читается два варианта набора слов. Во втором варианте какое-то слово отсутствует. Ребёнок должен его определить и нарисовать. *кошка, дом, трава, луна, треугольник. *кошка, дом, трава, треугольник. Рисунок: луна.
6. «Запомни стихотворение и нарисуй его» Читаем детям стихотворение, затем предлагаю содержание перенести на рисунок. Зайку бросила хозяйка Под дождём остался зайка Со скамейки слезть не смог Весь до ниточки промок. 7. « Нарисуй рассказ » Наступила осень. По небу плывут тёмные дождевые тучи. С деревьев облетают последние листья. Птицы улетают в тёплые края. Трава пожелтела . Дует сильный ветер. Или : Красиво в лесу летом. В небе светит яркое солнышко. Деревья и трава зелёные. В лесу можно увидеть зайчика или медведя . На полянке много – много разных цветов.
8 . «Нарисуй отгадку» Длинноухий очень ловко По утрам грызет морковку. Он от волка и лисы Быстро прячется в кусты. Кто такой он, этот серый, Что несется кувырком? Летом сер, зимою - белый, Он , скажите, вам знаком? ( Заяц ). Можно рисовать отгадки к любым загадкам. №9 . «Бусы » Нарисовать пять и более бусинок разного цвета так, чтобы первая была жёлтая, вторая – синяя, третья – красная, четвёртая- коричневая, пятая- оранжевая и т. Далее. Задание проговаривается один раз.
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Сертоловский ДСКВ №2»
Мастер-класс для родителей
«Развитие слухового внимания
у дошкольников»
Составитель: Васильева И.В.
г.Сертолово
Развитие слухового внимания
Слуховое внимание - это очень важная особенность в развитии ребенка, без этой особенности невозможно слушать и понимать речь.
Но очень важно не только слышать звуки, а также различать и анализировать их.
Различать и анализировать звуки - очень важная особенность человека, без которой невозможно слушать и понимать речь. Маленький ребенок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки. Но его можно этому научить. Лучше всего это делать в игре. Цель упражнений на развитие фонематического слуха - научить ребенка слушать и слышать.
В период дошкольного возраста происходят наиболее значимые и важные качественные изменения в овладении языковой знаковой системой, прежде всего словом как базисным знаком, что обеспечивает социально-коммуникативные потребности развития, общения и познания.
При наличии систематической целенаправленной работы по формированию фонематического слуха детей дошкольного возраста на основе использования игровой деятельности произойдёт повышение качества речевого развития детей, обеспечение качественной подготовки детей к школе.
Хорошо помогает развивать слуховое внимание музыка. Музыка развивает не только внимание, но и музыкальный слух, память, ритм, чувства, эмоции, воспитывает усидчивость, трудолюбие, силу воли, развивает математические способности, координацию. Развивая мелкую моторику пальцев, способствует развитию мыслительных способностей и развитию речи.
Игры на развитие слухового внимания.
1. «Хлопни в ладоши»
Взрослый называет различные слова, услышав слово на заданную заранее тематику, ребенок должен хлопнуть в ладоши (например, тема одежда, хлопаем на слово юбка и т.д.). Затем можно усложнить выбрать несколько тематик и выполнить разные действия. (Например, на слове из темы посуда топаем ногой, из темы фрукты двойной хлопок руками и т.д.).
2. «Правда или ложь»
Взрослый произносит различные утверждения, если они верны, ребенок хлопает в ладоши, если нет, топает ногами. (Например, солнце зеленого цвета - топают ногами, зимой холодно- хлопают в ладоши и т.д.).
3. «Нос - пол - потолок»
Когда взрослый говорит "нос" - ребенок должен дотронуться до носа, "пол" - показать пальцем на пол, "потолок"- показать пальцем на потолок. Взрослый пытается запутать ребенка, говоря нос, показывайте на потолок и т.д. Можно усложнить задание, говорить слова в разном порядке и в укоренном темпе.
4. «Где звук»
Ребенку завязывают глаза повязкой, и предлагают угадать, с какой стороны звенит колокольчик.
5. «Угадай, что за звук»
Выбрать несколько предметов, например, маленькая кастрюлька, стеклянный стакан, керамическая тарелка, деревянный кубик. Берем ложку (если есть, то идеально подойдет металлическая палочка) и стучим ей по этим предметам, предложите ребенку послушать, какой звук издает каждый из предметов. А еще лучше, пусть сам постучит. Далее завязываем ребенку глаза, и он должен угадать предмет, по которому вы сейчас ударили ложкой.
Так же можно провести игру с различными музыкальными инструментами.
6. «Где ошибка?»
Взрослый читает ребенку короткой стихотворение и делает в нем ошибку. Задача ребенка найти и исправить ее.
Скачет наш котенок ловко,
Очень любит он … молоко (морковку)
7. «Испорченный телефон»
Дети садятся в ряд или круг, самый первый участник говорит слово рядом сидящему игроку, так чтобы другие не слышали. Он в свою очередь передает следующему и так каждому. Последний говорит вслух, что это за слово. Тот игрок, кто "испортил телефон" садится на последнее место.
8. «Что лишнее»
Взрослый говорит слова, а ребенок должен назвать лишнее из них по звуковому составу. Например: кроватка - ватка - шубка – стул. Ком - сом - дом - норка.
9. Подвижная игра «Самолетики»
По команде "небо" - дети должны летать, изображая самолетик, "буря" - сесть на корточки, гараж - сесть на корточки и изобразить "домик над головой". Взрослый пытается запутать игроков, ускоряя темп и меняя последовательность команд.
10. Игры со звуками.
Подходят для детей старшего дошкольного возраста и младшего школьного.
-назови первый (последний) звук в слове;
- какой звук потерялся? (произносим слово не говоря первый или последний звук);
- назови 10 слов содержащих звук [л];
- какой звук есть во всех словах. (Например: метр, рак, акробат общий звук [р] и т.д.).
- игры в слова, имена или города.
Игровые упражнения
1. «Цепочка слов»
Ребёнок за взрослым повторяет слова: сначала одно, потом второе и так до 5-10 слов.
- Машина, кукла.
- Петух, мячик, цветок.
- Огонь, солнце, вода, часы.
- Хлеб, шапка, девочка, брат, стакан.
2. «Повтори предложение слово в слово»
- Ворона села на дерево.
- Я проснулась и увидела за окном снег.
- Лена играет с красивой куклой.
- У Саши очень интересная книга про животных.
- Мишка пошёл в лес и насобирал много спелой малины.
И т.д.
3. «Слушай и запоминай»
- Раскрась кружки так, чтобы маленький был между красным и синим, а зеленый рядом с синим.
- На листочке - большой кружок, маленький, большой, большой.
- Брать любые варианты с разными цветами.
- Задание сообщается один раз.
4. «Запомни и нарисуй»:
- • солнышко, цветок, мячик, карандаш, треугольник.
- • Снежинка, кукла, листик, круг, облако, мяч.
- Слова, говорятся один раз.
5. «Нарисуй, чего не стало»
Читается два варианта набора слов. Во втором варианте какое-то слово отсутствует. Ребёнок должен его определить и нарисовать.
- *кошка, дом, трава, луна, треугольник.
- *кошка, дом, трава, треугольник.
- Рисунок: луна.
6.«Запомни стихотворение и нарисуй его»
Читаем детям стихотворение, затем предлагаю содержание перенести
на рисунок.
Зайку бросила хозяйка
Под дождём остался зайка
Со скамейки слезть не смог
Весь до ниточки промок.
7. «Нарисуй рассказ»
- Наступила осень. По небу плывут тёмные дождевые тучи. С деревьев облетают последние листья. Птицы улетают в тёплые края. Трава
пожелтела. Дует сильный ветер.
Или:
- Красиво в лесу летом. В небе светит яркое солнышко.
Деревья и трава зелёные. В лесу можно увидеть зайчика или
медведя. На полянке много – много разных цветов.
8. «Нарисуй отгадку»
Длинноухий очень ловко
По утрам грызет морковку.
Он от волка и лисы
Быстро прячется в кусты.
Кто такой он, этот серый,
Что несется кувырком?
Летом сер, зимою - белый,
Он, скажите, вам знаком? (Заяц).
Можно рисовать отгадки к любым загадкам.
№9. «Бусы»
- Нарисовать пять и более бусинок разного цвета так,
чтобы первая была жёлтая, вторая – синяя,
третья – красная, четвёртая- коричневая,
пятая- оранжевая и т. Далее.
Задание проговаривается один раз.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РИФМЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Рифмы-миниатюры очень богатый материал для развития у детей слухового внимания, фонематического слуха, языкового чутья. Играя и составляя рифмы, дети дошкольники учатся правильно согласовывать слова в...
Методика исследования зрительного и слухового внимания у дошкольников.
методика исследования зрительного и слухового внимания у дошкольников....
Игры на развитие слухового внимания старших дошкольников.
Игры на развитие слухового внимания старших дошкольников....
Развитие слухового внимания у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Статья поможет в организации работы с детьми с речевыми нарушениями. Учет особенностей внимания данной группы детей позволит повысить эффективность работы....
Картотека по развитию слухового внимания у дошкольников
В разработке представлены упражнения для развития слухового внимания у дошкольников....
Игры на развитие слухового внимания у дошкольников
Мы живем в звучащем мире и полную тишину можем ощутить (слово услышать, согласитесь, здесь неуместно) только в специальном помещении. С самого рождения ребенок слышит множество звуков: шелест листьев,...
Игры на развитие слухового внимания для дошкольников
Умение сосредотачиваться на звуке - слуховое внимание - очень важная особенность человека, без которой невозможно слушать и понимать речь.Также важно различать и анализировать звуки. Это уме...