Методика исследования зрительного и слухового внимания у дошкольников.
материал
методика исследования зрительного и слухового внимания у дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_issledovaniya_zritelnogo_i_sluhovogo_vnimaniya.docx | 20.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика исследования зрительного и слухового внимания
При определении содержания методики констатирующего эксперимента мы руководствовались данными литературы, свидетельствующими о нарушениях внимания разной модальности у детей со стертой дизартрией. В связи с этим, были подобраны методики исследования зрительного и слухового внимания у детей дошкольного возраста.
2.2.1. Методики исследования зрительного внимания
Для исследования зрительного внимания были использованы задания методики С.Д. Забрамной (Забрамная С.Д., Боровик О.В. , 2008).
Методика № 1. Исследование способности концентрации внимания «Что забыл нарисовать художник?»
Цель исследования: выявить способность концентрировать внимание на предъявляемых объектах; наблюдательность.
Описание методики: Перед ребенком кладут картинку, расположенную в верхней части таблицы 1 (наглядный материал представлен в Приложении 1), и просят назвать изображенные на ней предметы, затем предъявляют картинку, расположенную в нижней части, и просят сказать, чем она отличается от предыдущей. При этом задают вопрос: «Что здесь забыл нарисовать художник?»
Оценка результатов:
4 балла – не допустил ни одной ошибки (названы все недорисованные предметы)
3 балла – не назвал 1-2 предмета или объекта, но исправил ошибку по ходу работы, самостоятельно
2 балла– не назвал 1-2 предмета или объекта, исправил ошибки после окончания работы
1 балл– не назвал более 2 предметов или объектов, исправил ошибки с подсказкой
0 баллов– не назвал более 2 предметов или объектов, не исправил ошибки, отказался от работы
Методика № 2. Исследование устойчивости, переключаемости, распределения и объёма внимания «Чем отличаются картинки?»
Цель исследования: изучить такие качества внимания, как устойчивость, переключаемость, распределение, объем.
Описание методики: Изображенные на таблице 2 картинки (наглядный материал представлен в Приложении) предъявляют одновременно. Ребенку задают вопрос: «Чем отличаются картинки?»
Оценка результатов:
Найдено отличий | Стратегия исправления ошибок | Балл |
9 | самостоятельно, по ходу работы | 4 |
8-7 | после окончания работы с подсказкой | 3 |
6-5 | после окончания работы с подсказкой | 2 |
4-3 | после окончания работы с подсказкой | 1 |
2 и менее | после окончания работы с подсказкой | 0 |
Методика № 3. Исследование способности к сосредоточению внимания «Что тут не дорисовано?»
Цель исследования: изучить наблюдательность; способность к сосредоточению внимания; характер эмоциональных реакций.
Описание методики: Ребенку последовательно предъявляют рисунки 3-7 (наглядный материал представлен в Приложении 3), на которых у изображенного предмета не дорисована какая-либо деталь. Ребенку задают вопрос: «Что тут (на картинке) не дорисовано?»
Оценка результатов:
4 балла – не допустил ни одной ошибки
3 балла – исправил ошибку по ходу работы
2 балла – исправил ошибку сам после окончания работы
1 балл – исправил ошибку с подсказкой
0 баллов – отказался от работы
2.2. Методики исследования слухового внимания
Для исследования произвольного слухового внимания были использованы задания нейропсихологической методики диагностики детей Л.С.Цветковой (Цветкова Л.С. , 2001) и методика исследования слухового внимания Г.А. Волковой (Волкова Г.А., 2005).
Методика № 1. Исследование продуктивности и устойчивости внимания
Цель: определение продуктивности и устойчивости произвольного внимания (оценка ритмов)
Описание методики: Ребенку предлагается прослушать серию ритмов: «Скажи, по сколько раз я стучала». Предлагаются следующие ритмы:
///, // / //, / // /, // // /, // / // /.
Обработка результатов: экспериментатор определял количество ударов, прослушанных ребенком в каждой серии и за все 5 серий, которые он прослушал. Также определялось количество ошибок (неверно названных ритмов), допущенных им в процессе работы в каждой серии и в целом за 5 серий.
Оценка результатов:
4 балла - нет ошибок – высокая степень продуктивности и устойчивости слухового внимания
3 балла –1 ошибка - степень выше среднего
2 балла - 2 ошибки – средняя степень
1 балл - 3 ошибки - степень ниже средней
0 баллов - более 3 ошибок - низкая степень
Методика № 2. Исследование способности к переключению слухового внимания.
Цель: определение переключаемости произвольного внимания.
Описание методики: Тест делится на 2 задания: 1 - оценка ритмов и 2 - выполнение по образцу
Задание 1: « ритмы». Ребенку предлагается прослушать серию ритмов: «Скажи, по сколько раз я стучала». Предлагаются следующие ритмы: ///, // / //, / // /, /// // /, // / // /.
Задание 2: - выполнение по образцу (постукивание пальцем или карандашом).
При этом ребенку предлагается прослушать серию ритмов и воспроизвести точно также: «Прослушай внимательно и стучи так, как я. Не говори - сколько раз я стучала, а повторяй за мной». Предлагаются следующие ритмы: / //, ///, / / /, // // /, // /, / ///, // /// //, / /// /.
В течение 1 минуты дети выполняют 1 задание, через 1 минуту – 2-ое. Работа проводилась в течение 5 минут, задания менялись через каждую минуту.
Оценка результатов:
4 балла - нет ошибок - высокая степень переключаемости слухового внимания
3 балла –1 ошибка - степень выше средней
2 балла - 2 ошибки – средняя степень
1 балл - 3 ошибки - степень ниже средней
0 баллов - более 3 ошибок - низкая степень
Методика №3. Исследование способности к сосредоточению слухового внимания Г.А. Волковой (Волкова Г.А., 2005).
Цель: оценка состояния способности к сосредоточению слухового внимания.
Описание методики: Экспериментатор демонстрирует ребенку звучание различных предметов (колокольчик, листы бумаги, карандаш, ножницы, ключи). Затем закрывает руки ширмой, воспроизводит звучание одного из предметов. Ребенку предлагается определить, какой звук слышится из-за ширмы.
Оборудование: колокольчик, листы бумаги, карандаш, ножницы, ключи.
Инструкция: «Я из-за ширмы буду производить разный шум, послушай и ответь, что я делаю».
Оценка результатов:
4 балла - нет ошибок
3 балла –1 ошибка
2 балла - 2 ошибки
1 балл - 3 ошибки
0 баллов - более 3 ошибок
По результатам выполнения всех заданий методики проводилось вычисление среднего балла, на основании которого определялись уровни сформированности внимания детей.
Шкала определения уровней сформированности внимания:
Высокая степень - от 4,0 до 3,5 баллов
Выше средней - от 3,4 до 3,0 баллов
Средняя - от 2,9 до 2,5 баллов
Ниже средней - от 2,4 до 2,0 баллов
Низкая степень - от 1,9 до 1,5 баллов
Неудовлетворительная степень - от 1,4 баллов и ниже
Список литературы
- Андреев О. А., Хромов Л.Н. Учитесь быть внимательными. - М., 1996.
- Богословский В.В., Ковалев А.Г., Степанова А.А. Общая психология. -М., 1981.
- Венгер Л, Мухина В.С. Развитие внимания, памяти и воображения в дошкольном возрасте / Дошкольное воспитание. 1974. № 12. – с.12-16.
- Волкова Г.А. Методика психолого-педагогического обследования детей с нарушением речи. Вопросы дифференциальной диагностики – СПб, 2005.
- Выготский Л. С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте. Хрестоматия по вниманию. – М,: Просвещение. 1976.
- Выготский Л.С Мышление и речь// Собр. соч. в 6 т.- М., 1981.- Т.2.
- Выготский Л.С. История развития высших психологических функций // Собр. соч.: В 6 т. - М., 1983. Т. 3.
- Гальперин П.Я. К проблеме внимания // Докл. Апн РСФСР. 1958. № 3. -С.33-38.
- Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий // Психологическая наука в СССР. Т.1. – М., 1993.
- Гальперин П.Я., Кабыльницкая С .Л. Экспериментальное формирование внимания. – М.: изд-во Моск. Ун-та, 1974. – 101 с.
- Гаркуша Ю.Ф. Опыт развития внимания у детей с дизартрией. //Дефектология. - М., 1983.- № 4.
- Гоноболин Ф. Н. Внимание и его воспитание. М. – 1972.
- Грановская Р.М. Элементы практической психологии.- ЛГУ, 1988.
- Григорьева Л.П. Психофизиология развития внимания у детей в норме и со сложными сенсорными нарушениями // Дефектология. – 2002. - № 1. – С.3-14
- Добрынин Н. Ф. Деятельность и внимание // Проблемы деятельности в советской психологии. Тезисы докл. к 5-му Всесоюзному съезду общества психологов. Ч. 1. М., 1977. – с. 93 – 137.
- Добрынин Н.Ф. О селективности и динамике внимания // Вопросы психологии. 1975 . № 2. С. 68-80.
- Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., Безруких М.М. Психофизиология ребёнка: Психофизиологические основы детской валеологии. – М.: Владос, 2000.
- Забрамная С.Д., Боровик О.В. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей. – М.: Владос, 2008.
- Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания.-М., 1974.
- Киселева В. А. Комплексное исследование детей со стертой дизартрией / Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2006. - № 3. - С.39-50.
- Козырева Л. М. Как стать внимательным. – М., 2002
- Кулагина И. Ю. Возрастная психология. Развитие ребёнка от рождения до 17 лет.– М., 1996.
- Левитина С. С. Можно ли управлять вниманием ребёнка. – М., 1980
- Лурия А.Р. Внимание и память. – М., 1975.
- Московкина А. Г., Анисимова И. В. Как помочь ребёнку с нарушениями внимания // Дефектология. - 2000. - № 1. - С. 61-63
- Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 1997.
- Немов Р.С. Психология.- М.,1994.
- Осипова А.А., Малашинская Л.И. Диагностика и коррекция внимания. -М.,2004.
- ПетровскийА.В., Ярошевский М.Г. Психология. - М., 2000.
- Пиаже Ж. Психология интеллекта. – СПб.: Питер, 2003.
- Рибо Т. Психология внимания // Хрестоматия по вниманию. – М.: 1976 .
- Рожкова Л.А. Особенности зрительного внимания детей с различной речевой патологией. Консультация по специальной психологии и коррекционной педагогике - М., 2000.
- Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб., 1999.
- Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: развитие внимания и воображения дошкольников. - Ярославль, 2000.
- Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. – М., 1997.
- Цветкова Л.С. Методики нейропсихологической диагностики детей. - М., 2001.
- Черемошкина Л.В. Развитие внимания детей – Ярославль, 1997.
- Чупров Л.Ф. Особенности внимания и познавательной деятельности дошкольников. Дефектология, №6. – М., 1987.
- Эльконин Д.Б. Детская психология: Развитие ребёнка от рождения до семи лет. – М., 1960.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности зрительной и слуховой памяти у дошкольников с общим недоразвитием речи в старшей группе.
статья....
РИФМЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Рифмы-миниатюры очень богатый материал для развития у детей слухового внимания, фонематического слуха, языкового чутья. Играя и составляя рифмы, дети дошкольники учатся правильно согласовывать слова в...
Игры на развитие слухового внимания старших дошкольников.
Игры на развитие слухового внимания старших дошкольников....
Играем, играем, играем, зрительное и слуховое внимание и память развиваем.
Играем, играем, играем, зрительное и слуховое внимание и память развиваем....
Развитие слухового внимания у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Статья поможет в организации работы с детьми с речевыми нарушениями. Учет особенностей внимания данной группы детей позволит повысить эффективность работы....
Мастер-класс для родителей «Развитие слухового внимания у дошкольников»
Развитие слухового вниманияСлуховое внимание - это очень важная особенность в развитии ребенка, без этой особенности невозможно слушать и понимать речь.Но очень важно не только слышать звуки, а также ...
Комментарии
Раздаточный материал
Добавьте пожалуйста приложение (раздаточный материал)