Презентация "Взаимодействие специалистов при коррекции речи в условиях дошкольного учреждения"
презентация по коррекционной педагогике
В представленном материале показана модель взаимодействия педагогов разных специализаций при осуществлении комплексной коррекции нарушений речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimodeystvie_spetsialistov.pptx | 66.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Модель взаимодействия специалистов при коррекции речевых нарушений в детском саду № 4 «Солнышко» Детский сад является специализированным: его посещают дети с нарушением зрения. Также в детском саду есть инклюзивная группа, которую посещают дети со сложной структурой дефекта. Для обеспечения успешной реализации образовательных задач в учреждении работают педагоги разных специализаций: Тифлопедагог - Музыкальный руководитель Логопед - Педагог-психолог Воспитатели - Педагог-инструктор по физкультуре Педагог дополнительного образования (калмыковед)
Главными направлениями коррекционно-развивающей работы являются: 1) взаимодействие специалистов на консолидирующей основе; 2) индивидуализация коррекционно-развивающей работы; 3) учёт компенсаторных и потенциальных возможностей каждого ребёнка; 4) интеграция методов коррекционно-развивающего образования, усилий и ресурсов педагогов, медицинских работников и родителей.
Модель коррекционно-развивающей работы представляет собой целостную систему. Её целью является организация эффективного функционирования диагностического, профилактического и коррекционно-развивающего блоков работы, обеспечивающие максимально возможный уровень интеллектуального, речевого и физического развития каждого ребенка. Планируя взаимодействие со специалистами детского сада, логопед учитывает возможности занятий педагогов для формирования и совершенствования компонентов речи: - лексического запаса; - грамматического строя речи; - фонематического восприятия и фонематических процессов; - звукопроизношения и просодики; - связной речи.
Логопед - тифлопедагог У детей с нарушениями зрения чаще встречаются комплексные отклонения от нормы, нарушения пространственной координации, плохо развитая мелкая моторика рук, проблемы в познавательной сфере. Логопед в своей работе учитывает советы тифлопедагога. Тифлопедагог, следуя рекомендациям логопеда, развивает связную речь, напоминает детям, чтобы правильно произносили поставленные и отрабатываемые звуки, помогает в овладении словоизменением и словообразованием. Коррекционную направленность логопедических занятий определяют: специальная наглядность: крупная (для групповых занятий) – до 15-20 см и дифференцированная индивидуальная – 1-5 см; фоны, улучшающие зрительное восприятие; пособия красного, оранжевого и желтого цвета; создание условий для лучшего зрительного восприятия, размещение материала на фоне других объектов; применение наглядности с четкими контурами, использование указки; непрерывная зрительная нагрузка не должна превышать 10 минут.
Логопед - воспитатели Учитывая рекомендации логопеда, воспитатели проводят речевые игры, способствующие обогащению и уточнению словарного запаса, формированию и совершенствованию грамматического строя речи, развитию фонематического восприятия, нормализации звукопроизношения. Для развития связной речи широко применяются графические опорные схемы. Во время режимных моментов воспитатели используют прием оречевления . На занятиях по формированию элементарных математических представлений есть возможность овладеть согласованием числительных с существительными в роде (один шар, одна рыбка, одно окно и т.д.), числе (один карандаш, три карандаша, пять карандашей и т.д.) Развитие мелкой моторики также является приоритетным направлением работы воспитателей. Педагоги проводят с детьми пальчиковые игры, упражнения с прищепками, шнурками, бусинками, разноцветными резинками, обучают складыванию из мозаики, счетных палочек и т.д. На занятиях по изобразительной деятельности воспитатели формируют у детей технические навыки, учат регулировать направление и силу нажима. Лепка, рисование, конструирование и аппликация развивают у детей не только мелкую моторику, но и проектирующую функцию речи, способствуют формированию и уточнению пространственных представлений.
Логопед – педагог-психолог Педагог-психолог работает в следующих направлениях: диагностика, развитие высших психических функций, работа с детьми с поведенческими отклонениями. Психокоррекционная работа повышает эффективность коррекционно-развивающей работы. Развивая высшие психические функции у детей с нарушениями речи, психолог учитывает рекомендации логопеда, направленные на развитие компонентов речи: лексико-грамматических категорий, фонематического восприятия и связной речи. Педагог-психолог использует следующие методы психологической коррекции: приёмы арттерапии и музыкотерапии; приём телесно-ориентированной психотерапии. В ходе арттерапии происходит отработка коммуникативных навыков, развитие навыков сотрудничества, взаимной эмпатии. Упражнения для развития пластики тела способствуют увеличению диапазона эмоциональных проявлений. На занятиях психолога дети научаются анализировать свои ощущения, говорить о своем эмоциональном состоянии, принимать решения и нести за них ответственность. Таким образом, у детей обогащается соответствующий словарь, совершенствуются навыки словоизменения и словообразования.
Логопед – музыкальный руководитель Ведущими задачами сотрудничества логопеда и музыкального руководителя являются: развитие слухового и фонематического восприятия, музыкального слуха; постановка правильного речевого и певческого дыхания; формирование и совершенствование компонентов просодической стороны речи: изменение силы и высоты голоса, интонации, темпа, ритма; обогащение музыкальных впечатлений детей при знакомстве с разнообразными музыкальными произведениями; воспитание навыков прослушивания музыки, пения, музыкально-ритмического движения, игры на музыкальных инструментах. На музыкальных занятиях осуществляется преемственность усвоения музыкального, двигательного и речевого материала. У детей формируются не только музыкальный слух, движения под музыку и певческие умения, но и совершенствуются такие качества, как внимание и двигательные реакции на музыкальные сигналы. Дети с ОНР овладевают умениями воспроизводить заданный ряд последовательных действий, переключаться с одного движения на другое, передавать движениями темп музыки, её характер и т.д. Музыкальные занятия в значительной мере способствуют достижению целей коррекции речевых нарушений.
Логопед – инструктор по физической культуре На физкультурных занятиях инструктор решает задачи общего физического развития, укрепления здоровья; формирования, совершенствования и коррекции психомоторных функций. В процессе физического воспитания решаются и специальные коррекционные задачи: - развитие словесной регуляции действий; - формирование навыков двигаться по образцу, наглядному показу, словесной инструкции; - развитие пространственно-временной организации движений. Особенность работы с детьми с речевыми нарушениями заключается не только в особом подборе средств воздействия, но и в индивидуальном подходе к каждому ребёнку. Некоторые дети не могут правильно воспроизвести движение даже после неоднократного показа, часто им не хватает времени на овладение движением. С такими воспитанниками проводится индивидуальная работа по развитию двигательной сферы.
Каждый специалист ставит своей целью обеспечение преемственности в работе, тем самым внося значительный вклад в реализацию комплексной коррекции сочетанных нарушений. Спасибо за внимание! Желаю вам успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Модель взаимодействия специалистов при коррекции речи в условиях ДОУ"
http://www.slideboom.com/presentations/345684/%D0%9C%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D1%8C-%D0%B2%D0%B7%D0%B0%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B8%D1%8F-%D1%81%D0%BF%D0%B5%D1%86%D0%B8%D...
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ПРИ КОРРЕКЦИИ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СПЕЦИАЛИСТОВПРИ КОРРЕКЦИИ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯЦель: познакомить с вариантами взаимодействия специалистов при коррекции речи детей логопедической группы.Одним...
Изучение высших психических функций у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушеняими речи в условиях дошкольного учреждения
В статье описаны методы диагностики высших психическихфункций у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи вусловиях дошкольного учреждения с позиции психолого-педагогического инейропсихол...
Развитие лексики детей с общим недоразвитием речи в условиях дошкольного учреждения
Словарный запас представляет собой оптимальный вариант осуществления речевой деятельности в процессе решения задач речевой коммуникации. Неполноценная речевая деятельность оказывает негативное влияние...
Статья:" Социализация детей с общим недоразвитием речи в условиях дошкольного учреждения"
В последнее время чрезвычайно актуальными становятся вопросы своевременной и целенаправленной социализации детей с недостатками речи. Речевые нарушения являются серьезной проблемой, так как у таких де...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СКАЗКОТЕРАПИИ В ПСИХОКОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Современный детский сад посещает немалое количество детей, которые имеют те или иные нарушения речи. Среди них есть отдельная категория – дети с общим недоразвитием речи.Л.И. Белякова, О.Н. Усан...
«Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного учреждения. Взаимодействие специалистов по вопросам социализации детей с ОВЗ»
ННа сегодняшний день вопросы социализации детей с ограниченными возможностями здоровья вызывают особый интерес у логопедов и психологов. Специалисты, работающие с детьми, имеющими отклонения в интелле...