Индивидуальный образовательный маршрут (нарушение опорно-двигательного аппарата)
методическая разработка по коррекционной педагогике
Работа музыкального руководителя с детьми имеющими проблемы с опорно-двигательным аппаратом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oporno-dvigatelnyy_apparat.docx | 44.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 1 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого направления развития воспитанников
Принято на заседание педагогического совета протокол №1 от 27.09.2020 | Утверждено: Заведующий МБДОУ детский сад № 1 Кирсанова Т.А. |
Индивидуальный образовательный маршрут
для детей с ОВЗ (нарушением опорно-двигательного аппарата)
- первая младшая группа -
Образовательная область – «Художественно-эстетическое развитие
(музыкальное воспитание)».
Маршрут разработан по программе «От рождения до школы»
Разработали: Шевелёва Татьяна Николаевна
музыкальный руководитель.
Мачинская Татьяна Васильевна
старший воспитатель
г.Озёрск, Челябинская область
Фамилия, имя ребенка - ___________________________
Группа № ____
Дата рождения____________
Адрес, домашний телефон ______________________________________
Посещает МБДОУ - детский сад» с «____» ______________ 20____г.
Цель маршрута: Развитие музыкальности на основе оценки индивидуальных качеств личности дошкольника. Создание комфортных условий для музыкального развития ребенка в коллективе сверстников.
Задачи.
1. Создать благоприятное образовательное пространство в ДОУ и семье с достаточно высокой степенью свободы музыкальных навыков.
2. Реализовать индивидуальный образовательный маршрут по музыкальному развитию и образованию ребенка.
3. Анализировать достижения ребенка в контексте реализации целевых ориентиров, заявленных ФГОС
4. Создавать условия для формирования чувства ритма через музыкально - ритмические движения и игру на детских музыкальных инструментах. Предоставляя право выбора и вариативность музыкальной среды.
5.Создавать условия, способствующие ситуации успеха данного воспитанника в коллективе сверстников.
Основные направления коррекционной работы
Учитывая специфические особенности ребенка, состояние его здоровья, на музыкальных занятиях и в самостоятельной музыкальной деятельности создаются специальные педагогические условия для поддержания его образовательных и творческих интересов. В процессе музыкальных занятий обеспечивается правильное распределение его умственной и физической нагрузок, создается радостное, позитивное настроение на участие во всех видах музыкальной деятельности (слушание, пение, музыкально - ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах).
Принципы и подходы индивидуально – образовательного маршрута:
1. Принцип системности опирается на повторения усвоенных навыков, опоры на уже имеющиеся знания и умения.
2. Принцип развития предполагает выделение в процессе коррекционной работы тех задач, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка.
3. Принцип комплексности предполагает, что устранение затруднений в педагогическом процессе должно носить психолого-педагогический характер, т.е. опираться на взаимосвязь всех специалистов ДОУ. Комплексный подход обеспечивает более высокие темпы динамики общего и психического развития детей.
4. Принцип индивидуализации и доступности предполагает построение обучения дошкольников на уровне их реальных познавательных и музыкальных возможностей. Конкретность и доступность обеспечиваются подбором коррекционно-развивающих пособий в соответствии с санитарно-гигиеническими и возрастными нормами.
5. Доступность и вариативность в выборе средств для музыцирования, атрибутов с учетом особенностей физиологии данного ребенка. Возможность взаимозаменяемости одних заданий на другие с учетом индивидуальных возможностей ребенка.
6. Принцип последовательности и концентричности усвоения знаний предполагает такой подбор материала, когда между составными частями его существует логическая связь, последующие задания опираются на предыдущие, а также имеет место интегрированный и личностно-ориентированные подходы.
Планируемые результаты освоения образовательного маршрута:
- наличие повышенного интереса к музыкальному искусству; стремление к музыкально-творческому самовыражению (пение, танцы, игры-инсценировки, логоритмические упражнения, участие в утренниках);
- использование голосового аппарата;
- проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова — артикулировать при исполнении);
- участие в утренниках, развлечениях, уметь двигаться под музыку; умение исполнять ритмические рисунки (хлопки, притопывание)
- выразительно передавать эмоции через песни, попевки, инсценировки, музыкальные игры, двигательные и динамические упражнения;
- умение музицировать, подыгрывать себе на инструменте удобным способом.
- умение петь под фонограмму с различным аккомпанементом, умение владеть своим голосом и дыханием.
Дата | Вид деятельности | Задачи | Содержание | Результат |
Сентябрь | Диагностическое обследование | Исследование общих музыкальных способностей ребенка: 1. Эмоциональная отзывчивость на музыку. 2. Познавательные музыкальные способности - сенсорные (мелодический, тембровый и динамические компоненты музыкального слуха и чувство ритма) и интеллектуальные способности; 3. Музыкальная память. | 1.Движение. 2. Чувство ритма. 3. Слушание музыки. 4. Пение. | |
Музыкальное занятие | 1.Играть на ложках (замена на бубен, в связи с особенностями физиологического строения ребенка), четко выполняя ритмический рисунок музыкального произведения. 2. Выполнять Упражнение» Лошадка» Поталовского.. Начинать и заканчивать движение с началом и концом музыки. 3.Дидактическая игра: «Большой и маленький колокольчик» - на развитие тембрового слуха. 4.Повышать интерес к пению, солировать. | 1. Р.н.попевка по выбору муз.руководителя («Динь-дон», «Скок-поскок, и.т.д.) 2. Поталовский . «Лошадка» 3. Дидактическая игра: «Большой и маленький колокольчик» Игра «С погремушками» 4. Слушание и подпевание р.н.п. «Ладушки-ладошки». | ||
Самостоятельная музыкальная деятельность | 1. Формирование музыкальных способностей посредством музыкально-дидактической игры на развитие ритмического восприятия (у взрослого большая матрешка у ребенка маленькая. Ребенок повторяет ритмический рисунок за взрослым 2. Побуждать ребенка выполнять творческие задания. 3. Выполнять психогимнастические упражнения на: - расслабление и напряжение мышц. -отображение положительных черт характера. | 1. «В гости к нам пришли матрешки " 2.» Музыка с родителями» 3 упражнение: «Маленькие и большие ножки». |
Октябрь | Музыкальное занятие | 1. Различать 2-х частную музыку. Играть на бубне применяя приемы ритмического постукивания бубном по колену 2.Развивать образные движения. Слуховое внимание. Слышать смену музыки и двигаться в соответствии с ней. 3Валеологическое распевание: «Доброе утро» (сб.Оздоровительная работа в ДОУ) стр. 51. Создавать у ребенка позитивный настрой, бодрое настроение. 4. Повышать интерес к пению. Петь полным голосом, четко проговаривая слова. | 1. «Пляска с притопами» Укр.нар.мел. 2. Игра «Воробьи и кот». 3. Распевание «Доброе утро» 4. Слушание и пение «Осень» Кишко, «Непослушный дождик» В. Насауленко | |
Самостоятельная музыкальная деятельность | 1. Формирование музыкальных способностей посредством музыкально-дидактической игры на развитие тембрового и динамического слуха. 2. Побуждать ребенка выполнять творческое задание на развитие песенного творчества. 3. Выполнять психогимнастические упражнения на: - выражение внимания, интереса и сосредоточенности; - выразительность жеста. | 1. «Музыкальное лото по памяти» 2. «Музыкальный паровоз» 3. «Гимнастика с мамой» | ||
Ноябрь | Музыкальное занятие | 1. Играть на погремушке, четко выполняя ритмический рисунок 2-х частной музыки. 2. Выразительно передавать образ кошки мимикой лица. Выполнять танец на стуле. 4. Активно участвовать в игре: «Что нам осень принесла». Создавать условия для развития диалогового пения. Разучивания диалогов 5 Определять характер музыкального произведения, побуждать высказываться о нем .Разучивание песни. | 1. Танец. «Весёлая погремушка» М.Картушина. 2. Игра «Кот и мыши». Т.Ломовой. 3. Хороводная игра: «Что нам осень принесла». 4. «Два кота» распевка. 5. «Осень» Кишко. . | |
Самостоятельная музыкальная деятельность. Участие в досугах, развлечениях. | 1. Формирование музыкальных способностей посредством музыкально-дидактической игры на развитие звуковысотного восприятия на развитие тембрового слуха игра: «Большой и маленький колокольчик». «Веселая лесенка» 2. Побуждать ребенка в свободной деятельности исполнять знакомые песни. 3. Выполнять психогимнастические упражнения на: - расслабление мышц; - выражение удовольствия и радости; Ребёнок участвовал в празднике, посвящённом осени, активно пел с группой детей песню «Непослушный дождик» | 1. « Веселая лесенка» 2.«Большой и маленький колокольчик» 3. «Маленькие – большие ножки», «Непослушный дождик» | ||
Декабрь | Музыкальное занятие | 1.Повышать интерес к пению, на проигрыш выполнять ритмическую игру на бубне. 2.Вокальные упражнения. Артикуляционная гимнастика (для мышц мягкого нёба» (сб.Оздоровительная работа в ДОУ) стр. 51 неба и глотки). Жаба Квака. 3.Закреплять текст песни «Что за чудо». Вместе начинать и заканчивать пение Четко произносить слова. Выполнять образы знакомых зверей. Эмоционально отзываться на музыку. 4. Развивать координацию и моторику движений рук (лепят от большого кома до маленького) Амплитуду движений. | 1. Танец «Новогодний». 2. Песня-хоровод: «Звери на елке». 3. Песня «Что за чудо». 4. Игра «Снег пушистый нагребаем». | |
Совместная музыкальная деятельность Участие в досугах, развлечениях. | 1. Формирование музыкальных способностей посредством музыкально-дидактической игры на развитие ритмического слуха. 2. Побуждать ребенка выполнять творческие задания (изобразить на бубне, как бежит мышка, идет медведь, шагают ребята» 3. Выполнять психогимнастические упражнения на: - выражение удовольствия и радости; -выражение страдания и печали. Ребенок участвовал в празднике «Новый год», исполнял песню с детьми «Что за чудо». | 1. "Какой инструмент лишний». 2. « В гости к нам пришли матрешки». 3. « Игра на развитие координации движений». 4.Муз.дид игра «Угадай на чём играю. | ||
Январь | Музыкальное занятие | 1. Различать 2-х частную музыку, выполняя танцевальные движения, умение двигаться с атрибутами(ложками)-замена на маракас. 2Валеологическое распевание: «Доброе утро» (сб.Оздоровительная работа в ДОУ) стр. 51. 3. Петь песню с выразительно исполняемыми жестами. 3. Развивать сноровку, внимание и быстроту реакции. Повторение знакомых игр. | 1. Хоровод «Выпал беленький снежок». 2. Валеологическое распевание: «Доброе утро» (сб.Оздоровительная работа в ДОУ) стр. 51. 3. Танец-игра «Снежки» (авторская). 4. Песня «Что за чудо»». 5. Рус. нар.песня – игра со снежками. | |
Самостоятельная музыкальная деятельность | 1. Формирование музыкальных способностей посредством музыкально-дидактической игры на развитие движений. 2. Побуждать ребенка выполнять творческие задания (двигательная активность). 3. Выполнять психогимнастические упражнения на: - выразительность жеста; -развитие памяти; | 1. Муз.дид. игра «Угадай-ка». 2. «Музыкальные загадки» - игра. 3. «Музыка с родителями». | ||
Февраль | Музыкальное занятие | 1. Выполнять ритмический рисунок хлопками (замена притопами) 2. Выполнять ритмический рисунок палочкой по металлофону. 3.Валеологическое упражнение «Доброе утро, улыбнись скорее» сб.Оздоровительная работа в ДОУ 4.Развивать внимание, умение высказаться по содержанию песни. «Мы солдаты» муз. Слонова. Разучивание отдельно мелодии и движений. 5. Повторение знакомых танцев и игр. | 1. Р.н. попевка по выбору муз.руководителя («Динь-дон», «Скок-поскок, и.т.д.). 3. Валеологическое упражнение «Доброе утро, улыбнись скорее» 4. Развивать внимание, умение высказаться по содержанию песни. «Мы солдаты» муз. Слонова. Разучивание отдельно мелодии и движений. 5. Игра «Самолёты» Тиличёвой. | |
Самостоятельная и совместная деятельность музыкальная деятельность | 1. Формирование музыкальных способностей посредством музыкально-дидактической игры на развитие тембрового и динамического слуха. 2. Побуждать ребенка выполнять творческое задание на развитие музыкальной памяти и внимания. 3. Выполнять психогимнастические упражнения на: - расслабление мышц; -выражение удивления. | 1. «Громко – тихо» 2. «Раскрась свой инструмент и назови его». «Ритмические карточки» 3. Упражнение. Отряхни капельки дождя | ||
Март | Музыкальное занятие Участие в праздниках, досугах, развлечениях. | 1. Различать 2-х частную музыку, выполняя игру на погремушке. 2. Эмоционально откликаться на музыку веселого, бодрого характера. 3. Запоминать слова, чисто интонировать песню. В песне «Ах, какая мама!» вовремя начинать и заканчивать пение, правильно пропевать слова. 4. Развивать координацию речи и движения. Чувствовать изменение темпа, меняя скорость движения. 1.Создавть условия для развития уверенности ребенка в коллективе сверстников. Создавать ситуацию успеха. | 1. Танец «Весёлая игрушка» М.Картушина. 2. Валеологическое распевание: «Доброе утро» (сб. Оздоровительная работа в ДОУ) стр. 51. 3. Песня «Ах, какая мама!» 4. Танец: «Птичка польку танцевала». 1. Сольное исполнение (3 человека) песни «Ах, какая мама!», на празднике, посвященному 8 марта. 2. Исполнение танца «Птичка польку танцевала». | |
Самостоятельная музыкальная деятельность | 1Создавать условия для проявления творческих способностей в выборе инструментов и подыгрывание во время исполнения песни (инструменты на выбор ребенка-бубен, маракас, ложки, барабан, колокольчики) | 1. Р.н.п. «Ах, вы сени» | ||
Апрель | Музыкальное занятие | 1. Различать музыку 2-х частного характера, выполнять игру на бубне (или инструмент по выбору) на первую часть музыки, на вторую часть музыки ритмично притопывать ногой сидя на стуле. 2.Создавать радостное настроение, желание танцевать с другом. Эмоционально откликаться на музыку веселого, бодрого характера. Слышать смену частей. Меняя движения. 3. Приобщать к активному пению. 4. Развивать танцевальные, изобразительные движения, пантомиму. | 1. Хоровод «Светит месяц». Рус.нар.мел. 2. Танец: «Детки - конфетки» (фонограмма). 3. Песня «Детский сад» 4. Игровой - коммуникативный танец: «Нам весело живётся» | |
Совместная музыкальная деятельность | 1.Формирование музыкальных способностей посредством музыкально-дидактической игры на развитие звуковысотного слуха. 2. Побуждать ребенка выполнять творческое задание на развитие творческого движения и пантомимы. Чередовать напряжение и расслабление мышц тела. | 1. « Птичка и птенчики»» 2. «Лесенка» 3. Этюд: «Мяч надувается», «Мяч спускается» | ||
Май | Музыкальное занятие | 1. Знакомить с песнями о весне, насекомых. Четко проговаривать слова, развивать словарный запас. Воспитывать бережное отношение к природе. 2. Запомнить ритмическую формулу (ТА-ТА, ти-ти-ТА), подыгрывать на бубне 3. Создавать радостное настроение. Развивать выразительные движения и коммуникативные навыки. 4.Танцы по выбору ребенка | 1. Песня «Жук», «Дождик кап». 2. Упражнение на развитие ритма на бубне или другие инструменты удобные для исполнения ребенком (ложки, бубен, погремушка и т.д.) 3. Танец-игра «Как нам весело живётся». «Хорошее настроение». 4. Хоровод «Ясные денёчки» Филиппенко. | |
Самостоятельная музыкальная деятельность | 1. Формирование музыкальных способностей посредством музыкально-дидактической игры на развитие памяти и слуха. 2. Побуждать ребенка выполнять творческое задание на воображение. 3. Выполнять психогимнастические упражнения на: - расслабление мышц; -выражение удовольствия и радости. | 1. « Ритмические рисунки» 2. «Угадай, какой инструмент играет» 3. «Музыка с мамой» | ||
Контрольно-итоговый этап | Оценка динамики изменений общих музыкально-двигательных способностей.
| 1.Слушание музыки. 2. Пение. 3. Музыкально-ритмические движения. 4. Игра на детских музыкальных инструментах. 5. Танцевальные движения. |
Динамика состояния ребенка:
Состояние на начало учебного года: ____________ – познавательно - музыкальный интерес неустойчив, малоактивен, стремление к самостоятельному выполнению заданий не выражено. Задания выполняет с помощью педагога.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ребенок зажат, стесняется танцевать в коллективе сверстников (связано с особенностями строения организма) отказывается брать инструменты. Но имеет достаточно хорошие певческие данные - звуковысотный слух. Наличие гипертонуса мышц. С трудом расслабляется. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Результативность занятий (на конец учебного года) имеет высокий уровень знаний, самостоятельно выполняет задание. Действует планомерно, помнит о выполнении задания на протяжении всей деятельности. Проявляет активный интерес, направлен на самостоятельность. Ребенок стал более раскрепощенным, вступает в контакт сверстником. С удовольствием играет в коллективные игры, исполняет любимые танцы. Исполняет танцы и упражнения с предметами компенсируя движения другой рукой. Подыгрывает на инструментах по своему выбору. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Работа с родителями | ||
Дата | Форма работы | Тема |
Октябрь | Консультация | «Музыкальное воспитание в детском саду». |
Ноябрь | Консультация | «Музыкотерапия». |
Декабрь | Консультация | «Ритмическая гимнастика» (диск Железновой «Гимнастика с мамой»). |
Январь | Индивидуальное занятие | «Логоритмика, как фактор здоровья ребёнка». |
Февраль | Консультация | «Влияние коммуникативных игр на психику и развитие ребенка». |
Март | Памятка | «Игровые и динамические упражнения в домашних условиях». |
Апрель | Видео урок | «Музыкально-ритмические упражнения для малышей». |
Май | Беседа | Результаты диагностических обследований за учебный год. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата - старшая группа
Образовательная область - "Музыка". Маршрут разработан по программе "Ладушки" И.Каплуновой, И.Новоскольцевой, 2009 год....
Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата - старшая группа Образовательная область - "Художественно-эстетическое развитие(музыкальное воспитание)". Маршрут разработан по программе "Ладушки" И.Каплуново
Индивидуальный образовательный маршрутдля ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата- старшая группаОбразовательная область - "Художественно-эстетическое развитие(музыкальное воспитание)...
Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата - старшая группа
Индивидуальный образовательный маршрутдля ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата- старшая группаОбразовательная область - "Художественно-эстетическое развитие(музыкальное воспитание)...
Индивидуальный образовательный маршрут с ребенком 7 года жизни имеющего нарушения опорно-двигательного аппарата Образовательная область: физическое развитие
Индивидуальный образовательный маршрут с ребенком 7 года жизни имеющего нарушения опорно-двигательного аппаратаОбразовательная область: физическое развитие. Пригодится инструкторам по физической культ...
Технология проектирования индивидуального образовательного маршрута как средство формирования коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраст с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Аннотация: в статье рассмотрены особенности проектирования индивидуального образовательного маршрута для старших дошкольников с ОВЗ, в частности, с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Приведены...
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО- ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
Методы работы:1.Наглядный Данный метод подразделяется на две большие подгруппы: метод иллюстраций и метод демонстраций. Способствует концентрации внимания на важных аспектах во...
Индивидуальный образовательный маршрут воспитанника среднего дошкольного возраста от 4 до 5 лет с ограниченными возможностями здоровья (нарушение опорно-двигательного аппарата)
Индивидуализация образовательного процесса детей с ОВЗ приводит к необходимости организовывать процесс обучения и воспитания таким образом, чтобы учитывались индивидуальные потребности и возможности к...