Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя по развитию речи детей раннего (младшего) возраста.
статья по логопедии (младшая группа)
В статье раскрывается подход к созданию единой системы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей групп детей раннего (младшего) возраста в ДОУ общеразвивающего вида. Автором разработана новая форма взаимодействия учителя-логпеда и воспитателя в условиях логопункта - речевой тренинг, выработаны единые подходы по взаимодействию и разграничены зоны ответственности в профилактической и коррекционно-развивающей работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimodeystvie_uchitelya.doc | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя по развитию речи детей раннего (младшего) возраста.
Ранний возраст — период интенсивного развития всех психических функций. Основное новообразование этого периода — овладение речью, которая становится фундаментом для дальнейшего развития ребенка. Неблагоприятные демографические процессы в нашем обществе сопровождаются резким ухудшением состояния здоровья детей. Неблагоприятные биологические факторы:
- ухудшение экологической обстановки;
- дефицит йода и фтора;
- патологии беременности;
- родовые травмы;
- ослабленное здоровье детей;
- недоразвитие органов артикуляционного аппарата.
Социальные причины:
- неблагоприятное речевое воспитание ребенка;
- снижение речевой культуры общества в целом.
Всё это негативным образом сказывается на речевом развитии детей.
. Современные исследования развития детей раннего и младшего дошкольного возраста свидетельствуют о том, что уровень нервно-психического и речевого развития большинства детей, поступающих в детский сад, не соответствует возрастной норме. По данным статистики до 80% новорожденных являются физиологически незрелыми; перинатальные нарушения мозга составляют более 60% всей патологии нервной системы, непосредственно способствуя возникновению общего недоразвития речи у детей.
Однако своевременное и полноценное формирование речи в младшем и дошкольном возрасте – одно из основных условий нормального развития малыша и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Поэтому важно, вовремя заметить и скорректировать отставание в формировании речевой функции, стимулировать ее развитие, способствуя полноценному развитию ребенка.
Именно поэтому в дошкольных образовательных учреждениях всё чаще встаёт проблема взаимодействия специалистов и воспитателей между собой в вопросах речевого развития.
Цель: выстраивание единой системы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей групп детей раннего (младшего) возраста. Задачи: 1. Разработать единые подходы по взаимодействию учителя-логопеда и воспитателя. 2. Подобрать новые формы взаимодействия в условиях логопункта (речевой тренинг). 3. Разграничить зоны ответственности учителя-логопеда и воспитателя
в профилактической и коррекционно-развивающей работе.
План работы:
1. Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей при диагностике. 2. Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей при проведении профилактических и коррекционно-развивающих мероприятий. 3. Функционал учителя-логопеда и воспитателей. Планируемый результат: подбор и разработка единых подходов по взаимодействию учителя-логопеда и воспитателей ДОУ. В нашем ДОУ предпринята попытка разграничить работу воспитателя и логопеда по основным направлениям, определить точки соприкосновения взаимодействия: диагностика, коррекция, профилактика.
Диагностический блок.
Воспитатель | Учитель-логопед |
Проводит диагностику общего развития (скрининг). Сообщает логопеду результаты своих наблюдений за детьми «группы риска и внимания» в различных видах деятельности; историю его раннего речевого развития и условия семейного воспитания. Планирует занятия с детьми с учётом данных логопедического обследования. | Оказывает методическую помощь при проведении скрининга. Проводит логопедическое обследование детей «группы риска», «группы внимания» (3 раза в год).
|
Коррекционная работа
Воспитатель | Логопед |
Осуществляет развитие речи детей на занятиях и во время режимных моментов. Занимается развитием мелкой и артикуляционной моторики. Оказывает помощь по реализации индивидуальной программы с детьми «группы риска и внимания». Проводит необходимую работу с родителями для оптимизации речевого развития. | Оказывает воспитателю помощь в организации индивидуальной работы по развитию речи.
Участвует в составлении коррекционной программы в разделе «Речевое развитие» |
Профилактическая работа
Воспитатель | Логопед |
Организует такую предметную среду, которая способствует максимально полному раскрытию потенциальных речевых возможностей воспитанников, предупреждению у них трудностей в речевом развитии. Уделяет повышенное внимание к детям с высокой степенью риска формирования речевых недостатков. Внедряет «речевой тренинг» в режимные моменты. | Отслеживает соответствие развивающей среды возрастным потребностям детей. Дает рекомендации воспитателям по ее обогащению. Разрабатывает новые формы работы по речевому развитию (речевой тренинг) Знакомит родителей с особенностями речевого развития. |
Основной формой работы по взаимодействию с воспитателями, используемой в практике является речевой тренинг. Успех работы по профилактике и коррекции речевого развития детей раннего возраста определяется строгой, продуманной системой, суть которой заключается в интегрировании логопедии в учебно - воспитательный процесс жизнедеятельности детей. Таким образом, взаимодействие логопеда и воспитателей (при разных функциональных задачах и методах работы) осуществляется путём логопедизации, которая заключается в реализации речевого тренинга – практического пособия по речевому развитию. Цель тренинга:
- предупредить речевые нарушения;
- закрепить достигнутый уровень речевого развития;
- расширить и конкретизировать усвоенные прежде речевые навыки и понятия.
Структура речевого тренинга.
В речевом тренинге три структурных блока (а не части занятий).
1-й блок – лексико-грамматическая сторона;
2-й блок – психологическая база речи;
3-й блок – звуковая сторона.
В каждом структурном компоненте отрабатывается определенный круг речевых задач. Рассмотрим их.
Лексико-грамматическая сторона направлена на уменьшение синтаксических ошибок, уточнение и расширение словаря и отдельных лексических оттенков употребляемых слов и выражений. Здесь же проводится работа с предложениями.
Психологическая база речи содержит отработку неречевых функций (психических процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления); формирование пространственной ориентации; развитие мелкой моторики руки.
Звуковая или произносительная сторона включает в себя выработку речевого слуха (фонетического и фонематического); артикуляционной моторики; дикции (чистого и правильного звукопроизношения); работу с ударением и просодикой (выразительностью речи).
Как вы видите, в пособии прослеживается связь между психическими процессами и речью со всеми ее компонентами: артикуляционной моторикой, произношением, фонематическим восприятием, словарем, грамматической стороной и связной речью.
Вот примерные игры по теме «Игрушки».
1 блок.
Д/и: «Не разбуди куклу», «Кто быстрее найдёт свою игрушку?», «Позови игрушку сам», «Бубенчики».
2 блок.
Пальчиковая игра «Ладушки», п/и «Поезд».
3 блок.
Артикуляционные и фонетические упражнения: «Накормим птенчика», «Успокой куклу», «Колокольчики», «Игрушки устали».
Система речевого тренинга построена так, чтобы подвести ребенка к своевременному развитию артикуляционной моторики и появлению звуков, сформировать внимание к звучанию слов, их фонетике, морфологии, синтаксису и в конечном итоге предупредить нарушения как устной, так и письменной речи.
Уникальность пособия заключается в подборе игр (как наиболее эффективной формы воздействия на детей) с учетом возрастных особенностей детей и охвате ими всех сторон речевого развития в соответствии с лексической темой и артикуляционными возможностями. Интересные дидактические игры, взяты из уже имеющейся методической литературы и разработаны общепризнанными авторами, занимающимися развитием и коррекцией речи дошкольников.
Методические рекомендации по проведению речевого тренинга.
1. Речевой тренинг проводится ежедневно в течение недели согласно перспективному плану и делится на речевую гимнастику и упражнения проводимые вне занятий (в режимные моменты).
2. Речевая гимнастика проводится в утренние часы после основного комплекса утренней гимнастики. В нее целесообразно включать на первом этапе упражнения из 3-го блока.
3. Длительность речевой гимнастики в зависимости от возраста от 3 до 5 минут.
4. Педагог должен менять подбор упражнений в течение недели, стараясь охватить их все.
5. Часть упражнений из 1-го блока могут быть использованы в режимных моментах, как хороводные или игры с мячом.
6. Содержательный и временной интенсив каждого структурного блока тренинга определяется педагогами, исходя из трудностей речевого развития детей конкретной группы.
7. Для детей младших групп необходимо использовать больше наглядности (игрушки, картинки, предметы быта и одежды ).
Форма тренинга зависит от личностных особенностей педагога и привычного для детей стиля общения с ним.
Систематическое использование речевого тренинга позволяет:
- увеличить подвижность органов артикуляции;
- улучшить дикцию и просодику;
- повысить уровень слухового, речевого и фонематического восприятия;
- увеличить активный словарь;
- уменьшить число синтаксических и грамматических ошибок;
- повысить уровень психологической базы речи (психических процессов, пространственной ориентации, мелкой моторики).
Речевой тренинг – являясь основной формой взаимодействия логопеда и воспитателей ДОУ, позволяет комплексно решать профилактические задачи.
Литература, используемая для составления речевого тренинга:
- Картушина М. Ю. – Конспекты логоритмических занятий с детьми 2-3 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2007.
- Комратова Н. Г. - Учимся говорить правильно: Учеб.-метод. Пособие по развитию речи детей 3-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Косинова Е. М. – Уроки логопеда: игры для развития речи. – М., 2004.
- Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего и младшего дошкольного возраста.- Под ред. Н. В. Серебряковой. – СПб.: КАРО, 2008.
- Нищеева Н. В. – Организация коррекционно-развивающей работы в младшей логопедической группе детского сада. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.
(*термин “речевой тренинг” и структура заимствованы у Т. Дороновой – кн. Подготовка детей к школе в ДОУ.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей на тему: Развитие речи детей раннего дошкольного возраста.
Консультация для воспитателей на тему:Развитие речи детей раннего дошкольного возраста. «Если педагог или родитель своей ежеминутной придирчивостью будет слишком стеснять ребенка в свободно...
Консультация для воспитателей "Развитие речи детей раннего дошкольного возраста"
"Если педагог или родитель своей ежеминутной придирчивостью будет слишком стеснять ребёнка в свободном речевом выражении чувств и мыслей, если он не даст никакого просмотра их эмоциональным высказыван...
Рекомендации воспитателям по развитию речи детей раннего возраста
материал содержит полезную информацию о развитии речи у детей раннего возраста...
Самоанализ к конспекту НОД " взаимодействие учителя-логопеда и учителя-дефектолога в развитии речи детей с ЗПР на тему «В осеннем лесу»".
Самоанализ к конспекту НОД " взаимодействие учителя-логопеда и учителя-дефектолога в развитии речи детей с ЗПР на тему «Осень»"...
Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя по развитию речи детей раннего (младшего) возраста в процессе режимных моментов.
В презентации раскрывается единая система взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей групп раннего (младшего) возраста....
Взаимодействие учителя-логопеда и семьи в вопросах развития речи дошкольников.
О взаимодействии учителя-логопеда и семьи в процессе коррекции речи дошкольника....
Мастер-класс для логопедов на муниципальном методическом объединении учителей-логопедов "Использование нетрадиционных технологий в развитии речи детей"
Логопедам были представлены игры и упражнения с использованием кинетического песка, сопряженной гимнастики, кинезиологических и нейропсихологических упражнений, направленных на коррекцию нарушений реч...