ПЕРЕСКАЗ РАССКАЗА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ФЛАНЕЛЕГРАФА
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)

Наталья Валерьевна Сергадеева

Цели. Учить детей точно отвечать на вопросы, строя фразу из 4-6 слов, учить пересказы­вать короткий текст с наглядной опорой.

Ход занятия. До начала чтения выяснить знание детьми слова «задира» и в случае необхо­димости объяснить его значение. В ходе чтения рассказа взрослый одновременно выставлет и передвигает картинки на фланелеграфе в соответствии с называемыми действиями.

РАССКАЗ «КОТ-ЗАДИРА»

Жил-был во дворе кот Филя. Кот был задира. Однажды кот прыгнул на спину пу­делю Мартину. Потом он разломал в песочнице куличики малышей. На дорожке уви­дел Филя голубя и подкрался к нему. Как кинется, как вцепится голубю в хвост! Но тут из подъезда выскочил сердитый пёс Пират и грозно залаял на кота. Зашипел Филя, выгнул спину и стремглав забрался на дерево.

ВОПРОСЫ К РАССКАЗУ

Как звали кота-задиру? — Почему его назвали задирой? — На кого вспрыгнул кот? — Как звали пуделя? — Что разломал Филя в песочнице? — Чьи это были куличики? Кто их лепил? — Что Филя сделал с голубем? — Во что он вцепился? — Кто выскочил из подъезда? — Какой был Пират? — Как Пират залаял на кота? — Куда забрался Филя? Почему? — Вам (тебе) жалко Филю? Почему?

УПРАЖНЕНИЯ

1.  Словарная работа

Взрослый подробно объясняет значения слов — названий действий и признаков:

подкрался, вцепился, стремглав, забрался, кинулся, грозно зарычал, залаял, выгнул спину.

2.  Подбор действий

Желательно, чтобы к этому времени ребенок самостоятельно подбирал 4—5 слов или словосочетаний, обозначающих действия.

  • Что может делать кот? (умываться, есть, пить, играть с ленточкой, ловить мы­шей, царапать диван, выгибать спину, гоняться за птицами, убегать от собак, заби­раться на дерево и т.п.)
  • Что может делать пёс? (10 действий.)
  • Что может делать голубь?

3.  Выбор из рассказа слов, обозначающих действия, и восстановление по ним пред­
ложения

К этому периоду обучения самые «трудные» дети еще отстают по запасу глаголов, осо­бенно когда называются оттенки значений. Взрослый просит вспомнить слова из рассказа, обозначающие действия, и составить предложения с этими словами:

жил, прыгнул, разломал, увидел и подкрался, кинулся, вцепился, выскочил, залаял, выгнул, забрался. Обратить внимание ребенка, что объединяя два действия, можно расширить предложение.

4.  Установление порядка действий в рассказе и составление двух логически свя­
занных предложений

Взрослый просит ребенка определить, какое действие совершилось раньше, какое — позже, а затем, расположив действия в правильном порядке, восстановить предложения из рассказа:

прыгнул, жил-был; подкрался, разломал;

 

залаял, выскочил; забрался, зашипел; выгнул, забрался.

5. Дополнение прочитанного взрослым предложения другим, логически связанным с ним

На дорожке увидел Филя голубя и подкрался к нему. Филя... Из подъезда выскочил сердитый пёс. Он.., Пёс грозно залаял на кота. Кот...

6. Пересказ рассказа по опорным картинкам.

На данном этапе обучения от ребенка требуется не только правильное построение пред­ложений и отсутствие пауз в рассказе, но и громкость, четкость, эмоциональность расска­зывания.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«12 апреля - День космонавтики» (Пересказ рассказа с использованием мнемотаблицы).

ПЛАН – КОНСПЕКТ  интегрированной непосредственной образовательной деятельности (логопедическое и  музыкальное) для детей с общим недоразвитием речи. Второй период обучения.Пересказ рассказа ...

Коррекционное занятие по развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР «Луковичка» Пересказ рассказа с использованием мнемотаблицы.

* Активация и актуализация словаря по теме. Формирование целостного впечатления об изображенном на серии картинок. Совершенствование навыка составления рассказа по серии картинок с использованием...

ПЕРЕСКАЗ РАССКАЗА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ФЛАНЕЛЕГРАФА

Цели. Продолжать учить детей точно и полно отвечать на вопросы, строя фразу из 4—6 слов; учить пересказывать короткий текст, наглядной опорой для чего служат действия на фланелеграфе с предметны...

ПЕРЕСКАЗ РАССКАЗА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ФЛАНЕЛЕГРАФА

Цели. Учить детей точно отвечать на вопросы, строя фразу из 4-6 слов; учить пересказы­вать короткий текст с наглядной опорой.Ход занятия. Перед началом чтения рассказа взрослый уточняет с детьми, ...

ПЕРЕСКАЗ РАССКАЗА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ФЛАНЕЛЕГРАФА

Ход занятия. Фланелеграф дети часто называют телевизором, и перед занятием взрос­лый может объявить, что сегодня «по телевизору» они увидят ещё одну интересную исто­рию — при...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в группе старшего возраста Область «Речевое развитие» на тему: «Пересказ рассказа с использованием мнемотехники»

Конспект непосредственно образовательной деятельностив группе старшего возраста Область «Речевое развитие» на тему: «Пересказ рассказа с использованием мнемотехники»...

«Пересказ рассказа с использованием мнемотаблиц».

laquo;Пересказ рассказа с использованием мнемотаблиц»....