Доклад на тему: Проблема развития связной монологической речи детей дошкольного возраста в проекции реализации государственной программы поддержки и развития чтения.
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

 

Доклад, подготовленный к неделе чтения в детском саду. Тема: Проблема развития связной монологической речи детей дошкольного возраста в проекции реализации государственной программы поддержки и развития чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx25.52 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД ПЕРВОЙ КАТЕГОРИИ № 34

Доклад

на тему: Проблема развития связной монологической речи детей дошкольного возраста в проекции реализации государственной

 программы поддержки и развития чтения

Подготовила:

Педагог высшей квалификационной категории

Бабикова Любовь Николаевна


Чтение – это  функциональное, базовое умение  для образования и жизни в современном обществе.  Чтение является незаменимым источником усвоения культурных ценностей, социального опыта прошлого и настоящего, российского и зарубежного. Только чтение является самым мощным механизмом поддержания и приумножения богатства родного языка, обеспечивая не только грамотность и образованность, но и формирование идеалов, обогащение внутреннего мира человека.

Мировой опыт неопровержимо свидетельствует, что наибольшие успехи достигаются в тех странах, где проводится государственная политика в области чтения,  где акцент в этой политике сделан на чтение детей и юношества. Наиболее яркими примерами в этом плане могут служить Франция и Великобритания, где существует целостная политика в области поддержки чтения, особенно чтения детей и подростков при поддержке государства.  Во Франции, например, она инициируется Министерством культуры, в Великобритании – Министерством образования.  

Учитывая мировой опыт, данные российских исследователей на государственном уровне была создана  «Национальная программа поддержки и развития чтения», разработанная Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям совместно с Российским книжным союзом, порядок реализации которой рассчитан до 2020 года. Концепция программы была представлена на V съезде Российского книжного союза (РКС) 29июня, под председательством президента, председателя Счетной палаты РФ С.В. Степашина.

В предлагаемой концепции программы акцентируется внимание на важной роли системы образования в приобщении детей к чтению в широком понимании этого слова.  

Путь реализации программы поддержки и развития чтения начинается на самых ранних возрастных ступенях – с самого раннего детства. Приобщению детей дошкольного возраста к чтению способствует тесное сотрудничество таких институциональных структур как система дошкольного образования и семья.

Поддерживая традиции отечественной педагогики и учитывая опыт современных исследователей одна из главных задач дошкольного учреждения, направленная на  воспитание интереса ребенка к языковому богатству, своевременного развития грамотной, выразительной культурной речи, позволяющей точно передавать содержание мысли, приобретает сегодня привилегированное значение. Реализация данной важной составной части воспитания и обучения ребенка возможна только с помощью процесса чтения взрослого ребенку вслух, совместного анализа литературного произведения в единстве его содержания и художественной формы, а также в активном освоении средств художественной выразительности.

Овладение родным языком является важнейшим условием успешности ребенка в социальном и интеллектуальном развитии, в освоении видов деятельности и творчества, характерных для дошкольного детства. Речевые умения выступают одним из критериев оценки результатов детской деятельности.

Важность изучения механизмов овладения речью, приобщения детей к красоте родного слова, развития культуры речи подчеркивали такие крупные деятели отечественной науки, как К.Д. Ушинский, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.А. Потебня, А.А. Леонтьев, А.В. Запорожец, А.Н. Гвоздев и мн. др. Работы зарубежных исследователей также показывают, как развивалась область науки, изучающей психологическую способность человека говорить, использовать речь и язык, осуществлять общение.  

При целостном рассмотрении речевой способности человека, которое в той или иной мере сохранялось вплоть до ХХ в., ученые тесно связывали речь и язык, и тогда мы находим употребление понятий «психология речи» и «психология языка» синонимичным (см., например, соч. В. Гумбольта, В. Вундта).

Авторитетнейший лингвист начала ХХ столетия Ф. де Соссюр противопоставил понятия «речь» и «язык». Он считал речь явлением психологическим – преходящим, неустойчивым, а значит изменяющимся, имеющим возможность развития при определенных условиях, а в «языке» подчеркивал его системную организацию, квалифицируя как явление социальное и подлежащее изучению со стороны лингвистики (Соссюр, 1977). Эта точка зрения заметно повлияла на характер дальнейших проводимых исследований в этой области. Психология речи была строго отделена от языка, последний был передан в ведение лингвистики.

При раскрытии сущности понятия «язык» прежде всего, указывается на его принадлежность к мировым универсалиям: язык – это мир. В соединении с другой универсалией – мышлением – он образует один из самых совершенных способов понимания и отношения людей к миру: язык является мировоззрением. Для него характерна определённая социально-культурная отнесенность: через язык конкретная общность приходит к самовыражению. Социальность языка делает его существование относительно независимым от речевой активности отдельного индивида: язык дан индивиду общностью.

Речь в большинстве определений выступает феноменом индивидуальной жизни, а ее основным субъектом является конкретный человек: через речь индивид приходит к самовыражению. Поэтапно овладевая речью во всех ее жизненных функциях, мы осуществляемся в мире языка и в мире в целом: в речи совершается «путь к языку». Одна из важнейших сторон функционирования речи состоит в том, что она служит жизни людей и используется для общения, коммуникации, взаимовлияния, организации социальных контактов.

Речь и язык теснейшим образом связаны в своем функционировании – люди говорят только на основе языка. Язык усваивается от окружающих говорящих людей, т.е. социальным путем, после усвоения принадлежит каждому говорящему субъекту и тем самым становится частью его функционирующей психики.

Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения. Устная речь – единственный из ее видов, который используется дошкольниками – обогащается путем приобщения через литературу к широкому кругу знаний – всей человеческой культуре.

Развитие устной монологической речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения и образованности в целом.

 В связи с вышеизложенным возникает необходимость эффективного использования сенситивного дошкольного периода детства для овладения связной монологической речью. Данный вид речи  является высшим достижением речевого воспитания дошкольников, оно вбирает в себя освоение звуковой стороны языка, словарного состава, грамматического строя речи.

Психологически в известном смысле, прежде всего для самого говорящего, всякая подлинная речь, передающая мысль, желание говорить, является связной речью. Связной в специфическом, терминологическом смысле слова здесь мы называем такую речь, которая отражает в речевом плане все существенные связи своего предметного содержания. Связность собственно речи означает адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя; другими словами все в ней понятно для другого из самого контекста речи – это «контекстная речь». Речь ребенка сначала не образует такого связного смыслового целого – такого «контекста». Для ее понимания необходимо учесть ту конкретную более или менее наглядную ситуацию, в которой находился ребенок и к которой относится его речь: это «ситуативная» речь. Основная линия развития речи ребенка в этом наиболее существенном для речи в целом аспекте заключается в том, что от исключительного господства только «ситуативной» речи ребенок переходит к овладению «контекстной» связной  речью. Лишь постепенно ребенок переходит к построению речевого контекста, более независимого от ситуации.

 По данным исследований А.М. Леушиной в старшем дошкольном возрасте осуществляется переходный этап, который можно наглядно наблюдать в интересном симптоматическом явлении, когда ребенок при построении речевой конструкции сначала вводит местоимение, а затем, самостоятельно добавляет поясняющее для слушателя существительное («она» - девочка – пошла, «он» - шар – покатился). Эта форма изложения не случайное явление, а типичное, вскрывающее  существенный этап в речевом развитии ребенка-дошкольника.

За последние десятилетия наметилась тенденция к снижению уровня владения именно связной речью детьми школьного возраста. Речь школьников  младших и старших классов  как устная, так и письменная по форме изложения приближена к ситуативной. Так,  ребенок в своей речи чаще только подразумевает подлежащее, заменяя  его местоимениями, не указывая в самом контексте, к кому эти местоимения относятся. Местоимения в одном предложении могут иметь отношение к совершенно разным субъектам. Также в речи встречается большое количество наречий «там»; характеризуя предметы, дети часто употребляют «такой». Только зная ситуацию можно судить о смысле рассказа устного или письменного. Этот факт свидетельствует о преобладании ситуативной речи над контекстной, а также   недостаточном своевременном внимании со стороны педагогов дошкольного звена системы образования и родителей.

В рассмотрении вопроса развития связной речи дошкольника нам близка концепция С.Л. Рубинштейна о том, что роль социального воздействия на развитие речи  ребенка первична. Непосредственное общение  с другими людьми, с взрослыми – родителями и педагогами, их указания и вопросы, требующие уточнения, более понятного, связного, совершенного ее построения, несомненно, оказывают очень значительное влияние на развитие речи ребенка. Под социальным воздействием мы понимаем процесс обучения, посредством которого, возникает потребность и необходимость в построении новых речевых форм при изложении материала. «Ситуативная» разговорная речь максимально направлена на другого человека, на слушателя или собеседника и стремится к тому, чтобы быть им понятой. Понятность «контекстной» речи должна быть достигнута в новых условиях и потому новыми средствами. Ребенок лишь постепенно овладевает новыми средствами построения речи, понятной для других на основе ее контекста. Такое построение предполагает как новое отношение к слушателю, так и новую трактовку предметного содержания речи. Для того чтобы стать адекватным средством общения, речь в разных условиях должна удовлетворять разным требованиям и пользоваться различными средствами. Этим, прежде всего и обусловлено  различие «ситуативной» и «контекстной» речи. Нужно отметить, что «ситуативная» и «контекстная» речь впоследствии сосуществуют, не вытесняя одна другую. Ребенок на следующем этапе развития имеет возможность адекватнее и совершеннее, уместнее пользоваться эти виды речи, в зависимости от конкретных условий, от содержания сообщения и характера общения.

Период дошкольного детства  дает богатые предпосылки для дальнейшего успешного использования связной речи с овладением  языковыми средствами, необходимыми в построении монолога, который строится по законам литературного языка. Только специальное речевое воспитание подводит ребенка к овладению связной речью, которая представляет собой развернутое высказывание, состоящее из нескольких или многих предложений, разделенных по функционально-смысловому типу на описание, повествование, рассуждение. Формирование связности речи, развитие умений содержательно и логично строить высказывание является одной из главных задач речевого воспитания дошкольника.

 В практике работы с дошкольниками  педагог предполагает достижение следующих основных задач по развитию речи:  воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, обучение связной речи. Важнейшие составляющие процесса развития речи постепенно решаются на протяжении всего дошкольного детства, однако на каждом возрастном этапе идет постепенное усложнение содержания речевой работы, меняются и методы обучения. Развитие связной речи ребенка происходит в тесной взаимосвязи с освоением звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя языка. У каждой из перечисленных задач есть целый круг проблем, который необходимо решать параллельно и своевременно.

Наше дошкольное учреждение в течение нескольких лет работает по программе развития и воспитания детей «Детство», разработанной коллективом кафедры дошкольной педагогики Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.  

Выбранная образовательная  программа содержит отдельные цельные компоненты, среди которых определено важное место литературному развитию дошкольника. В старшем дошкольном возрасте акцент сделан на обращении пристального внимания детей к содержанию произведений художественной литературы, возможности развивать способность в постижении внутреннего смысла произведений. Полагаясь на задачи воспитания и обучения данной программы, мы стремимся привить устойчивый интерес детей к чтению книги, тяготение к постоянному общению с ней и восприятию книги, как источника общекультурного опыта и знаний.

 Развитие речи ребенка дошкольника занимает отдельное важное место в программе «Детство». На практике мы используем многочисленные упражнения в использовании родного языка. Дети  активно и с удовольствием включаются в эксперименты со словом, видоизменяя его и придумывая новые слова. Творческая речевая деятельность также приносит много радости – придумывание всевозможных загадок, сказок, рассказов.

На примере литературных произведений дети учатся рассуждать о нравственных сторонах героев, аргументировать свои высказывания. Для закрепления навыков связной речи мы используем такие формы работы как «Детский театр», различные презентации «Представляем виды профессии», «Расскажи о животном», «Мир растений», «Правила вежливости»  и мн. др. В данном случае дети попадают в ситуацию, где необходимо использовать контекстную речь, игнорируя, по возможности, ситуативную, а также приобретают опыт публичного выступления, преодолевая застенчивость и стеснительность. Разнообразные пальчиковые игры «Расскажи стихи руками» также погружают ребенка в ситуацию активного общения героев, с помощью заранее предложенного текста.

В педагогической практике развитию связной речи способствует такая форма работы, как тематическая беседа и обсуждение в рамках проекта «Круглый стол». Обсуждая выбранную тему, каждый ребенок приобретает  умения правильно формулировать задаваемые вопросы, строить высказывания в краткой или распространенной форме, ориентированно на задачу общения. С помощью речи дети учатся исправлять ошибочные высказывания сверстников, разрешать спорные ситуации.

Элементы развития речевых умений ребенка присутствуют практически во всех видах наших занятий. Контекстная связная речь дошкольника имеет возможность благотворно развиваться благодаря целенаправленному использованию наблюдения как способа познания. Педагог активно помогает ребенку научиться принимать цель наблюдения и ставить ее самостоятельно, используя сенсорные и интеллектуальные способы, вслух планировать-проговаривать ход наблюдения, пытаться строить выводы и переносить их во вне, используя речевые умения. С помощью активного включения ребенка в ситуацию элементарной поисковой деятельности ребенок приобретает  умение самостоятельно вслух рассуждать о причинно-следственных связях наблюдаемого явления, выдвигать собственные предположения о решении той или иной познавательной задачи, направляемый педагогом в грамотном формулировании фраз.

Таким образом, педагог имеет возможность предложить целостность содержания развития языковой литературной среды, объединяющей духовный потенциал и конкретные методики развития связной контекстной речи дошкольников. Принцип системности обучения в данном направлении реализует важную цель – приобщения детей к чтению, начиная с самых ранних возрастных ступеней.  Успешность деятельности педагога в процессе развития контекстной речи дошкольника имеет в своей основе:

 организацию среды развития с помощью эффективных программ, подтвердивших свою ценность на практике;

функциональность образовательного процесса в содержании конкретных методик, пособий, игр;

адекватность использования комплекса педагогических средств развития относительно уровня развития каждого конкретного ребенка.

Тесное сотрудничество нашего дошкольного учреждения и семьи дает уверенность в уважении в будущем молодых граждан к родной речи, литературе и  ценностям духовной культуры, передающимся от поколения к поколению. Современный этап развития образования позволяет  осуществить гармоничное включение ребенка в активную среду развития речи с помощью мощного механизма – приобщения к чтению и дает неиссякаемый духовный и интеллектуальный потенциал обогащения внутреннего мира человека, перспективу качественного успешного изменения будущего каждого гражданина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план развития связной монологической речи детей старшего возраста с ЗПР в процессе обучения описанию пейзажа.

Перспективный план содержит игры для развития связной монологической речи детей старшего возраста с ЗПР в процессе обучения описанию пейзажа. ...

Формирование связной монологической речи детей дошкольного возраста с ОНР

Формирование связной монологической речи детей дошкольного возраста с ОНР...

Определение уровня сформированности и особенности связной монологической речи детей дошкольного возраста

Статья посвящена методике определения уровня сформированности связной монологической речи детей дошкольного возраста...

Определение уровня сформированности и особенности связной монологической речи детей дошкольного возраста

Методика оценки эффективности коррекционной работы в логопедической группе...

Доклад из опыта работы "Развитие связной монологической речи детей с ТНР посредством использования мнемотехники"

Материал будет полезен воспитателям работающим  в группах компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи....

Конспект НОД по развитию связной монологической речи (старший дошкольный возраст) «Как хлеб на стол пришёл» составление связного монологического рассказа с опорой на предметно-схематическое моделирование

Конспект НОД по развитию связной монологической речи(старший дошкольный возраст)Тема: «Как хлеб на стол пришёл» составление связного монологического    рассказа с опорой на ...