Песочная терапия в коррекции отклоняющегося поведения младших школьников
статья по коррекционной педагогике по теме
Песочница- прекрасная среда для развития ребенка, для глубокого понимания его внутреннего мира и построения с ним гармонических отношений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pesochnaya_terapiya.docx | 21.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Песочная терапия
Игра с песком как способ развития и самотерапии ребенка известен с древних времен. Податливость песка будит желание создать из него миниатюрную картину мира. Ребенок выступает в песочнице как созидатель — один жизненный сюжет меняет другой, следуя законам бытия: все приходит и все уходит, нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено, просто старое превращается в нечто иное, новое. При многократном переживании этого ощущения ребенок достигает состояния душевного равновесия.
Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок, тем более с особыми потребностями в развитии, часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное — он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо!
Песок нередко действует на детей как магнит. Их руки сами, неосознанно, начинают пересыпать и просеивать песок, строить тоннели, горы, выкапывать ямки. А если к этому добавить различные игрушки, тогда у ребенка появляется собственный мир, где он выдумывает и фантазирует, и в то же время учится работать и добиваться цели.
Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим специалисты утверждают, что он поглощает негативную психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует эмоциональное состояние. Так или иначе, наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, это делает его прекрасным средством для "заботы о душе", именно так переводится термин "психотерапия".
Мокрый песок позволяет лепить грандиозные фигуры без мелких деталей, но очень выразительные по силуэту. Из песка можно делать не только дворцы, но и машины, корабли, различные фигурки - скульптурки, украшая их камешками, ракушками, цветными бусинками.
Цель такой терапии - не менять и переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность ребенку быть самим собой. И принимать себя таким, какой он есть, что является проблематично для детей сирот, т.к. у детей данной категории имеются искажения в образе Я.
Игра ребенка является символическим языком для самовыражения. Манипулируя игрушками, ребенок может показать более адекватно, чем выразить в словах, как он относится к себе, к значимым взрослым, к событиям в своей жизни, к окружающим людям.
Игра в песке дает средства для разрешения конфликтов и передачи чувств. Игрушки вооружают ребенка подходящими средствами, поскольку они являются той средой, в которой может осуществляться самовыражение ребенка. В свободной игре он может выразить то, что ему хочется сделать. Когда он играет свободно, а не по чьей-то указке, он совершает целый ряд независимых действий.
Чувства и установки, которые ребенок, возможно, боится выразить открыто, можно, ничего не опасаясь, спроецировать на выбранную по собственному усмотрению игрушку. Вместо того, чтобы выражать чувства и мысли в словах, ребенок может закопать в песок ту или иную игрушку, ударить, утопить и т.д. Чувства ребенка часто невозможно выразить вербально (словами).
Формы и варианты песочной терапии определяются особенностями конкретного ребенка, специфическими задачами работы и ее продолжительностью.
Какие дети особенно нуждаются в этой игре?
Дети, имеющие сложности в психическом развитии, конфликты во взаимоотношениях, страхи и др. Как показали исследования, игра с песком обладает психотерапевтическим эффектом, помогая ребёнку избавиться от страхов, застенчивости, конфликтности в общении и многих других проблем.
Занятия в песке показаны детям с различными видами нарушений: РДА, РДШ, разные виды СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивность), патохарактерологическое развитие личности, психопатии, фобии, невротические расстройства.
Можно выделить два вида работы с песком:
- работа с сухим песком;
- работа с песком и водой, работа с влажным песком.
Действия детей с песком можно условно разделить на 4 типа:
1. Можно использовать песок для мотивации сенсорного развития, так как дети любят занятия с песком, то песок можно использовать как мотиватор, а именно положить в песок различные геометрические фигуры, разноцветные дощечки, дощечки с различной текстурой, и играть с ребенком предлагая ему спрятать фигуры, затем найти квадрат, или разделить фигуры в две стороны по цветам и т.д.
2. Совершение определенных манипуляций с песочной поверхностью (дети заполняют песком формочки, рисуют на песчаной поверхности, делают отпечатки, собирают песок в комочки и создают горки).
3. Проникновение в толщу песка, рытье ямок и тоннелей, прятанье в песок предметов с их последующим извлечением.
4. Организация сюжетов, создание композиции – этот тип работы с песком является самым сложным для ребенка, поэтому идти к нему следует постепенно, формируя не просто манипулирование игрушками в песке, а именно создание сюжета, составление рассказа и анализ ситуаций, возникающих на песке.
При создании песочных композиций песочница позволяет использовать 3 формы художественного творчества: скульптуру, рисунок и отпечатки на песке, а также работу с предметами. Добавление в песок воды позволяет создать весьма пластичный природный оборудование, который может использоваться для моделирования трехмерных форм.
При помощи разных инструментов и рук на песке можно создавать рисунки и отпечатки. Игра с песком позволяет создавать новые образы и не требует специальных умений.
Кроме того песок - прекрасный тренажер, средство для подготовки руки к письму, для овладения специальными движениями.
Поэтапные направления работы с песком:
- Ориентировочный этап – мы просто знакомимся с песком, сыплем песок на пальцы и ладони, прячем ладони в песок ребенку, он засыпает ладони вам (развитие взаимодействия), строим горки, разрушаем горки, роем туннели и т.д. При этом стараемся проговаривать все действия и ощущения. После этого можно добавить сенсорные эталоны, стимулируя развитие высших психических функций (мышление, внимание, воображение, память, речь).
- Переход от предметно-манипулятивной игры к сюжетно-ролевой – на этом этапе мы добавляем игрушки, комбинируем сухой и мокрый песок, показываем ребенку, как мы строим в песочнице историю, или целый мир, составляем рассказ вместе с ребенком.
- Переход к самостоятельным действиям – это самостоятельное путешествие ребенка по сказочной песочной стране, в которой он уже сам старается создать какую-либо историю. Не нужно опасаться, что историю у ребенка будут сперва примитивны, помогайте ему, подсказывайте, что можно еще придумать в этой истории и какие могут быть варианты развития этой истории. Важно отметить, что на том этапе необходимо постараться ввести ребенку навык действия, то есть управления движениями и событиями в истории, например: утром мама готовит завтрак и дочка помогает ей, а папа собирается на работу.
- Подготовка к самостоятельной жизни – это самый сложный, но важный момент возможностей песочной терапии, когда на песке вы с ребенком „проигрываете" разнообразные жизненные ситуации. Это могут быть как разнообразные бытовые ситуации, так и ситуации, которые вызывают у ребенка тревогу и страх. Разыгрывая подобные ситуации, вы можете косвенно предложить ребенку новый опыт, прожить эту ситуацию и уменьшить силу тревоги и страха перед сложными жизненными ситуациями в реальности
Таким образом, ПЕСОЧНИЦА - прекрасная среда для развития ребенка (и взрослого), для глубокого понимания его внутреннего мира и построения с ним гармоничных взаимоотношений. С одной стороны, песочная терапия - это прекрасная развивающая среда, с другой, определение и работа с внутренними конфликтами и переживаниями ребенка. Это возможность отследить уровень и направленность агрессии, наличие и глубину конфликтов со значимыми близкими, поиск ресурсных возможностей организма, обретение способов преодоления трудностей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План по самообразованию педагога-психолога на 2016-2021 год по теме: "Песочная терапия в коррекции эмоционально-волевой и социальной сфер дошкольников"
План по самообразованию педагога-психолога на 2016-2021 год по теме: "Песочная терапия в коррекции эмоционально-волевой и социальной сфер дошкольников"...
Применение элементов песочной терапии в коррекции речевого развития дошкольников.
Применение элементов песочной терапии в коррекции речевого развития дошкольников....
Использование песочной терапии в коррекции звукопроизношения у детей.
Песок - это тот благодатный материал в работе с детьми, который должен использовать каждый учитель-логопед в своей практике. Происходит на занятиях с использованием песка легче коррекция звукопроизнош...
Использование элементов песочной терапии в коррекции развития речи у детей дошкольного возраста, с помощью речи реализуется потребность в общение.
Сегодня в наше время мы часто сталкиваемся с проблемой развития речи у детей дошкольного возраста. Потребностью и главной функцией для нас является речь . Вот этим мы отличаемся от животны...
Игровые технологии профилактики и коррекции отклоняющегося поведения детей дошкольного возраста
В данном документе представлена консультация для родителей-дошкольников. Как предотвратить и скорректировать отклоняющее поведение....
ПРИКЛАДНОЙ АНАЛИЗ ПОВЕДЕНИЯ (АВА) - ТЕРАПИЯ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ ПРОБЛЕМНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА.
Все больше семей, воспитывающих детей с расстройством аутистического спектра (РАС), понимают важность применения эффективных методов обучения и адаптации ребенка уже с самого раннего детс...
Профилактика и коррекция отклоняющегося поведения дошкольников посредством игры
Профилактика и коррекция отклоняющегося поведения старших дошкольников посредством игры....