Актуальность использования арт-педагогики для развития эмоционально-волевой сферы дошкольников с ЗПР
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)
В публикации рассмотрены особенности эмоционально-волевой сферы дошкольников с задержкой психического развития и обоснована актуальность использования арт-педагогики в решении этой задачи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Актуальность арт-педагогики | 20.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Актуальность использования арт-педагогики для развития эмоционально-волевой сферы дошкольников с ЗПР
Эмоционально волевая сфера представляет собой:
Свойства личности человека, характеризующие содержание, качество и динамику его эмоций и чувств, в том числе способов их регуляции. Компонент эмоциональной устойчивости. Степень волевого владения человека своими эмоциями.
Для всестороннего развития личности ребенка, успешной подготовке к школе важно развивать эмоционально-волевую сферу.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выделяет несколько направлений развития дошкольника, среди которых важное место отводится социально-коммуникативному, включающему в себя задачи развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру.
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.[1]
Обратимся к целевым ориентирам на этапе завершения дошкольного образования.
- Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности. Ребенок овладевает установкой положительного отношения к миру, разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. \способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты.
- Открыт новому, то есть проявляет стремление к получению знаний, положительные мотивации к дальнейшему обучению.
Анализ обследования детей с ЗПР обнаруживает такую картину:
Дети обладают низкой социальной компетентностью. Коммуникативные навыки развиты слабо, часто отмечаются реакции агрессии и негативизма. Учебная мотивация у многих детей не сформирована. Пониженный интерес к художественной и другим видам деятельности. Отсутствие необходимых навыков. Низкая творческая активность.[2]
Мы видим противоречие между требованиями нормативного документа и реальным положением дел, что доказывает актуальность выбранной темы.
Чтобы реализовывать стандарты образования педагогам необходимо искать новые инструменты. И таким инструментом может стать арт-педагогика.
“Арт-педагогика – особое направление в педагогике, где воспитание, образование, развитие личности, её коррекция осуществляются средствами искусства, как классического, так и народного, наряду с содержанием изучаемого материала”.[3]
Одной из задач арт-педагогики является активизация и поиск ресурсов, что ведет к личностному развитию, обучение навыкам саморегуляции, коммуникативным навыкам. Это способность к волевым действиям, способность приводить себя в равновесие, длительное время работать, удерживать внимание.
На основе этих определений сделаем вывод, что арт-педагогика влияет на развитие эмоционально-волевой сферы и является актуальной для дошкольников.
Учитывая, что одной из задач арт-педагогики является коррекция, рассмотрим возможность использования арт-педагогического подхода в развитии эмоционально-волевой сферы детей с задержкой психического развития.
Сделаем вывод: выбранная тема является актуальной для коррекционной педагогики. Арт-педагогика позволяет рассмотреть в рамках образования не только художественное воспитание, но и все компоненты коррекционно-развивающей работы средствами искусства, включая и эмоционально-волевую сферу. Тем более, что эта тема еще недостаточно изучена.
Задержка психического развития (ЗПР) – нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своем развитии от принятых психологических норм для данного возраста. Дети испытывают сложность и в осуществлении эмоционально-волевой регуляции. Следствием которой является дезаптационное поведение, у детей слабо развита мотивация к какой-либо деятельности.[4]
Задержка психического развития характеризуется неравномерным формированием процессов познавательной деятельности, обусловленное недоразвитием речи и мышления, а также присутствием расстройств в эмоционально-волевой сфере. Современные исследования свидетельствуют, что эмоциональность сказывается на интеллектуальном развитии ребенка. Таким образом, ЗПР проявляется как в эмоционально-волевой незрелости, так и в интеллектуальной недостаточности. Если ребенок свыкся с состоянием подавленности, уныния, то он не будет в такой же мере, как его жизнерадостный сверстник активно проявлять любопытство к исследованию окружающей среды. У таких детей низкая познавательная активность и мотивация к какой-либо деятельности. Что свидетельствует о недоразвитии эмоционально-волевой сферы.
Тема развития эмоций и воли в возникновении мотивов, как регуляторов деятельности и поведения ребенка очень важна и ставит перед педагогами задачи ее дальнейшего изучения. Арт-педагогический подход может справиться с этими задачами.
[1] ФГОС ДО [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pravobraz.ru/federalnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazovaniya//, свободный. Дата обращения 17.06.2020
[2] Мамкина И.Н. Особенности коммуникативной деятельности у детей с нарушениями интеллекта//Проблемы педагогики. 2017. №14 (27) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru//article/n/osobennosti-kommunikativnoy-deyatelnosti-u-detey-s-narusheniem-intellekta, свободный. Дата обращения 17.06.2020.
[3] Уматова Алпият Уматовна Артпедагогика в системе воспитания младших школьников // Известия ДГПУ. Психолого-педагогические науки. 2012. №2 (19). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/artpedagogika-v-sisteme-vospitaniya-mladshih-shkolnikov , свободный. Дата обращения: 30.06.2020.
[4] Королева В.Н. Задержка психического развития. Статьи по дефектологии. СПб, 2017// [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://emberint.ru/articles/zaderjka_psih_razvitiya/ , свободный. Дата обращения 17.06.2020).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план занятий по развитию эмоционально – волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с использованием сказкотерапии.
Выявление эмоциональных проявлений у детей при анализе различных ситуаций, используя метод - сказкотерапия....
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Современный детский сад должен стать местом, где ребёнок получает возможность широкого эмоционально-практического самостоятельного контакта с наиболее близкими и значимыми для его развития сфера...
Занятие с использованием интерактивной доски по развитию эмоционально-волевой и когнотивной сферы в подготовительной логопедической группе.
Педагог-психолог. Конспект занятия с использованием интерактивной доски по развитию эмоционально-волевой и когнотивной сферы в подготовительной логопедической группе....
Использование песочной терапии в развитии эмоционально- волевой сферы у детей с ОВЗ
Использование песочной терапии для развития эмоционально-волевой сферы у детей....
Конспект занятия с использованием интерактивной доски по развитию эмоционально-волевой и когнотивной сферы в подготовительной группе компенсирующей направленности
Конспект занятия с использованием интерактивной доски по развитию эмоционально-волевой и когнотивной сферы в подготовительной группе компенсирующей направленности...
Развитие эмоционально-волевой, коммуникативной сфер у детей 5-7 лет с нарушениями речи
Поддерживая в ребенке радостное настроение, мы укрепляем его психическое и физическое здоровье. Ходить, говорить, читать, писать, считать ребенок обязательно научится, а вот чувствовать, сопереживать,...
Использование кинетического песка в развитии эмоционально-волевой сферы детей с ОВЗ
Одним из наиболее продуктивных методов обучения, развития и организации работы с детьми с ОВЗ, является – песочная игротерапия.В своей работе мы используем песочную терапию для решения психологи...