Сравнительная характеристика перспективности обучения детей с недоразвитием интелекта и задержкой психического развития
учебно-методический материал по коррекционной педагогике
Основная цель системы образования для детей с нарушением интеллекта — максимально возможная социализация: При этом под социализацией подразумевается совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит определенную систему знаний, норм и ценностей, Социализация включает: раннюю социализацию (от рождения до поступления в школу); обучение (школьное и профессиональное), социальную зрелость (трудовую активность), завершение жизненного цикла (с момента прекращения постоянной трудовой деятельности).
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Основная цель системы образования для детей с нарушением интеллекта — максимально возможная социализация: При этом под социализацией подразумевается совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит определенную систему знаний, норм и ценностей. Социализация включает: раннюю социализацию (от рождения до поступления в школу); обучение (школьное и профессиональное), социальную зрелость (трудовую активность), завершение жизненного цикла (с момента прекращения постоянной трудовой деятельности).
На сегодняшний день по МКБ-10 выделяют 4 степени умственной отсталости: 1. Лёгкая (F70.) — дебильность. IQ — (50-69) 2. Умеренная (F71.) — имбецильность . IQ — (35-49) 3. Тяжёлая (F72.) — имбецильность , тяжёлая умственная субнормальность . IQ — (20-34) 4. Глубокая (F73.) — идиотия . IQ < 20
Дети с легкой умственной отсталостью способны к обучению, иногда при хорошей механической памяти, усидчивости и гиперопеке родителей достигают неплохих результатов в учебе, овладевают несложными трудовыми процессами, возможно их социальное приспособление в известных пределах. Однако сниженный интеллект и особенности эмоционально-волевой сферы детей-дебилов не позволяют им овладеть программой общеобразовательной школы . Большинство детей с легкой степенью умственной отсталости к моменту выпуска из школы по своим психометрическим и клиническим проявлениям мало чем отличаются от нормальных людей. Они благополучно трудоустраиваются, создают семьи, имеют детей. Эти люди дееспособны поэтому общество признает их способными отвечать за свои поступки, нести воинскую повинность, наследовать имущество, участвовать в выборах…
В процессе обучения, они испытывают большие трудности. Овладение навыками чтения и письма происходит с большим трудом. Легче вырабатываются простые навыки. Так, например, им легче запомнить буквы, чем слить их в слоги и слова. Во время чтения и письма многие допускают ошибки в виде пропусков, недописок, искажений. Сравнительно легко овладевают порядковым счетом, но счетные операции осуществляются с большим трудом. Лица с дебильностью овладевают преимущественно конкретными знаниями. Стремление некоторых родителей удержать ребенка в массовой школе наносит ему большой вред. Не успевая в школе, он теряет веру в свои силы и возможности. В результате в одних случаях ребенок становится пассивным, апатичным, вялым, безразличным; у него формируются такие отрицательные черты характера, как неуверенность, отсутствие инициативы, внушаемость. В других случаях начинают преобладать возбуждение, повышенная реактивность, аффектные вспышки, возникают психопатоподобные состояния. В процессе обучения во вспомогательной (коррекционной) школе дебилы накапливают запас знаний, представлений, умений, навыков. Обогащаются их эмоциональная сфера, выявляются индивидуальные особенности личности. Но осуществление высших форм мышления для них остается недоступным. С годами дебильность становится менее заметной, особенно у тех, кто сумел хорошо адаптироваться в жизни. Однако, часть дебилов может попасть в группу асоциальных или даже уголовных элементов в связи с повышенной внушаемостью, некритичностью и недостаточным осмыслением ситуации.
В школьный период жизни отмечается недоразвитие личностных компонентов, снижение критичности по отношению к себе и окружающим, расторможенность влечений, склонность к неоправданным аффектам. Среди олигофренов с психопатоподобным поведением можно встретить «бегунов», т.е. школьников, которые без видимых причин убегают из школ или школ-интернатов. Часто они садятся в проходящий транспорт и едут, сами не зная куда и зачем . Они не усваивают общих понятий, правил арифметики и грамматики. За много лет школьного обучения с трудом усваивают лишь элементарные навыки чтения и письма. Трудно, но практически возможно приспособить их к выполнению некоторых видов производительного труда. Способность самостоятельно ориентироваться в жизни у них ограничена, поэтому они нуждаются в постоянной опеке.
Согласно инструкции Министерства просвещения СССР имбецилов во вспомогательные школы принимать не следует. Однако существует ряд причин, по которым их все же принимают. Во-первых , не так легко провести грань между дебильностью глубокой степени и имбецильностью . Во-вторых, имбецилы являются все же в некоторой мере обучаемыми детьми. Они могут за несколько лет научиться хоть кое-как читать, писать и усвоить легкие виды ручного труда. Поэтому понятна и оправдана настойчивость родителей, добивающихся обучения их детей. Без обучения они становятся тяжелым бременем для общества, семьи и сами остаются несчастными существами. Поскольку они в некоторой мере обучаемы и податливы лечебному воздействию, их совершенно необходимо учить и развивать.
Прежде всего, учитывая беспомощность детей в быту, их необходимо обучать самообслуживанию: еде, умыванию, одеванию и раздеванию, а также элементарным навыкам хозяйственно-бытового труда . Школа дает детям необходимые знания и умения, способствует преодолению либо компенсации нарушенных психических функций, стимулирует дальнейшее психическое развитие, помогает стать полноценными членами семьи и общества. Чтобы справиться с такими трудными задачами, учитель вспомогательной школы должен уметь понять внутренний мир ребенка, его стремления и реальные возможности.
Идиотия - самая глубокая степень умственной отсталости. Детям-идиотам недоступно осмысление окружающего, их речевая функция развивается крайне медленно и ограниченно, в ряде случаев речевые звуки не развиваются вообще. Дети-идиоты имеют нарушения (иногда очень тяжелые, вынуждающие их к лежачему образу жизни) моторики, координации движений и праксиса , ориентировки в пространстве. У них крайне трудно и медленно формируются элементарные навыки самообслуживания, в том числе гигиенические. Часто эти навыки не формируются вообще. Дети-идиоты не обучаются и находятся (с согласия родителей) в специальных учреждениях (детских домах для глубоко умственно отсталых).
Дети и подростки с ЗПР требуют особого подхода к ним, многие из них нуждаются в коррекционном обучении в специальных школах, где с ними проводится большая коррекционная работа, задача которой – обогащать этих детей разнообразными знаниями об окружающем мире, развивать у них наблюдательность и опыт практического обобщения, формировать умение самостоятельно добывать знания и пользоваться ими.
Гибкость мыслительных процессов и развитие речи у детей класса коррекции на низком уровне. Переключение от одной мыслительной операции к другой им дается с трудом, необходим отдых. Без определенной наглядности, шаблонов детям тяжело воспринимать материал. Каждый урок должен быть сопровожден наглядным материалом для более результативного освоения учеником новой темы. Для наглядности могут в работу включаться как презентации содержащие в себе основные тезисы новой темы, так и печатные схемы. Речь детей в классах коррекции не развита. Как правило, они не могут самостоятельно высказать свою мысль. Здесь работа учителя заключается в том, что он должен выслушивать доводы и ответы детей, даже если они неверны и давать возможность другим детям корректировать ответы одноклассников. Работа по развитию речи должна проходить не только на уроках русского языка и литературного чтения, но и на других предметах.
В своей работе учитель класса коррекции должен уделять большое внимание самостоятельной работе на уроках учащихся. Сейчас очень популярен стал метод обучения, учитывающий уровневый подход. Ученик должен получать задания, которые ему по силам. Потому что основной причиной нежелания учиться у детей является то, что ученику со слабыми способностями предлагаются задания, к которым он еще не готов, в то время как более сильный, выполнив задание, уже скучает. Отсюда следует, что детям необходимо давать задания разной степени трудности. Для этого очень хорошо использовать карточки. Рациональность поуровневого обучения обусловлена стремлением учителя создать более благоприятные условия для творческого развития каждого ученика, с индивидуальным подходом к каждому. Благоприятный эмоциональный климат в классе определяется в первую очередь продуктивным общением, взаимодействием ребенка с учителем, а также со сверстниками. Именно доброжелательное общение с учителем в классах коррекции позволяет ребенку формировать положительное отношение к своей личности. Исключительное доверие к учителю вызывает у ученика желание заниматься учебной деятельностью. Также учителю необходимо следить за взаимоотношениями каждого ребенка со сверстниками. Ведь конфликты с одноклассниками нередко являются причиной нежелания учиться. Боязнь насмешек дают сбой в желании отвечать на уроках. Отсюда идет снижение в успеваемости. Учитель должен уметь вовремя предотвратить все конфликты. Работа в классе коррекции – это довольно сложный и кропотливый труд, который требует от учителя большой выдержки, а также знаний и умений. Но она очень интересна тем, что это постоянный поиск действенных приемов обучения, умение понять все тонкости и особенности любого детского характера и поведения. Самое главное, что должен уяснить для себя учитель, работающий в классе коррекции, что здесь основой работы является гуманное отношение к ребенку, умение видеть в нем личность, уважительное отношение к его проблемам и индивидуальным особенностям его поведения и характера.
Перспективы развития: ЗПР по ( инфантилизму; соматогенной, психогенной задержке): через 4 (начальные кл . в шк . 7 вида) года выход на норму, обучение по упрощенной программе с учетом его актуальных возможностей, с большим количеством часов, с уменьшением количества понятий ( шк . 7 вида) Могут продолжать образование в учреждениях полного среднего образования. (При осложненных задержках (психопатия) содержание образования приближается к шк . 8 вида)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры в процессе обучения сюжетно-ролевой игре детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Дидактические игры используются в процессе обучения детей с задержкой психического развития сюжетно-ролевой игре, умению брать на себя определённую ответственность в качестве ролевой модели....
Конспект занятия по развитию речи с элементами логоритмики по теме "Зимовье зверей" для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи
Данное занятие направлено на развитие речевой активности с помощью приемов логоритмики у детей 5 лет с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития). В ходе занятия у детей актуализир...
Мастер-класс для воспитателей. Тема: "Обучение рисованию без кисточки детей третьего года жизни с задержкой психического развития".
Мастер-класс для воспитателей. Тема: "Обучение рисованию без кисточки детей третьего года жизни с задержкой психического развития"....
Презентация "Система коррекционной работы с детьми с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития"
Задача всех специалистов выявить детей такой категории и помочь им. В начале учебного года все специалисты ДОУ проводят наблюдение за индивидуальным развитием всех поступающих детей. Результаты наблюд...
Конспект подгруппового логоритмического занятия по развитию речи с детьми среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития
Лексиеская тема: "Семья"...
Перспективное планирование по развитию речи у детей 4-5 лет с задержкой психического развития, посредством словесных, дидактических игр, логоритмики, пальчиковой гимнастики""
Актуальность:«Слово есть первый признак сознательной, разумной жизни. Слово есть воссоздание внутри себя мира»К.С АксаковСложная и большая проблема в обучении детей дошкольного возраста на...
Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с выраженной задержкой психического развития
Статья педагога-психолога на тему "Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с выраженной задержкой психического развития"....