Методические рекомендации по использованию окрашенных деталей пазлов в дидактических играх для детей с нарушением зрения
методическая разработка по коррекционной педагогике
Окрашенные детали пазлов являются уникальным и универсальным средством для дидактических игр детей с нарушением зрения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii_po_did_igram_s_okrashennymi_pazlami.docx | 19.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 63 «Золотой ключик»
(МБДОУ «Детский сад № 63»)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ
ОКРАШЕННЫХ ДЕТАЛЕЙ ПАЗЛОВ В ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГРАХ
ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
Составитель:
Яна Борисовна Зуева,
Тифлопедагог
Прокопьевский городской округ
2020
Прежде чем раскрыть методику проведения дидактических игр в работе с детьми с нарушением зрения нами были рассмотрены общие требования к характеру стимульного материала. Основными требованиями к характеру стимульного материала являются следующие.
Контрастность предъявляемых объектов и изображений по отношению к фону должна быть 60 100%. Отрицательный контраст предпочтительнее, так как дети лучше различают черные объекты на белом фоне, чем белые объекты на черном. Стимульный материал должен отвечать ряду условий:
- пропорциональность соотношений предметов по величине в соответствии с соотношениями реальных объектов;
- соотношение с реальным цветом объектов;
- высокий цветовой контраст (80 95%);
- четкое выделение ближнего, среднего, дальнего планов и др. Величина предъявляемых объектов определяется в зависимости от возраста и зрительных возможностей ребенка, которые уточняются совместно с врачомофтальмологом.
Расстояние от глаз ребенка до стимульного материала не должно превышать 30 33 см, а для слепых детей в зависимости от остроты остаточного зрения. Размер перцептивного поля предъявляемых рисунков должен составлять от 0,5 до 50°.
Угловые размеры изображений в пределах 3 35°.
Фон должен быть разгружен от деталей, не входящих в замысел задания. В цветовой гамме желательно использовать желтокраснооранжевые и зеленые тона. Насыщенность цвета 0,8 1,0.
Игры на восприятие цвета (первый год обучения)
«Кукла играет с пазлами»
Цель: узнавание и называние цветов: красный, желтый, зеленый, синий
Материал: кукла, крупные окрашенные детали пазлов
Инструкция: назови цвет пазлов с которыми играет кукла
«Найди такого же цвета»
Цель: соотнесение деталей по цвету
Материал: 2 набора окрашенных пазлов красного, желтого, зеленого, синего, коричневого и черного цвета
Инструкция: найди деталь такого же цвета и положи рядом.
Предъявляем детали по 1, ребенок выбирает из 3-5.
«Пазлы и коробочки»
Цель: локализация по цвету
Материал: крупные пазлы красного желтого зеленого, синего, коричневого, черного цвета по 3-4 каждого; коробочки или прямоугольники соответствующих цветов
Ход: Перед ребенком на столе смешивают детали 2х или 3х цветов и предлагают выбрать пазлы определенного цвета
Инструкция: «Наведи порядок - выбери красные детали и положи их в красную коробочку, выбери все синие детали и положи их в синюю коробочку»
Игры на восприятие величины (первый год обучения)
«Большой – маленький»
Цель: словесное обозначение параметров величины (понимание, называние)
Материал: пазлы большие и маленькие
Ход: «Покажи большие пазлы, маленькие. Какая эта деталь по величине?»
«Пазлы-братцы»
Цель: раскладывание предметов в порядке возрастания, убывания
Материал: пазлы трех размеров
Инструкция: «Все пазлы разной величины, разложи их от самого большого до самого маленького»
«Найди такую же деталь»
Цель: соотнесение деталей по величине
Материал: 2 набора деталей пазлов трех размеров
Инструкция: найди деталь такую же по размеру и положи рядом.
Предъявляем детали по 1, ребенок выбирает из 3-5.
Игры на восприятие пространства (первый год обучения)
«Выше-ниже»
Цель: определение удаленности в большом пространстве
Крупные детали пазлов висят на лесках на разной высоте
Инструкция: «Детали какого цвета висят низко? Детали какого цвета висят высоко?»
«Куда упал кусочек?»
Цель: ориентирование в макропространстве
Материал: деталь пазла (желтая, оранжевая), квадрат зеленого цвета из картона со стороной 25 см
Ход: педагог случайно роняет деталь пазла на картон и задает вопрос: «Куда упала деталь?» (в середину, вверх, вниз, вправо, влево)
«На листе»
Цель: ориентирование в ограниченном пространстве
Материал: лист бумаги (оранжевого цвета), крупный пазл зеленого или синего цвета
Инструкция: «Положи деталь на верхнюю сторону листа, на нижнюю, посередине»
Игры на развитие зрительного внимания (первый год обучения)
«Наши гости»
Цель: развитие зрительного внимания
Инструкция: «Разноцветные пазлы пришли к нам в гости. Какого они цвета?» Выкладываем перед ребенком три крупных пазла красного, зеленого, желтого цвета. Просим ребенка закрыть глаза и добавляем пазлы синего и коричневого цвета. Просим найти только те пазлы, которые приходили в гости. Можно оживить детали, добавив им глазки и улыбку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья "Практические рекомендации педагогам для занятий по развитию зрительно-моторной координации у детей с нарушением зрения".
В этой статье я хочу дать несколько практических рекомендаций для развития зрительно-моторной координации у детей с нарушением зрения на занятиях по ручному труду....
Методические рекомендации «Использование блоков Дьенеша для развития сенсорных эталонов у детей с нарушением зрения».
Основой для формирования сенсорных представлений является дидактическая игра. Например: игры Воскобовича, игры-головоломки и развивающие игры. Наиболее эффективным посо...
Дидактическая игра для детей с нарушением зрения " Находилки"
Идея этой игры постигла меня в магазине, когда я увидела гибкие разделочные маты. Эту идею мы доработали с моей коллегой. Возможно, синий цвет не совсем подойдёт для слабовидящих детей, но при желании...
Нетрадиционные дидактические игры для детей с нарушением зрения
Сенсорное развитие является фундаментом умственного развития ребенка. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Особенно, это актуально для детей с нарушением зр...
Консультация для воспитателей "Подвижные игры для детей с нарушением зрения с использованием звукового оборудования"
Консультация...
Дидактические игры для детей с нарушением зрения
На сегодняшний день одной из актуальных проблем является реализация инклюзивного подхода в воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях дошкольного учрежде...
Пособия и дидактические игры для детей с нарушениями зрения и речи «Мастерская профессии»
Профессия – это вид трудовой деятельности, который требует владения определёнными знаниями, умениями, навыками. Чтобы получить профессию, необходимо пройти специальную подготовку, это дело...