Дидактические игры для детей с нарушением зрения
картотека (средняя группа)
На сегодняшний день одной из актуальных проблем является реализация инклюзивного подхода в воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях дошкольного учреждения общеразвивающего вида. К категории детей с ограниченными возможностями здоровья относятся и дети с различными нарушениями зрения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_didakticheskih_igr_v_aspekte_korrektsionnoy_raboty_so_slabovidyashchimi_detmi_2.docx | 555.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактические игры для детей с нарушением зрения
На сегодняшний день одной из актуальных проблем является реализация инклюзивного подхода в воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях дошкольного учреждения общеразвивающего вида. К категории детей с ограниченными возможностями здоровья относятся и дети с различными нарушениями зрения.
Эти дети немного другие. И это надо помнить. И это надо забыть… Помнить потому, что при глубоком нарушении зрения у детей страдают познавательные процессы (восприятие, воображение, наглядно-образное мышление) и это отражается на психоэмоциональном состоянии ребенка. Забыть – потому, что они такие же, как все. Просто дети …
Дети с нарушением зрения не имеют возможности хорошо видеть предметы, четко различать их признаки и свойства, поэтому важно в период дошкольного детства научить их, пользуясь неполноценным зрением, правильно зрительно выделять важные, существенные признаки и свойства.
В процессе восприятия предметного мира слабовидящие дети используют сохранившиеся анализаторы (слух, осязание, обоняние). С их помощью компенсируется тот недостаток информации, который обусловлен отсутствием или значительным понижением функции зрения.
С целью формирования сенсорных способностей у дошкольников с нарушением зрения нами были подобраны дидактические игры.
Чудесный мешочек
Цель: Учить узнавать предметы по характерным признакам с помощью одного из анализаторов.
Стимульный материал: Мешочек, предметы (можно использовать предметы по лексической теме: геометрические фигуры / посуда / ...)
Правила игры: Педагог показывает детям «чудесный мешочек» и предлагает не глядя взять 1 предмет определить на ощупь, что он взял.
Адаптация для слабовидящих:
- Предметы должны быть максимально яркими,
- Предметы должны быть удобными для зрительного и осязательного обследования
- Предметы должны быть традиционной легко узнаваемой формы с четко выраженными основными деталями;
- Соблюдение предметов правильных пропорций и соотношения частей предмета в модели или макете.
Подбери по цвету
Цели: закреплять умение соотносить цвет – как основной признак с цветностью предметов, развивать зрительное внимание, память, ориентировку в пространстве.
Оборудование: рулетка с разноцветными кругами, силуэты (лексическая тема).
Адаптация для слабовидящих:
- Силуэты предметов должны быть максимально яркими.
- Предметы должны быть удобными для зрительного и осязательного обследования.
- Силуэты с легко узнаваемой формы с четко выраженными основными деталями.
- Соблюдение силуэтов правильных пропорций и соотношения частей предмета.
Ход игры: Дети стоят в кругу. В середине стоит стол. На нем лежит карта с кружками разного цвета (в зависимости от возраста). В середине карты – стрелка.
Карта круглая. Дети по очереди поворачивают стрелку, приговаривая слова «стрелка, стрелка покружись, всем кружочкам покажись. И какой тебе милее, укажи нам поскорее! Стоп!» На какой цветной кружок укажет стрелка, такого цвета предмет на картинке надо положить рядом с кружком. Карточки с контурами и силуэтами предметов лежат на другом столе. Например: стрелка остановилась на бордовом кружке. Рядом с этим кружком нужно положить силуэт или контур свеклы. Стрелку крутят все по очереди.
Усложнение: можно подбирать к цветному кружку несколько силуэтов или контуров предметов данного цвета.
Привяжем к шарику ниточку
Цель: группирование предметов по цвету, величине, ширине.
Дидактический материал: разноцветные кружочки (овалы), палочки / ленточки таких же цветов.
Ход игры:
– Разложи шарики по цвету. Найди все красные (желтые, зеленые, синие) шарики.
– Собери все большие шарики (маленькие, средние)
Рассматриваются ленточки, дети называют цвета и ширину
– Подбери к каждой ленточке шарик
Адаптация для слабовидящих:
- Предметы должны быть максимально яркими.
Найди свой дом
Цель: формировать осмысленное восприятие формы геометрических фигур, формировать представление об основных цветах и о геометрических фигурах.
Оборудование: домики, геометрические фигуры
Ход игры:
Педагог раскладывает перед детьми разноцветные домики и геометрические фигуры. Задача детей – разложить по домикам те геометрические фигуры, которые изображены на домиках.
Адаптация для слабовидящих:
- Геометрические фигуры и домики должны быть удобными для зрительного и осязательного обследования
- Геометрические фигуры и домики должны быть максимально яркими
Совмести контурное и силуэтное изображение
Цель: развивать восприятие, учить сличению и называнию силуэтных изображений.
Оборудование: контурные и силуэтные изображения по лексической теме.
Ход игры:
Дети берут силуэтное изображение контрастного цвета и накрывают изображение на карточке точно совмещая их между собой.
Адаптация для слабовидящих:
- Контурные и силуэтные изображения должны быть удобными для зрительного и осязательного обследования
- Контурные и силуэтные изображения должны иметь контраст
Собери бусы
Цель: закрепление цветового спектра; обогащение тактильной чувствительности рук через совершенствование мелкой моторики в действиях с бусинами; развитие внимания, логического мышления, закреплению счёта в пределах 10.
Варианты игр:
1 вариант. На столе перед каждым игроком лежат шнурки и бусины. Ребята собирают бусы.
2 вариант. Ребята собирают бусы по цвету.
3 вариант. Ребята собирают бусы, соблюдая определённый ритм по образцу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическая игра для детей с нарушением зрения " Находилки"
Идея этой игры постигла меня в магазине, когда я увидела гибкие разделочные маты. Эту идею мы доработали с моей коллегой. Возможно, синий цвет не совсем подойдёт для слабовидящих детей, но при желании...
Картотека дидактических игр у детей с нарушением зрения по развитию сенсорного воспитания
Игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста. В игре закрепляются полученные знания и представления об окружающем мире, формируются психические функции ребенка, осуществляется е...
Картотека нетрадиционных дидактических игр для детей с нарушением зрения
Картотека нетрадиционных дидактических игр для детей с нарушением зрения...
Нетрадиционные дидактические игры для детей с нарушением зрения
Сенсорное развитие является фундаментом умственного развития ребенка. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Особенно, это актуально для детей с нарушением зр...
Методические рекомендации по использованию окрашенных деталей пазлов в дидактических играх для детей с нарушением зрения
Окрашенные детали пазлов являются уникальным и универсальным средством для дидактических игр детей с нарушением зрения...
Офтальмологические паузы, дидактические игры для дошкольников с нарушениями зрения
Офтальмологические паузы способствуют улучшению кровообращения глаз. Можно использовать следующие упражнения, которые выполняются через каждые 20-25 мин зрительной работы.Исходное положение каждого уп...
Пособия и дидактические игры для детей с нарушениями зрения и речи «Мастерская профессии»
Профессия – это вид трудовой деятельности, который требует владения определёнными знаниями, умениями, навыками. Чтобы получить профессию, необходимо пройти специальную подготовку, это дело...