Дидактические игры для детей с нарушением зрения
картотека (средняя группа)

Стародумова Наталья Александровна

 На сегодняшний день одной из актуальных проблем является реализация инклюзивного подхода в воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях дошкольного учреждения общеразвивающего вида. К категории детей с ограниченными возможностями здоровья относятся и дети с различными нарушениями зрения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактические игры для детей с нарушением зрения

 На сегодняшний день одной из актуальных проблем является реализация инклюзивного подхода в воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях дошкольного учреждения общеразвивающего вида. К категории детей с ограниченными возможностями здоровья относятся и дети с различными нарушениями зрения.

 Эти дети немного другие. И это надо помнить. И это надо забыть… Помнить потому, что при глубоком нарушении зрения у детей страдают познавательные процессы (восприятие, воображение, наглядно-образное мышление) и это отражается на психоэмоциональном состоянии ребенка. Забыть – потому,  что они такие же, как все. Просто дети …

Дети с нарушением зрения не имеют возможности хорошо видеть предметы, четко  различать  их  признаки  и  свойства,  поэтому важно в период дошкольного  детства  научить  их,  пользуясь  неполноценным  зрением, правильно зрительно выделять важные, существенные признаки и свойства.

В процессе восприятия предметного мира слабовидящие дети используют сохранившиеся  анализаторы  (слух,  осязание, обоняние).  С  их  помощью компенсируется  тот  недостаток  информации,  который  обусловлен отсутствием или значительным понижением функции зрения.

С целью формирования сенсорных способностей у дошкольников с нарушением зрения нами были подобраны дидактические  игры.

 

Чудесный мешочек

Цель: Учить узнавать предметы по характерным признакам с помощью одного из анализаторов.

Стимульный материал: Мешочек, предметы (можно использовать предметы по лексической теме: геометрические фигуры / посуда / ...)

Правила игры: Педагог показывает детям «чудесный мешочек» и предлагает не глядя взять 1 предмет определить на ощупь, что он взял.

Адаптация для слабовидящих:

  • Предметы должны быть максимально яркими,
  • Предметы должны быть удобными для зрительного и осязательного обследования
  • Предметы должны быть традиционной легко узнаваемой формы с четко выраженными основными деталями;
  • Соблюдение предметов правильных пропорций и соотношения частей предмета в модели или макете.


hello_html_24508bbe.gif

Подбери по цвету

Цели: закреплять умение соотносить цвет – как основной признак с цветностью предметов, развивать зрительное внимание, память, ориентировку в пространстве. 

Оборудование: рулетка с разноцветными кругами, силуэты (лексическая тема).

Адаптация для слабовидящих:

  • Силуэты предметов должны быть максимально яркими.
  • Предметы должны быть удобными для зрительного и осязательного обследования.
  • Силуэты с легко узнаваемой формы с четко выраженными основными деталями.
  • Соблюдение силуэтов правильных пропорций и соотношения частей предмета.

Ход игры: Дети стоят в кругу. В середине стоит стол. На нем лежит карта с кружками разного цвета (в зависимости от возраста). В середине карты – стрелка.

Карта круглая. Дети по очереди поворачивают стрелку, приговаривая слова «стрелка, стрелка покружись, всем кружочкам покажись. И какой тебе милее, укажи нам поскорее! Стоп!» На какой цветной кружок  укажет стрелка, такого цвета предмет на картинке надо положить рядом с кружком. Карточки с контурами и силуэтами предметов лежат на другом столе. Например: стрелка остановилась на бордовом кружке. Рядом с этим кружком нужно положить силуэт или контур свеклы. Стрелку крутят все по очереди.

Усложнение: можно подбирать к цветному кружку несколько силуэтов или контуров предметов данного цвета.

hello_html_3fe2be8.png

Привяжем к шарику ниточку

Цель: группирование предметов по цвету, величине, ширине.

Дидактический материал: разноцветные кружочки (овалы), палочки / ленточки таких же цветов.

Ход игры:

– Разложи шарики по цвету. Найди все красные (желтые, зеленые, синие) шарики.

– Собери все большие шарики (маленькие, средние)

Рассматриваются ленточки, дети называют цвета и ширину

– Подбери к каждой ленточке шарик

Адаптация для слабовидящих:

  • Предметы должны быть максимально яркими.

hello_html_53cdfd71.jpghello_html_m7407632f.jpghello_html_m7da26098.jpg

Найди свой дом

Цель:  формировать осмысленное восприятие формы геометрических фигур, формировать представление об основных цветах и о геометрических фигурах.

Оборудование: домики, геометрические фигуры

Ход игры:

Педагог раскладывает перед детьми разноцветные домики и геометрические фигуры. Задача детей – разложить по домикам те геометрические фигуры, которые изображены на домиках.

Адаптация для слабовидящих:

  • Геометрические фигуры и домики должны быть удобными для зрительного и осязательного обследования
  • Геометрические фигуры и домики должны быть максимально яркими

hello_html_m5afd645c.jpg

Совмести контурное и силуэтное изображение

Цель:  развивать восприятие, учить сличению и называнию силуэтных изображений.

Оборудование: контурные и силуэтные изображения по лексической теме.

Ход игры:

Дети берут силуэтное изображение контрастного цвета и накрывают изображение на карточке точно совмещая их между собой.

Адаптация для слабовидящих:

  • Контурные и силуэтные изображения должны быть удобными для зрительного и осязательного обследования
  • Контурные и силуэтные изображения должны иметь контраст


hello_html_43d2e332.jpg

Собери бусы

Цель: закрепление цветового спектра; обогащение тактильной чувствительности рук через совершенствование мелкой моторики в действиях с бусинами; развитие внимания, логического мышления, закреплению счёта в пределах 10.

Варианты игр:

1 вариант. На столе перед каждым игроком лежат шнурки и бусины. Ребята собирают бусы.

2 вариант. Ребята собирают бусы по цвету.

3 вариант. Ребята собирают бусы, соблюдая определённый ритм по образцу.

hello_html_m4e7bdf16.jpg



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра для детей с нарушением зрения " Находилки"

Идея этой игры постигла меня в магазине, когда я увидела гибкие разделочные маты. Эту идею мы доработали с моей коллегой. Возможно, синий цвет не совсем подойдёт для слабовидящих детей, но при желании...

Картотека дидактических игр у детей с нарушением зрения по развитию сенсорного воспитания

Игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста. В игре закрепляются полученные знания и представления об окружающем мире, формируются психические функции ребенка, осуществляется е...

Картотека нетрадиционных дидактических игр для детей с нарушением зрения

Картотека нетрадиционных дидактических игр для детей с нарушением зрения...

Нетрадиционные дидактические игры для детей с нарушением зрения

Сенсорное развитие является фундаментом умственного развития ребенка. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Особенно, это актуально для детей с нарушением зр...

Методические рекомендации по использованию окрашенных деталей пазлов в дидактических играх для детей с нарушением зрения

Окрашенные детали пазлов являются уникальным и универсальным средством для дидактических игр детей с нарушением зрения...

Офтальмологические паузы, дидактические игры для дошкольников с нарушениями зрения

Офтальмологические паузы способствуют улучшению кровообращения глаз. Можно использовать следующие упражнения, которые выполняются через каждые 20-25 мин зрительной работы.Исходное положение каждого уп...

Пособия и дидактические игры для детей с нарушениями зрения и речи «Мастерская профессии»

Профессия – это вид трудовой деятельности, который требует владения определёнными знаниями, умениями, навыками. Чтобы получить профессию, необходимо пройти специальную  подготовку, это дело...