Рамки Монтессори
статья по коррекционной педагогике
Предварительный просмотр:
Учитель – дефектолог М. Б. Сергеева
МДОУ «Детский сад № 145», Ярославль, Россия
Рамки Монтессори
Идея для этой развивающей игры была взята из трудов известного итальянского педагога Марии Монтессори, которая занималась с умственно отсталыми детьми по своей методике и по специально придуманными ею заданиями. Ей удавалось так успешно влиять на развитие умственно отсталых детей, с которыми она занималась, что к моменту поступления в школу они по своему развитию даже превосходили нормальных детей.
Что же представляют собой эти необычные "Рамочки Монтессори"?
Это простой набор квадратных рамок-пластинок с вырезанными в центре отверстиями разной формы - квадрата, ромба, прямоугольника, круга, эллипса, трапеции, пятиугольника, треугольника и пр. В принципе, набор фигур может быть любым, главное - он должен соответствовать развитию ребенка и его интересам. Можно даже сделать (купить) рамки с вкладышами произвольной формы (фигурки зверей, транспорт, листья, цветы, домики и пр).
В игры с рамочками Монтессори предлагается играть детям с трехлетнего возраста, но можно с успехом играть и с малышами 1-1,5-2-х лет. Все зависит от вашей фантазии.
Как играть?
Игра с крохой должна быть простая. Если малышу всего 1-1,5- 2 года, можно ему предложить игру с 1-3 рамочками. Основное действие: взрослый раскладывает рамки и вкладыши отдельно и предлагает малышу "закрыть окошки в домике" подходящими рамками. Это самое любимое задание у детей. Они его повторяют бесчисленное количество раз и когда они совсем еще малы, и когда станут постарше. Видимо, есть в этом процессе отыскивания что-то притягательное. Успехом для малыша будет даже выбрать правильный вкладыш! Легким вариантом для совсем крох будут рамочки и вкладыши одинакового цвета, чтобы легко можно было определить фигурку. Не забывайте хвалить его даже за маленький успех!
Двухлетке можно уже предложить 4 и более фигуры. Если ему удастся ровно вложить его в рамку - ваш ребенок заслуживает самой восторженной похвалы! Рамку с вкладышами с самого начала называют по форме отверстия в ней (круг, квадрат, треугольник и т. д.). Не забывайте правильно называть фигуры - несколько недель занятий - и ваш малыш прекрасно запомнит эти якобы сложные геометрические понятия. Постепенно увеличивайте количество рамок, но не торопите ребенка.
Малышам постарше можно предложить закрывать рамки вкладышами на время или даже с завязанными глазами. Поиграть в соревнование - игру "Кто быстрее закроет окошечки в домиках". Трехлетку легко научить различать цвета, если их указывать на рамочках и вкладышах.
Не менее интересное занятие для ребенка постарше с рамками - обводить их контуры карандашами. Сначала лучше обводить контур по рамке, это намного легче, чем по вкладышу. А из фигур легче всего обводить круг и эллипс, очень трудно - звездочку. Пусть малыш на чистый лист бумаги положит рамку "круг" и попробует обвести контур цветным карандашом. Не спешите сказать и показать, что рамку надо плотно прижимать к бумаге. Пусть сам догадается! Уберите рамку и вместе полюбуйтесь результатом. Покажите малышу, как можно заштриховать фигурку. Пусть он попробует сделать это сам. Обводя разные рамки и закрашивая их разными цветами, можно создавать удивительные узоры. Эта игра помогает малышу усвоить основные геометрические понятия, "ставит руку", готовит к рисованию и письму.
Чем больше малыш проявляет в игре собственной инициативы, тем это лучше во всех отношениях: больше возможностей для развития творческих способностей самого малыша и лучше для старших - им не надо быть постоянными поводырями и двигателями, не надо все время "тянуть", не надо искать, чем занять малыша. Игры как раз и представляют собою средство, с помощью которого можно значительно поднять самостоятельность и инициативу самих малышей
Игра "Рамки Монтессори" развивает детей в нескольких направлениях:
- вырабатывает умение узнавать и различать форму и цвет плоских фигур и их положение на плоскости (зрительно и на ощупь);
- готовит детей к овладению письмом и рисованием - вырабатывает умение владеть карандашом, как говорят художники, дает "твердость руки", умение проводить линии по линейке, по угольнику, по лекалу и на глаз, различать границы фигур и видеть линии-контуры;
- знакомит с геометрической терминологией - названиями фигур.
Вы не можете купить такие рамочки? Не беда, их можно легко сделать в домашних условиях, например, из плотного картона, фанеры, дерева, пенополиэтилена. На Украине подобие таких рамочек можно купить из пластмассы, пенки, редко - из дерева.
Как их сделать?
Рамки-вкладыши "Фигуры".
Возьмите листы цветной бумаги, разделите на квадраты 100Х100 мм и в центре каждого аккуратно начертите в натуральную величину по одной из 16 геометрических фигур. Эти листы цветной бумаги наклейте на плотный картон толщиной 1,5 -- 2 мм и высушите под прессом. Когда клей высохнет, разрежьте листы на квадраты и каждый квадрат прорежьте аккуратно по контуру фигуры (вырежьте вкладыши). Делать это удобнее острым перочинным ножом на доске. Чем тоньше лезвие ножа, тем аккуратнее получается фигура. Края отверстия в картонном квадратике и края вырезанной фигуры зачистите так, чтобы фигура легко входила в отверстие рамки и полностью закрывала его. Чтобы малыш мог вставлять и вынимать фигуры-вкладыши, к ним надо прикрепить маленькие рукоятки-выступы, например, из веревочки или пенопласта.
Для хранения рамок и вкладышей будет нужна коробка с крышкой размером 200Х105 мм, высотой 40 -- 60 мм, в зависимости от толщины картона для рамок.
Рекомендуемая литература:
- М.Монтессори "Педагогика Монтессори"
- Б.Никитин "Развивающие игры"
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное занятие по математике "Рамки и вкладыши" ( монтессори )
Учить называть геометрические фигуры и различать их по цвету....
Сенсорное развитие детей раннего возраста на основе игры «Рамки и вкладыши М. Монтессори»
Сенсорное развитие детей раннего возраста на основе игры «Рамки и вкладыши М. Монтессори» Я работаю с детьми раннего возраста. Малыши, которые приходят к нам в группу, практически не умеют говор...
Сенсорное развитие детей раннего возраста на основе игры «Рамки и вкладыши М. Монтессори»
Сенсорное развитие детей раннего возраста на основе игры «Рамки и вкладыши М. Монтессори»...
Сенсорное развитие детей раннего возраста на основе игры «Рамки и вкладыши М. Монтессори» статья
статья рассказывает родителям о значимости данной игры в развитии дошкольника с раннего возраста...
Сенсорное развитие детей раннего возраста на основе игры «Рамки и вкладыши М. Монтессори»
Знакомясь с окружающим миром, малыши познают свойства различных предметов и материалов, расширяется активный словарь детей. Поэтому я решила, в своей работе, делать упор на развитие сенсорики и мелкой...
Упражнения практической жизни «Рамки штриховки» в М.Монтессори группе
Упражнения практической жизни«Рамки для штриховки»в М.Монтессори группе...
Упражнения практической жизни «Рамка с булавками» в М.Монтессори группе
Упражнения практической жизни«Рамка с булавками» в М.Монтессори группе...