Формирование элементарных нравственных чувств и привычек у умственно отсталых дошкольников в процессе игр
статья по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая группа)
В дошкольной педагогике и психологии уделяется большое внимание изучению роли общественного дошкольного воспитания в нравственном развитии детей с первых лет их жизни. Известно, что возраст от 2 до 6 лет является наиболее сензитивным к нравственному влиянию на ребенка и предоставляет наибольшую возможность формирования у него нравственных чувств и привычек. В полной мере это относится и к умственно отсталому дошкольнику, поскольку практика обучения и воспитания маленьких умственно отсталых детей располагает достаточными сведениями о восприимчивости этих детей к нравственному воздействию.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Формирование элементарных нравственных чувств и привычек у умственно отсталых дошкольников в процессе игр».
Учитель-дефектолог
Бочтарёва А.Л.
В дошкольной педагогике и психологии уделяется большое внимание изучению роли общественного дошкольного воспитания в нравственном развитии детей с первых лет их жизни.
Известно, что возраст от 2 до 6 лет является наиболее сензитивным к нравственному влиянию на ребенка и предоставляет наибольшую возможность формирования у него нравственных чувств и привычек. В полной мере это относится и к умственно отсталому дошкольнику, поскольку практика обучения и воспитания маленьких умственно отсталых детей располагает достаточными сведениями о восприимчивости этих детей к нравственному воздействию.
В процессе обучения умственно отсталых дошкольников играм можно формировать у них начатки нравственного поведения, а также нравственные привычки и чувства.
При организации игр умственно отсталых детей особую трудность вызывает педагогическое руководство их общением. Дети, как правило, не умеют играть не только совместно, но и с трудом играют рядом, В играх проявляется беспомощность детей, неумение вступать в контакт друг с другом. Часто встречаются проявления агрессивности по отношению друг к другу, неосознанное желание нанести вред товарищу по игре: отнять игрушку, сломать постройку и т.д. Это в одинаковой мере относится как к детям 3-4 лет, так и к более старшим, 5-6-летним дошкольникам. В этих условиях перед воспитателями прежде всего стоит задача организации играющего коллектива детей посредством воспитания у них привычки доброжелательного и сочувственного отношения к тому, что делают товарищи по игре. Чаще всего воспитатели прекращают конфликты, возникающие между детьми, изъятием игрушек, что обычно приводит к распаду игры, которая налаживается подчас с большим трудом. Для предупреждения конфликтов между детьми следует позаботиться о том, чтобы в игровых уголках было достаточное количество игрушек, пользующихся особым спросом у детей, а кроме того необходимо сформировать у детей элементарные навыки поведения во время игр. С этой целью надо прежде всего научить детей обмениваться игрушками по ходу игры.. Однако, если принять во внимание то, что выработка привычки у умственно отсталого ребенка сама по себе задача очень сложная, приходиться обучать обмену игрушками, поставив это специальной воспитательной задачей. Наибольший эффект в этом направлении достигается тогда, когда воспитатель проводит с детьми специальные игровые упражнения по обмену игрушками. Для этих упражнений уместно подобрать такие игрушки, которые делают обмен естественным, оправданным потребностями игры. Например, такое занятие .Воспитатель рассаживает детей на стульчики возле игрового уголка. Одному из них он вручает большую корзину или ящик с игрушками и предлагает раздать игрушки детям. Вручая игрушку, ребенок обязательно произносит: «Таня , (Коля, Саша) возьми, пожалуйста, мишку (машину, куклу)». Получая игрушку, другой ребенок отвечает: «Спасибо, Саша (Таня, Петя…). После того, как игрушки розданы, дети идут играть с ними в игровой уголок. Спустя 15-20 минут воспитатель, убедившись в том, что дети уже наигрались, просит их взять игрушки и снова сесть на стульчики. После этого он предлагает детям обменяться игрушками: «Таня, дай, пожалуйста, Марине эту коляску, а она тебе отдаст эту тележку». Воспитатель побуждает детей к передаче игрушки товарищу, просит не забывать их вежливо произносить слова благодарности.
Проводя игры-упражнения такого рода, воспитатель должен следить за тем, чтобы дети достаточно насыщались игрой, длительность игры должна быть не менее 15-20 минут. После того, как дети поиграют таким образом у них в известной мере преодолеется неконтактность, возникнет естественное побуждение к передаче игрушек друг другу. Воспитателю следует всячески поощрять обмен игрушек среди детей, призывая их не только передавать игрушки друг другу, но и произносить при этом слова: «Возьми, пожалуйста, машину, Коля (Витя, Маша…)». Произнося слова, обращенные к товарищу, ребенок как бы выражает свое доброжелательное отношение к нему, фиксирует внутреннее побуждение, появившееся у него под влиянием взрослого, Закрепляясь ежедневно в ходе игры, у детей возникает естественная привычка без особых колебаний, доброжелательно передавать игрушки друг другу.
Особое значение с точки зрения воспитания нравственных взаимоотношений в игре имеет раздача игрушек самими детьми. Воспитатель предоставляет каждому ребенку право наделить игрушками своих товарищей. По сравнению с обменом игрушками это более высокая ступень отношений. Ребенок ощущает доверие взрослого, это доставляет ему радость, он делает добро другим детям. Упражнения такого рода побуждают детей к добрым поступкам, предупреждая жадность, эгоизм. Важно, чтобы воспитатель во время таких игр-упражнений подчеркивал заботливое отношение детей друг к другу, Акцентировал их внимание на том, что тот, кто раздает игрушки – добрый, так должны поступать все дети.
Маленькие умственно отсталые дети особенно нуждаются в поощрении и помощи воспитателя, поскольку зачастую игрушки им нравятся самим, они любят подолгу осуществлять с ними однообразные стереотипные действия. Обычно ребенок легко расстается со старой и надоевшей игрушкой. Трудность возникает тогда, когда игрушка новая, привлекательная. Здесь особенно важно участие воспитателя, его побуждение к нравственному поступку со стороны ребенка: «Дай, пожалуйста, поиграть куклу Гале, ей ведь тоже она нравится. А она тебе даст мишку». Доброжелательный тон взрослого, его поощрение несомненно оказывают положительное влияние на малышей, они, как правило, уступают советам воспитателя, испытывая при этом ценные нравственные переживания.
Постепенно, под влиянием целенаправленного воспитания умственно отсталые дошкольники обучаются правильным взаимоотношениям в ходе игры, и это, несомненно, сказывается на их поведении уже вне игры: у детей возникает доброжелательность по отношению друг к другу, появляется заботливое отношение, внимание к тому, что делают другие.
Одним из эффективных приемов, способствующих воспитанию у умственно отсталых дошкольников элементарных нравственных чувств является показ сценок с использованием элементов кукольного театра. Воспитатели эмоционально разыгрывают перед детьми доступный их пониманию сюжет: девочка играет с куклой, возит ее в коляске, поет ей песенку. Вдруг появляется мальчик, он отталкивает девочку, пытается схватить и бросить куклу. Девочка громко плачет. Ее выручает другой, добрый мальчик. Он берет злого драчуна за руку и запрещает ему обижать девочку.
Обычно умственно отсталые дошкольники живо откликаются на увиденное. В действующих лицах они зачастую узнают своих товарищей по группе. С помощью воспитателя дети обсуждают поведение «героев» сценки, уясняя для себя еще раз – кто поступает плохо, а кто ведет себя хорошо, защищая слабых.
Большим успехом у детей пользуются сценки, в которых находят отражение эпизоды из жизни группы. Воспитатель использует форму показа на куклах того, что с его точки зрения необходимо обсудить с детьми. Взгляд на себя со стороны помогает умственно отсталым детям правильно оценить свои поступки, понять, что достойно похвалы, а что осуждения.
Влияние игры на воспитание нравственных взаимоотношений умственно отсталых дошкольников особенно велико в связи с тем, что к моменту поступления в школу дети, не прошедшие дошкольной подготовки, не умеют контактировать друг с другом. Игра предоставляет детям возможность научиться действовать сообща, коллективно.
В старших группах специального детского сада дети под руководством взрослого развертывают игры, в которых принимают участие все. Удовлетворение от игры приходит тогда, когда каждый согласует свои действия с действиями остальных. Например, дети решили играть в цирк, они распределили роли; каждый будет выступать на арене со своим номером. А вот никто не хочет вести цирковую программу: объявлять номера, следить за очередностью выступлений. Нет желающих изображать публику. Интересный замысел детей не реализовался, игра не состоялась.
Конечно, повинны в этом не только дети. Воспитатель вовремя не подключился к игре детей, не сумел помочь им наладить общение в самом начале игры. А между тем такие коллективные игры как нельзя лучше способствуют решению задачи воспитания нравственных взаимоотношений детей, дают возможность формировать у них нравственную привычку думать не только о себе, но и о других.
В коллективе играющих всегда есть дети, претендующие на главные роли. Они стремятся во что бы то ни стало к лидерству в игре, к исполнению руководящих ролей. Учитывая эти тенденции у некоторых детей, воспитатель должен зорко следить за тем, чтобы роли распределялись таким образом, чтобы каждый из играющих имел возможность исполнять как главные, так и второстепенные роли. Например, дети начинают играть в больницу. В самом начале игры воспитатель предлагает роль доктора Кате:
«Дети, сегодня у нас доктором будет Катя. Она еще ни разу не лечила детей. А вот в следующий раз доктором будет Коля». Важно, чтобы воспитатель не шел на поводу у детей и не стремился организовать игру за счет «лидеров». Вовлечение в игру детей робких и пассивных является одной из важнейших задач воспитания через игру. Обычно, когда такая инициатива в распределении главных ролей исходит от взрослого, дети охотно соглашаются и конфликтов не возникает. Справедливость постепенно внедряется в поведение детей, становясь естественным правилом их взаимоотношений.
Умелое руководство игрой детей со стороны педагога позволяет использовать ее как средство воспитания у умственно отсталых дошкольников нравственных привычек и в тех случаях, когда необходимо коррекционное воздействие на уже сложившиеся отрицательные черты их характеров. Известно, что среди умственно отсталых детей есть категория физически сильных. Эти дети привыкли использовать силу для самоутверждения, авторитет их в группе обычно высок, да и взрослые часто обращаются к ним за помощью. У таких детей педагог должен воспитывать терпимость к слабым, желание им помочь, оградить от неудач. Этим детям особенно важно внушить, что свою силу они должны использовать на благо других. Например, дети играют в автобус. Роль водителя досталась крепкому активному мальчику, остальные выступают в качестве пассажиров. Воспитатель, играя вместе с детьми, тактично направляет действия «водителя»: «Сейчас остановка. Помоги, пожалуйста, всем мамам с детьми выйти из автобуса, подай им руку, не спеши закрывать дверь». Как правило, «водитель» охотно следует советам воспитателя, он вежливо обращается с пассажирами, стремится им помочь.
Руководя играми детей, воспитатель должен использовать каждый момент для воспитания у них нравственных качеств. К примеру, дети играют в магазин, у прилавка собралась очередь желающих купить овощи и фрукты. Продавец начинает торопливо совать в руки покупателям то, что каждый из них выкрикивает. Воспитатель, включившись в игру в качестве покупателя, просит продавца: «Не спеши, пожалуйста. Спасибо за покупку». Важно, чтобы в ходе игры у детей складывалась привычка вежливо общаться друг с другом, быть терпимыми и доброжелательными.
Формируясь в процессе игр, эти качества должны всемерно внедряться в повседневное общение детей. Воспитатель, будучи непременным участником игр детей, должен стремиться к тому, чтобы нравственные привычки, возникшие у детей под влиянием игр, закреплялись в повседневной жизни. Важно, чтобы не только в игре, допустим, в роли доктора ребенок был вежлив и чуток к окружающим, необходимо, чтобы эти качества он проявлял и вне игры. Приходилось наблюдать, как одна и та же девочка была во время игры заботливой мамой дочки-куклы, а спустя некоторое время, вне игры, отшвырнула ту же самую куклу ногой, торопясь сесть за стол. Или в процессе игры ребенок был щедрым и добрым волшебником, а через полчаса на прогулке не хотел поделиться игрушкой с товарищем. Необходимо, чтобы игра служила не воспроизведению детьми стереотипа хорошего, нравственного поведения, продиктованного определенной ролью, а способствовала возникновению подлинно нравственной привычки, которая бы положительно влияла на поведение
ребенка в целом. Это особенно важно для формирования нравственного облика умственно отсталого ребенка, поскольку без специально направленного воспитательного воздействия, его нравственные чувства остаются неразвитыми.
Воспитывающее влияние игры будет возможно в том случае, когда воспитатель проявит чуткость и внимание к поведению ребенка в целом и будет стремиться к тому, чтобы ребенок за пределами игры, в повседневном общении с окружающими закреплял приобретенные им навыки нравственного поведения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование нравственных чувств и привычек нравственного поведения у дошкольников» (из опыта).
Дошкольный возраст ребёнка – это чрезвычайно ответственный период в развитии человека, когда происходит закладка фундамента его личности. Ведь именно в дошкольном возрасте формируются нравственные чув...
Статья "Особенности эмоциональной сферы умственно отсталых дошкольников и её формирование"
Эмоции - особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами, и отражающих форму непосредственного переживания (радость, горе, страх и т.п.), значим...
Из опыта работы "Формирование духовно-нравственных чувств у старших дошкольников на традициях отечественной культуры в процессе кружковой работы"
Большую работу по воспитанию у детей духовно-нравственных чувств важно начинать с самых ранних лет. Возрождение духовности, обращение к национальным и культурно - историческим традициям, я...
РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ (НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ)
Привитие культурно-гигиенических навыков является одной из важных задач воспитания дошкольника. Процесс воспитания навыков самообслуживания тесно связан...
О ВОСПИТАНИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
Воспитание детской самостоятельности является одной из важных задач дошкольных учреждений. В воспитании же аномальных детей эта задача приобретает особое знач...
Конспект индивидуального занятия по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений) «Число и цифра 3» с дошкольником с легкой умственной отсталостью.
Конспект индивидуального занятия по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений) «Число и цифра 3» с дошкольником с легкой умственной отсталостью....
ФОРМИРОВАНИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Cодержание детского рисования находится почти в прямой зависимости от уровня игры, особенно сюжетно-ролевой. У детей, у которых не сформирован навык играть вместе со сверстниками и воссоздавать в игра...