Картотека "Коммуникативные игры для детей с ОВЗ"
методическая разработка по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Логиновская Лада Васильевна

Картотека содержит коммуникативные игры для детей дошкольного возраста, имеющих нарушения социальной адаптации. Данные игры можно использовать в ходе изучения лексических тем, в ходе НОД, а также на прогулке. Игры могут применяться в работе всех педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста, а также родителями детей.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОММУНИКАТИВНЫЕ ИГРЫ

для детей с ОВЗ

КАРТОТЕКА

Составитель:

учитель-дефектолог Логиновская Л.В.


МАГАЗИН

     Выставляем на полке предметы – это товары. Чтобы что-то купить, надо так описать предмет, чтобы продавец понял.

     Например, «Здравствуйте, я хочу купить предмет красного цвета круглый, сделанный из резины. Спасибо за мяч».

ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ?

    Запомним, как выглядит каждый из нас. Затем один из игроков выходит и производит в своем внешнем виде 1 – 3 изменения.

    Когда он возвращается, остальные ищут изменения.

РАДИО

    Водящий объявляет: «Внимание! Внимание! Потерялась девочка. Она одета… На ней… Она веселая…».

    Дети угадывают.

НАСТРОЕНИЯ

Изобразите:

1. Вы очень устали, совсем обессилели.

2. Вы совершенно счастливый человек, вам сообщили чудесную новость (подарили подарок).

3. Вы испугались.

4. Вы чувствуете себя виноватым.

5. Вы гордитесь собой, вам дали награду.

6. Вы очень внимательны, вам надо пройти по канату.

7. Вы удивились – увидели что-то невероятное.

8. Вы очень сонный.

9. Вы нежный, добрый человек, увидели котенка.

«ДА» И «НЕТ» НЕ ГОВОРИТЕ

    Выбираем водящего. По очереди все задают ему вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет». Водящий отвечает, избегая ответов «да» и «нет».

ПАЛОЧКА, ОСТАНОВИСЬ!

    Договариваемся, о ком или о чем пойдет речь, например, о котенке. Затем передаем палочку по кругу и называем признаки и действия предмета.

НЕОЖИДАННЫЙ ПРЕДМЕТ

    Мяч или любой другой предмет передаем друг другу. При этом мяч  «превращается» в различные предметы (яблоко, кирпич, карандаш и др.), что сопровождается называнием этих предметов. Поймавший мяч человек должен обходиться с ним как с названным предметом.

ЛЕТАЕТ – ПЛАВАЕТ - БЕГАЕТ

   Взрослый называет животное.

Дети показывают, что это животное делает: летает, плавает или бегает.

НАЙДИ ПО ЦВЕТУ

    Выбираем любой цвет. По кругу передаем какой-либо предмет, при этом каждый называет, что может быть загаданного цвета. Например, красный: яблоко, помидор…

ЗЕРКАЛО

    Половина участников – зеркала, вторая половина – смотрящиеся. Ведущий объявляет причины, по которым смотрятся в зеркало (ситуации).

- Вы проснулись утром. Пошли в ванную умываться. Вы это делаете перед зеркалом.

- Теперь вы чистите зубы.

- Вы причесываетесь.

- Вы переодеваетесь в выходную одежду.

- У вас попала в глаз соринка. Посмотрите внимательно свой правый глаз, оттянув нижнее веко.

- Вы наносите на лицо косметику (для будущих девушек) или вы бреетесь (для будущих мужчин).

- У вас болит горло и вы пытаетесь увидеть в зеркале, нет ли воспаления.

- Вы проверяете свой язык.

- Вы просто гримасничаете перед зеркалом, потому что у вас игривое настроение.

- Вы вышли от парикмахера и внимательно рассматриваете свою прическу.

- Вы пришли фотографироваться и приводите перед зеркалом себя в порядок.

- Вы купили шляпу и примеряете ее перед зеркалом.

    В середине игры зеркала и смотрящиеся меняются. В игре важно замечать все проявления другого человека и выдерживать прямой взгляд в глаза.

ИНТЕРВЬЮ

    Выбираем «знаменитость», остальные становятся «журналистами». Журналисты берут у знаменитости интервью. Затем меняемся ролями.  

ЛОВИ!

    Участники располагаются по кругу. Кидаем друг другу и ловим воображаемые предметы:

- воображаемый мяч,

- воздушный шар,

- огромный мяч для фитнеса,

- теннисный мячик,

- тяжелую гирю,

- драгоценную вазу,

- прикосновение к правой коленке,

- воздушный поцелуй.

УГАДАЙ, КТО ЭТО

    Дети по очереди изображают животных мимикой и жестами. Задача остальных – угадать, что это за животное.

    Вариант: изображаем и угадываем предметы.

УГАДАЙ, КТО ЧТО ДЕЛАЕТ

Дети по очереди изображают какие - либо действия. Задача остальных – угадать, что кто что делает (например, смотрит телевизор, читает книгу).

ИСПОРЧЕННЫЙ ТЕЛЕФОН

    Дети располагаются по цепочке. Водящий быстро на ушко говорит первому участнику какое-либо слово (только один раз), первый  - второму и т.д.. Последний вслух говорит то слово, которое он услышал.

ОТВЕЧАЕТ СОСЕД СПРАВА

   Ведущий каждому задает вопросы, но отвечает не тот, кого спрашивают, а сосед справа.

КАРУСЕЛЬКА

    Дети располагаются парами, берутся за руки. Один называет 3 – 4 положительных качества своего партнера. Партнер после каждого качества отвечает: «Да, я … (повторяет)». Затем меняются ролями, а после этого – партнерами.

КТО ПОГЛАДИЛ?

    Один участник сидит спиной к другим. Остальные по очереди гладят его по спине или прикасаются к плечу. Задача водящего – угадать, кто погладил.

ЖЕЛАНИЯ

    Играет музыка, все танцуют. Музыка останавливается, ведущий спрашивает, кем или чем ты хотел бы быть в настоящий момент или что хотел бы делать и предлагает варианты. Каждый выбирает и сообщает.

- Стакан, кастрюля, коробка, чашка.

- Печенье, конфета, котлета, суп.

- Лес, река, гора, поле.

- Нож, ложка, вилка, поварешка.

- Зеленый, коричневый, красный, голубой.

- Книга, телевизор, компьютер,

магнитофон.

- Рука, нога, глаз, ухо.

- Стул, диван, стол, шкаф.

- Дождь, снег, солнце, радуга.

- Медведь, заяц, кошка, мышка.

- Торт, блины, хлеб, компот.

- Петя, Вася, Леша, Тимоша.

- Ксюша, Настя, Маша, Соня.

- Лето, осень, зима, весна.

- Спать, играть, петь, танцевать.

- Автобус, самолет, поезд, автомобиль.

- Дельфин, паук, ласточка, муравей.

- Магазин, кинотеатр, детский сад, улица.

ВАРИАЦИИ

    По очереди читаем стихотворение (например, «Наша Таня громко плачет») с разными вариациями:

- ты генерал,

- ты очень устал,

- ты очень сердишься,

- ты повышаешь голос, кричишь на кого-то,

- ты как будто поешь,

- очень медленно,

- очень быстро,

- ты обиделся,

- ты очень счастлив,

- ты робот,

- ты хитрая лиса.

ТАМОЖНЯ

    Выбирается таможенник. Без его присутствия взрослый дает одному из оставшихся участников какой-либо предмет (контрабанду). Этот участник прячет предмет в руке или в одежде. Таможенник должен угадать, кто прячет контра-банду. Он может задавать вопросы, присматриваться к мимике и жестам.

   

СКУЛЬПТУРА

    Воспитатель делает скульптуру из ребенка. Дети угадывают, какая эмоция изображена или какое дело человек изображает.

- Поза мыслителя (думает).

- Ликует, радуется.

- Гордый человек, красуется.

- Читает книгу.

- Печатает на клавиатуре.

- Злится, лезет в драку с кулаками.

- Пьет чай.

- Мечтает (щека на кулачке, взгляд вверх).

АХ, КАКОЙ ЖЕ Я КРАСИВЫЙ!

    Дети разбиваются на пары. В каждой паре участники сидят напротив друг друга и смотрят друг другу в глаза. По очереди они говорят: «Ах, какой же я красивый!». Их задача – не рассмеяться. Чтобы рассме-шить соперника, они могут кривляться, «корчить рожи», говорить со странной интонацией и т.д.. Нельзя только дотрагиваться до соперника.

ИМПУЛЬС

ИГРА - ПРИВЕТСТВИЕ

   Участники располагаются по кругу, берутся за руки. По кругу передаем импульс (сначала в обычном темпе, обратно - быстрее):

- рукопожатие,

- дружба,

- нежность, забота.

ВОПРОС – ОТВЕТ

    Первый задает какой-либо вопрос и бросает мяч тому, от кого хотел бы получить ответ. Тот отвечает не позднее, чем через 5 секунд и задает свой вопрос, бросает мяч.

РЕГУЛЯТОР ГРОМКОСТИ

    Один человек – регулятор громкости звучания группы. Каждый пропевает какой-либо гласный звук. Если регулятор стоит близко к вам, поете тихо; чем дальше – тем громче. Поем непрерывно, прерываясь только для вдоха.

ШШШ

    Сидим напротив руг друга. Один поет гласную, ругой –ШШШ. Чем громче первый поет гласную, тем громче второй – ШШШ. Чем тише первый, тем тише второй. Затем поменялись ролями.

УГАДАЙ ЭМОЦИЮ

    Один человек выходит. Между остальными распределяются эмоции, которые они должны выражать. Когда водящий зайдет, он должен догадаться, кто какую эмоцию выражает (взрослый называет эмоцию, водящий угадывает):

- радость,

- ужас, страх,

- грусть,

- удивление,

- ненависть, неприязнь,

- любовь,

- отчаяние.

ПИСЬМО НА РУКЕ

(на спине)

    По парам пишем друг другу «письма» на руке (спине). Это могут быть цифры, буквы, фигуры. Задача того, на ком пишут, угадать, что написали.

КРАСНАЯ ШАПОЧКА И СЕРЫЙ ВОЛК

    Берем 2 игрушки (Красную Шапочку и Волка или другие). Дети встают в круг. По кругу передаем игрушки, как будто Волк пытается догнать Красную Шапочку.

САНКТ – ПЕТЕРБУРГ НОЧЬЮ

    Передаем звуки ночного города, одновременно изображая голосом:

- как мяукает кошка

- лает собака

- едет машина (бр-р-р)

- гудит машина (би-би)

- разговаривает человек

- звучит музыка

- едет поезд (ту-тук ту-тук)

- летит самолет

- плывет пароход и гудит (ту-ту).

ПОВТОРЮШИ

    Выбираем водящего и повторяем за ним все движения.

    Вариант: по парам.

ОБЩИЙ РАССКАЗ

    Один начинает рассказ на какую-нибудь тему, произносит первое предложение. Второй произносит второе предложение, продолжая рассказ и т.д..

СТЫКОВКА

    Дети сидят по парам напротив друг друга. Пожали друг другу руки сначала с открытыми глазами, затем - с закрытыми. Дотянулись друг до друга ладошками с открытыми глазами, затем - с закрытыми. Дотянулись друг до друга пальчиками с открытыми глазами, потом - с закрытыми.

ИМПРОВИЗАЦИЯ

(выступление на телевидении)

    Приготовить место телеведущего, микрофон. Сегодня вы – специалист, который дает рекомендации.

  1. Как нужно чистить зубы, умываться;
  2. Как нужно одеваться зимой;
  3. Как нужно играть на компьютере;
  4. Как нужно убираться в комнате.

ИДЕТ СЛЕДСТВИЕ

    Вы – детективы. Я даю показания. Отгадайте, что случилось.

1.

- я чувствую запах дыма,

- становится все жарче,

- кто-то громко кричит,

- люди бегут из здания,

- слышны автомобильные сирены,

- подъезжают машины красного цвета,

- я вижу пламя,

- выдвигаются длинные лестницы,

- я слышу, как лопаются оконные стекла.

2.

- я слышу крик женщины,

- я слышу эту женщину, размаивающую руками,

- женщина продолжает кричать, жаловаться, показывает на раскрытую сумку,

- кто-то звонит по телефону, и через некоторое время приезжает полиция,

Женщину спрашивают полицейские о чем-то, она показывает пальцем в одном из направлений, показывает на открытую сумку.

ПЕРЕДАЧА ЧУВСТВ

    Все сидят в шеренгу, в затылок друг другу. Первый поворачивается ко второму и передает ему мимикой какое-либо чувство, второй – третьему и т.д.. У последнего спрашивают, какое чувство он получил.

- радость

- гнев

- печаль

- удивление

- страх

- любовь.

ДИРИЖЕР

  1. Красиво вытянитесь, подняв руки высоко над головой, как будто пытаетесь достать до потолка.
  2. Раскиньте руки в стороны на высоте плеч, удлинняя в воображении каждую руку сантиметров на 5.
  3. Когда вы услышите музыку, каждый представит, что он дирижер. Представьте, что перед вами расположился оркестр.

(например, Моцарт – от медленного до быстрого темпа)

  1. Вы – композитор, создавший эту музыку. Дирижируя, вы можете закрыть лаза. Двигайте кистями рук, потом – локтями. Пусть музыка струится через ваше тело, вам нравится ваша музыка.

  1. Поблагодарите оркестр апплодисментами.

ОХОТА НА ТИГРОВ

Необходимые приспособления: маленькая игрушка (тигр).

Описание игры: дети встают в круг, водящий отворачивается к стене, громко считает до 10. Пока водящий считает, дети передают друг другу игрушку. Когда ведущий заканчивает считать, ребенок, у которого оказалась игрушка, закрывает тигра ладошками и вытягивает вперед руки. Остальные дети делают точно так же. Водящий должен найти тигра. Если он угадал, то водящим становится тот, у кого была игрушка.

Можно потренировать детей в умении сдерживать эмоции, не проявлять их внешне. Это достаточно трудно для детей-дошкольников.

СЛУШАЙ КОМАНДУ

       Звучит спокойная, но не слишком медленная музыка. Дети идут в колонне друг за другом. Внезапно музыка прекращается. Все останавливаются, слушают произнесенную шепотом команду ведущего (например: «Положите правую руку на плечо соседа») и тотчас же ее выполняют. Затем снова звучит музыка, и все продолжают ходьбу. Команды даются только на выполнение спокойных движений. Игра проводится до тех пор, пока группа в состоянии  и хорошо слушать, и выполнять задание.

Игра поможет воспитателю сменить ритм действий расшалившихся ребят, а детям – успокоиться и без труда переключиться на другой, более спокойный вид деятельности.

КОГО УКУСИЛ КОМАРИК?

Цель: способствовать развитию взаимопонимания между детьми.

Дети садятся в круг. Ведущий проходит по внешней стороне круга, гладит детей по спинам, а одного из них незаметно от других тихонько щиплет — «кусает комариком». Ребенок, которого «укусил комарик», должен напрячь спинку и плечи. Остальные внимательно разглядывают друг друга и угадывают, «кого укусил комарик».

ЭХО

Цель: учить детей быть открытыми для работы с другими, подчиняться общему ритму движений.

Дети отвечают на звуки ведущего дружным эхо. Например, на хлопок воспитателя участники группы отвечают дружными хлопками. Ведущий может подавать другие сигналы: серию хлопков в определённом ритме, постукивание по столу, стене, коленям, притопывание и т.д. Упражнение может выполняться в подгруппе (4—5 человек) или со всей группой детей. При выполнении небольшими подгруппами одна подгруппа оценивает слаженность действий другой.

ЛАСКОВОЕ  ИМЯ

Цель: развивать умение вступать в контакт, оказывать внимание сверстникам.

Дети стоят в кругу, передают друг другу эстафету (цветок, “волшебную палочку”). При этом называют друг друга ласковым именем (например, Танюша, Алёнушка, Димуля  и т.д.) Воспитатель обращает внимание детей на ласковую интонацию.

НАЗОВИ СЕБЯ

        

Цель: учить представлять себя коллективу сверстников.

Ход: ребёнку предлагают представить себя, назвав своё имя так, как ему больше нравится, как называют дома или как он хотел бы, чтобы его называли в группе.        

ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ

Цель: знакомить детей  с повадками домашнего животного, учить чувствовать его потребности, сопереживать ему.

Ход игры. Ведущий спрашивает ребенка, что делает кошка, если она довольна (мурлычет), и что, если недовольна (выгибает спину, шипит). Ведущий рассказывает про кошку. Задача ребенка - догадаться, в какие моменты кошка будет радоваться (мурлыкать), а в какие - сердиться (выгибать спину и шипеть).

Жила-была кошка Мурка. Она очень любила умываться язычком (дети изображают "добрую кошечку") и пить молоко из блюдечка ("добрая кошечка"). Однажды кошка Мурка вышла из дома, чтобы погулять. День был солнечный, и Мурке захотелось поваляться на травке ("добрая кошечка"). И вдруг начался сильный дождь, и Мурка намокла ("сердитая кошечка"). Мурка побежала домой, но дождь лил все сильнее и сильнее, и кошка вбежала в небольшой домик, стоящий во дворе. А в этом домике жил пес Шарик, он стал лаять на Мурку. Как вы думаете, что сделала Мурка ("сердитая кошечка")? Мурка испугалась и бросилась бежать.

Добежав до своего дома, Мурка поцарапалась в дверь, и ее тут же впустили ("добрая кошечка"). Мурка согрелась и попила молока из блюдца. Как вы думаете, что сделала Мурка?

Покажите ("добрая кошечка").         

СОСНЫ, ЕЛОЧКИ, ПЕНЕЧКИ

Цель игры: развивать внимательность, умение управлять своим поведением.

Ход игры: дети встают в круг, взявшись за руки. Педагог находится в центре круга. Звучит негромкая музыка, дети движутся по кругу. По команде педагога «Сосны», «Елочки» или «Пенечки» дети должны остановиться и изобразить названный предмет: «Сосны» – подняв руки высоко вверх, «Елочки» – раскинув руки в стороны, «Пенечки» – присев на корточки. Ошибившиеся игроки выбывают из игры или получают штрафное очко. Затем игра продолжается.

СУНДУЧОК

Цель: учить детей задавать открытые и закрытые вопросы.

На столе стоит сундучок, в котором лежит какой-нибудь предмет. Вызывают одного ребёнка, он заглядывает в сундучок. Остальные дети задают ему вопросы о цвете, форме, качестве, свойствах и т. д. этого предмета до тех пор, пока не угадают, что лежит в сундучке.

Правило: на все вопросы надо отвечать только «Да» или «Нет».

НЕБОСКРЕБ

Цель: развитие умения договариваться, работать в команде.

Необходимые приспособления: складной метр; 2-3 деревянных кубика (можно разного размера) на каждого ребенка.

Описание игры: дети садятся в круг, а в центре круга им необходимо построить небоскреб. Дети по очереди кладут свои кубики (по одному за ход). При этом они могут обсуждать, куда лучше положить кубик, чтобы небоскреб не упал. Если упадет хоть один кубик, строительство начинается сначала. Взрослый, наблюдающий за ходом строительства, периодически измеряет высоту постройки.

КРОКОДИЛ

Цель: развитие ловкости, наблюдательности, снятие страхов.

Описание игры: дети выбирают «крокодила». Выбранный вытягивает руки вперед одна над другой — это пасть крокодила — и ходит по комнате (площадке), напевая песенки, пританцовывая, подпрыгивая. Тем временем дети в пасть кладут руки. В какой-то момент «крокодил» смыкает пасть. Кто не успел выдернуть руку, становится «крокодилом».

Комментарий: в роли «крокодила» должно побывать как можно большее количество детей, чтобы почувствовать на себе смену ролевых ощущений.        

ЗАПРЕЩЕНО ДВИЖЕНИЕ

     Цель. Учить играм с четкими правилами, которые организуют, дисциплинируют, сплачивают, развивают быстроту реакции и вызывают эмоциональный подъем.

     Дети стоят лицом к ведущему. Под музыку с началом каждого такта они повторяют движения, которые показывает ведущий. Затем выбирается движение, которое нельзя выполнять. Тот, кто нарушит этот запрет, выходит из игры. Вместо показа движения можно называть вслух цифры. Участники игры повторяют хором все цифры, кроме одной запрещенной, например цифры 5. Когда дети ее услышат, они должны будут хлопнуть в ладоши (или покружиться на месте).

СДЕЛАЙ  ПОДАРОК

Цель: знакомить детей с невербальными способами общения.

Педагог изображает различные предметы при помощи жестов и выразительных движений. Отгадавший получает этот предмет “в подарок”. Затем ведущий предлагает детям сделать подарок друг для друга.   

СЕКРЕТ

Всем участникам ведущий раздает по «секрету» из красивого сундучка (пуговицу, бусинку, брошку, старые часы и т. д.), кладет в ладошку и зажимает кулачок. Участники ходят по помещению и, разъедаемые любопытством, находят способы уговорить каждого показать ему свой секрет.

ТЕНЬ

Один играющий ходит по помещению и делает разные движения, неожиданные повороты, приседания, нагибается в стороны, кивает головой, машет руками и т. д. Все остальные встают в линию за ним на небольшом расстоянии. Они его тень и должны быстро и четко повторять его движения. Затем ведущий меняется.       

ЦАРЕВНА-НЕСМЕЯНА

Игроки делятся на две команды.

Участники первой команды “царевны Несмеяны” садятся на стулья и принимают серьёзный или унылый вид.

Участники другой команды - “смешители” по очереди или вместе должны рассмешить “Несмеян”.

Каждая улыбнувшаяся “Несмеяна” выходит из игры или присоединяется к команде “смешителей”.

Если за определённый промежуток времени удастся рассмешить всех “Несмеян”,выигравшей объявляется команда “смешителей“, если нет – команда “Несмеян”.

После объявления победителей команды могут поменяться ролями.

ПИРАМИДА ЛЮБВИ

Дети сидят в кругу. Воспитатель говорит: «Каждый из нас что-то или кого-то любит; всем нам присуще это чувство, и все мы по-разному его выражаем. Я люблю свою семью, своих детей, свой дом, свой город, свою работу. Расскажите и вы, кого и что любите вы. (Рассказы детей.) А сейчас давайте построим «пирамидку любви» из наших с вами рук. Я назову что-то любимое и положу свою руку, затем каждый из вас будет называть своё любимое и класть свою руку. (Дети выстраивают пирамиду.) Вы чувствуете тепло рук? Вам приятно это состояние? Посмотрите, какая высокая у нас получилась пирамида. Высокая, потому что мы любимы и любим сами».        

КОРОБКА ДОБРЫХ ПОСТУПКОВ

Цель игры: воспитание у детей доброжелательного отношения друг к другу, создание положительного эмоционального настроя в детском коллективе, воспитание в детях умения замечать и ценить положительные поступки, совершенные другими людьми.

Ход игры: педагог показывает детям коробку, наполненную кубиками, высыпает их и предлагает детям представить, что каждый кубик – это хороший поступок, совершенный кем-либо из детей. Игра продолжается в течение определенного промежутка времени, например, в течение одного дня. Каждый ребенок может положить в коробку кубик за любой хороший

поступок, неважно, кто его совершил – этот ребенок или кто-то другой. О каждом положенном в коробку кубике дети сообщают педагогу, по окончании игры подводятся итоги. Педагог вместе с детьми подсчитывает количество кубиков, вспоминаются и анализируются добрые поступки, за которые были сложены в коробку кубики, поощряются и ставятся в пример дети, совершившие эти поступки.

Один и тот же поступок не должен оцениваться дважды.        

ЭХО

1-й вариант. Детям читают стихотворение, они повторяют последнее слово каждой строчки.

2-й вариант. Дети делятся на две команды: «Эхо» и «Выдумщики».

«Выдумщики» договариваются, кто какое слово скажет по определённой теме, по очереди произносят загадан-ные слова и спрашивают игроков: «Какое слово сказал Коля? Саша? И т. д.».

ВЗАИМНОЕ ЦИТИРОВАНИЕ

«Мы сыграем в такую игру. Я два раза постучу ладонями по коленям и дважды назову своё имя, затем похлопаю в ладоши в воздухе, назвав имя кого-нибудь из вас, например, «Ваня – Ваня». Ваня сначала два раза постучит по коленям, называя себя, а затем хлопнет в ладоши и назовёт кого-либо другого, например, «Катя-Катя». Тогда Катя, переняв ход, сделает то же. И т. д. Важно не смотреть на того участника, которого ты вызываешь, а произносить его имя в пространство, глядя, например, в другую сторону или в потолок.

ПОЧТА

Между участниками игры и водящим завязывается диалог.

Водящий. Динь, динь, динь!

Дети. Кто там?

Водящий. Почтальон.

Дети. Откуда?

Водящий. Из Рязани.

Дети. А что там делают?

Водящий. Танцуют (поют, смеются, плавают, летают) и т. д. (дети изображают действия, названные водящим).

И ЭТО ХОРОШО, И ЭТО ПЛОХО

    Воспитатель предлагает детям посмотреть на ручку с двумя колпачками. «Этот колпачок белый – он будет означать «хорошо», этот колпачок чёрный – он будет означать «плохо». Если ручка повёрнута белым колпачком кверху, нужно говорить «хорошо», если чёрным – «плохо».

    Выбирается тема, в которой дети способны выделить «хорошее» и «плохое» (время года, животные, бытовые приборы и т. д.).

    Например. Тема «Лес». Ручка повёрнута белым колпачком вверх («Лес – это хорошо, потому что он очищает воздух»). Передаём ручку Ане, поворачивая её чёрным колпачком вверх, Аня должна объяснить, почему лес – это плохо. Например, «Лес – это плохо, потому что в нём можно заблудиться». И т. д.

КАК ТЕБЯ ЗОВУТ?

Участники игры придумывают себе смешные прозвища (пузырёк, расчёска, ручка и др.), затем водящий задаёт вопросы. Отвечая на них, можно называть только своё прозвище. Отвечать надо быстро, ни в коем случае нельзя смеяться, даже улыбаться.

Например, водящий подходит к тому, кто назвал себя метлой, и строго предупреждает: «Кто ошибётся, тот попадётся! Кто засмеётся, тому плохо придётся! «. Затем следует такой диалог:

- Кто ты?

- Метла.

- Что ты ел сегодня утром?

- Метлу.

Так продолжается до тех пор, пока игрок не рассмеялся. Если игрок рассмеялся, он должен отдать фант и выйти из игры.

ЧЕРЕЗ СТЕКЛО

Двум детям предлагают передать друг другу какую-либо информацию жестами, представив, что один из них находится в поезде, а другой – на перроне, т.е. они отделены друг от друга стеклом, через которое не проникают звуки. Возможные темы сообщений для передачи: «Я тебе позвоню, когда приеду», «Напиши мне письмо» и др.

После игры желательно обсудить, насколько правильно дети поняли друг друга, легко ли им было это сделать.

МАГАЗИН ИГРУШЕК

Дети делятся на две группы – «покупатели» и «игрушки». Последние загадывают, какой игрушкой каждый из них будет, и принимают позы, характерные для них. Покупатели подходят к ним и спрашивают: что это за игрушки? Каждая игрушка, услышав вопрос, начинает двигаться, совершая характерные для неё действия. Покупатель должен догадаться, какую игрушку ему показывают. Недогадавшийся уходит без покупки.

ЗАДУМАННОЕ ДЕЙСТВИЕ

Один из играющих (водящий) выходит из комнаты. Остальные договариваются, что он должен сделать (например, почистить зубы, подмести пол, поглядеться в зеркало и т. п.). Водящему предлагают подсказку, например: «Это ты делаешь каждое утро». Он пытается угадать и изобразить задуманное действие.

ПУТЕШЕСТВИЕ БУРАТИНО

Детям показывают Буратино (кукла) и говорят, что он – заядлый путешественник и сейчас расскажет о том, где был и что видел, а дети стараются отгадать, в каких помещениях детского сада он побывал и когда (зимой, летом; утром или вечером) это было. Итак, Буратино был там, где дети засучивают рукава, намыливают руки, вытираются, расстёгивают пуговицы, снимают одежду, складывают её, потягиваются, расстилают постель, успокаиваются, отдыхают, спят; пляшут, поют, слушают, притоптывают, кружатся, кланяются; маршируют, подлезают, приседают, пролезают; сгибаются, разгибаются, спрыгивают. Был Буратино в детском саду тогда, когда дети приходят, здороваются, раздеваются, переобуваются, заходят в группу; обедают, благодарят; одеваются, прощаются. Уходят; купаются, загорают, ходят босиком, собирают ягоды; катаются на лыжах, на санках, лепят снежных баб.

ИГРА «ВЕСЕЛЫЕ ОБЕЗЬЯНКИ»

Представьте, что вы все обезьянки и сидите в клетке в зоопарке. Одного из вас мы выбираем на роль посетителя зоопарка. Он будет стоять в центре, и делать различные движения и жесты. «Обезьянки» передразнивают посетителя, точно повторяют его жесты и движения. С помощью считалки выбирают «посетителя»:

 Над лучами, над водой

 Хлынул дождик проливной.

 А потом повисло

 В небе коромысло.

 Ребятишек радует

 Золотая радуга.

 «Посетители» в течение игры меняются несколько раз.

ИГРА «ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ»

 С помощью считалки выбирается ребенок, который приглашает детей на «день рождения». Гости приходят по очереди и приносят воображаемые подарки. С помощью выразительных движений, условных игровых действий дети должны показать, что именно они дарят. Лучше, если гостей будет немного, а остальные ребята сначала побывают в роли зрителей, оценивающих достоверность показа. Потом дети могут поменяться ролями. Подарки могут быть самые разнообразные: коробка конфет, шоколад, шарфик, шапка, книжка, фломастеры и даже живой котенок.

ИГРА «РВАКЛЯ»

Цель: помогает снять напряжение, дает выход деструктивной энергии.

Для игры понадобятся ненужные газеты, журналы, бумаги; широкое ведро или корзина. Ребенок может рвать, мять, топтать бумагу, делать с ней все, что заблагорассудится, а потом бросать ее в корзину. Можно прыгать на куче бумажек – они отлично пружинят.

ПАЛЬЦЫ — ЗВЕРИ ДОБРЫЕ,

ПАЛЬЦЫ — ЗВЕРИ ЗЛЫЕ

Цель: развитие эмоциональной сферы, коммуникативных навыков.

Описание игры: дети представляют, что их пальчики — добрые кошечки, злые мышки, добрые волчата, злые зайчата и т. д.

Комментарий: взрослый предлагает детям превратить свои пальчики, например, на правой руке — в добрых волчат, а на левой — в злых зайчат. Им надо поговорить друг с другом, познакомиться, поиграть, может быть, поссориться.

Если у детей хорошо получается, можно предложить им познакомиться с ручками других детей. Кроме развивающего эффекта игра дает возможность выявить особенности общения детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение детей второго года жизни сюжетной игре и детей третьего года жизни сюжетно-ролевой игре. (рекомендации родителям)

Среди всех игр и забав малышей особое место занимают игры с игрушками, в которых ребенок пытается воспроизводить действия взрослых, которые он наблюдает в своей повседневной жизни. с самого раннего во...

Программа «Начнем играть!» - подготовка детей с нарушением интеллекта к обучению сюжетно-ролевой игре» (возраст детей: 3-4 года, срок реализации: 1 год)

Актуальность: Нарушение психического развития умственно отсталых детей обусловливает в том числе и своеобразие их игровой деятельности- ведущей деятельности в дошкольном возрасте. Прежде всего, отмеча...

П Р О Е К Т Народная кукла в играх современных детей. Образ народной куклы в художественной литературе и играх современных детей.

Эффективным средством амплификации личностного развития ребенка являются игрушки, которые делают игры детей интересными, познавательными, развивающими. Кукла помогает ребенку преодолевать собстве...

Буклеты: "Игры для детей старшего дошкольного возраста, направленные на снятие агрессии", "Игры для детей старшего дошкольного возраста на снятие мышечного напряжения"

Буклеты для родителей и воспитателей, направленные на снятие агрессии и мышечного напряжения у детей старшего дошкольного возраста....

Особенности проявления детской субкультуры в игре-фантазировании детей старшего дошкольного возраста. Проект по развитию субкультуры в игре-фантазировании детей старшего дошкольного возраста посредством изменения предметно-пространственной среды.

Субкультура является одной из важных вещей в жизни и становлении ребенка в дошкольном возрасте. Субкультура это все что окружает ребенка, все, во что ребенок играет, смотрит, видит вокруг. Детская суб...

Игры на формирование чувства собственной безопасности . Игры на формирование правовой культуры. Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи. Игры, способствующие адаптации человека в социальном мире

Игры  на формирование  чувства собственной  безопасностиИгры  на формирование правовой культурыИгры, знакомящие детей со службами экстренной помощиИгры, способствующие адаптации че...

Инициативные игры для детей. Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Традиционно-народные игры. Русские народные игры.

Самостоятельная работа "Картотека игр".  Игры первого класса.Инициативные игры для детей. Игры второго класса.Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Игры тр...