Мониторинг развития ребенка с нарушением зрения
методическая разработка по коррекционной педагогике (средняя группа)
Мониторинг развития ребенка с нарушением зрения с4 до 5 лет помогает педагогу (тифлопедагогу) понять уровень развития и сформированности навыков, умений и усвоенного материала ребенком в начале учебного года. На основании данного мониторинга определить индивидуальный марщрут дальнейшей работы с ребенком по всем направлениям коррекционной работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
monitoring_prezentatsiya_4-5_let.pptx | 311.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В ходе образовательной деятельности с детьми педагог выстраивает индивидуальную траекторию развития каждого ребенка. Реализация Программы предполагает проведение психолого - педагогической диагностики (мониторинга) для оценки индивидуального развития детей. Такая оценка производится для определения эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования . Мониторинг тифлопедаог проводит два раза в год: в сентябре для того, чтобы выстроить индивидуальный образовательный маршрут для каждого ребенка; в мае для оценки качества усвоения программы каждым ребенком и подведения итогов учебного года
Для каждой возрастной категории детей с нарушением зрения выделяют конкретные целевые ориентиры, подбираются методические пособия с учетом зрительных особенностей каждого ребенка. Диагностика проводится в индивидуальной форме для более точного и лучшего результата. Каждое задание показывает определенные знания, умения и навыки, полученные ребенком. Тифлопедагог+ребенок в о время индивидуального обследования.
Диагностика усвоения сенсорных эталонов (цвет) Узнавание, называние «Платье » ( красный, синий, желтый, зеленый) + розовый, голубой. Соотнесение «Платье » (подбери к каждому платью пояс такого же цвета ). Фиксация по насыщенности « Дом с окошками» с 3 оттенками красного цвета (выложить 3 оттенка зеленого по образцу красных) Понятия светлый- темный . Выделение цвета в окружающем « Покажи предметы … цвета ».
Диагностика усвоения сенсорных эталонов (форма) Узнавание, называние объёмных форм - « Шарик, кубик, крыша». Плоскостных фигур - круг , треугольник, квадрат. Соотнесение « Помоги девочке» ( Подобрать цветные изображения предметов к кругу, треугольник, квадрат). Выделение формы в окружающем «Найди предметы похожие на (шарик , кубик, кружок, треугольник, квадрат). Дифференцировка близких форм «Кораблик с парусами» (Подбери такие же фигуры как на парусе- прямоугольник, квадрат без называния).
Диагностика усвоения сенсорных эталонов (величина) Соотнесение по общему объему и развитие глазомера 3 матрешки 3-х величин стоят хаотично + 1 матрешка другого цвета «Найди такую же среди 3-х по росту» Составление ряда по величине 3 елочки в ряд (плоскостной образец) «Поставь свои елочки в ряд» Сложная форма Анализ образца и конструирование по образцу из геометрических форм ( наложение на образец, по словесной установке, самостоятельно) « Коляска» (4 формы, 5 детали одного цвета ) Составление целого из частей по образцу « Цыпленок» (4 части)
Развитие зрительного внимания Чего не стало ? 4 игрушки (-1 прячем) Что изменилось? 3 игрушки стоят хаотично, 1 переставляем Найди отличия 4 отличия по цвету
Пространство Ориентировка в пространстве Выделение частей тела « Где правая рука, где левая рука?» Выполнение действий с предметами по словесной установке «Стакан и ложка» (в, на, под, впереди , сзади) Слуховой диктант « Укрась салфетку» (середина-верх-низ-лево-право)- 5 положений Восприятие пространства Оценка расстояния в пространстве « Что близко к тебе, что далеко от тебя?» (в комнате ) Оценка взаимного расположения предметов в пространстве «Найди пару » 3 карточки по 3 предмета Самостоятельное использование детьми предлогов и наречий пространственного значения «Стаканы с ложечками» (карточка)
Диагностика формирования предметных представлений . Цветы ( цветные изображения ) ромашка , мак . Деревья (цветные изображения) елка , береза. Овощи – Фрукты (цветные изображения) помидор , огурец, репа, капуста, морковь; яблоко, груша. Животные (цветные изображения) белка , лиса, волк, коза, корова. Птицы (цветные изображения) воробей-голубь ; петух-курица-цыпленок. Одежда (цветные изображения) мужская рубашка, платье, шуба, пальто. Посуда (цветные изображения) чашка-стакан , кастрюля-сковорода. Мебель (цветные изображения) кресло , стул, табуретка, стол. Транспорт (цветные изображения) грузовая , легковая машина, корабль, самолет, поезд. Игрушки (цветные изображения) кукла , матрешка, мячик, пирамидка, ведерко, лопатка, формочка, воздушный шарик.
Баллы Результат выполнения заданий 1 Ребенок испытывает затруднения в выполнении заданий, допускает большое количество ошибок, требуется значительная помощь педагога. 2 Ребенок допускает неточности при выполнении задания, ошибки исправляет после наводящих вопросов. 3 Ребенок задания выполняет самостоятельно, уверенно, без ошибок. При необходимости обосновывает свой выбор. По результатам выполнения заданий проставляются баллы: Сложите баллы и определите уровень : Группа Количество баллов Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень Средняя 32 – 53 54 – 85 86 – 96
На основании этих данных: В ыстраивается индивидуальный образовательный маршрут для каждого ребенка; Формируются подгруппы детей для занятий с тифлопедагогом; Определяются дети, для индивидуальной работы с тифлопедагогом; Формируются рекомендации для работы с детьми воспитателям, музыкальному и физкультурному руководителям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности и способы развития воображения ребенка с нарушением зрения в процессе дошкольного детства, Взаимосвязь развития воображения с развитием некоторых видов детской деятельности
Создание условий для развития у детей с нарушениями зрения способности к созданию новых образов и использованию их как средства управления активностью своих познавательных функций – основная цель деят...
Мониторинг достижения детьми с нарушением зрения результатов освоения программы по развитию зрительного восприятия как инструмент взаимодействия участников образовательного процесса.
Мониторинг развития зрительного восприятия осуществляется нашими тифлопедагогами в соответствии с диагностическими методиками. Проводится с целью оперативного отслеживания уровня развития всех важнейш...
Примерный вариант индивидуального маршрута развития для ребенка с нарушением зрения
Документ представляет собой применый вариант написания индивидуального маршрута развития для ребенка с нарушением зрения...
Конспект родительского собрания в группах компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения на тему «Особенности развития детей с нарушением зрения»
Конспект родительского собрания в группах компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения на тему «Особенности развития детей с нарушением зрения»...
Образовательная среда как средство развития компенсаторных способностей ребенка с нарушением зрения.
Статья содержит опыт работы по развитию компесаторных способностей у детей с нарушением зрения в дошкольном учреждении....
Развитие эмоционального мира ребенка с нарушением зрения
Развитие эмоционального мира ребенка с нарушением зрения Современная социальная ситуация не всегда способствует удовлетворению потребностей дошкольников с нарушением зрения, в позитивных эмоциональных...
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
Диагностическое обследование позволяет учителю-дефектологу разработать индивидуальную коррекционную программу. Карта развития ребенка с нарушением зрения может быть использованна для заполнения ...