О психолого-медико-педагогическом консилиуме
материал по коррекционной педагогике
Письмо от 27 марта 2000 года № 27/901-6 "О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pismo_minobrazovaniya_rossii_ot_27.docx | 24 КБ |
Предварительный просмотр:
Письмо Минобразования России от 27.03.2000 № 27/901-6
О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения
На основании анализа реальной ситуации психолого-медико-педагогического сопровождения и в целях обеспечения комплексной специализированной помощи детям и подросткам с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации в условиях образовательного учреждения Министерство образования Российской Федерации рекомендует:
- Довести до сведения руководителей образовательных учреждений следующие методические рекомендации:
О порядке создания и организации работы психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) образовательного учреждения (Приложение 1);
О формах учета деятельности ПМПк (Приложение 2).
- Провести мониторинг обеспеченности ПМПк образовательных учреждений региона специалистами, осуществляющими психолого-медико-педагогическое сопровождение обучающихся, воспитанников, и направить отчет в адрес Управления специального образования Минобразования России до 20.05.2000 по предлагаемой форме (Приложение 3).
- Обеспечить контроль за созданием при наличии соответствующих кадров ПМПк в образовательных учреждениях; определить порядок их взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающегося, воспитанника и психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК), обслуживающей данную территорию (Приложение 4).
- Организовать работу по повышению квалификации и обмену опытом специалистов ПМПк.
Заместитель министра
Е.Е.Чепурных
Приложение 1
Приложение 1. О порядке создания и организации работы психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) образовательного учреждения
1. ПМПк является одной из форм взаимодействия специалистов образовательного учреждения, объединяющихся для психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации.
2. ПМПк может быть создан на базе образовательного учреждения любого типа и вида независимо от организационно-правовой формы приказом руководителя образовательного учреждения при наличии соответствующих специалистов.
3. Общее руководство ПМПк возлагается на руководителя образовательного учреждения.
4. ПМПк образовательного учреждения в своей деятельности руководствуется Уставом образовательного учреждения, договором между образовательным учреждением и родителями (законными представителями) обучающегося, воспитанника, договором между ПМПк и ПМПК.
5. Примерный состав ПМПк: заместитель руководителя образовательного учреждения по учебно-воспитательной работе (председатель консилиума), учитель или воспитатель дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), представляющий ребенка на ПМПк, учителя (воспитатели ДОУ) с большим опытом работы, учителя (воспитатели) специальных (коррекционных) классов/групп, педагог-психолог, учитель-дефектолог и/или учитель-логопед, врач-педиатр (невропатолог, психиатр), медицинская сестра.
6. Целью ПМПк является обеспечение диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья обучающихся, воспитанников.
7. Задачами ПМПк образовательного учреждения являются:
- выявление и ранняя (с первых дней пребывания ребенка в образовательном учреждении) диагностика отклонений в развитии и/или состояний декомпенсации;
- профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок и срывов;
- выявление резервных возможностей развития;
- определение характера, продолжительности и эффективности специальной (коррекционной) помощи в рамках имеющихся в данном образовательном учреждении возможностей;
- подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния, уровень школьной успешности.
8. Специалисты, включенные в ПМПк, выполняют работу в рамках основного рабочего времени, составляя индивидуальный план работы в соответствии с реальным запросом на обследование детей с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации. Специалистам может быть установлена доплата за увеличение объема работ, размер которой в соответствии со ст. ст. 32 и 54 Закона Российской Федерации "Об образовании" определяется образовательным учреждением самостоятельно. С этой целью необходимые ассигнования для оплаты труда специалистов за работу в составе ПМПк следует планировать заблаговременно.
9. Обследование ребенка специалистами ПМПк осуществляется по инициативе родителей (законных представителей) или сотрудников образовательного учреждения с согласия родителей (законных представителей) на основании договора между образовательным учреждением и родителями (законными представителями) обучающихся, воспитанников. Медицинский работник, представляющий интересы ребенка в образовательном учреждении, при наличии показаний и с согласия родителей (законных представителей) направляет ребенка в детскую поликлинику.
10. Обследование проводится каждым специалистом ПМПк индивидуально с учетом реальной возрастной психофизической нагрузки на ребенка.
11. По данным обследования каждым специалистом составляется заключение и разрабатываются рекомендации.
12. На заседании ПМПк обсуждаются результаты обследования ребенка каждым специалистом, составляется коллегиальное заключение ПМПк.
13. Изменение условий получения образования (в рамках возможностей, имеющихся в данном образовательном учреждении) осуществляется по заключению ПМПк и заявлению родителей (законных представителей).
14. При отсутствии в данном образовательном учреждении условий, адекватных индивидуальным особенностям ребенка, а также при необходимости углубленной диагностики и/или разрешения конфликтных и спорных вопросов специалисты ПМПк рекомендуют родителям (законным представителям) обратиться в психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК).
15. Заседания ПМПк подразделяются на плановые и внеплановые и проводятся под руководством председателя.
16. Периодичность проведения ПМПк определяется реальным запросом образовательного учреждения на комплексное, всестороннее обсуждение проблем детей с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации; плановые ПМПк проводятся не реже одного раза в квартал.
17. Председатель ПМПк ставит в известность родителей (законных представителей) и специалистов ПМПк о необходимости обсуждения проблемы ребенка и организует подготовку и проведение заседания ПМПк.
18. На период подготовки к ПМПк и последующей реализации рекомендаций ребенку назначается ведущий специалист: учитель и/или классный руководитель, воспитатель ДОУ или другой специалист, проводящий коррекционно-развивающее обучение или внеурочную специальную (коррекционную) работу. Ведущий специалист отслеживает динамику развития ребенка и эффективность оказываемой ему помощи и выходит с инициативой повторных обсуждений на ПМПк.
19. На заседании ПМПк ведущий специалист, а также все специалисты, участвовавшие в обследовании и/или коррекционной работе с ребенком, представляют заключения на ребенка и рекомендации. Коллегиальное заключение ПМПк содержит обобщенную характеристику структуры психофизического развития ребенка (без указания диагноза) и программу специальной (коррекционной) помощи, обобщающую рекомендации специалистов; подписывается председателем и всеми членами ПМПк.
20. Заключения специалистов, коллегиальное заключение ПМПк доводятся до сведения родителей (законных представителей) в доступной для понимания форме, предложенные рекомендации реализуются только с их согласия.
21. При направлении ребенка на ПМПК копия коллегиального заключения ПМПк выдается родителям (законным представителям) на руки или направляется по почте, копии заключений специалистов направляются только по почте или сопровождаются представителем ПМПк. В другие учреждения и организации заключения специалистов или коллегиальное заключение ПМПк могут направляться только по официальному запросу.
Приложение 2
Приложение 2. О формах учета деятельности специалистов ПМПк
- Журнал записи детей на ПМПк
- Журнал регистрации заключений и рекомендаций специалистов и коллегиального заключения и рекомендаций ПМПк
№ п/п Дата, время Ф.И.О. ребенка Дата рождения (число, мес., год) Пол Инициатор обращения Повод обращения График консультиро-
вания специалис-
тами
- Карта (папка) развития обучающегося, воспитанника:
№ п/п Дата, время Ф.И.О. ребенка Возраст Пол Проб-
лема Заключение специалиста или коллеги-
альное заключение ПМПк Рекоменда-
ции Специалист или состав ПМПк
Основные блоки:
1. "Вкладыши":
- педагогическая характеристика;
- выписка из истории развития;
при необходимости получения дополнительной медицинской информации о ребенке медицинская сестра ПМПк направляет запрос в детскую поликлинику по месту жительства ребенка.
2. Документация специалистов ПМПк (согласно утвержденным формам):
- заключения специалистов ПМПк;
- коллегиальное заключение ПМПк;
- дневник динамического наблюдения с фиксацией:
времени и условий возникновения проблемы;
мер, предпринятых до обращения в ПМПк, и их эффективности;
сведений о реализации и эффективности рекомендаций ПМПк.
- График плановых заседаний ПМПк
Приложение 3
Приложение 3. Мониторинг обеспеченности ПМПк специалистами, осуществляющими психолого-медико-педагогическое сопровождение обучающихся, воспитанников
Количество Фактическое замещение (наличие реальн. физич. лиц) Необходимая потребность
Специалисты ставок по штату штатными работниками работниками по совместительству
в образ. учр-ях в т.ч.
в уч-
режд. спец. образ. в образ. учр-ях в т.ч.
в уч-
режд. спец. образ. в образ. учр-ях в т.ч.
в уч-
режд. спец. образ. в образ. учр-ях в т.ч.
в уч-
режд. спец. образ.
- педагог-психолог
- учитель-дефектолог
- учитель-логопед
- социальный педагог
- врач (указать специальность)
- мед. сестра
- др. специалисты (указать, какие)
-
-
-
Итого:
Приложение 4
Приложение 4. О порядке взаимодействия ПМПк с родителями (законными представителями) обучающегося, воспитанника и с ПМПК
Руководитель образовательного Родители (законные представители)
учреждения обучающегося, воспитанника
(указать фамилию, (указать фамилию, имя, отчество ребенка
и родителей (законных представителей),
имя, отчество)
подпись
М.П. характер родственных отношений (в соответствии с паспортными данными)
подпись
М.П.
Информирует родителей (законных представителей) обучающегося, воспитанника о условиях его психолого-медико-педагогического обследования и сопровождения специалистами ПМПк. Выражают согласие (в случае несогласия договор не подписывается) на психолого-медико-педагогическое обследование и сопровождение обучающегося, воспитанника в соответствии с показаниями, в рамках профессиональной компетенции и этики специалистов ПМПк
ДОГОВОР
о взаимодействии психолого-медико-педагогической комиссии
(ПМПК) и психолого-медико-педагогического консилиума ПМПк)
образовательного учреждения
Настоящим договором закрепляются следующие взаимные обязательства ПМПК (указать уровень ПМПК: региональная, муниципальная, др.___________________________________________________________________)
и ПМПк образовательного учреждения: ______________________________________
(наименование образовательного учреждения)
ПМПк обязуется: ПМПК обязуется:
1. Направлять детей и подростков с отклонениями в развитии для обследования на ПМПК в следующих случаях:
- при возникновении трудностей диагностики;
- в спорных и конфликтных случаях;
- при отсутствии в данном образовательном учреждении условий для оказания необходимой специализированной психолого-медико-педагогической помощи.
2. Информировать ПМПК соответствующего уровня:
- о количестве детей в образовательном учреждении, нуждающихся в специализированной психолого-медико-педагогической помощи;
- о характере отклонений в развитии детей, получающих специализированную психолого-медико-педагогическую помощь в рамках данного образовательного учреждения;
- об эффективности реализации рекомендаций ПМПК. 1. Проводить своевременное бесплатное обследование детей и подростков с отклонениями в развитии по направлению ПМПк образовательного учреждения, территориально относящегося к данной ПМПК, с последующим информированием ПМПк о результатах обследования.
2. Оказывать методическую помощь, обеспечивать обмен опытом между специалистами психолого-медико-педагогических консилиумов образовательных учреждений, территориально относящихся к данной ПМПК.
3. Осуществлять динамический контроль за эффективностью реализации рекомендаций по отношению к детям, прошедшим обследование на ПМПК, при необходимости вносить коррективы в рекомендации.
4. Информировать родителей о всех имеющихся в стране возможностях оказания ребенку психолого-медико-педагогической помощи (с опорой на имеющиеся в РФ базы данных) в соответствии с выявленными отклонениями в развитии и индивидуальными особенностями ребенка.
Руководитель образовательного учреждения Заведующий ПМПК
(подпись) (подпись)
Председатель ПМПк
(подпись)
М.П. М.П.
© Материал из Справочной системы «Образование»
https://1obraz.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УЧАСТИЕ РОДИТЕЛЕЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГО - МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСИЛИУМА В ДОУ КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА
Привлечение большого количества специалистов для работы в детском саду необходимо для своевременного компелексного обследования и оказания ребенку целенаправленной специальной помощи. Специалист...
Работа психолого - медико - педагогического консилиума в системе дошкольного образования
Объединение усилий педагогов, родителей, медицинских работников создает единую линию планомерных действий по коррекции отклонений в развитии каждого ребенка, укреплению здоровья, физического и и...
План работы Психолого-медико-педагогического консилиума ДОУ.
План работы ПМПк на 2013-2014 учебный год....
Деятельность психолого-медико-педагогического консилиума в дошкольном образовательном учреждении
Деятельность психолого-медико-педагогического консилиума в дошкольном образовательном учреждении Одним из основных механизмов в работе с детьми является оптимально ...
Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме
Материал поможет в создании положения о психолого-медико-педагогическом консилиуме дошкольного учреждения...
План работы психолого-медико-педагогического консилиума в ДОО
В целях комплексного решения задач ДОО - физкультурно-оздоровительной, профилактической и психологической работы с детьми дошкольного возраста, необходимо осуществлять поддержку социальн...
Роль психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) и психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) в определении индивидуального образовательного маршрута (ИОМ)
В данном материале содержится информация о порядке создания ПМПк, его целях и задачах, составе специалистов, о роли взаимодействия психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательн...