План занятий на учебный год в средней группе детей с ОВЗ по лексическим темам
план-конспект урока по коррекционной педагогике (средняя группа)

Лексические темы по месяцам на учебный год 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_zanyatiy_po_leks_temam.docx86.78 КБ

Предварительный просмотр:

План занятий на учебный год в средней группе  с овз по лексическим темам


Тема: «Осень»

Развитие речи:

  1. Рассмотреть с детьми картинки и  вспомнить названия времён года.

Уточнить последовательность смены  времён года.

  1. Уточнить какое время года сейчас?  Назвать предшествующее и следующее за осенью время года. Какие изменения происходят осенью в природе (листья меняют цвет и опадают, птицы улетают, становится холоднее и т.д.)
  2. Закрепить название осенних месяцев: сентябрь, октябрь, ноябрь.
  3. Дидактическая игра Лото «Времена года:
  4. Разрезные картинки по теме «Времена года»
  5. Рисование. Дети рисуют картину по теме «Осень», «Краски осени» и затем составляют по ней предложения.
  6. Д/упр. «Чего не хватает?» Д/упр. «4 - лишний»

• Отгадывание загадок.

Утром мы во двор идем —

Листья сыплются дождем.

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят...

Когда это бывает? (Осенью.)

Сидит — зеленеет,

Падает — желтеет,

Лежит — чернеет.

Что это? (Лист.)

На деревьях мы растем:

Летом зеленеем,

Осенью желтеем. (Листья.)

• Пальчиковая гимнастика "Листья осенью" (подчеркнутые слова, педагог выделяет голосом):

Листья разом погрустнели,

пожелтели.

Но задует ветерок,

Листья вдруг зашелестели.

закружились.

полетели.

На дорожку тихо сели.

Руки согнуты в локтях,

кисти рук вверху.

Кисти рук колышутся вправо, влево.

Ладони вместе — движения вверх-вниз.

Круговые движения кистями рук.

Руки поднять вверх.

Опустить руки на стол.

 ФЭМП  

Количество и счёт:

1.   Закреплять навыки количественного счёта до пяти.

«Запомни цифры и повтори их наоборот» (Я скажу: 2, 3, 4, а ты скажи наоборот 4, 3, 2 и т.д.).  Упражнение «Будь внимательным»

2.   Закреплять знание геометрических фигур и их свойств.

Д/упр. «Домик для зайчика»  (из треугольников).Восприятие величины:

Временные понятия:

  1. Закрепить умение оперировать на практике понятиями «вчера», «сегодня», «завтра».

Восприятие цвета:

1. Различение и называние всех основных цветов и их оттенков.

Развитие тонкой моторики:

1.  Проведение детьми различных линий разной длины и направления; рисование простых предметов, обводка, штриховка, копирование, рисование по клеточкам, раскрашивание картинок.

Тема: «Овощи»

Развитие речи:

1. Рассмотреть с детьми натуральные овощи и иллюстрации: моркови, капусты, чеснока, лука, помидора, огурца, перца, картофеля.

2. Упражнение: «Придумай загадку» по предложенному плану.  

Учить описывать овощи, называя его цвет, форму, величину, вкус.

3. Упражнение «Из чего какой»:

Пюре из картофеля (какое?) - …картофельное;

Запеканка из моркови (какая?) - …морковная;

Салат из овощей (какой?) - …овощной;

Сок из помидоров (томатов) какой? - …томатный;

Икра из кабачка (какая?) - …кабачковая.

4. Упражнение «Как растут овощи и как их убирают?»

Предложите ребёнку назвать овощи, которые:

а) срезают ножом;

б) выкапывают лопатой;

в) срывают;

г) выдёргивают.

5. «Отгадай загадки»:

Скинули с Егорушки                                       Как надела 100 рубах,

Золотые пёрышки.                                         Захрустела на зубах.

Вынудил Егорушка                                                      (капуста)

Плакать и без горюшка.                                Без окон, без дверей,

                           (лук)                                       Полна горница людей.

Красный нос                                                               (огурец).

В землю врос   (морковь)

ФЭМП

Количество и счёт:

1Счёт в пределах «10» в прямом и обратном порядке.

Восприятие формы:

1. Закрепление представлений  о круге, его характерных признаках.

Дид. упр: «Круг – квадратик»

                  «Геометрическое лото»

Развитие внимания:

Дид. упр. «Где спряталась цифра «1».

Дид. упр. «Продолжи ряд»: выкладывание кругов по цвету детьми по образцу

  

Ориентировка в пространстве:

1. Различение понятий «сверху – снизу» - различение их.

Дид. упр. «Расставь правильно» - дети выкладывают игрушки по инструкции воспитателя в группе, на участке.

Развитие мелкой моторики:

  1. . Рисование овощей по шаблонам, трафаретам. Закрашивание их, штриховка.

Тема: «Фрукты»

Развитие речи:

1. Рассмотреть с детьми натуральные фрукты и иллюстрации с их изображением.

Повторить названия фруктов: абрикос, банан, персик, слива; яблоко, груша, апельсин, мандарин, лимон.

Закрепить в словаре обобщающее понятие «фрукты».

2. Дид. упр. «Назови ласково»:

Яблоко –… яблочко; лимон –… лимончик; мандарин – …мандаринчик; апельсин - …апельсинчик; банан - …бананчик, абрикос –    абрикосик.

 «Отгадай загадки»

Круглое румяное                         Круглый, сладкий

С дерева пало,                              Очень  вкусный.                        

  Тане в рот попало.                    Спрятал дольки он искусно.

           (яблоко)                           В золотистой кожуре

                                                       К нам приходит в октябре.  

                                                                                   (апельсин)

Было зелёное платье  - атласное,

Нет, не понравилось – выбрала красное

Но надоело также и это –

Платье надела синего цвета.

                             (слива)

ФЭМП

Количество и счёт:

1. Выделение из множества «1»го предмета.

Дид. упр.: «Соедини картинки с нужной цифрой».

Ориентировка в пространстве:

1. Дид. упр. « Где звучало?»

Педагог берёт любую звучащую игрушку. Ребёнок сидит с закрытыми глазами.  Педагог звенит, например, слева, справа, впереди, сзади, над ним. Ребёнок, не открывая глаз, показывает и называет направление, откуда исходит звук.

Восприятие цвета:

1. Сравнение предметов по цвету: находить одинаковые и разные по цвету предметы на основе практических действий; составлять группы предметов, одинаковых по цвету.

1. Дид. упр: «Продолжи ряд»

2. Дид. упр: «Измени цвет»

Развитие мелкой моторики:

1. Обведение трафаретов, рисование по шаблонам фруктов, закрашивание и штриховка изображений.

Тема: Деревья и кустарники осенью»

Развитие речи:

  1. Рассмотреть вместе с детьми иллюстрации с изображением времён года.

Вспомнить название каждого времени года.

Уточнить последовательность смены времён года.

  1. Рассмотреть с детьми иллюстрации с изображением осени.

Отметить характерные особенности осени.

Понаблюдать за осенними изменениями в природе.

Дид. упр. «Времена года»:

Воспитатель раздаёт 4 детям иллюстрации с изображением времён года. По сигналу дети должны занять каждый своё место: зима, весна, лето, осень.

  1. Выучить с детьми их последовательность.
  2. Рассмотреть на прогулке разные виды деревьев и кустарников.

Отметить особенности строения: ствол (стволы), ветви,  листья (иглы), плоды и т.д.

Закрепить названия деревьев и кустарников: берёза, дуб, ель, сосна, рябина, сирень и т.д.

      5. Дид. упр. «Назови листочек»:

Лист берёзы - …берёзовый;

Лист клёна - …кленовый;

Лист рябины - …рябиновый;

Лист дуба - …дубовый и т.д.

      6. «Объясни словечко»:

Разноцветные,  листопад, проливной.

ФЭМП

Количество и счёт:

1. Счёт в пределе «10» в прямом и обратном порядке, от заданного и до заданного числа.

Ориентировка на листе бумаги.

  1. Дид. упр: «Волшебный листок»

Воспитатель называет направление, а дети выкладывают листочки: берёзовый лист  - в правый верхний угол, дубовый лист – в левый нижний угол, рябиновый лист  - в середину листа и т.д.

Восприятие величины:

1. Дид. упр. «Разложи деревья по высоте»

                   От низкого……

                   От высокого……

Развитие мелкой моторики:

1. Обведение шаблонов, трафаретов с изображением деревьев, кустарников, листьев; закрашивание их и штриховка.

Тема: «В лес за грибами и ягодами»

Развитие речи:

1. Рассмотреть с детьми иллюстрации с изображением ягод.

Повторить названия ягод: земляника, клубника, малина, смородина, крыжовник, вишня, дыня, арбуз.

Закрепить в словаре детей обобщающее слово «ягоды».

2. Упражнение: «Расскажи какие?»

Составление рассказов о ягодах по плану:

цвет, размер, форма, вкус, где растёт, что можно приготовить.

3. Упражнение «Варим варенье»

Варенье из земляники – земляничное;

               из вишни – вишнёвое;

               из черники – черничное;

               из малины -  малиновое и т.д.

4. Рассмотреть иллюстрации съедобных и несъедобных грибов.

Познакомить с их названиями: белый гриб, подберёзовик, лисички, мухомор, поганка.

ФЭМП

Количество и счёт:

1. Уточнить счёт в прямом и обратном порядке в пределе «10».

2. Упражнение: «Назови соседей числа»

(Сначала с опорой на числовой ряд, затем отвлечённо).

Восприятие величины:

1Закрепить понятия «высокий  - низкий», «выше – ниже», «одинаковые по высоте».

Упражнения:

«Найди грибы одинаковые по высоте»;

«Расставь грибы по высоте  от самого низкого».

Развитие логического мышления:

  1. Упражнение «4й лишний»:

В картинках и словесно.

Рябина, подберёзовик, смородина, малина.

Подберёзовик, сыроежка, поганка, земляника.

Белый гриб, подосиновик, мухомор, сыроежка.

Развитие зрительного восприятия:

1.Упражнение: «Пересекающиеся и заштрихованные изображения» (грибы, ягоды).

Ориентировка во времени:

1. Уточнить представления детей о временах года, их последовательности.

Упражнение: «Когда это бывает?» (по картинкам,  словесному описанию)

Развитие мелкой моторики:

1.Обведение трафаретов, шаблонов грибов, ягод, раскрашивание их, штриховка.

2. Шнуровка.


Тема: «Перелётные птицы».

Развитие речи:

  1. Рассмотреть вместе с детьми иллюстрации с изображением перелётных птиц: кукушки, трясогузки, грача, скворца, ласточки,  лебедя, соловья.

Закрепить в словаре детей обобщающее понятие «перелётные птицы», названия перелётных птиц.

Уточнить, почему этих птиц называют перелётными.

  1. Показать по картинкам и назвать части тела перелётных птиц: лапы, туловище, голова,  клюв, крылья, ноги.
  2. Упражнение «Скажи наоборот»

Аист большой, а  соловей - …маленький.

У аиста длинная шея, а у кукушки - …короткая.

У соловья серая грудка, а у ласточки - …белая.

Аист белый, а грач - …чёрный.

  1. «Объясни словечко»:

Водоплавающие, насекомоядные, быстрокрылый,  звонкоголосый.

8.   Выучить пальчиковую гимнастику:

Собираем спички, счётные палочки одними и теми же пальцами рук: двумя указательными, двумя  средними – до мизинцев (подушечками). На каждую стихотворную строчку – по одному движению (взятию спички):

Клювов длиннее

Не видывал  я,

Чем клюва  у аиста

И журавля

ФЭМП.

Количество и счёт:

  1. Упражнение «Посчитай птиц и расставь цифры».

Соотнесение количества, числа и цифры в пределе «10"»

Ориентировка во времени:

1. Упражнения: «Когда это бывает», «Что сначала, что потом?»

Закрепить знание времён года, месяцев года, их последовательность.

Учить называть предыдущее и последующее временное понятие заданного.

Восприятие величины:

1.  Упражнение «Выложи в ряд», «Сравни и подбери».

Сравнение предметов по величине: самый большой, большой, поменьше, самый маленький; больше – меньше.

Развитие внимания:

Игра «Что изменилось?», «Кто спрятался на картинке»

Развитие тонкой моторики:

1.  Закрепить умение  пользоваться различными изобразительными средствами: мелками, красками, карандашами, фломастерами.

2.  Упражнять детей в написании графических диктантов (по клеточкам).

1 Тема: «Животный мир  Домашние животные».

Развитие речи:

1. Рассмотреть муляжи и иллюстрации домашних животных: коровы, козы, лошади, свиньи, кролика, барана, кошки, собаки.

Назвать детёнышей животных.

Вспомнить с детьми, чем кормят домашних животных, какую пользу приносят человеку, как человек за ними ухаживает.

Закрепить в словаре обобщающее понятие «домашние животные».

2.Обратить внимание на отличительные особенности домашних животных.

Упражнение: «Что у кого?»

У коровы – рога, голова, туловище, ноги, копыта, хвост.(собака, лошадь, свинья и т.п.)

Упражнение: «Кто как голос подаёт?»

Собака - … лает.

Кошка - … мяукает, мурлычет.

Лошадь - … ржёт.

Корова - … мычит.

Свинья - … хрюкает.

Овца -… блеет.

3. Упражнение «Подскажи словечко»:

Табун – много… лошадей.

Стадо – много… коров.

Отара – много… овец.

Свора – много… собак.

4. «Отгадай загадки»

5. Сравнить животных.

Упражнение: «Что общего и чем отличаются?»

Свинья и кролик;   Коза и корова.

6. «Объясни выражения»

Ослиное упрямство.

Собачья преданность.

Живут, как кошка с собакой.

ФЭМП

Количество и счёт:

1. Закрепить представления о числовом ряде.

2. Упражнение «Какая цифра убежала?»

12345678910   1…34…67…910   10…8…65…3…1.

Восприятие формы:

1. Упражнение «Сравни»

Круг и квадрат; круг и овал; квадрат и прямоугольник.

Упражнение «Дорисуй»

Воспитатель предлагает детям дорисовать фигуру,чтобы  получился предмет.

Ориентировка во времени:

1. Закрепить с детьми времена года и их последовательность.

Упражнение «Помоги Незнайке разложить картинки».

Развитие мелкой моторики:

1. Выкладывание из палочек силуэтов домашних животных по предложенному образцу.

2.Обведение трафаретов, шаблонов домашних животных; их раскрашивание.

3. Проведение прямых линий от опорных точек.

Упражнения: «Помоги кролику попасть в клетку»

«Помоги детёнышам отыскать своих мам».

ТЕМА: «Подготовка диких животных к зиме».

Развитие речи

1. Рассмотреть вместе с детьми иллюстрации с изображением диких животных: медведя, волка, лисы, зайца, белки, ежа, лося, кабана. Предложите детям назвать детёнышей  животных.

2.   Обратить внимание на строение тела диких животных, наличие острых клыков,  зубов, когтей, рогов, колючек и т.д.

3.  Закрепить представления о том где живут дикие животные: в норе, берлоге,  дупле, логове и т.д;

кто как голос подаёт:  медведь – рычит, волк – воет, кабан – хрюкает;

кто что ест:  белка – орехи; мёд – медведь; грибы – ёж; кору – заяц.

4.   Побуждать детей  в использовании обобщающих понятий «дикие» и «домашние» животные. Помогите  сравнить  диких, диких и домашних животных.

5.   Побеседуйте с детьми о том, как звери готовятся к зиме: заяц и белка меняют шубки, белочка утепляет своё дупло, делает на зиму запасы, ёж натаскивает в свою норку сухих листьев и мха, медведь с осени готовит берлогу и т.д.

6.     Повторить с детьми  игру с пальчиками:

На каждое слово  ребёнок поочерёдно соединяет все пальцы с большим в прямом и обратном порядке. Сначала ребёнок соединяет  пальчики одной руки, потом  - другой, затем обеими руками вместе.

                               Ёж, медведь, барсук, енот

                               Спят зимою каждый год (смена рук)

                               Волка, зайца, рысь, лису

                               И зимой найдёшь в лесу.

7.    Загадайте детям загадки:

ФЭМП

 Количество и счёт:

1.   Осознанный соотнесённый счёт в прямом и обратном порядке в пределе «10».

2.  Соотнесение количества, числа и цифры в пределе «10»

Восприятие величины:

  1. Упражнение

  - У кого длиннее уши – у зайца или у волка?

 - А у кого длиннее хвост?

 - Кто больше – лиса или заяц?

 - А у кого лап больше?

 - У кого лап  больше – у зайца или  у медведя?

 - Кого (чего) больше – зайцев или заячьих ушей?

Ориентировка в пространстве:

1. Упражнение «Спрячь зайчонка от волка»

Использование предлогов: «за», «около», «между»

Ориентировка во времени:

1.  Закреплять с детьми временные представления:  времена года,  месяцы осени, части суток,  дни недели,   и их последовательность

Развитие мелкой моторики и зрительно – двигательной координации:

1. Предложить детям написать в тетради, на доске мелом,  вылепить из пластилина, выложить из крупы, из ниток  цифры «1», «2», «3», «4», «5»,

Развитие внимания;

Упражнение  «Продолжи ряд»: выкладывание кругов по цвету:

Чередование 2х цветов (ст. гр.), чередование 3х  цветов (подг. гр.)

Тема: «ОДЕЖДА»  «ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ»  «ОБУВЬ».\

Развитие речи:

1.  Рассмотрите вместе с детьми предметы одежды, головных уборов, обуви;  закрепите их названия.

2.  Активизируйте в словаре обобщающие понятия: «одежда», «головные уборы», «обувь».

3.  Повторите с детьми  детали одежды (воротник, рукава, манжеты, пояс, карманы, брючина), обуви (голенище, каблук, подошва, язычок, шнурки, ремешки), головных уборов  (поля, козырёк, помпон, ленточки).

4.    Упражнение «Подбери слово»

Тёплая зимняя меховая…                             Резиновые высокие детские…          

Старая синяя шерстяная …                       Женские лаковые красные…

Лёгкая шёлковая красивая…                       Мужские тёплые кожаные…

Нарядное красивое праздничное…             Лёгкие удобные пляжные…

Летняя  лёгкая тонкая…(косынка)           Военная зелёная высокая…(фуражка)              

       

5.   Упражнение «Что лишнее и почему?»

Панамка, кепка, косынка, ушанка.

Платок, пальто, шапка, шляпа.

Сапоги, валенки, кепка, ботинки.

Туфли, тапочки, босоножки, сандалии.

 Шуба, пуховик, пальто, платье.

ФЭМП

Количество и счёт: 

4.    Упражнение «Сравни  количество предметов» (предметы одежды, обуви, головные уборы) .

Восприятие величины:

Различение понятий: «длинный» - «короткий», «одинаковые по длине» «длиннее» - «короче».

Сравнение предметов по длине (ленточек, карандашей, дорожек и т.д.)

Развитие зрительной памяти, внимания:

«Вспомни и нарисуй»,  «Чего не стало»

Развитие тонкой моторики:

Письмо в тетради,  выкладывание, из мозаики, лепка из пластилина изученных цифр: 1  2  3  4  5;  букв;

 обведение трафаретов, контуров предметов одежды, обуви, головных уборов – раскрашивание, штриховка.


Тема: «ЗИМА»

Развитие речи:

  1. Рассмотреть с детьми картинки и  вспомнить названия времён года.

Уточнить последовательность смены  времён года.

  1. Уточнить какое время года сейчас?  Назвать предшествующее и следующее за зимой время года. Какие изменения произошли зимой в природе (выпало много снега, зайцы и белки поменяли шубки, прилетели снегири и т.д.)
  2. Закрепить название зимних месяцев: декабрь, январь, февраль.
  3. Упражнение «Скажи наоборот»:

Летом дни жаркие, а зимой – холодные.

Летом небо светлое, а зимой - …

Летом день длинный, а зимой - …

Летом солнце яркое, а зимой - …

Весной лёд на реке тонкий, а  зимой - …

Снег мягкий, а лёд - …

  1. Упражнение «Кто больше слов назовёт»

Воспитатель называет слово и поднимает соответствующую картинку. Дети подбирают к этому слову определения, глаголы. Побеждает тот, кто назовёт больше слов.

Например: - Снег (какой?) холодный, рыхлый, скрипучий, колючий, липкий, сырой, белый, первый, грязный и т.д.

 - Снег (что делает?) кружится, вьётся, метёт, стелется, летит, сверкает, блестит, искрится, серебрится и т.д.

6.   Рисование. Дети рисуют картину по теме «Зима», «Зимние забавы» и затем составляют по ней предложения.

7.   Уточнить значение и происхождение слов:  гололёд, снегопад, метель, вьюга, оттепель, хоровод, снегирь, снеговик, прорубь.

ТЕКСТЫ, РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ДЛЯ ЧТЕНИЯ ДЕТЯМ.

Фет А. «Чудная картина», Никитин И. «Песня».

 ФЭМП  

Количество и счёт:

1.   Счёт в прямом и обратном порядке в пределе 10 .Упражнение «Будь внимательным»

2.   Соотнесение количества, числа и цифры в пределе «7».

Восприятие величины:

1.  Сравнение предметов по высоте.

  • «Высокий – низкий», «выше – ниже», «одинаковые по высоте».

 Упражнения: «1,2,3,4,5 – ребята стройтесь в ряд» (по росту);

  • выкладывание из палочек ёлочек, домиков разных по высоте.

Пространственные понятия:

1.  Закрепить понятия «внутри», «снаружи».

Упражнения:  «Где лежит игрушка?»

«Положи правильно», «Четвёртый лишний».

Временные понятия:

  1. Закрепить умение оперировать на практике понятиями «вчера», «сегодня», «завтра».

Восприятие цвета:

1. Различение и называние всех основных цветов и их оттенков.

Развитие тонкой моторики:

1.  Проведение детьми различных линий разной длины и направления; рисование простых предметов, обводка, штриховка, копирование, рисование по клеточкам, раскрашивание картинок.

2.  Письмо полочкой на снегу, выкладывание из мозаики, цифры «7», буквы «К».

Тема: «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»

Развитие речи:

  1. Рассмотреть с детьми иллюстрации зимующих птиц.

Повторить названия птиц: воробей, сорока, ворона, дятел, синица, голубь.

Закрепить в словаре обобщающее понятие «зимующие птицы»

  1. Понаблюдать за птицами на прогулке. Побеседовать о том, почему этих птиц называют зимующими, почему они остаются зимовать, как взрослые и дети помогают птицам пережить холодную зиму?
  2. Показать части тела птиц:  туловище, голову, клюв, крылья, ноги, хвост.
  3. Разгадывание загадок о зимующих птицах:

5.   Упражнение «Объясни словечко»:

красногрудый, перелётные, зимующие, кормушка, черноголовый.

6.   Упражнение «Расскажи о зимующей птице, не называя её».

Ребёнок рассказывает о зимующей птице по алгоритму: цвет оперения, размер, где живёт, чем питается. Другие дети пытаются  отгадать, о какой птице шёл разговор.

7.   Повторите с детьми стихи о зиме: «Снег ложится на дома…», «Зима» И.Сурикова, «Ёлка» Трутневой, о Новом годе.

ТЕКСТЫ, РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ДЛЯ ЧТЕНИЯ ДЕТЯМ.

Стихотворение «Накормите птиц зимой», «Лесные домишки» Бианки. 

ФЭМП

Количество и счёт:

1.   Выделение из множества «7» предметов, с последующим пересчётом.

2.   Сравнение множеств по количеству. Установление  равенства 2 мя способами, неравенства.

3.    Повторение состава числа  «6» (подг. гр.).

Восприятие формы:

1. Упражнение: «Выкладывание зимующих птиц из плоскостных геометрических форм».

Временные понятия:

1.  Уточнить и систематизировать представления о частях суток: утре, дне, вечере, ночи (характерных особенностях дня и ночи зимой и летом).

Восприятие величины:

1. Упражнение «Скажи наоборот» (с иллюстрациями).

Воробей маленький, а ворона - …,

у синички хвост короткий, а у сороки - …,

голубь тяжёлый, а  воробей - …,

у синички клюв тонкий, а у вороны - …

Развитие тонкой моторики:

1.   Письмо цифры «7», буквы «П» на доске, выкладывание из мозаики, лепка из пластилина.

2.   Штриховка, обведение трафаретов (зимующих птиц), работа по контурам с последующим   раскрашиванием.

Тема: «Животный мир Домашние птицы».

Развитие речи:

  1. Рассмотреть иллюстрации домашних птиц: курицы, петуха, утки, гуся, индюка.   Назвать птенцов.                                   

 Вспомнить с детьми, чем кормят домашних птиц, какую пользу они приносят человеку, как человек за ними ухаживает.                  

Закрепить в словаре обобщающее понятие «домашние птицы».

  1. Упражнение «Аналогии»:                 

Собака – щенок,                                            курица - … цыплёнок;

 Рыба – чешуя,                                               петух - … перья;

Лягушка – прыгает,                                      утка - … плавает;                  

Курица – яйца,                                              индюк - … мясо.

3.  Загадки о домашних птицах.

 4.  Упражнение  «Назови ласково»:                                            

Утёнок - …утёночек;  

утята - … утятки;    

Цыплёнок - …цыплёночек;      

цыплята - … цыплятки;  

Курица - … курочка;  

куры –…  курочки;    

 Петух - …петушок;  

петухи - … петушки;      

Утка - … уточка;  

 утки - … уточки.

  1. Упражнение «Сравни: найди общее и отличия»        

         Петух и курица;                          Индюк и утка.

ФЭМП

Количество и счёт:

  1. Счёт в пределах «10» в прямом и обратном порядке; счёт от заданного до заданного числа.            
  2. Упражнение « Назови  соседей числа»  (последующее и предыдущее число).                                                                                                                       Восприятие величины:
  1. Сравнение предметов по величине: большой – маленький.                      

        Упражнение: «Сравни и подбери».                          

2.  Воспитатель предлагает детям найти в  группе, на участке и назвать все маленькие и большие предметы.

Развитие внимания:

1.  Упражнение «Продолжи ряд» - выкладывание детьми геометрических фигур.

2.  Упражнение «Зашумлённые картинки» - домашние птицы.

Ориентировка в пространстве:

1.  Упражнение «Помоги птицам найти свои домики».  Воспитатель называет направление:  влево, вправо,  вперёд, назад -  а дети передвигаются по группе  в заданном направлении.

Развитие мелкой моторики:

1.  Письмо в тетради   букв: А, У, О, М, С, Х; цифр: 1, 2, 3,

2.  Обведение контуров, трафаретов домашних птиц, их штриховка, закрашивание.

3. Проведение прямых линий (горизонтальных и вертикальных).

Тема: «Новый год»

Развитие речи:

1.   Закрепить с детьми названия зимних праздников: «Новый год», «Рождество».

2.   Предложите детям придумать слова, относящиеся к следующим  понятиям: «Новый год», «Снегурка», «Рождество», «Дед Мороз».

3.   Упражнение на развитие зрительного внимания: «Найди ёлочную игрушку по описанию». Сначала игрушку описывает воспитатель, затем  - дети.

4.  Повторить с детьми все изученные стихи о зиме и Новом годе.

5.  Упражнение «Назови ласково»

зима – зимушка;  снег – снежок,   ёлка – ёлочка;   лёд – ледок;  солнце – солнышко,   Снегурка – Снегурочка,  снежинка – снежиночка,  мороз – морозец.

ФЭМП

Количество и счёт:

1.   Формировать осознанный,  соотнесённый   в пределе «8».

2.   Закрепить у детей умение соотносить количество, число в пределе «8».

3.   Сравнение  множеств, чисел.

Упражнения:

        «Разложи фигуры в мешки так, чтобы получились одинаковые наборы».

        «Сравни новогодние подарки  Винни – Пуха и Пятачка, Чебурашки и Крокодила Гены и поставь знак равенства или неравенства.

Восприятие времени:

1.   Таня украшала ёлочку. Сначала она повесила  звезду, потом шарик и сосульку.  Что Танюша повесила раньше всего, а что позже?

2.   Ваня мастерил игрушки на ёлку.  Сначала он сделал гирлянду, потом фонарик и звёздочку.  Что Ванюша смастерил раньше всего, что позже всего?

3. Что произошло перед тем, как случились эти события?

  • Снег.
  • Празднование Нового года.

Восприятие величины:

1.   Под ёлкой стояли дед Мороз, Снегурочка и Снеговик. Дед  Мороз выше Снегурочки и Снеговика.   Снеговик выше  Снегурочки. Какая игрушка самая низкая?

2.   На ёлке висели шарики: красный, синий и  жёлтый.  Красный шар больше синего и жёлтого. Жёлтый  шар  больше синего. Какой шарик самый маленький?

Развитие тонкой моторики:

1.  Рисование, вырезание из бумаги снежинок разного размера и цвета.

2.  Письмо на доске,  лепка, складывание из мозаики и конструктора  цифры «8», буквы «Т», «И».

Тема: «Спорт».

Развитие речи:

1.   Рассмотреть  иллюстрации  различных видов спорта. Назвать спортсменов.

2.   Игра с мячом «Кто чем занимается?»   (виды спорта)

Играет в футбол - …; танцует на льду - …; бежит на время - …;

Играет с клюшкой и шайбой - …;  прыгает - …; ездит на велосипеде- …;

Отбивает мяч ракеткой - …

4.   Игра: «Подбери признаки».

Спортсмен  (какой?) -  

5. Упражнение «Кто (что) лишнее  и почему?»

Хоккеист, мяч, шайба, клюшка.

Фигурное катание, плавание, теннис, бег.

Мяч, ракетка, футболист, ворота.

Хоккей, лыжный спорт, велоспорт, фигурное катание.

ФЭМП

Количество и счёт:

1.   Порядковый счёт от «1» до «10».

2.   Сравнение количества предметов, использование в речи слов: «больше», «меньше», «поровну», «одинаково».

3.  Соотнесение количества, числа, цифры.

4.   Закрепление состава числа «8»

Упражнение «Раздели 8 конфет между сестрой и братом»:

8 – это 1 и 7: 2 и 6; 3 и 5; 4 и 4; 5 и 3; 6 и 2; 7 и 1;

Ориентировка в пространстве:

1.   Использование  и употребление предлогов «в», «на», «за», «под», «перед»

Упражнение  «Куда спрятался  малыш?»:  (в шкаф, за кресло, под стол и т.д.)

2.   Ориентировка на листе бумаги:

Упражнение  «Составь узор».  

Дети раскладывают геометрические фигуры по словесной инструкции воспитателя:  красный круг в правый верхний угол, синий треугольник в левый нижний угол, зелёный прямоугольник в середину листа и т.д.

Ориентировка во времени:

1.   Различение понятий  «раньше» - «позже».

Развитие тонкой моторики:

1.  Учить пользоваться различными изобразительными средствами: мелками, красками, карандашами, фломастерами.

2. Писать печатные буквы: Ж, Б, Г; цифры от «1» до «10», выполнять задания в прописях.

Тема: «Виды транспорта. Профессии на транспорте».

Развитие речи:

  1. Понаблюдать    вместе с детьми на улице    за различными видами
    транспорта, закрепить их названия.
  2. Учить детей выделять и правильно называть словом части    машин (грузовых и легковых), автобуса, самолёта, корабля.
  3. Закрепить с детьми   виды транспорта: наземный, водный, воздушный,
    железнодорожный, пассажирский, грузовой.
  4. Упражнение «Подбирай, называй, запоминай» (подобрать и назвать как
    можно больше слов - признаков и слов - действий).

Машины (какие бывают?) - легковые, грузовые, спортивные,    красивые и

т.д.

Самолёты   (какие   бывают?)   -      пассажирские,   грузовые,   спортивные,

реактивные и т. д.

Поезда (какие бывают?) — скорые, почтовые, грузовые, пассажирские и т.д.

Машина   (что   делает?)   -  едет,   мчится,   тормозит,   останавливается,

заводится и т.д.

Самолёт (что делает?) — взлетает, садится, приземляется, летит и т.д.

Теплоход (что делает?) -плывёт, останавливается, отходит и т.д.

5.        Упражнение «Назови одним словом машину, которая:

возит молоко — молоковоз; мешает бетон — бетономешалка; возит воду — водовоз; черпает землю — землечерпалка; укладывает трубы -трубоукладчик; дробит камни — камнедробилка.

7.        Выучить пальчиковую гимнастику.

Соединение всех пальцев с большим по очереди, начиная с указательного, на

каждый ударный слог:

Автобус, троллейбус, машина, трамвай —

О них ты на улице не забывай (смена рук).

В морях - корабли, ледоколы, суда,

Они не заходят сюда никогда.

ФЭМП

Количество и счёт:

1.        Посчитать машины на улице в пределах «8» - старшая подгруппа, «10» -
подготовительная подгруппа, пересчитать    колёса,   фары, дверцы, вагоны и
т.д.

Восприятие величины:

  1. Упражнять детей в сравнении нескольких предметов по длине способом
    приложения (машина, автобус, поезд): определять эти признаки словами длинный - короткий,  одинаковые  по  длине,  длиннее - короче,  самый длинный - самый короткий.

Ориентировка в пространстве:

1.   Упражнения: «Расскажи про свой узор», «Что изменилось».

Уточнить и закрепить пространственные представления впереди - сзади, на -

над — под в действиях с конкретными предметами и на плоскости

Развитие тонкой моторики:

  1. Учить пользоваться карандашами: штриховать в различных направлениях
    в ограниченном пространстве, в том числе и с нахождение закономерностей
    расположения линий в пространстве.
  1. Писать цифры от «1» до «10», записывать примеры и задачи, решать их.

Тема: «Профессии. Стройка»

1. Рассмотреть иллюстрации стройки, строительства, строителя.

Д.и. «Какой дом?»

    Уточнить у детей, из каких материалов строят дома.

    (кирпичи, бревна, доски, бетон, блоки, камни)

    Дома из дерева – деревянные, из кирпичей – кирпичные и т.д.

Выучить стихотворение:

Мы хотим построить дом.

Мы для стен возьмем бетон,

А для крыши нам полезно

Будет прочное железо.

Двери будут деревянные,

Окна светлые стеклянные,

Стены красим белой краской,

Будет дом хорош, как в сказке.

               О.Панфилова

Предложить детям назвать части дома, которые упоминаются в стихотворении.

 

Закрепить с детьми знания о профессиях  (врач, парикмахер, продавец, библиотекарь, пожарный, полицейский, учитель).

 Д.и.: «Кому что надо для работы»,  «Кем я хочу быть»

Словарная работа: стройка, строитель, фундамент, кирпичи, цемент, этажи, многоэтажный.

ФЭМП.

Количество и счёт:

1.    Упражнение «Поезд с вагонами».

Учить располагать предметы в указанном порядке и определять пространственные отношения: между, перед, за.

2.    Упражнения: «Какого числа не хватает», «Домино».

Учить раскладывать числа первого десятка на 2 меньших, а из 2х меньших составлять одно целое (по числовым карточкам). 

Развитие зрительного восприятия и логического мышления:

1.     Дидактическая игра «Измени цвет».

2.     Упражнение  «Найди и назови»

Формировать умение различать основные цвета и их оттенки.

3.     Упражнение «Четвёртый лишний»(по  форме, цвету, размеру).

Восприятие  формы:

1.     Упражнение «Измени форму», «Разложи правильно».

Соотнесение одинаковых и разных  по форме предметов, на основе практических действий.

Восприятие величины:

1..    Упражнение «Продолжи ряд».

Учить выявлять  общий признак расположений ряда фигур и продолжать ряд по заданному признаку (величина).

Развитие тонкой моторики:

1.   Учить проводить волнистые линии различной конфигурации.

2.  Упражнять детей в написании графических диктантов (по клеточкам).

Тема: «Бытовые электроприборы»

  1. Рассмотреть иллюстрации  бытовых электроприборов, назвать их и вспомнить как они работают.

—  назначение основных электроприборов в доме;

—  почему они так называются;

—  как с ними обращаться.

  1. Повторить с детьми основные правила пользования электроприборами.
  2. Подобрать действие к предмету:

Пылесос   (что делает?) – пылесосит.

лампа (что делает?) – светит.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

Грамматический строй речи

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами «Назови ласково» .

Телефон — телефончик, пылесос — пылесосик,

торшер — торшерчик, лампа — лампочка, холодильник — холодильничек, утюг — утюжок, магнитофон — магнитофончик, плита — плитка (плиточка).

ФЭМП

Количество и счёт:

1.   Счёт в прямом и обратном порядке в пределе 10

2.    Счёт от заданного до заданного числа

3.   Соотнесение количества, числа и цифры  в пределе «6» (подг. гр.)

4.   Состав числа «5».

Восприятие величины:

1.  Сравнение предметов по величине (длине, ширине, высоте, толщине).

2.  Уравнивание количества предметов в группе (больше, меньше, поровну, одинаково).

Восприятие формы:

1.   Узнавание и правильное называние геометрических фигур: круга, квадрата, прямоугольника, овала, треугольника.

 

Ориентировка во времени:

1. Определение последовательности  времён года,  дней недели, частей суток.

Восприятие цвета:

1. Различение и называние всех основных цветов и их оттенков.

Развитие тонкой моторики:

1.  Учить детей пользоваться различными изобразительными средствами: мелками, красками, карандашами, фломастерами.

2.  Проведение детьми различных линий  разной длины и направления; рисование простых предметов, обводка, штриховка, копирование, рисование по клеточкам, раскрашивание картинок.


Тема: Продукты питания.

  1. Рассмотреть иллюстрации продуктов питания, продуктового магазина и вспомнить названия различных продуктов. Закрепить в словаре обобщающее понятие «продукты питания».
  2.  Д/ игра «Четвёртый лишний»:

Колбаса, котлета, сыр, сосиски

Молоко, кефир, лимонад , сметана

Хлеб, булка, масло , батон

  1. Д/ упр. «Назови блюда правильно» (образование относительных прилагательных):

салат из овощей ( какой? ) - овощной,

каша из гречневой крупы –

каша из рисовой крупы –

запеканка из творога –

котлета из мяса –

котлета из рыбы –

суп из вермишели -

суп из картофеля -

суп из овощей -

суп из риса –

суп из геркулеса –

6 . Выучить стихотворение

Жили – были сыр, котлеты,
Мармелад, зефир, конфеты,
Соки, овощи и фрукты,
Называем их - продукты,
Называем их - еда,
Очень любим их всегда!

ФЭМП

Количество и счёт:

1.   Последовательный счёт в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа (в пределах «10»).

2.   Соотнесение количества, числа и цифры в пределе «10».

3.   Сравнение смежных чисел, увеличивая или уменьшая на 1 -2 единицы.

Восприятие формы:

1.   Развивать и расширять представления о геометрических фигурах: круге, квадрате, треугольнике, прямоугольнике, овале.

2.   Упражнения «Дорисуй картинки»,

                             «Зрительный диктант»,

                              «Что изменилось?»

Восприятие временных представлений:

1.   Закрепление знаний дней недели.

Упражнения:  «Назови соседей дня недели»,

                         « Что будет завтра, было вчера?»

Развитие тонкой моторики:

1.  Учить пользоваться  карандашами: штриховать в различных направлениях в ограниченном пространстве, в том числе и с нахождение закономерностей расположения линий в пространстве.

Упражнения: «Посмотри, запомни, напиши».

Тема: «Защитники Отечества».

Развитие речи:

1.  Рассмотреть с детьми иллюстрации с изображением защитников  Отечества  и расставить их по  порядку, с древности до наших дней (богатырь в кольчуге, кавалерист, пехотинец…).

2.  Упражнение: Как называется человек, который:

летает на вертолёте - …(вертолётчик);

ездит на танке - …(танкист);

служит в пехоте - …(пехотинец);

прыгает с парашютом - …(парашютист);

служит на подводной лодке - …(подводник);

управляет зениткой - …(зенитчик);

служит на границе - …(пограничник);

летает на самолёте - …(лётчик);

служит в разведке - …(разведчик).

3.  «Что общего и чем отличается?»

Танк и трактор;

пилотка и кепка;

футболка и тельняшка.

4.   Объясни пословицы:

Бой красен мужеством, а товарищ – дружеством.

Бой отвагу любит.

     Тексты, рекомендуемые для чтения детям:

М Исаковский «Навек запомни»; З.Александрова «Дозор»; К.Симонов «Сын артиллериста»; С. Баруздин  «За Родину!», «Слава!»; Л.Кассиль «Твои защитники»; С. Алексеев «Дом»; В.Твардовский «Рассказ танкиста».

   

      Рассмотреть картины «Вечный огонь у Кремлёвской стены» и репродукции картины В.М.Васнецова  «Богатыри»

ФЭМП

1.   Закрепить умение детей устанавливать последовательность чисел в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа.

2.   Упражнение: «На 1 больше, на 1 меньше…» (танки и танкисты, лётчики и самолёты, пограничники и собаки и т.д.)

Восприятие формы:

1.  Развивать представления о геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал.

Упражнения: «Угадай,  какая это фигура?», «Дорисуй картинки»  - индивидуально (был прямоугольник – получился конверт и т.д.).

Восприятие величины:

1.   Упражнять детей в сравнении  нескольких предметов по величине разными способами (наложения, приложения, на глаз).  Определять эти признаки  предметов словами «больше – меньше, одинаковые по величине», «Больше – меньше, самый большой, самый маленький».

Развитие тонкой моторики:

1.  Учить пользоваться  карандашами: штриховать в различных направлениях в ограниченном пространстве, в том числе и с нахождение закономерностей расположения линий в пространстве.

2. Писать печатные буквы: Г, Д; цифры от «1» до «10», выполнять задания в прописях.

Упражнения: «Посмотри, запомни, напиши».


Тема: «ЗИМА. Повторение».

Развитие речи:

1.  Уточнить и систематизировать представления детей о зиме, зимних забавах: игры в снежки, катание с горки, на санках, на лыжах, на коньках и т. д.

Упражнение: «Что можно сделать зимой на улице?» (Снеговика, крепость, снежный город, ледяные фигуры, каток).

2. Упражнение: «Выбирай, называй».

Воспитатель выставляет на доску для рассматривания иллюстрации (коньки, велосипед, ролики, лыжи, санки, мяч, скакалка, ракетки, клюшка, шайба). Предлагает детям выбрать те предметы, которые подходят для зимних развлечений на улице.

3.  Разгадывание загадок по теме «Зима»

Тексты, рекомендуемые для чтения детям.

С.Есенин «Берёза"

ФЭМП

Количество и счёт:

1.   Формировать осознанный,  соотнесённый  счёт в пределе «9»

2.   Закрепить у детей умение соотносить количество, число и цифру в пределе «9»

3.   Решение   простых  примеров на  сложение и вычитание (на конкретном материале),  с последующей  записью на доске.

Упражнение: «Сделай так, чтобы на каждой гирлянде было «7» и «4» лампочки.

Восприятие формы:

1.  Уточнить и систематизировать представления детей о треугольнике, его характерных признаках: 3 – угла и 3 – стороны.

Формировать умение детей узнавать в окружающем и называть предметы треугольной формы.

Ориентировка в пространстве:

1.   Учить детей различать понятия «выше – ниже», «слева – справа», «под», «над».

Упражнение «Ёлочка»

 - Что висит выше всех?

 - Что ниже?

 - Что висит под красным большим шариком?

 - Что висит над жёлтой сосулькой?

 - Назовите игрушки, которые висят слева на ёлке?

 - Назовите игрушки, которые висят справа на ёлке?

 - Где висит синий фонарик?

 - Где висит красная большая звезда?

Развитие тонкой моторики:

1.  Рисование, выкладывание из ниток на фланелеграфе снеговиков.

2.  Письмо на доске,  лепка, складывание из мозаики и конструктора  цифры «9», буквы «И», «З».


Тема: «Весна»

Развитие речи:

1.   Рассмотреть с детьми иллюстрации с изображением времён года.

Уточнить последовательность смены времён года.

Предложить назвать предшествующее и следующее за весной время

года.

2.   Понаблюдать  с детьми на прогулке за весенними изменениями в природе.

3.    Закрепить знание весенних месяцев.

4.   Упражнение «Подбирай, называй, запоминай».

Весна (какая?) - …ранняя, тёплая,  поздняя,  долгожданная.

Солнце (какое?) - …весеннее, яркое, тёплое, весёлое.

Почки (какие?) - …кленовые, пахучие, смолистые.

Листья (какие?) - …клейкие, зелёные, душистые.

5.   «Объясни словечко»:

Ледоход, гололёд, проталина, капель, сосулька, оттепель.

ФЭМП.

Количество и счёт:

1.  Закрепить с детьми количественный и порядковый счёт в пределе «10» в прямом и обратном порядке, от заданного и до заданного числа.

2.   Упражнять детей в навыке сложения и вычитания в пределе «10».

Ориентировка во времени:

Упражнение «До, между, после»

 - Какой месяц перед апрелем, после апреля?

 - Какое время года перед весной, после весны?

 - Какая часть суток перед днём, после вечера?

 - Какой день недели перед понедельником, после четверга?

Ориентировка в пространстве:

Закрепить понятия «далеко – близко»; «левый – правый»;  «влево – вправо»;

«впереди – сзади»; «вверх – вниз»; «верхний – нижний».

4.  Развитие тонкой моторики:

1.  Закрепить умение  пользоваться различными изобразительными средствами: мелками, красками, карандашами, фломастерами.

2.  Писать печатные буквы:

3.  Писать цифры от «1» до «10», записывать примеры и задачи, решать их.

4.  Упражнять детей в написании графических диктантов (по клеточкам).

ТЕМА: Посуда.

1.   Рассмотрите вместе с детьми иллюстрации посуды, закрепите названия предметов посуды и попросите показать следующие части: носик, крышку, ручки, края (стенки), донышко…

2.   Формировать  у   детей  умение  использовать в речи обобщающее слово «посуда».

3.   Закрепить  представления детей о чайной, столовой и кухонной посуде  -  упражнение  «Помощница»:

 Помоги маме поставить чайную посуду на поднос, столовую – на обеденный стол, кухонную посуду  - в шкафчик (использовать кукольную посуду).

4.    Повторите с детьми из каких материалов изготавливают посуду – упражнение «Из чего – какой?»:

Если вилка из пластмассы, она пластмассовая;

Если нож из стали, он стальной;

Если ложка из металла, она металлическая;

Если кувшин из глины, он глиняный;

Если тарелка из дерева, она деревянная;

Если чашка из фарфора, она фарфоровая;

Если блюдце из стекла, оно стеклянное.

5.   Развитие зрительной памяти и внимания: упражнение «Что изменилось».

Воспитатель раскладывает на столе предметы посуды (в середине стола, в верхнем левом, в верхнем  правом углу, в нижнем левом и нижнем правом углу).  Дети запоминают расположение предметов посуды. Затем воспитатель меняет расположение посуды, а детям предлагает определить, что изменилось.

ФЭМП.

Количество и счёт:

1.   Закрепить счёт в пределах «10» в прямом и обратном порядке, от заданного до заданного числа (подг. гр.), в пределе «7» в прямом и обратном порядке (ст. гр.).

 

Восприятие формы:

1.   Учить различать геометрические формы: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник. Находить в окружающем предметы, похожие на эти геометрические фигуры  (ст. и подг. гр.).

Ориентировка в пространстве:

1.   Упражнять детей в различении  понятий «слева», «справа» (в окружающем пространстве.)

Ориентировка во времени:

1.  Закрепить  с детьми временные представления:   времена года,  месяцы осени, части суток,  дни недели,   и их последовательность (подг. гр.).

Тема: «ПРОФЕССИИ».

Развитие речи:

1.  Рассмотреть вместе с детьми  картинки. Познакомить  с названиями профессий: строителя, продавца, врача, учителя, воспитателя, парикмахера, водителя и т.д.  Закрепить в словаре обобщающее понятие «профессии».  

2.  Побеседуйте с детьми о том, где и кем работают их  родители. Предложите назвать профессии людей, работающих в детском саду.

3. Упражнение  «Угадай профессию».

Воспитатель раскладывает иллюстрации профессий людей, а дети называют и показывают соответствующие картинки.

Лечит людей (кто?) - …         Воспитывает детей в детском саду (кто?) - …

Водит машины, автобусы (кто?) - …  Продаёт товары  (кто?) - …

Учит детей в школе (кто?) - …             Строит дома (кто?) - …

Делает причёски и подстригает (кто?) - …

4.   Упражнение    «Подбери действия».

Предложите детям назвать как больше слов – действий.

Крановщик  (что делает?) - …       Сварщик  (что делает?) - …

Стекольщик (что делает?) - …      Каменщик (что делает?) - …  

Электрик  (что делает?) - …          Врач (что делает?) - …

Повар (что делает?) - …                 Учитель (что делает?) - …

Рыбак (что делает?) - …                 Хоккеист (что делает?) - …

5.   Упражнение «Нелепицы».  

Предложите  детям послушать  предложения и исправить  ошибки.

Сапожник шьёт одежду, а портной шьёт обувь.

Продавец выдаёт книги, а библиотекарь продаёт книги.

Садовник выращивает цыплят, а  птичница выращивает цветы.

Учитель лечит больного, а врач учит учеников.

Музыкант играет в хоккей, а хоккеист играет на пианино.

ФЭМП

Количество  и счёт:

1.  Учить считать единицами до «10» в прямом и обратном порядке.  

2. Закрепить умение расставлять числа в правильной последовательности. Находить пропущенное число.

Восприятие формы:

1. Формировать  умение  узнавать и правильно называть словом геометрические фигуры  (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал), находить в окружающем  предметы похожие на эти фигуры.

Восприятие цвета:

1. Упражнять детей в различении основных цветов и их оттенков: голубого, розового, оранжевого, коричневого.

Развитие тонкой моторики:

1.  Учить пользоваться различными изобразительными средствами: мелками, красками, карандашами, фломастерами.

2. Писать печатные буквы: В, Ж; цифры от «1» до «9», выполнять задания в прописях.

3. Учить детей регулировать силу нажима на карандаш и кисть и изменять направление движения руки в зависимости от формы изображённого предмета.

Тема:   Откуда хлеб пришел?    

  1. Рассмотреть иллюстрации и рассказать детям, какое значение для всех людей имеет хлеб, как много людей разных профессий трудятся, чтобы у нас на столе появился хлеб, что хлеб надо беречь;

 — объяснить детям выражение «Хлеб — всему голова»;

 — поговорить с ребенком о труде колхозников, которые выращивают хлеб.

  1. Дидактическая игра «Откуда хлеб пришел». (Воспитатель задает вопрос, а ребенок отвечает.)

Откуда хлеб пришел? — Из магазина.

А в магазин как попал? — Из пекарни.

Что делают в пекарне? — Пекут хлеб.

Из чего? — Из муки.

Из чего мука? — Из зерна.

Откуда зерно? — Из колоса пшеницы.

Откуда пшеница? — Выросла в поле.

  1. Объяснить ребенку значение слов: выращивать, пахать, сеять, молотить, косить, убирать, жать, молоть, печь.

 ФЭМП

Количество и счёт:

1.   Последовательный счёт в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа (в пределах «10»).

2.   Упражнение «Числовые домики»: состав числа «10».

Восприятие формы:

1.  На какую из геометрических форм хлебобулочные изделия?

Хлеб, батон, круглый хлеб, пирог (овал, прямоугольник, круг).

 Развивать и расширять представления о геометрических фигурах: круге, квадрате, треугольнике, прямоугольнике, овале.

2.   Упражнения «Дорисуй картинки»,

                              «Что изменилось?»

Восприятие временных представлений:

1.   Закрепление знаний дней недели.

Упражнения:  «Назови соседей времени года»,

Развитие внимания:

Упражнения «Что спряталось в картинке?»,  «Найди отличия»,

Развитие тонкой моторики:

1.  Учить пользоваться  карандашами: штриховать в различных направлениях в ограниченном пространстве, в том числе и с нахождение закономерностей расположения линий в пространстве.

Тема: «Животный мир морей и океанов».

Развитие речи:

1.   Рассмотреть вместе с детьми иллюстрации с изображением обитателей морей и океанов: акул, дельфинов, китов, крабов и т.п.

      Уточнить названия рыб: акула, молот  - рыба, меч – рыба, гуппи, меченосец, скалярия.

      Закрепить в словаре  обобщающие понятия: морские  рыбы, речные рыбы, аквариумные рыбы, земноводные.

2.   Уточнить части тела рыб и земноводных: голова, жабры, туловище, лапы (плавники), хвост.  Тело покрыто  чешуёй.

3.   Упражнение «Мирные, хищные»  с мячом.

Закрепить представления детей о хищных и «мирных» рыбах.

4.   Упражнение «Назови ласково».

Окунь – окунёк, карась – карасик,  сом – сомик,  лещ – лещик.

  1.  Упражнение «Кто, что делает?»

Лягушка – дышит, плавает, ныряет, квакает, прыгает, скачет…

Рыба – плавает, ныряет, плещется, прячется…

Улитка – ползает, чистит аквариум, ест.

Рак – ползёт, пятится, плавает, прицепляется.

  1.  Упражнение «Что общего и чем отличается?»

Речная рыба и морская рыба (морская рыба более яркой окраски, размер).

  1.  Развитие тонкокоординированных движений: «рыбка»

Ладони на ребро. Пальцы двух рук соединить(ладони раскрыты), большие пальцы поднять вверх (плавник).  Плавными движениями показать,  как плывёт рыбка.

ФЭМП.

Количество и счёт:

1.  Упражнение «Считай, называй, запоминай».

Закрепление количественного счёта, соотнесение количества. Числа и цифры в пределе «10».

2.   Решение задач на смекалку:

В реке плавали  2 карася и 4 воробья.  Сколько рыб всего плавало в реке?

Ответ: 2 карася – воробьи птицы, а не рыбы.

Сколько плавников у одной щуки, у двух щук?

Сколько хвостов у трёх акул?

Восприятие формы:

Упражнение «Измени форму»

Закрепить умение детей  узнавать, различать и называть геометрические фигуры:  круг, прямоугольник, квадрат, овал, треугольник.

Учить сравнивать предметы по форме на основе практических действий.

Развитие мелкой моторики:

1.   Учить выполнять петлеобразные линии в различных направлениях.

2.   Формировать умение продолжать линии с сохранением нужной системы простых соотношений.  (написание диктантов «Продолжи линию, рисунок).


Тема: «Космос»

1.    Рассмотреть с детьми иллюстрации и побеседовать  о космосе,  первых космонавтах, о планете, на которой мы живём, о планетах солнечной системы.

 - Как называются жители Земли,  Марса,  других планет? (Земляне, марсиане, инопланетяне).

 - Где стартуют космические корабли? (космический городок  Байконур).

 - Кто первым увидел Землю из космоса?  (Юрий Гагарин – первый космонавт).

 - Кто из женщин космонавтов побывал в космосе? (Валентина Терешкова).

 - Во что одеты космонавты?  (шлем, скафандр,  специальная обувь).

2.   Упражнение: «Скажи наоборот».

Далеко - …близко; высоко - …низко; улететь - …прилететь,  взлетать – …приземляться; темно –… светло.

3.    «Отгадай загадки и объясни отгадки»:

Целый день возле окна,

Светит  яркая  звезда.   (Солнце)

                  Рассыпался горох

                  На тысячу дорог.   (Звёзды).

Поле не меряно,

Овцы не считаны,

Пастух  рогат.   (небо, звёзды, месяц).

                   

Над бабушкиной избушкой,

                   Висит хлеба краюшка.   (Месяц)

Ночью на небе один

Золотистый апельсин.

Миновали две недели,

Апельсина мы не ели,

Но осталась в небе только,

Апельсиновая долька.   (Луна)

  1.  Игра: «Объяснялки»

Космонавт – это… .

Скафандр – это… .

Звёзды – это… .

Невесомость – это… .

ФЭМП.

Количество и счёт:

1.    Рассмотреть  с детьми иллюстрацию с изображением Солнечной системы.  Предложить  пересчитать все планеты , включая солнце (в прямом и обратном порядке в пределах «10»).

2.    Упражнение  «Назови соседей числа»:

Учить ориентироваться в числовом ряду, называть предыдущее и последующее числа.

Ориентировка в пространстве:

1.   Упражнение «Далеко – близко», «Около, рядом»,  «Отгадай, где летит ракета»,

«Какая звезда дальше от нас, какая ближе к нам?»

Восприятие величины:

1.   Группировка предметов по заданным признакам.

Например: справа выкладываем все большие и толстые фигуры, слева длинные и тонкие и т.д.

Развитие внимания:

1.  Упражнения: «Чем отличаются картинки?»,

 «Найди двух одинаковых космонавтов», «Найди две одинаковые ракеты».

Развитие тонкой моторики:

1.   Учить выполнять петлеобразные линии в различных направлениях.

2.  Упражнять детей в написании графических диктантов (по клеточкам).

Тема: Животные холодных стран

  1. Рассмотреть иллюстрации с изображением животных, живущих на Севере: белого медведя, песца, моржа, северного оленя, кита, нерпы;
  2. Рассказать об их внешних признаках, характерных повадках;
  3. Формировать умение называть детёнышей животных Севера.
  4. Спросить у ребенка, какие дикие животные живут там, где холодно, чем они питаются, каких из этих животных можно увидеть в зоопарке;
  5. Отгадывание загадок по теме.
  6. Расскажи о своём любимом животном Севера по плану:

1. Что это за животное?

2. Где живёт это животное?

3.  Как выглядит это животное?

4  Чем питается это животное?

5.  Как это животное обороняется от врагов?

6.  Чем тебе нравится это животное?

ФЭМП

Количество и счёт:

1.   Закрепить умение детей пересчитывать предметы (животных разных стран) в пределе «10» (подг.гр.) в прямом и обратном порядке.

2.   Формировать умение называть «соседей» числа (предыдущее и последующее числа).

Ориентировка во времени:

1.   Уточнить представления детей о понятиях «вчера», «сегодня», «раньше», «позже».

Упражнение: «Что вы делали  вчера, а что сегодня?»

Упражнение: «Раньше – позже».

Восприятие величины:

1. Решение логических задач (с использованием наглядного материала).

  • Если северный олень выше полярного волка, то полярный волк … (ниже северного оленя)
  • Если морж толще морского котика, то морской котик …(тоньше моржа)

Развитие тонкой моторики:

1.  Письмо на доске,  лепка, складывание из мозаики и конструктора  цифры «10», буквы «В».

2.  Обрисовка трафаретов, шаблонов с  изображением животных Северных стран; штриховка, закрашивание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи в средней группе «Исследуя своё тело» Лексическая тема: «Части лица и тела Средство личной гигиены » с использованием речедвигательных игр, упражнений и компьютерных технологий

Цель:Создание условий, обеспечивающих овладение ребёнком нормами устной речи, способствующих развитию коммуникативных способностей ребёнка в соответствии с возрастными возможностями.Задачи:Коррекционн...

Конспект логопедического занятия для средней группы детского сада по лексической теме "Комнатные растения"

Обогащение словарного запаса, развитие мелкой и общей моторики, речевого выдоха....

занятие в средней группе в ДОУ по лексической теме "23 Февраля-день защитников Отечества"

Выявление и решение проблемной ситуации на утреннем круге по программе "Югорский трамплин"...

занятие в средней группе в ДОУ по лексической теме: "9 мая- День Победы"

Выявление проблемных ситуации и решение их на утреннем круге по программе "Югорский трамплин"...

Конспект индивидуального логопедического занятия для ребенка средней группы с ОНР по лексической теме: «Домашние животные»

Данный конспект  занятия рассчитан для детей среднего дошкольного возраста с логопедическим заключением ОНР. Направлен на обогащение словарного запаса ребенка по лексической теме "Домашние ж...

Презентация "Расскажи Маше о профессии. Продавец" по ознакомлению с окружающим для детей средней группы с ОНР по лексической теме: "Профессии. Продавец"

Презентация "Расскажи Маше о профессии. Продавец" по ознакомлению с окружающим для детей средней группы с ОНР по лексической теме: "Профессии. Продавец"...

Конспект занятия по логоритмике для детей средней группы компенсирующей направленности по лексической теме "Семья"

Регулярные занятия логоритмикой способствует нормализации речи ребёнка вне зависимости от вида речевого нарушения, формируют положительный эмоциональный настрой, учат общению со сверстниками...