акватерапия
статья по коррекционной педагогике
сообщение о использовании акватерапии в коррекционной работе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_-akvaterapiya.docx | 23.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад с.Бачара»
Доклад на тему:
"Акватерапия -
метод коррекции в работе
с дошкольниками"
Подготовила: Жмудь Светлана Анатольевна
учитель-логопед
с. Бакчар. 2019 г.
Воде была дана волшебная сила стать соком жизни на земле».
Леонардо да Винчи.
В мире нет ничего более покорного и слабого, чем вода. Тем не менее, нет ничего жесткого и сильного, что может превзойти ее.
Лао-Цзы
Введение.
Среда обитания малыша в утробе матери связана с водой. И с самого первого дня своего рождения человек связан с водой крепкими узами. Большинство новорожденных детей с удовольствием принимают ванны, шлепая ручками и бултыхая ножками в воде. Она дает ребенку не только приятные ощущения, но и развивает различные рецепторы, предоставляет неограниченные возможности познавать ребенку окружающий мир. Одной из методик, обладающей большими ресурсами, является акватерапия.
Акватерапия – это метод коррекции различного рода нарушений в развитии детей, при котором применяется вода. Игра с водой – это не только естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности, но и один из самых приятных способов обучения.
Акватерапию применяют в коррекционной работе с детьми, имеющими различные речевые нарушения, задержку психомоторного развития, неврологические отклонения, интеллектуальную недостаточность, поражения общей двигательной активности, нарушения органов слуха и зрения. Игры с водой используются и проводятся мной в качестве дополнительного инновационного педагогического приема.
Какова же цель акватерапии:
- способствовать развитию речи;
- способствовать физическому развитию ребенка: закаливанию;
- развитию тактильно-кинестетической чувствительности и тонкой моторики рук;
- стабилизировать психо-эмоциональное состояние ребенка;
Проблема развития ребенка, имеющих различные речевые отклонения, требует пристального внимания и терпения. Подбирая направления работы с такими детьми, хочется разнообразить занятие, а главное заинтересовать ребёнка, чтобы общение с логопедом были в радость и несли положительный результат в работе.
Работая с детьми, имеющих проблемы в речевой и эмоционально – волевой сфере, я стала применять в своей практике нетрадиционные методики, такие как акватерапию. Мы знаем, что вода в жизни человека играет огромную роль. Вода начало всех начал. Используя на занятиях игры с водой, дети получают положительный эмоциональный комфорт, удовольствие и спокойствие, что очень хорошо влияет на их сознание, и соответственно они с удовольствием посещают занятия с логопедом. При введении акватерапии в свою работу, я учитывала возрастные и психологические особенности детей, элементарные гигиенические правила и правила безопасности работы с водой и на воде. Используя свой опыт в коррекционной работе с детьми я перекладывала (в прямом и переносном смысле слова) общепринятые логопедические игры и дидактические упражнения в воду, потому что игры с водой создают у детей радостное настроение, повышают жизненный тонус, дают детям массу приятных и полезных впечатлений, переживаний и знаний.
Наши дети с удовольствием играют с водой. Ведь такие игры очень естественны, это то, чем ребенок любит заниматься, то, чего не боится. Все знания, которые дети получают во время игры, усваиваются гораздо быстрее и проще.
Также акватерапия имеет терапевтический эффект в адаптационный период посещения ребенком детского сада, снимает напряжение, стрессы.
Организация работы по этой методике:
1.Игры- занятия провожу с детьми, имеющими речевые нарушения в утреннее время с подгруппой детей и индивидуально
2.Подбор пособий осуществляется самими детьми, но я помогаю играть, знакомлю с назначением игрового материала, вариантами игр;
3. Задания подбираю в соответствии с возрастом, эмоциональным состоянием детей.
4.Выучили со всеми ребятами правила игр с водой:
- Там в глубине в подводном мире, Царство дивное лежит, Царь Нептун в хрустальном замке, Всем живым руководит. Справедлив он и умен, Всем добра желает он. Зеркалами наделен, Потому, все знает он. Кто в его царство попадает, его указы соблюдает. Они не очень-то сложны, но для царя они важны. И ты дружок их должен знать и непременно соблюдать. Тогда Нептун тебе в награду позволит поиграть с водой, что принесет так много счастья, здоровья, знаний и покой!!!
- руки должны быть чистыми;
- воду из контейнера пить нельзя;
- нельзя намеренно выливать воду на пол;
- нельзя брызгать водой;
- после игры надо помочь убрать игрушки на свои места и вытереть руки насухо
В играх водная среда выступает значимым компонентом развивающих условий:
- физических ( закаливание);
- эмоциональных ( снятие психо -эмоционального напряжения);
- познавательных ( экологических знаний).
Игры с водой не только чрезвычайно увлекательны, но и очень полезны: дети получают возможность устанавливать физические закономерности, овладевать представлениями об изменении вещества, познавать его свойства и возможности.
Познавательная мотивация в ходе игр с водой достаточно высока по причине использования нетрадиционных методов обучения, игрового материала и возможности непосредственно действовать с ним.
Игры можно брать следующие:
« Где же наши ручки?» - опустить руки в теплую воду и вынуть;
« Вылови игрушку» - ситечком выловить из воды;
« Плавает – тонет» - определение плавучести предметов;
« Достань со дна камешки» - достают из воды цветные камешки;
« Фонтанчики» - наливают воду в стакан, в котором сделано много дырочек;
« Налей воду в бутылочку» - наливают с помощью взрослого;
« Теплая – холодная» - в одном тазу теплая вода, а в другом холодная, поочередно опуская ручки в тазы, дети определяют, где теплая, где холодная. Эти игры для детей младшего возраста, а со старшими дошкольниками провожу такие игры, как:
- Пальчиковые игры и упражнения в воде
- Массаж пальцев рук шариком Су-джок
- Заставь лягушку выпрыгнуть из воды
- Собери шарик из деталей
- Соедини скрепки между собой
- Выложи букву из ракушек
- Выложи предмет из палочек на воде
- Достань палочками пуговицы
- Собери бусы - нанизывают на проволоку бусинки в воде
- Сделай постройку из лего -конструктора
- Цветные жемчужины - достать из воды ложкой камушки разного цвета и разложить в соответствующие баночки
Упражнения на развитие дыхания:
- Подуй на кораблик через трубочку
- Заставь кружиться шарики
- Устрой водоворот в тазике
Опыты и эксперименты:
- Выливай воду из стакана в тазик, что получается?
- Наполни стакан водой до середины и нажми на него, что произойдет?
- Опусти резко стакан пустой на дно тазика, что видим?
Такие игры увлекают детей, им хочется снова и снова возиться в воде, что-то доставать, перекладывать, составлять. Вижу, как дети радуются, сама на ходу придумываю разные манипуляции с водой и подручными предметами.
После игр с водой, для осушения рук детям предлагаю поиграть волшебными салфетками, включая элементы самомассажа: поглаживание, растирание, вибрация – поколачивание указательным пальцем или кулачком по другой ладони, вытягивание каждого пальца.
Вывод:
Вода благоприятно влияет на детский организм и в частности на его психику. Вода, как что-то живое, завораживает детей, помогает увлечь и успокоить. Она принимает на себя целый поток отрицательной энергии, тем самым создает благоприятный фон. Игры с водой создают у детей радостное настроение повышают жизненный тонус, дают детям массу приятных и полезных впечатлений, переживаний и знаний. Регулярно посещая эти занятия, дети стали меньше проявлять агрессивность друг к другу, стали более спокойными и уверенными.
Ожидаемый результат работы -это сохранение и укрепление физического и нервно-психического развития детей, устранение и предупреждение различные речевых отклонений, создание радостного, эмоционального настроения
Литература:
1. Алябьева Е. А. Как организовать работу с детьми летом. Часть 1. Сфера, 2012.- 128с. 2. Баряева Л. Б., Кондратьева С. Ю. Игры с водой // Дети с проблемами в развитии. 2004. № 1. 3. Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П. Игры-занятия с природным и рукотворным материалом. - СПб.: НОУ СОЮЗ, 2005. 4. Коррекционная работа в обогащенной предметно-развивающей среде / Под ред. Л.Б. Баряевой. - СПб.: КАРО, 2006. 5. Новиковская О.А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников. - Спб.:«ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2010 - 64с., ил. 6. Соколовская Н.В. Адаптация ребёнка к условиям детского сада. Волгоград, Издательство «Учитель», 2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по акватерапии для детей старшего дошкольног возраста "Морские волны"
Интегрированное занятие педагога-психолога и инструктора по плаванию для детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушение зрения....
Конспект занятия по акватерапии для детей старшего дошкольног возраста "Планета мыльных пузырей"
Конспект интегрированного занятия педагога-психолога и инструктора по плаванию для детей старшего дошкольного, имеющих нарушение зрения....
Статья "Элементы акватерапии в работе с детьми, имеющими нарушение зрения: Конспект досуга для детей старшего дошкольного возраста "Мыльная Царица".
В статье показано использование акватерапии в работе с детьми со зрительной патологией. Разработан конспект совместного досуга педагога-психолога и и нструктора по плаванию....
Акватерапия для дошкольников
Акватерапия – это метод коррекции различного рода нарушений в развитии детей, с применением воды. Игра с водой- это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности.Приемы акватер...
Конспект занятия в первой младшей группе с использованием акватерапии « В гости к рыбке».
Задачи 1. Добиться снижения психоэмоционального напряжения у детей в период адаптации.2. Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды.3.Развивать речь детей, актив...
Акватерапия как средство адаптации к детскому саду
В образовательной области существует немало проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья, где всякая практическая работа, направленная на укреплени...
Статья Занятие "Узоры в воде" с элементами акватерапии для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
занятие с элементами акватерапии для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи или имеющими ОНР...