Художественная декламация с жестикуляцией в системе коррекционной работы с детьми с ОНР.
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Градская Вероника Юрьевна

Описание метода работы с детьми с помощью которого мы  развиваем и речь и основные психические процессы-память,внимание,образное мышление.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx29 КБ

Предварительный просмотр:

«Художественная декламация с жестикуляцией в системе коррекционной работы

с детьми ОНР»

Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать Вас в этом уютном зале.  

Меня зовут  Г.В.Ю. Я воспитатель подготовительной логопедической группы и меня беспокоит уровень речевого развития детей, который в последнее время заметно снизился. А ведь  развитие речи является залогом дальнейшего успешного психического развития малыша.

Речевые обороты и запас слов у ребенка формируются главным образом из той речи, которую он слышит в семье. Совместное чтение детских книг, соответствующих  возрасту, необыкновенно полезно. Это расширяет словарный запас ребёнка, помогает в развитии образного мышления, создаёт  эмоциональную близость и теплоту. С ребёнком нужно больше разговаривать, обсуждать   события дня, спрашивать о том, что с ним происходило, а так же терпеливо отвечать на его вопросы.                                      

 Кстати, если  в семье «речевой жанр» на высоте, то и проблем с речью у ребёнка практически не бывает.

 Причин речевых нарушений множество.

 Одной из них  является то, что люди стали менее коммуникабельны. Да и дети сами меньше говорят, а больше слушают и смотрят. Родители детям не читают книг, не рассказывают сказок.

Второй причиной является то, что современные вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития мелкой моторики. Одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т.д.

А также, снижение уровня речевого развития связано с тем, что в наш информационный век люди своё свободное время проводят в телефонах и компьютерах. Дети много времени находятся у телевизора, а речь с экрана воспринимается не так, как живая.

 Сегодня сложилась парадоксальная ситуация: дети, окруженные нашим вниманием, всё позже начинают говорить. Почему?  Казалось бы, бытовые проблемы отошли на второй план. В большинстве своём семьи живут в квартирах со всеми удобствами, имеют материальный достаток, хорошее питание. И при всём при этом комфорте детишки молчат!!! Словно загадочный вирус поражает их речевые центры. Первые слова появляются уже после 2-х лет, да и тогда детскую болтавню можно понять только через переводчика.                                                  

 Исследования показывают, что у каждого 4-го ребёнка есть определенная задержка развития речи, по сравнению с детьми 20 лет назад.

Однажды ехала в метро и наблюдала такую картину. Мама занята телефоном, ребёнок у неё что-то спрашивает, а она от него отмахивается. Да ещё и прикрикнула, чтобы не мешал. Или наоборот, родители дают детям телефоны, чтобы те к ним не приставали. Я не думаю, что мой случай единичный, уверена, что и вы наблюдали такие же ситуации.

И я задалась вопросом, а что я могу изменить, чем я могу помочь детям, как педагог, как мама, как будущая бабушка, детям, которые не просто плохо разговаривают, но даже не могут грамотно изъяснить свои мысли, изложить свои переживания, выразить чувства?

Я стала изучать разные подходы. И меня заинтересовал вид деятельности «Художественная декламация с жестикуляцией», который широко используется в «Методике комплексного воспитания вокально-речевой и эмоционально-двигательной культуры человека» (автор Д.Е. Огороднов). С данной методикой я познакомилась не так давно и сразу решила начать использовать элементы в своей работе с детьми. Данный вид деятельности основывается на чтении стихов с использованием рук.

 Это уникальное средство для развития речи и мелкой моторики в их единстве и взаимосвязи, т.к. между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Так же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга.

Гармоничные движения тела, моторики рук и органов речи способствуют формированию правильного произношения звуков. А также (как побочный эффект) помогают избежать монотонности речи, нормализовать её темп (а дети очень часто торопятся и стихи рассказывают скороговоркой). Гармоничные движения тела учат тянуть гласные звуки, но при этом выдерживать речевые паузы и помогают снизить психологическое напряжение.

Движения раскрепощают тело, руки усиливают эмоциональное состояние, помогают голосу в работе над звуковысотностью, которая расширяет диапазон и делает голос более гибким.

Движения рук ребёнка имеют особое развивающее воздействие. Уровень развития речи детей напрямую зависит от степени форсированности тонких движений рук. Как правило, если движения рук развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие соответствует норме.

Поэтому тренировка движений пальцев рук является очень значимым фактором, который стимулирует речевое развитие ребёнка. А также способствует развитию артикуляционного аппарата, подготовке кисти к письму и является важным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга. Изучая деятельность детского мозга, учёные отмечают большое стимулирующее значение двигательной функции руки.

Наш мозг ощущает наше тело совсем не таким, как мы видим его в зеркале. С помощью метода электрической стимуляции различных участков мозга нейрофизиолог УАЙЛЬДЕР ГРЕЙВС ПЕНФИЛД установил точное представительство в коре головного мозга различных мышц и органов тела человека и пропорционально изобразил эти соотношения в виде «гомункулуса» (человека). Около трети занимают кисти рук, ещё треть - губы, язык, гортань, остальное тело непропорционально мало.

Таким образом, декламация с жестикуляцией позволяет комплексно решить следующие задачи:

  1. Развитие артикуляционного аппарата.

Поскольку чтение стихов проходит через игру, в медленном темпе, и мы все слова утрируем, то и язык, и губы, и рот - несут другие нагрузки, чем при обычном разговоре. Благодаря этому происходит развитие артикуляционного аппарата.

  1. Работа над звукопроизношением.

Декламация проводится с применением рук, но комплексно - включены сюда и образы, и эмоции, и работа артикуляционного аппарата. Звукопроизношение у детей улучшается.

  1. Развитие образного мышления.

Каждое слово – это образ. А именно: умение осознать характер персонажа, создать образ героя, который огорчается, удивляется, радуется, сердится, упрямится, обижается, восклицает и т.п.

  1. Развитие памяти.

Благодаря тому, что каждое слово воспроизводится через образы, через осознанное отношение к слову, запоминание текста происходит быстрее и как следствие улучшается память.

  1. Осознанное отношение к выразительности речи.

Благодаря чтению стихов я заметила, что речь детей становится более грамотной и выразительной.

  1. Эмоциональная закалка.

Из-за того, что каждое слово воспринимается как образ, а за образом следуют эмоции, то идёт очень большая работа над развитием эмоциональной культуры.

  1. Обогащение словарного запаса.

Увеличение словарного запаса происходит за счет того, что ребенок не просто слышит новые слова и проговаривает их, а переживает, проживает эмоционально каждое слово или сочетание слов. Например, в стихотворении про жука, которое мы с вами разучим, читаем с разной эмоциональной окраской. В одном варианте мы представляем жука важного, солидного, серьезного. Это один образ. И, соответственно, один эмоциональный настрой. В другом варианте у нас жук маленький, едва проснувшийся.                         Таким образом в лексикон включаются новые слова, и запоминает их ребёнок не за счет зубрежки.

  1. Возможность усилить сильные стороны ребенка и работать над слабым местом.

Во время творческого процесса появляется дополнительная возможность увидеть со стороны над чем нужно больше работать Например: Много работает рот, а руки вялые или напряжённые или  руки выразительные , но ребёнок быстро читает текст.

  1. Развитие артистизма.

 Умение изобразить любого персонажа , не бояться быть смешным.  Когда    разыгрывается стихотворение по ролям, изображаем и отрицательных героев, а не только положительных.

       10 . Развитие речевого дыхания.

Умение слитно, на одном выдохе, произносить фразу из 3-6 слов. Развитие длительного речевого выдоха. Ребёнок говорит неторопливо, не отделяя большими паузами одно слово от другого.

 11. Развитие силы голоса.

Меняем силу голоса от тихого к громкому. И от громкого к тихому. Изменение силы голоса в зависимости от сюжета в стихотворении. Умение пользоваться тихим или громким голосом. Выработка умения регулировать силу голоса.

     12. Развитие звуковысотности голоса.

Изменение  тона голоса по высоте, способствует выразительности речи, не монотонной.  

   

           С чего я начала?

Я начала использовать стихи, в которых больше всего гласных «О» и «У».                     Это удобные гласные, на них удобно хорошо открывать рот, освободить нижнюю челюсть, не зажимать её.

Можно скептически отнестись к таким стихам, к видимой их легкости, так как они предназначены для детей 2-х летнего возраста. Но моя задача научить ребенка эмоционально и образно переживать каждое слово, а это удобнее делать на простом, дидактическом материале.

Сейчас я Вам представлю:

Этапы работы над стихотворением

  1.  Выразительное чтение педагогом стихотворения с жестикуляцией.
  2.  Вопросы к детям по содержанию стихотворения, которые помогают уяснить основную мысль.
  3. Выяснение непонятных слов и объяснение их значения в доступной для детей форме.
  4. Чтение отдельно каждой строчки стихотворения с опорой на образы, то есть у каждого ребёнка вначале своё представление героя стихотворения (грустный, радостный, серьёзный и т.д.).  Я предлагаю детям каждое слово представить, как картинку в мультфильме. Далее мы договариваемся о едином образе и характере персонажа. Выясняем, что мы выражаем руками и как? Большой - маленький, высоко – низко, светло – темно.
  5. Игра «Зеркало». Я выразительно читаю, показываю движения рук и рта, дети без озвучивания копируют все мои действия, то есть становятся моим «зеркалом».
  6. Коллективная декламация по рукам педагога. Читаем вместе, можно читать по ролям, дети могут читать по строчке, а выученное стихотворение можем читать в разных вариантах, можем даже и «похулиганить».
  7. Индивидуальное прочтение стихотворения (по желанию).

Уважаемые коллеги! Сейчас вам был представлен дидактический этап работы, где все движения утрированны. Это необходимо для выработки навыков и осознанного отношения к чтению стихов.

Конечно, у нас бывают и праздничные утренники, где дети читают стихи, помогая себе руками, но лишь для усиления образного восприятия и выражения эмоций.

Занимаясь текущие полгода с детьми данным видом деятельности, а именно «Художественная декламация с жестикуляцией», я замечаю, что слежение за движениями рук воспитывает внимание, осознанное отношение к действию.

Научившись следить за своими движениями, они научатся и следить за тем, что происходит вокруг.

Пишу - я действую, Леплю – я действую. И как я это делаю? Как попало или аккуратно.

Конечно, работа только началась, я учусь вместе с детьми, так как это мой первый опыт, но я уверена, что использование художественной декламации с жестикуляцией может служить хорошим дополнением к комплексу мероприятий, проводимых в моей логопедической подготовительной  группе.  

Благодарю всех за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы на тему "Использование авторского художественного слова в работе с детьми раннего возраста"

Дети раннего возраста очень эмоциональны и, общаясь с ними, невольно замечаешь их тягу ко всему прекрасному, яркому, интересному. Это касается не только окружающих малыша игрушек, предметов, природы, ...

Презентация опыта работы педагогов в работе с детьми по художественно-эстетическому воспитанию.

Дошкольный возраст – это время приобщения ребенка к миру культуры (музыки и искусства).Богатство окружающего мира, его красочность, звуковая полифония увлекают, будят чувства ребенка, подталкивают к с...

Использование материала по художественно – речевой деятельности в индивидуальной логопедической работе с детьми

Воспитывая звуковую культуру речи  детей , логопед решает ряд задач для художественно – речевого развития:    Формировать умение  слушать художественное произведение, эмоциона...

Презентация авторской дидактической игры "Весенняя картинка". Образовательная область: художественно-эстетическое развитие. Игра предназначена для работы с детьми младшего дошкольного возраста.

Дидактическая игра "Весенняя картинка" проста в изготовлении, предназначена для выкладывания детьми на фланелеграфе или ковролине. Можно использовать на комплексных занятиях с детьми младшего дошкольн...

Методическая разработка «Художественно-творческое развитие детей в коррекционной работе с детьми с ОНР».воспитателя логопедической группы Павловой И. О. и музыкального руководителя Мадан М. А.

Работа с детьми коррекционных групп (ОНР) требует особого подхода в проведении НОД.  «Художественно-эстетическое направление»  при правильном...