Непрерывная образовательная деятельность с элементами игрового макетирования в подготовительной к школе группе детей с нарушением зрения.
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Михайлова Ирина Сергеевна

Вернисаж одной картины художник И.И. Шишкин «Утро в сосновом лесу»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vernisazh_odnoy_kartiny_hudozhnik_i.i._shishkin.docx28.36 КБ

Предварительный просмотр:

Непрерывная образовательная деятельность с элементами игрового макетирования в подготовительной к школе группе детей с нарушением зрения.

Вернисаж одной картины художник И.И. Шишкин

«Утро в сосновом лесу»

Цель: создать условия для целостного обобщенного восприятия картины посредством метода многоканальной деятельности (игровое макетирование)

Задачи:

Образовательная область «Социально - коммуникативное развитие»

1. Обогащать представления детей об окружающей действительности;

2. Поощрять умение общаться, высказывать свои суждения и доказательные оценки;

Образовательная область «Познавательное развитие»

1. Закреплять умения детально, последовательно и целостно воспринимать сюжетное изображение;

2. Совершенствовать умения устанавливать причинно – следственные связи и отношения при восприятии сюжетного изображения;

3. Развивать воображение детей, их образную память, ассоциативное мышление, эмоциональную отзывчивость на изображение, умение соотносить увиденное с собственным опытом и собственными чувствами;

Образовательная область «Речевое развитие»

1. Развивать речевую активность детей: поощрять самостоятельность ответов и суждений, умение вести диалог;

2. Обогащать и активизировать словарь детей за счет слов: «пейзаж», «картина», «искусство», «жанр», «художник», «композиция» пр.;

3. Побуждать использовать в речи особый тип высказывания - высказывание «рассуждение»;

Образовательная область «Художественно - эстетическое развитие»

1. Развивать умение самостоятельно анализировать содержание картины, выделять выразительные средства, формировать умение «читать» картины, мотивировать эмоционально - личностное отношение к произведению;

2. Вызвать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость на произведение искусства, желание всматриваться в них, соотносить увиденное с личным опытом;

Коррекционно - развивающие

1. Продолжать развивать слуховое внимание, умение узнавать знакомые звуки, шумы, голоса.

2.Совершенствовать умения выделять признаки предметов по структуре поверхности; понимать зашумлённость изображения.

Автоматизировать умения находить и выделять детали, целый предмет, составлять и дополнять из частей целый предмет, сюжетное изображение.

Предварительная работа:

1.Ознакомление с художественной литературой по темам: «Времена года», «Лето», «Дикие животные в лесу»;

2.Знакомство с русскими художниками – пейзажистами.

3.Просмотр иллюстраций книг, репродукций картин по темам: «Времена года», «Пейзажи», «Дикие животные в лесу»;

4.Беседы с детьми о временах года, признаках весны, лета;

5.Составление рассказов из личного опыта детей и описательных рассказов по серии картин на тему: «Прогулка по лесу», «Я гулял с родителями в парке», «На рыбалке»;

6.Дидактические игры: «Ребусы - Угадай картину по первым буквам», «Назови семейство диких животных», «Назови приметы лета», «Заплатки художника», «Лото – Картинная галерея»;

7.Прослушивание отрывков из  тематических музыкальных произведений П.И. Чайковского, А. Вивальди, В. Салманова «Утро в лесу» (детская пьеса);

8.Выставка детских работ на тему «Лес»

Оборудование:

1.Репродукция картины И. И. Шишкина «Утро в сосновом лесу» расположена на ширме, портрет И.И. Шишкина;

2.Элементы Д/и «Ребусы - Угадай картину по первым буквам», «Заплатки художника»;

3.Макет (панорама), не законченная, по картине И.И.Шишкина «Утро в сосновом лесу»;

4.Природный материал, из которого будут составлять макет – картину (сосновые ветки – деревья, упавший ствол; животные разных размеров из разных материалов – медведица и медвежата, олень, лиса, волк и др.  – на выбор рёбёнка; мох; песок; Музыкальное, шумовое сопровождение mp3 (звуки: «голоса птиц - кукушка, дятел, птицы», «хруст веток под ногами», «шум леса, ветра», «рычание медведицы и медвежат», музыкальная композиция);

5.Лото запахов (запахи травы, дерева – сосны, запахи леса);

6.Указка;

7.Стульчики по количеству детей;

Ход занятия:

Педагог: Ребята вы любите встречать гостей?

(Ответы детей)

Педагог: Я хочу познакомить вас с одной картиной, которая сегодня пришла в гости в наш детский сад.

(Педагог подводит детей к закрытой занавесом картине и предлагает присесть детям на стульчики)

Педагог: 

- А как называется картина, попробуйте отгадать сами.

(Педагог снимает занавес и перед детьми появляется панно - ребус с зашифрованным названием картины.

Д/и. «Угадай картину по первым буквам».

Воспитатель объясняет правила игры. Дети выполняют задание.

- Молодцы ребята, вы справились с заданием. Кто прочитает название картины? (Ответы детей)

- Да ребята, эта картина называется «Утро в сосновом лесу», её написал великий русский художник Иван Иванович Шишкин. (Показ портрета).

 Посмотрите, какая сказочная красота, эта картина так и манит своей таинственностью (указывает на картину). Небольшой обмен впечатлениями.

- Что вы увидели? (Идет перечисление)

Если дети отвечают односложно, им предлагается варианты вопросов описательного характера:

-Какое время года изобразил художник?

- Почему вы так решили?

- Какой лес изобразил художник И. И. Шишкин на картине «Утро в сосновом лесу»?

 - Дремучий или молодой?

- Докажите, что лес дремучий. (В лесу темно, кроны деревьев очень густые, они почти не пропускают солнечный свет).

- Какие деревья растут в этом лесу? Опишите. (Сосны огромные, могучие, сломанные небольшие молодые деревья)

- Как называется лес, где растут одни сосны? (Сосновым бором.)

- Можно ли по картине догадаться, что в сосновом лесу наступило утро? Какие подсказки оставил нам художник? (Светлое небо, темные деревья внизу, жёлтый цвет раннего солнца на макушках сосен. Туман, окутавший стволы деревьев)

- Что больше всего привлекает ваше внимание в этой картине?

(Медведи)

- Чем занимаются малыши медвежата и как на это реагирует их мама? Что она им говорит?

(Медвежата играют на сломанном, поваленном дереве, а мама за ними следит и говорит им, чтобы они не баловались и не свалились вниз).

- Так о чем эта картина?

- Тогда почему она так названа художником «Утро в сосновом лесу»?

- Какое настроение появляется у вас, глядя на эту картину? Подберите слова, чтобы описать каким получился лес на картине И.И.Шишкина.

(Настроение хорошее, весёлое, загадочное. Лес густой, тёмный, дремучий, величавый, мрачный).

Действительно, лес на картине Шишкина могучий, величавый, дремучий. Но не страшный, загадочность этой картине придает лёгкий туман. А оживляет её не только фигуры резвящихся медвежат, а ещё свет первых лучей солнышка, которые мы видим на верхушках деревьев.

-А какое название картине дали бы вы?

- Кто запомнил, как художник назвал свою картину? («Утро в сосновом лесу»).

- Ребята, а вы хотите очутиться в этом лесу? Попасть в гости к медведице и её медвежатам? (Ответы детей).

- Тогда вставайте и сделайте большой круг. Повторяйте все движения за мной.

Динамическая пауза:

Дружно по лесу шагаем (дети идут по кругу)

Выше ноги поднимаем (высоко поднимают ноги)

Через кустики и кочки (перешагивают воображаемые кусты)

Через ветки и пенёчки.

Пройдём мягко как лисята, (идут на носочках)

И как мишка косолапый, (идут на внешней стороне стопы)

И как заинька – трусишка, (дети выполняют подскоки)

И как серый волк – волчишка. (идут по кругу, показывая лапы с когтями)

Вот свернулся ёж в клубок (присели, обняли руками колени, выгнули спинки)

Покатился во лесок (раскачиваются из стороны в сторону)

Он катился, он катился

На полянку прикатился (встают)

-Вот мы с вами и очутились в лесу. (Педагог подводит детей к незаконченному макету).

- Ребята, посмотрите, разве на картине Шишкина такой лес был?

- Чего не хватает?

- А кого ещё нужно поставить на эту картину?

- А хотите, мы с вами вместе оживим картину? (Педагог предлагает детям коробку с природным материалом, фигурки животных и совместно с детьми воссоздает картину - макет – опираясь на оригинал.)

- Посмотрите - какая красота у нас получилась! Настоящая картина И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу», где мы можем не только всё рассмотреть, но и потрогать руками.

- А теперь проверим, хорошо ли вы знаете звуки леса. (Педагог включает серию mp3 «Звуки леса», дети по очереди, на слух отгадывают и определяют – к чему и к кому относится данный звук).

- Наша прогулка по лесу подходит к концу нам с вами пора возвращаться в детский сад.

(Дети закрывают глаза и поворачиваются вокруг себя)

- Раз, два, три, четыре, пять – в детский сад пришли опять.

- Ребята, вам понравилась наша прогулка по лесу?

- Мы хорошо отдохнули, много нового узнали, а теперь давайте вспомним какие запахи есть в лесу. (Ответы детей). Предлагаю вам  открыть шкатулку с запахами и угадать, что же это за ароматы. Но вам нужно не просто угадать, но ещё и отобрать, те запахи, которые подходят к лесу.

(Воспитатель вместе с детьми по очереди нюхают баночки с запахами и отгадывая называют объекты живой и не живой природы, к которым они относятся).

- Молодцы вы и с этим заданием справились. А теперь давайте поиграем. На столе лежит много фрагментов от разных картин. Вам надо отобрать нужные фрагменты и составить нашу картину.

(Воспитатель предлагает ребятам поиграть в Д/и «Заплатки художника»).

- Ребята вам понравилась наше знакомство с картиной?

- Что вам понравилось? (Ответы детей).

А теперь я вас хочу угостить сладким сюрпризом. (Предлагает конфетки «Косолапый мишка», на фантике изображение картины И.И.Шишкина «Утро в сосновом бору»). На фантике вы можете увидеть изображение уже знакомой вам картины И.И.Шишкина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционной образовательной деятельности по развитию зрительного восприятия для подготовительной к школе группы детей с нарушением зрения по теме «Рыбы»

Уточнить и расширить представления о строении рыб;Учить различать и называть геометрические фигуры в различных пространственных положениях;Учить ориентировки на листе бумаги; повторить счет в пр. 20Ра...

Конспект коррекционной образовательной деятельности по развитию пространственной ориентировки для подготовительной к школе группы детей с нарушением зрения по теме «Новый год»

Учить узнавать и называть геометрические фигуры, изображенные в различных пространственных положениях, зрительно и на ощупь, по словесной инструкции педагога;уточнить и расширить представления о празд...

Организованная образовательная деятельность по социально-бытовой ориентировке в подготовительной к школе группе детей с нарушением зрения.

Тема занятия: Пластмасса, её качества и свойстаЦель: Формировать умение распознавать предметы из пластмассы, побуждать определять её качества и свойстваОборудование: различные по форме, цвету. величин...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по непрерывной образовательной деятельности «Формирование элементарных математических представлений» для подготовительной к школе группы № 6 компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (с 6 до 7 лет)

Настоящая рабочая программа по формированию у детей 6-7 лет элементарных математических представлений (далее - Программа) составлена на основе Образовательной программы дошкольного образования, разраб...

Конспект непрерывной образовательной деятельности в форме игровой ситуации в подготовительной к школе группе по теме «Народные игрушки»

Конспект непрерывной образовательной деятельности в форме игровой ситуации в подготовительной к школе  группе    по теме  «Народные игрушки»...

Конспект НОД по развитию зрительного восприятия в подготовительной к школе группе детей с нарушением зрения по теме «Дом»

Цель данного занятия - развитие зрительного восприятия, Содержит основные задачи такие, как коррекционно-обучающие, коррекционно-развивающие и коррекционно-воспитывающие....

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми подгрупповое занятие в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Пчёлке Мае помогаем и гласные звуки повторяем»

Учить детей давать сравнительную характеристику звукам А, О, У, И, Ы;Закреплять понятия “гласный звук”Активизировать и обогащать словарный запас....