РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по непрерывной образовательной деятельности «Формирование элементарных математических представлений» для подготовительной к школе группы № 6 компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (с 6 до 7 лет)
методическая разработка по математике (подготовительная группа) на тему

Богуш Елена Николаевна

Настоящая рабочая программа по формированию у детей 6-7 лет элементарных математических представлений (далее - Программа) составлена на основе Образовательной программы дошкольного образования, разработанной в соответствии с действующим Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155) и направлена на реализацию содержания образовательной области «Познавательное развитие».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа по формированию элементарных математических представлений для детей 6-7 лет

Департамент образования Администрации города Ноябрьск

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«РОСИНКА»

муниципального образования город Ноябрьск 

(МАДОУ «Росинка»)

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

Рассмотрено:

на заседании  педагогического совета _____________________

Протокол № __

от «__»  сентября  2017 года

Председатель педагогического совета: ____________

Согласовано: 

Заместитель заведующего   ______________Бутерус Е.Г.

от «__» сентября  2017 года

Утверждаю:

Заведующий МАДОУ «Росинка»

 _______________Миллер Ж.А.

 от «__»  сентября   2017 года

Образовательная область

«Познавательное развитие»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по непрерывной образовательной деятельности «Формирование элементарных математических представлений» для  подготовительной к школе группы № 6 компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

 (с 6 до 7 лет)

2 периода непосредственно образовательной деятельности в неделю

72  периода непосредственно образовательной деятельности в год

Составитель: воспитатель МАДОУ «Росинка»  

Богуш Е.Н.

                                               

                                                                                                                         

2017 - 2018 уч. г.


СОДЕРЖАНИЕ:

 

1.

Пояснительная записка .....……………………………………………………………

3

2.

Целевые ориентиры и требования к результатам освоения программы по непрерывной образовательной деятельности «Формирование элементарных математических представлений» .................................................................................

4

3.

Тематический план …………………………………………………………………….

7

4.

Содержание работы………………………………………………………. …………..

9

5.

Способы проверки освоения воспитанниками содержания образования по непрерывной образовательной деятельности «Формирование элементарных математических представлений» ...............................................................................

12

6.

Литература и средства обучения ……………………………………………………

16

7.

Приложения ...............................................................................................................….

18

7.1.

Календарно-тематический план……………………………………………………..

18


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В общей системе всестороннего развития подрастающего поколения развитие способности ребенка дошкольного возраста к освоению элементарных математических представлений занимает особое место. Математика даёт огромные возможности для развития познавательных способностей, которые являются базой для формирования математического мышления в перспективе, а сформированность такого стиля мышления – гарантия для успешного усвоения математического содержания в дальнейшем. Поэтому необходима целенаправленная работа по развитию способностей малышей к усвоению ими элементарных математических представлений. Выше изложенное говорит об актуальности математического образования детей дошкольного возраста.

 Работа по формированию у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений (ФЭМП) рассчитана на четыре учебных года, начиная со 2-й младшей и по подготовительную к школе группы, и предусматривает освоение заданий разной степени сложности. Программа подготовительной к школе группы (для детей 6-7 лет) основывается на представлениях детей, сформированных в предыдущих группах. Основной задачей развития познавательных способностей и математических представлений в подготовительной к школе группе являются задания на выделение и установление различных видов математических отношений.

Настоящая рабочая программа по формированию у детей 6-7 лет элементарных математических представлений (далее - Программа) составлена на основе Образовательной программы дошкольного образования, разработанной в соответствии с действующим Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155) и направлена на реализацию содержания образовательной области «Познавательное развитие».

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса:

- Новикова В.П. Математика в детском саду. Конспекты занятий с детьми 6 - 7 лет - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008;

- Козина Л.Ю. Игры по математике для дошкольников – М., 2008;

- Шарыгина Т.А. Точные сказки. Формирование временных представлений – М., 2005.

- Рабочая тетрадь. Изучаем математику. Часть 2.

Реализация рабочей программы осуществляется в рамках непрерывной образовательной деятельности (далее по тексту НОД) длительностью по 30 минут, в форме групповой работы, согласно годовому календарному учебному графику, учебному плану и сетке непрерывной образовательной деятельности в количестве 72 НОД в учебный год, по 2 НОД в неделю. Работа по данному направлению проводится в первой половине дня. При статической НОД предусмотрено проведение физкультминутки.

В подготовительной к школе группе программой предусмотрены различные формы проведения НОД (учебные, учебно-игровые, сюжетные и диагностические), включающие в себя игровые развивающие задания, упражнения и разнообразные игры (словесные, малоподвижные, с наглядным и дидактическим материалом).  Большая часть НОД носит практический характер. Сопутствующими формами работы является разнообразная деятельность, способствующая развитию математических представлений, которая осуществляется в совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности, а так же в ходе режимных моментов. Преимущество отдается разнообразным играм (дидактическим, сюжетно-ролевым с математическим содержанием, подвижным и пр.), организуемым в различные отрезки времени, как в первую, так и вторую половины дня. Возможно участие воспитанников в дистанционных и внутрисадовом интеллектуальных конкурсах математической направленности.

В программе заложена возможность реализации национально-регионального компонента (как часть отдельных НОД) и компонента образовательной организации - основных направлений деятельности МАДОУ: физкультурно-оздоровительного и эколого-эстетического развития. Реализация национально-регионального компонента и эколого-эстетического, осуществляется посредством использования в ходе НОД демонстрационного и раздаточного материала, отражающего животный и растительный мир родного края; физкультурно-оздоровительное направление реализуется через использование физкультминуток.

Данная рабочая программа имеет целью формирование элементарных математических представлений и способствует решению следующих задач:

- Формирование запаса знаний, умений и навыков детей, которые станут базой для дальнейшего обучения.

- Формирование умения понять учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

- Развитие умственных и творческих способностей детей.

- Развитие навыков речевого общения, умения аргументировать свои предположения, высказывания.

- Привитие навыков контроля и самоконтроля.

В рабочей программе также заложены возможности формирования у воспитанников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Принципы отбора основного содержания обусловлены возрастными особенностями развития воспитанников, логикой внутрипредметных связей, а также связаны  преемственностью целей образования при переходе от одной возрастной группы к другой.

При реализации программы проводится оценка индивидуального развития детей. Она проводится в конце учебного года с 3 по 14 мая  в форме диагностического обследования -выполнения детьми диагностических заданий (№1 - «Форма», №2 - «Ёлочка», - № 3 математические представления), направленных на выявление сенсорных и математических представлений.

ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕТИРЫ И ТРЕБОВАНИЯ

К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ»

Требования к результатам освоения программы по разделу «Формирование элементарных математических представлений» представлены как:

- требования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к результатам освоения Программы (в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования);

- требования к уровню достижений воспитанников в результате освоения программы по разделу «Формирование элементарных математических представлений» (в виде оценки индивидуального развития детей: понимает, умеет, имеет представления)

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования

(выборка из ФГОС ДО)

- «ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, ... обладает элементарными представлениями из области математики, …»  (пункт 4.6 раздела 4).

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования среди задач, на решение которых он направлен, выделена задача «…развития … интеллектуальных, … качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности» (подпункт 6 пункта 1.6 раздела 1).

Требования к уровню подготовки

 детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи по непрерывной образовательной деятельности «Формирование элементарных математических представлений»

В результате изучения данного раздела в подготовительной к школе группе детского сада воспитанники могут:

Знать/понимать:

  • Состав чисел первого десятка из двух меньших;
  • Знаки:  +, -, =, ≠, <, >;
  • Названия дней недели, их последовательность;
  • Названия месяцев (в т.ч.  летних, зимних и пр.);
  • Названия времен года, их последовательность;
  • Цифры (от 0 до 10);

            Уметь:

  • Считать в прямом и обратном порядке в пределах 20;
  • Пользоваться количественным счетом в пределах 20;
  • Пользоваться порядковым счетом в пределах 20;
  • Соотносить цифру и количество предметов, составлять, отражать в речи и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание.
  • Усвоить математические выражения: больше, меньше, поровну; пользоваться    

      математическими знаками;

  • Решать примеры на сложение и вычитание;
  • Выделять компоненты задачи;
  • Решать арифметические задачи на сложение и вычитание;
  • Составлять задачи по картинке;
  • Составлять задачи по рассказу, содержащему числа;
  • Сравнивать количества предметов и записывать соотношения при помощи знаков      

       и  цифр;

  • Составлять из нескольких треугольников, четырехугольников фигуры большего размера;
  • Устанавливать соотношение целого и части;
  • Делить круг, квадрат на 2 и 4 равные части;
  • Измерять длину, ширину, высоту предметов (отрезки прямых линий), объем жидких и сыпучих веществ с помощью условной меры;
  • Сравнивать контрастные предметы по длине и ширине, пользуясь приемами наложения и приложения, отражать порядок расположения в речи, используя ее произносительную сторону
  • Использовать графическую модель в виде «часов», разделённых на четыре, семь, двенадцать равных частей;
  • Ориентироваться на листе бумаги в клетку;
  • Использовать приобретенные знания, умения и навыки в практической деятельности и повседневной жизни.
  • Различать вопросы «Сколько?», «Который?» «Какой?» и правильно отвечать на них;

Иметь представление:

  • Об обозначении количества числом (в пределах 20);
  • О соотношениях чисел в пределах 20;
  • О закономерностях образования чисел числового ряда;
  • О составе числа из двух меньших (в пределах  десяти);
  • О монетах достоинством 1, 2, 5, 10 рублей;
  • О календаре.
  • О количественных отношениях, возникающих в результате измерения одного и того же количества (объема, протяженности) мерками разной величины;

Тематический план

Тема (раздел)

Количество НОД

Примечание

1

Количество и счет

41

1.1

Составление и решение арифметических задач

5

1.2

Знакомство с монетами

2

2

Величина, измерение

12

3

Форма

3

4

Ориентировка во времени

7

5

Ориентировка в пространстве и на листе бумаги в клетку

Реализуется как часть большинства НОД

8

Диагностика

2

Проводится  вначале и в конце года в форме НОД

Всего:

72 

Содержание программы

НОД по развитию элементарных математических представлений направлены с одной стороны на развитие познавательных способностей, а с другой – на формирование элементарных математических представлений. Программа по данному разделу в подготовительной к школе группе основывается на представлениях детей, сформированных в предыдущих группах.

Основной задачей развития познавательных способностей и математических представлений в подготовительной к школе группе являются задания на выделение и установление различных видов математических отношений. Это количественные отношения, отношения между величинами и элементами множества, приводящие к определенному пониманию числа, отношения между числами числового ряда (от 0 до 20), отношения, возникающие между числами при составлении из двух меньших, временные отношения, математические и логико-грамматические отношения, выступающие при решении арифметических задач.

  1. Количество и счёт. 

Представления о множестве: составные части множества, в которых предметы отличаются определёнными признаками. Операция объединения, дополнения множеств, удаления из множества части и отдельных его частей. Установление отношений между отдельными частями множества, между целым множеством и каждой его частью на основе счёта, составления пар предметов и соединения предметов стрелками.

Количественный и порядковый счет в пределах 10. Счет в пределах 20; показать, как образуются числа второго десятка. Цифры от 0 до 10. Понятия отношений между числами натурального ряда (7 больше 6 на 1, а 6 меньше 7 на 1), умение увеличивать и уменьшать каждое число на 1 (в пределах 10). Разложение числа на два меньших и составление из двух меньших большее (в пределах 10, на наглядной основе).

Счёт в прямом и обратном порядке, последующее и предыдущее число к названному или обозначенному цифрой, определение пропущенного числа.

Знакомство с монетами достоинством 1,5,10 копеек, 1,2,5, 10 рублей (различение, набор и размен монет).

Составление и решение простых арифметических задач на сложение (к большему прибавляется меньшее) и на вычитание (вычитаемое меньше остатка); при решении задач пользоваться знаками действий: плюс (+), минус ( - ) и знаком отношения равно (=).

В результате изучения данного раздела воспитанники могут:

Знать/понимать:

  • Состав чисел первого десятка из двух меньших;
  • Знаки:  +, -, =, ≠, <, >;
  • Цифры (от 0 до 10);
  • Название компонентов арифметической задачи.

Уметь:

  • Считать в прямом и обратном порядке в пределах 20;
  • Пользоваться количественным счетом в пределах 20;
  • Пользоваться порядковым счетом в пределах 20;
  • Соотносить цифру и число предметов;
  • Пользоваться математическими знаками;
  • Решать примеры на сложение и вычитание;
  • Сравнивать количества предметов и записывать соотношения при помощи знаков и цифр;
  • Устанавливать соотношение целого и части;
  • Составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться арифметическими знаками действий;
  • Использовать приобретенные знания, умения и навыки в практической деятельности и повседневной жизни.

Иметь представление:

  • Об обозначении количества числом и цифрами (в пределах 20);
  • О соотношениях чисел в пределах 20;
  • О закономерностях образования чисел числового ряда;
  • О составе числа из двух меньших (в пределах  десяти).
  • О монетах достоинством  1,2,5,10 рублей.  

  1. Величина, измерение.

Считать по заданной мере. Делить предмет на 2-8 и более равных частей путем сгибания предмета (бумаги, ткани и др.), а также используя условную меру; правильно обозначать части целого (половина, одна часть из двух (одна вторая), две части из четырех (две четвертых) и т. д.); устанавливать соотношение целого и части, размера частей; находить части целого и целое по известным частям.

Измерять длину, ширину, высоту предметов (отрезки прямых линий) с помощью условной меры (бумаги в клетку). Измерять объем жидких и сыпучих веществ с помощью условной меры. Дать представления о весе предметов и способах его измерения. Сравнивать вес предметов (тяжелее - легче) путем взвешивания их на ладонях. Познакомить с весами. Развивать представление о том, что результат измерения (длины, веса, объема предметов) зависит от величины условной меры.

В результате изучения данного раздела воспитанники могут:

Знать/понимать: 

  • Части целого и правильно их обозначать (половина, одна часть из двух (одна

     вторая), две части из четырех (две четвертых) и т. д.

  • Результат измерения зависит от величины условной меры;

Уметь:

  • Измерять длину, ширину, высоту предметов (отрезки прямых линий), объем жидких и сыпучих веществ с помощью условной меры;
  • Делить предмет на 2-8 и более равных частей путем сгибания предмета;
  • Использовать приобретенные знания, умения и навыки в практической деятельности и повседневной жизни;

Иметь представление:

  • О весе предметов и способах его измерения.

  1. Форма.

Уточнить знание известных геометрических фигур и некоторых их свойств.

Дать представление о многоугольнике (на примере треугольника и четырехугольника), о прямой линии, отрезке прямой.

Распознавать фигуры независимо от их пространственного положения, изображать, располагать на плоскости, упорядочивать по размерам, классифицировать, группировать по цвету, форме, размерам.

Моделировать геометрические фигуры; составлять из нескольких  треугольников один многоугольник, из нескольких маленьких квадратов – один большой прямоугольник; из частей круга - круг, из четырех отрезков - четырехугольник, из двух коротких отрезков - один длинный и т. д. 

Конструировать фигуры по словесному описанию и перечислению их характерных свойств; составлять тематические композиции из фигур по собственному замыслу.

Анализировать форму предметов в целом и отдельных их частей; воссоздавать сложные по форме предметы из отдельных частей по контурным образцам, по описанию, представлению.

В результате изучения данного раздела воспитанники могут:

Знать/понимать: 

  • Геометрические фигуры, их элементы: (вершины, углы, стороны);

Уметь:

  • Распознавать фигуры независимо от их пространственного положения;
  • Классифицировать, группировать по цвету, форме, размерам;
  • Изображать, располагать на плоскости; упорядочивать по размерам;
  • Использовать приобретенные знания, умения и навыки в практической деятельности и повседневной жизни;

Иметь представление:

  • О многоугольнике;

  1. Ориентировка в пространстве и на листе бумаги.

Ориентироваться на ограниченной территории (лист бумаги, учебная доска, страница тетради, книги и т. д.); располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственнoe расположение (вверху, внизу, выше, ниже, слева, справа, левее, правее, правом нижнем углу, перед, за, между, рядом и др.).

В результате изучения данного раздела  воспитанники могут:

Знать/понимать:

  • Пространственное расположение (вверху, внизу, выше, ниже, слева, справа, левее, правее, правом нижнем углу, перед, за, между, рядом и др.). 

Уметь:

  • Ориентироваться на ограниченной плоскости (лист бумаги, учебная доска, страница тетради, книги и т. д.)

Иметь представление:

  • При повороте плоскости (листа бумаги, страницы тетради, книги и т. д.) изменяется месторасположение изображенного предмета

  1.  Ориентировка во времени.

 Дать детям элементарные, последовательности всех дней недели, месяцев, времён года. Формирование представлений о календаре.

Пользоваться в речи словами-понятиями: «сначала», «потом», «до», «после», «раньше», «позже», «в одно и то же время».

Развивать «чувство времени», умение беречь время, регулировать свою деятельность в соответствии со временем; различать длительность отдельныx временных интервалов (1 минута, 10 минут, 1 час). Учить определять время по часам с точностью до 1 часа.

В результате изучения данного раздела  воспитанники могут:

Знать/понимать: 

  • Названия дней недели, их последовательность;
  • Название месяцев; (в т.ч.  летних, зимних и пр.);
  • Последовательность дней недели, месяцев, времён года;
  • Пользоваться в речи словами-понятиями: «сначала», «потом», «до», «после», «раньше», «позже», «в одно и то же время».

Уметь:

  • Называть день недели, месяц и время года;
  • Определять время по часам с точностью до 1 часа;
  • Пользоваться в речи словами-понятиями: «сначала», «потом», «до», «после», «раньше», «позже», «в одно и то же время».

Иметь представление:

  • О длительности отдельныx, временных интервалов (1 минута, 10 минут, 1 час);
  • О времени: его текучести, периодичности, необратимости;
  • О календаре.


Способы проверки освоения воспитанниками

содержания образования по непрерывной образовательной деятельности

«Развитие элементарных математических представлений»

При реализации программы проводится оценка индивидуального развития детей. Она проводится в конце учебного года с 3 по 14 мая  в форме диагностического обследования -выполнения детьми диагностических заданий (№1 - «Форма», №2 - «Ёлочка», №3 – «Математические представления), направленных на выявление сенсорных и математических представлений.

Задание № 1 - «Форма»

Материал: набор геометрических фигур, вырезанных из пособия; контурное изображение объекта – зайца из пособия; схема составления объекта (оборот карточки).

Задание: составить из набора геометрических фигур зайца, изображенного на контурном рисунке.

Примечание. Если ребенок не справляется с заданием, ему предлагается схема (оборот карточки).

Оценка выполнения задания:

Форма

Самостоятельно складывает предмет из геометрических фигур

Складывает предмет из геометрических фигур с помощью схемы

Складывает предмет по схеме с помощью взрослого

2 балла

1 балл

0 баллов

Уровневый показатель

Высокий

Средний

Низкий

Задание 2 - Величина

Познание (п.2), художественное творчество (аппликация).

Материал: пять квадратов разных размеров – от большого до маленького (3х3, 4х4, 5х5, 6х6, 7х7), вырезанных из зелёной бумаги; лист белой бумаги А4 с вертикальной линией по середине, обозначающий ствол ели, клей, ножницы.

Задание: ребенку предлагается сделать аппликацию ёлки, используя треугольники, вырезанные из квадратов (из двух треугольников, полученных из квадрата, составляется 1 большой треугольник – ветви ели).

Оценка выполнения задания:

Величина

Самостоятельно, ориентируясь на схему, выкладывает последовательность уменьшающихся двухсоставных треугольников

Задание выполняет после помощи воспитателя на начальном этапе – задание нижнего треугольника ёлки из двух треугольников, вырезанных из большого квадрата

Задание выполняет с помощью воспитателя

2 балла

1 балл

0 баллов

Уровневый показатель

Высокий

Средний

Низкий

Задание 3 - Математические представления.

Познание (математические представления пп. 1-3).

Материал: сюжетная картинка из пособия; полоска белой плотной бумаги (длина 10 см, ширина – 2 см), простой и цветные карандаши.

Задание: ребёнку предлагается произвести сравнение величин, решить простую арифметическую задачу и объяснить своё решение.

Педагог просить ребёнка рассмотреть картинку и решить две задачи:

1. Определить, кто из детей прыгнул дальше остальных от своего флажка и стал победителем. Для решения можно использовать полоску бумаги и карандаш.

2. Взрослый рассказывает, что победителю вручается приз – букет цветов. Всего было 9 цветов. В букете, который вручили победителю, - 5 цветов. Ребёнок должен вычислить, сколько цветов осталось для следующих соревнований.

Математические представления

Да

Нет

1. Решает простые арифметические задачи на числа первого десятка.

1 балл

0 баллов

2. Объясняет производимые при решении задач действия.

1 балл

0 баллов

3. Использует способы опосредованного измерения и сравнения объектов по величине.

1 балл

0 баллов

Сумма баллов

3 балла

2 балла

0 баллов

Уровневый показатель

Высокий

Средний

Низкий

Итого по всем показателям:

Форма

2 балла

1 балл

0 баллов

Величина

2 балла

1 балл

0 баллов

Математические представления

3 балла

2 балл

0 баллов

7-5 баллов

5-2 балла

2-0 баллов

Сумма баллов

7-6 баллов

5-3 балла

2-0 баллов

Уровневый показатель

Высокий

Средний

Низкий


ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Литература для педагогов:

1.  -Новикова В.П. Математика в детском саду. Конспекты занятий с детьми 6 - 7 лет - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008;

2. Аверина И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ. – М. – 2007.

3. Арапова-Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду. – М. – 2006.

4. Волина В.В. Праздник числа. – М. – 2003.

5. Давайте поиграем / Под ред. А.А.Столяра. – М. – 1991.

6. Козина Л.Ю. Игры по математике для дошкольников. – М. – 2008.

7. Михайлова З.А. Игровые задачи для дошкольников. СПб. – 1996.

8. Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. – М. - 1982.

9. Сборник загадок / Сост. М.Т. Карпенко. – М. – 1988.

10. Шарыгина Т.А. Точные сказки. Формирование временных представлений. – М. – 2005.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ

1. Рабочая тетрадь. Изучаем математику. Часть 2.

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ, ОБОРУДОВАНИЕ

Для детей:

- карточки с цифрами от 1до 10; от10 до 20;

- набор геометрических фигур разных по цвету,

  величине, форме;

 - «Математический набор»;

 - карточки с изображением различных предметов, с

  цифрами от 1 до 10;

- 10 полосок разной высоты;

- дудочка;

- 8 треугольников (сделанных из бумажного квадрата); - знаки «<»  «>» «+» «=»;

- тетради;

- счётные палочки;

- «Чудесный мешочек»;

- мелкие  игрушки;

-  карточки с кружками о 1 до 10;

- полоски 15х2, мерки 3х2 см.;

- карточка, на которой нарисована наклонная лестница;

- красные квадраты в количестве 20 штук;

- равнобедренные треугольники (по 8 штук);

- мисочки; ложки;

- волчки;

- макет часов часы с движущими стрелками;

- рисунки на которых изображены электроприборы с

  часами;

- толстый шнур или верёвка (20-25 см.);

- карточки  с изображением шариков разного цвета и

  величины;

- тетради в клетку;

- линейки;

- карандаши.

Для воспитателя:

- мяч; 5 обручей, шарик, фишки;

-  «Чудесный мешочек»;

- набор геометрических фигур разных по цвету,

  величине, форме;

- набор цифр  от 1 до 10 и от 10 до 20;

- числовые карточки в пределах 10;

- куб, на гранях которого нарисованы цифры;

- знаки, «<»  «>» «+» «=»;

- квадрат разрезанный на 8 одинаковых треугольников; - фланелеграф;

- монеты достоинством 1, 2, 5 рублей, купюры,

  достоинством 10, 50 рублей, копейки;

- простые предметы, цена которых не должна

  превышать 10 рублей (карандаш, ручка, линейка и т.д.) - мелкий счётный материал;

- карточка с пятью по разному расположенному  

  геометрическими фигурами;

- два листа ватмана, на которых нарисованы

  перекрёстки дорог с движущими машинами;

- колокольчик;

- миски, рис;

- мерки: чашка, стаканчик;

- игра «Подбери пару»;

- ватман на котором нарисована или наклеена большая

   ёлка;

-  разные календари, листочки календаря, скреплённые по месяцам за истёкший год;

- макет часов с движущими стрелками;

- иллюстрации с изображением необычных часов

  (солнечные, водяные, свеча-часы, и т.д.);

- ватман   на котором нарисованы две полоски (полки);

- песочные часы.


Календарно-тематический план

 по непрерывной образовательной деятельности  «Развитие элементарных математических представлений» в подготовительной к школе группе № 6 компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи в группе на 2015-2016 учебный год

№ НОД

Тема непрерывной образовательной деятельности

подготовительной к школе группе компенсирующей направленности

для детей с тяжёлыми нарушениями речи

№ 6 (ОНР 3 уровня)

План

Факт

1

Диагностика

01.09

2

Геометрические фигуры

03.09

3

Величина

08.09.

4

Величина

10.09

5

Ориентировка  в пространстве

15.09

6

Знакомство с тетрадью

17.09

7

Знаки равенство, неравенство

22.09.

8

Знаки равенства и неравенства (повторение)

24.09

9

Многоугольник

29.09

10

Геометрические фигуры

01.10

11

Быстро - медленно

06. 10    

12

Состав числа три

08.10

13

Измерения

13.10

14

Измерения (повторение)

15.10

15

Деньги

20.10

16

Состав числа четыре

22.10

17

Деньги (интегрирован занятие)

27.10

18

Измерение

29.10

19

Состав числа пять

02.11

20

Далеко, близко (интегрированное)

05.11

21

Измерение

10.11

22

Геометрические фигуры

12.11

23

Знак «плюс»

17.11

24

Знак «плюс» (повторение)

19.11

25

Состав числа семь

24.11

26

Знак «минус»

26.11

27

Состав числа восемь

01.12

28

Геометрические фигуры

03.12

29

Состав числа девять

08.12

30

Измерение

10.12

31

Состав числа десять

15.12

32

Второй десяток

17.12

33

Второй десяток (повторение)

22.12

34

Счёт до 20

24.12

35

Часы

29.12

36

Время

19.01

37

Ориентировка в пространстве

21.01

38

Ориентировка во времени (интегрированное занятие)

26.01

39

Год. Месяц.

28.01

40

Получас

02.02

41

Получас (повторение)

04.02

42

История часов

09.02

43

Решение задач

11.02

44

Решение задач

16.02

45

Счёт двойками

18.02

46

Счёт двойками (повторение)

23.02

46

Часы в быту

25.02

48

Решение задач

8.03

49

Деление на равные части

(интегрировованное. занятие)

10.03

50

Измерение

15.03

51

Решение задач

17.03

52

Сантиметр

22.03

52

Счёт тройками

24.03

54

Счёт тройками (повторение)

29.03

55

Чётные, нечётные числа

31.03

56

Измерение

05.04

57

Счёт тройками (повторение)

07.04

58

Чётные, нечётные числа

12.04

59

Измерение

14.04

60

Отрезок

19.04

61

Повторение

21.04

62

Измерение

26.04

63

Ориентировка в пространстве

28.04

64

Ориентировка в пространстве

03.05

65

Измерение

05.05

66

Решение задач

10.05

67

Повторение

12.05

68

Повторение

17.05

69

Решение задач

19.05

70

Количественный состав числа

22.05

71

Составление и решение арифметических задач

26.05

72

Диагностическое

31.05


Календарно-тематический план

 по непрерывной образовательной деятельности  «Развитие элементарных математических представлений» в подготовительной к школе группе № 6 компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи на 2015-2016 учебный год

№ п/п

Время

проведения

Тема НОД, форма проведения

Опорные слова

Содержание

Материал

Сопутствующие формы работы

Количество и счёт

Освоение представлений о  величине, времени и пространстве

Решение и составление арифметических задач

Знакомство с монетами, закрепление геометр. фигур

План

Факт

1

01.09

Диагностика

Слева, справа, до, после, между, перед, за, рядом

Закрепить навыки порядкового счета в пределах 10, умение отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?»

Закрепить представления о взаимном расположении предметов в пространстве: слева, справа, до, после и др.; умение последовательно определять и называть дни недели

Выявить знания геометрических фигур: треугольник, квадрат, прямоугольник, четырёхугольник

Карточки с цифрами по количеству детей

Игра «Кто ушел»

2

03.09

Геометрические фигуры

Треугольник, прямоугольник, четырёхугольник, квадрат

Упражнять в счёте в пределах 10.

Классифицировать предметы по разным признакам: величине, цвету, форме.

Закреплять умение различать и называть геом. фигуры

Мяч.

Р: набор геометрических фигур разных по цвету, величине, форме.

Игра «Считай дальше», «Наоборот»

3

08.09.

Величина

Счёт в пределах 10, отсчёт по предложенной цифре, счёт на ощупь.

Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги, определять стороны и углы листа.

Совершенствовать представления о величине предметов

Д: обручи, фишки, шарик, «Чудесный мешочек».

Р: «Математический набор», листы бумаги, цв. карандаши.

Д/И «Отгадай, что такое?», «Сосчитай, не ошибись»

4

10.09

Величина

Предыдущее и последующее число

Учить называть предыдущее и последующее число для каждого числа натурального ряда в пределах 10

Совершенствовать умение сравнивать 10 предметов (по длине, высоте, ширине), упражнять в умении двигаться в заданном направлении.

Д: Карточки с изображением различных предметов, с цифрами от 1 до 3, 10 полосок разной высоты, дудочка, звездочки.

Р: Карточки с раз. кол-вом кругов, с изображением, лабиринтов, карандаши, 10 разноцв. полосок  разн. длины и ширины.

Игровое упражнение «Назови предыдущее и последующее число»

5

15.09

Ориентировка в

пространстве

Слева, справа, позади, впереди.

Порядковый и обратный счёт в пределах 10

Упражнять в правильном обозначении положения предмета по отношению к себе, закрепить названия дней недели.

Учить составлять фигуру из 8 треугольников, закрепить название геометрических фигур.

Д.: 2-3 набора цифр разного цвета от 1 до 7

Р.: по 8 треугольников (сделанных из бумажного квадрата)

Игр. упр. «Что, где?», «Живая неделя»

6

17.09

Знакомство с тетрадью

Тетрадь, больше, меньше.

Упражнять в счёте в пределах 10; учить соотносить цифру с количеством.

Закреплять умение ориентироваться  на листе в клетку

Д.: 10 красных и синих кружков, знаки «<»  «>», цифры и числовые карточкив пределах 10.

Р.: «Математические наборы», знаки «<»  «>», тетрадь, карандаш.

Д/и  «Какой цифры не стало?», «Найди пару»

7

22.09.

29.09

Знаки равенство, неравенство

Равенство, неравенство

Учить понимать количественные отношения между числами в пределах 10,. Называть «соседей» данного числа.

Закреплять умение последовательно называть дни недели,  «перед», «до», «между», «вчера», «сегодня»

Д.:  куб, на гранях которого нарисованы цифры, знаки, мяч, жёлтые и синие квадраты.

Р.: «Математический набор», знаки.

Д/и «Назови соседей», «Назови скорей», «Назови пропущенное слово».

8

24.09

Знаки равенства и неравенства (повторение)

равенство, неравенство

продолжать учить детей понимать количественное отношение между числами в пределах 10. записывать при помощи знаков < >, и читать записи; познакомить детей со знаками =, = (равенство, неравенство); учить называть соседей данного числа

закрепить временное представление

Д.:  куб, на гранях которого нарисованы цифры, знаки, мяч, жёлтые и синие квадраты.

Р.: «Математический набор», знаки.

Д/и «Назови соседей», «Назови скорей», «Назови пропущенное слово».

9

29.09

Многоугольник

Многоугольник, стороны, вершины, углы.

Упражнять в счёте в пределах 10.

Познакомить с многоугольником, егго признаками; сторонами , углами, вершинами.

Д.: пятиугольник, обручи, цифры, фишки, два набора геометрических фигур одинаковой формы и цвета.

Р.: набор геометрических фигур, две карточки на которых расположены в различном порядке геометрические фигуры.

Д/и «Сложи узор», « Назови предмет», «Найди пару».

10

01.10

Геометрические фигуры

Геометрические фигуры

Упражнять в счёте в пределах 10.

Делать «запись» с помощью знаков «<», «>», «=», «неравно». Уменьшать и увеличивать число на единицу. Счёт на ощупь.

Дни недели: вчера, сегодня, завтра.

Рисование многоугольника в тетради.

Д.: 5 жёлтых, 5 зелёных груш, цифры, обруч, знаки, карточки с кружками.

Р.: «Математический набор», счётные палочки, «Чудесный мешочек».

Д/и «Назови число», «ИграЦ с яблоками».

11

06. 10    

Быстро - медленно

быстро - медленно

упражнять в счёте в пределах 10;

закрепить понятия быстрее – медленнее; закрепить названия времён года и месяцев

учить составлять фигуру из 8 треугольников; закрепить названия геометрических фигур (треугольник, многоугольник);

Д.: по всей группе расставлены  предметы одного цвета, формы величины,

Р.: квадрат разрезанный на 8 одинаковых треугольников.

Д/и «Кто больше запомнит», «Запомни, кто где стоит», «Отгадай-ка»

12

08.10

Состав числа три

Состав числа

познакомить детей с составом числа 3; составлять число 3 из двух меньших чисел, упражнять в счёте по осязанию

закрепить временные представления

.

Д.; 5 обручей, набор цифр, фланелеграф и набор кружков двух цветов.

Р.; «Математический набор», «Чудесный мешочек»

Д\и «Какой цифры не стало», «Отгадай-ка».

13

13.10

Измерения

мерка

продолжать учить понимать количественные отношения между числами первого десятка и уметь записывать это при помощи цифр и знаков;

учить измерять с помощью условной меры длину предмета; учить показывать 1\2, 2\5 и т.д.

учить классифицировать фигуры по разным признакам – величине, форме, цвету

Д.; цифры, группы игрушек, карточки с кружками, набор геометрических фигур.

Р.; «Математический набор», полоска 15х2, мерка 3х2 см. другого цвета, карандаш, ножницы, по одной геометрической фигуры (разных цветов и размеров).

П/и «Бегите ко мне», Д/и «Найди столько же»

14

15.10

Измерения (повторение)

мерка

закрепить понятие количественные отношения между числами первого десятка и уметь записывать это при помощи цифр и знаков;

закрепить умения измерять с помощью условной меры длину предмета; учить показывать 1\2, 2\5 и т.д.; учить классифицировать фигуры по разным признакам – величине, форме, цвету

закрепить умение классифицировать фигуры по разным признакам – величине, форме, цвету

Д.; цифры, группы игрушек, карточки с кружками, набор геометрических фигур.

Р.; «Математический набор», полоска 15х2, мерка 3х2 см. другого цвета, карандаш, ножницы, по одной геометрической фигуры (разных цветов и размеров).

П/и «Бегите ко мне», Д/и «Найди столько же»

15

20.10

Деньги

деньги, рубль, монета, копейка

упражнять в порядковом и обратном  счёте в пределах 10;

упражнять в ориентировке в пространстве, в ориентировке на листе бумаги: учить ставить точки на пересечении линий (соединять точки по прочерченным линиям).

познакомить детей с деньгами и их предназначением

Д.; монеты достоинством 1, 2, 5 рублей, купюры, достоинством 10, 50 рублей, копейки; простые предметы, цена которых не должна превышать 10 рублей (карандаш, ручка, линейка и т.д.)

Р.; тетрадь, карандаш.

Игра на ориент-ку в простр-ве «Найди спрятанную игрушку»

16

22.10

Состав числа четыре

состав числа

учить детей составлять число четыре из двух меньших чисел; упражнять в прямом и обратном счёте

учить составлять фигуры из счётных палочек, а затем преобразовывать их.

Д.; фланелеграф, синие и жёлтые квадраты, куб, на гранях которого нарисованы цифры, мелкий счётный материал.

Р.; красные и жёлтые кружки, счётные палочки, «математический набор».

Д/и «В какой руке сколько?», «Игра с кубом»

17

27.10

Деньги

(интегрирован

занятие)

рубль, монета

упражнять в счёте в пределах десяти;

упражнять в ориентировке на листе бумаги: учить ставить точки на пересечении линий (соединять точки по прочерченным линиям).

учить составлять предмет из восьми треугольников, провести беседу на тему «Деньги вчера, сегодня, завтра»;

Д.;  деньги (монеты, купюры),  два куба на гранях которого нарисованы цифры от 1 до 6 и от 5 до 10.

Р.;  по одной кар точки с кружками, по восемь треугольников сделанных из квадрата.

Д/и «Игра с кубом»

18

29.10

Измерение

мера

упражнять в прямом и обратном счёте; упражнять в счёте на слух.

упражнять в измерении с помощью условной меры;

Д.; мяч, на столе перевернутые карточки с пятью по разному расположенному геометрическими фигурами:

Р.;  по одной карточки с геометрическими Фигурами (как у воспитателя); картинка на которой нарисована наклонная лестница, разные мерки (у одних детей шесть раз укладывается мерка, а у вторых семь раз):

 Д/и «Считай дальше», «Считай, не ошибись», «отгадай-ка».

19

02.11

Состав числа пять

состав числа пять

познакомить детей с составом числа пять из двух меньших чисел; упражнять в счёте в пределах 10;

учить считать по заданной мере; учить называть дни недели с любого дня;

Д.; два комплекта цифр, пять фишек, восемь кружков одной величины.

Р.; «Математический набор», жёлтые и красные квадраты в количестве 20 штук.

Д/и «В какой руке сколько?», «Живая неделя», «отгадай-ка».

20

05.11

Далеко, близко (интегрированное)

далеко, близко

упражнять в счёте на слух;

упражнять в ориентировке в пространстве на листе бумаги; учить пользоваться словами «далеко», «близко»; закрепить знание детьми своего адреса.

учить составлять силуэты различных предметов из восьми треугольников прикладывая их друг к другу;

Д.; два листа ватмана, на которых нарисованы перекрёстки дорог с движущими машинами, колокольчик.

Р.; по восемь равнобедренных треугольников, клей, кисточки.

Д/и «Поговорим по радио», «Где спрятан калоекольчик?»

21

10.11

Измерение

измерение

упражнять в счёте в пределах 10; учить называть соседей названных чисел; различать и называть цифры по порядку; учить отсчитывать количество предметов по заданной цифре.

учить детей измерять одно и то же количество крупы мерками разной величины, понимать зависимость полученного результата от величины мерки;

Д.; две миски, в одну из которых насыпано три чашки риса; мерки: чашка, стаканчик, два комплекта цифр разного цвета.

Р.; «Математический набор», мелкие игрушки или геометрические фигуры.

Д/упр. «Живый цифры», «Считай, не ошибись».

22

12.11

Геометрические фигуры

многоугольник

учить составлять число шесть из двух меньших чисел

учить составлять геометрическую фигуру из счётных палочек; закрепить знания о геометрических фигурах

Д.; набор геометрических фигур, фишки.

Р.; «Математический набор», счётные палочки.

Д/и «В какой руке сколько?», «Назови предмет»

23

17.11

Знак «плюс»

плюс, прибавить

продолжать учить детей увеличивать и уменьшать числа в пределах 10 на единицу; познакомить со знаком «плюс»; учить называть «соседей» данного числа; упражнять в составе числа шесть;

учить ориентироваться на листе бумаги.

Д.; цифры, знаки, числовые карточки.

Р.; «Математический набор», мелкие игрушки, цветные карандаши, тетрадь.

Д/и «Найди соседа», «Увеличь число».

24

19.11

Знак «плюс» (повторение)

плюс, прибавить

закрепить умения детей увеличивать и уменьшать числа в пределах 10 на единицу; познакомить со знаком «плюс»;учить называть «соседей» данного числа; упражнять в составе числа шесть;

учить ориентироваться на листе бумаги.

.

Д.; цифры, знаки, числовые карточки.

Р.; «Математический набор», мелкие игрушки, цветные карандаши, тетрадь

Д/и «Найди соседа», «Увеличь число».

25

24.11

Состав числа семь

состав числа семь

учить составлять число семь из двух меньших чисел; упражнять в составлении числа семь из единиц; продолжать учить детей увеличивать числа в пределах 10 на единицу.

закрепить названия дней недели, месяцев.

Д.; цифры (2-3 комплекта), фишки.

Р.; «Математический набор», цветные карандаши.

Д/и «В какой руке сколько?», «Живая неделя».

26

26.11

Знак «минус»

уменьшить, минус

продолжать учить детей уменьшать числа на единицу в пределах 10; познакомить со знаком «минус»

продолжать учить детей измерять сыпучие вещества, следить за полнотой меры, понимать, что от этого зависит результат измерения.

Д.; набор цифр, знак «минус», мяч.

Р.; мисочка с пятью ложками риса, пустая мисочка, ложка, фишки, «Математический набор», волчки.

Д/и «Назови правильно»

27

01.12

Состав числа восемь

состав числа восемь

учить составлять число восемь из двух меньших чисел; учить называть «соседей» заданного числа.

упражнять в ориентировке в пространстве; при определении положения предмета пользоваться словами: «слева», «справа», «впереди», «сзади»;

Д.;  цифры.

Р.; бумажные треугольники двух цветов, «Математический набор»,

Д/и «Ручеёк», «Покажи соседей».

28

03.12

Геометрические фигуры

многоугольник

упражнять в счёте в пределах 10; учить пользоваться цифрами и  знаками;

учить составлять геометрическую фигуру из счётных палочек; закрепить названия геометрических фигур.

Для детей: «Математический набор», счётные палочки, набор геометрических фигур.

Д/и «Отгадай число»

29

08.12

Состав числа девять

состав числа девять

учить составлять число девять из двух меньших чисел; упражнять в обратном порядке счёта; упражнять в счёте по составленной мерке.

закрепить названия дней недели;

Д.; мяч, фишки, кружки с цифрами (10 кружков одной величины).

Р.; «Математический набор».

Д/и «В какой руке сколько?», «Лови, бросай, дни недели называй»

П/и «По кочкам».

30

10.12

Измерение

мерка

учить составлять число 10 из двух меньших чисел;

учить детей с помощью условной мерки определять объём жидкости; закрепить временные представления.

Д.; банка, в которую налито три стаканов воды; маленькая чашка, которая равна по объёму половине стакана; фишки, пустая банка, два комплекта цифр.

Р.; «Математический набор».

Д/и «По порядку стройся», «В какой руке сколько?». П/и «Ручеёк»

31

15.12

Состав числа десять

состав числа десять

учить составлять число десять из двух меньших чисел; закрепить счёт в пределах 10;  различать и называть цифры по порядку;

упражнять в ориентировке в пространстве на листе бумаги.

Д.; цифры, мяч.

Р.; «Математический набор», тетрадь, цветные карандаши.

Д/и «В какой руке сколько?». П/и «Ручеёк»

32

17.12

Второй десяток

двадцать

познакомить детей с составом и образованием каждого из чисел второго десятка; учить считать в пределах 20;

закрепить названия геометрических фигур: треугольник, квадрат, ромб, трапеция.

Д.; счётные палочки (20 штук); набор цифр, мяч.

Р.; «Математический набор», счётные палочки (20 штук);

Д/и «Кто знает-пусть быстро считает», «Отвечай быстро», «Отгадай-ка».

33

22.12

Второй десяток (повторение)

двадцать

продолжать познакомить детей с составом и образованием каждого из чисел второго десятка; учить считать в пределах 20;

закрепить названия геометрических фигур: треугольник, квадрат, ромб, трапеция, составлять фигуры из счётных палочек.

Д.; счётные палочки (20 штук); набор цифр, мяч.

Р.; «Математический набор», счётные палочки (20 штук);

Д/и «Кто знает-пусть быстро считает», «Отвечай быстро», «Отгадай-ка».

34

24.12

Счёт до 20

дальше, ближе, внутри, снаружи

продолжать учить считать до 20;

продолжать знакомить детей с образованием и записью каждого из чисел второго десятка;

учить называть слова противоположные по смыслу.

Д.; цифры, счётные палочки, мяч.

Р.; «Математический набор», счётные палочки, резинка.

Д/и «Наоборот», П/и «Гаражи».

35

29.12

Часы

часы

упражнять в счёте в пределах 20; учить называть «соседей» данного числа.

познакомить детей с часами, их назначением; упражнять в ориентировке в пространстве, используя слова: впереди, позади, рядом и т. д.

Д.; картинки с изображением разных часов, макет часов с движущими стрелками, мяч.

Р.; макет часов с движущими стрелками.

Д/и «Что, где?», «Отгадай число».

36

19.01

Время

время

упражнять в счёте в пределах 20; упражнять в составлении числа 10 из двух меньших чисел;

упражнять в определении времени по часам с точностью до часа

Д.; палочки, цифры, игра «Подбери пару».

Р.;

Д/и «Найди ошибку», «Подбери пару».

П/и «Ручеёк»

37

21.01

Ориентировка в пространстве

Справа, слева, вверху, внизу

упражнять в счёте в пределах 20.

упражнять в ориентировке на листе бумаги; учить задавать вопросы, используя слова «сколько», «слева», «справа», «вверху»; закрепить название месяцев.

Д.; цифры, обруч.

Р.; фишки, на каждую пару детей – две одинаковые книги.

Д/и «Посчитай», «Какое слово полдходит?».

38

Ориентировка во времени (интегрированное занятие)

год месяц

упражнять в ориентировке в пространстве на ограниченной плоскости, используя слова , «слева», «справа», «вверху», «внизу», «между»; закрепить название месяцев, знать, что 12 месяцев составляют год.

учить составлять силуэт из восьми равнобедренных треугольников; развивать воображение.

Д.; ватмана на которой нарисована или наклеена большая ёлка.

Р.; по восемь равнобедренных треугольников сделанных из квадрата, квадраты разных цветов и размеров, клей.

П/и «Льдинки в пруду»

39

28.01

Год. Месяц.

год, месяц

продолжать учить

считать до 20 и составлять число по заданному количеству десятков и единиц.

уточнить знания детей о годе, как временном отрезке; сформировать представление о необратимости времени; уточнить знания детей о календаре;

Д.; разные календари, листочки календаря, скреплённые по месяцам за истёкший год, цифры, счётные палочки.

Р.; «Математический набор», счётные палочки, детский карманный календарь.

Д/и «Двенадцать месяцев»

40

02.02

Получас

получас

учить определять время по часам с точностью до получаса; упражнять в ориентировке на листе бумаги; учить словесно, обозначать месторасположения предмета: «слева», «справа», «вверху», «внизу», «между»;

                                                                                                                                                                                                                                                                           

закрепить названия геометрических фигур: треугольник, квадрат, ромб, трапеция

Д.; макет часов с движущими стрелками.

Р.; макет часов, по восемь геометрических фигур разного цвета и величины.

Игры на ориент-ку в простр-ве «Кто, куда убежал», «Найди спрятанную игрушку»

41

04.02

Получас (повторение)

получас

продолжать учить определять время по часам с точностью до получаса; упражнять в ориентировке на листе бумаги; учить словесно обозначать месторасположения предмета: «слева», «справа», «вверху», «внизу», «между»;

закрепить названия геометрических фигур: треугольник, квадрат, ромб, трапеция.

Д.; макет часов с движущими стрелками.

Р.; макет часов, по восемь геометрических фигур разного цвета и величины.

Игры на ориент-ку в простр-ве «Кто, куда убежал», «Найди спрятанную игрушку»

42

09.02

История часов

часы

упражнять в счёте в пределах 20; упражнять в увеличении и уменьшении числа на единицу

познакомить детей с историей изобретения часов; учить узнавать время по часам;

Д.; иллюстрации сизображением необычных часов (солнечные, водяные, свеча-часы, и т.д.), мяч, часы с движущими стрелками.

Р.; часы с движущими стрелками.

Д/и «Назови скорей», «Который час».

43

11.02

Решение задач

задача

закрепить названия месяцев.

учить детей составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание в пределах 10 на наглядной основе; учить «записывать» задачи, используя знаки «=,+,-»;

Д.; цифры, знаки, семь машинок и шесть собачек.

Р.; «Математический набор»

П/и «Круглый год»

44

16.02

Решение задач

стало, осталось

Продолжать учить детей составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание в пределах 10 на наглядной основе; учить «записывать» задачи, используя знаки «=,+,-»;

закрепить названия геометрических фигур.

Д.; цифры, фишки, обручи, игрушки для решения задач.

Р.; «Математический набор», «Чудесный мешочек» (для счета по осязанию).

П/и «Посмотри вокруг»

45

18.02

Счёт двойками

счёт двойками

учить детей считать; учить называть общее количество предметов в группах;

закрепить название месяцев

закрепить названия геометрических фигур;

Д.; геометрические фигуры, карточки с геометрическими фигурами.

Р.; «Математический набор», геометрические фигуры.

Д/и «Разложи, как скажу», «Двенадцатьмесяцев».

46

23.02

Счёт двойками (повторение)

счёт двойками

продолжать учить детей считать; учить называть общее количество предметов в группах;

закрепить название месяцев

закрепить названия геометрических фигур;

Д.; геометрические фигуры, карточки с геометрическими фигурами.

Р.; «Математический набор», геометрические фигуры.

Д/и «Разложи, как скажу», «Двенадцатьмесяцев».

47

25.02

Часы в быту

электроприборы

упражнять в счёте двойками; учить считать в прямом и обратном порядке в пределах 20; учить соотносить число с цифрой.

уметь определять время по часам.

учить находить сходства и различия между предметами

Д.; цифры, 3-4 обруча, лист ватмана разделённого по горизонтали на три части; 30 кубиков, мяч.

Р.; по одному рисунку на котором изображены электроприборы с часами, клей.

Д/и «Сколько жильцов в

квартире?», «Считай двойками».

48

01.03

Решение задач

условие вопрос

упражнять в счёте до 20, уметь назвать «соседей» названного числа.

учить детей составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание в пределах 10 на наглядной основе; познакомить детей со структурой задачи;

Д.; мяч, семь яблок на тарелке, восемь чашек.

Р.; «Математический набор», счётные палочки.

Д/и «Назови соседей», «Какой цифры не стало»

49

10.03

Деление на равные части

(интегриров. занятие)

часть

упражнять в  счёте

до 20

упражнять детей в делении предмета на восемь равных частей путём складывания по диагонали; учить показывать одну часть из восьми, а так же 2\8, 5\8, 8\8; упражнять в ориентировке на плоскости используя слова: между, рядом, сбоку.

учить составлять силуэт предмета из 8 равнобедренных треугольников;

Д,; лист ватмана на котором нарисованы две полдоски (полки), на которые дети будут наклеивать свои предметы.

Р.; по одному квадрату разных цветов и размеров, клей, ножницы.

Д/и  «Придумай и наклей»

50

15.03

Измерение

померить

упражнять детей в счёте двойками; упражнять в счёте в пределах 20;

упражнять в измерении  длины разными мерками.

Для детей: счетные палочки, полоски одинаковой длины, по две мерки на каждую пару детей (одна 5 раз, другая 7), ножницы, карандаш, фишки.

Д/и «Часы», «Отгадай-ка».

17.03

Решение задач

Сложение

вычетание

упражнять в счёте в пределах20; учить уменьшать и увеличивать число на единицу.

учить детей составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание в пределах 10; учить «записывать» задачи, используя знаки «=,+,-»;

Д.; мяч, числовые карточки с кружками от 1 до 7 (три экземпляра).

Р.; «Математический набор»

Д/и «Назови скорей», «Живая неделя», «Парная игра»

51

22.03

Сантиметр

сантиметр, линейка

упражнять в счёте в пределах 20; упражнять в умении составлять число из двух меньших.

упражнять в измерении длины с помощью условной меры; познакомить детей с единицей  длины – сантиметром; познакомить с линейкой и её назначением; закрепить названия дней недели;

Д.; набор цифр, два комплекта карточек с кружками.

Р.; полоска длиной 10х1, мерка 1х1, карандаш, фишки, линейка.

Д/и «Отгадай-ка»

П/и «Ручеёк», «Мы идём, идём».

52

24.03

Счёт тройками

счёт тройками

учить детей считать тройками; учить называть общее количество предметов в группе;

учить классифицировать геометрические фигуры по разным признакам.

Д.; мяч, цифры.

Р.; счётные палочки, набор геометрических фигур: круги, квадраты, прямоугольники, треугольники разного цвета и величины.

Д/и «Считай двойками» П/и «По порядку стройся»

53

29.03

Счёт тройками (повторение)

счёт тройками

учить детей считать тройками; учить называть общее количество предметов в группе;

условной меры; познакомить детей с единицей  длины – сантиметром; познакомить с линейкой и её назначением;

учить классифицировать геометрические фигуры по разным признакам

Д.; мяч, цифры.

Р.; счётные палочки, набор геометрических фигур: круги, квадраты, прямоугольники, треугольники разного цвета и величины.

Д/и «Считай двойками» П/и «По порядку стройся»

54

31.03

Чётные, нечётные числа

чётные, нечётные

познакомить детей с чётными и нечётными числами.

упражнять в ориентировке в пространстве используя слова «слева», «справа», «вдали», «вблизи», «рядом»;

закрепить название геометрических фигур.

Для детей: «Математический набор»

Д/и «Считай дальше»

55

05.04

Измерение

линейка

упражнять детей в счёте; развивать внимание, наблюдательность; учить различать чётные и нечётные числа;

упражнять в измерении длины с помощью линейки.

Д.; числа от 1 до 20.

Р.; тетрадь в клетку, линейка, карандаш, в тетради две красные точки на расстоянии 8 см.

Д/и «Чёт-нечёт»

56

07.04

Счёт тройками (повторение)

счёт тройками

учить детей считать тройками; учить называть общее количество предметов в группе;

упражнять в измерении длины с помощью условной меры; познакомить детей с единицей  длины – сантиметром; познакомить с линейкой и её назначением;

учить классифицировать геометрические фигуры по разным признакам.

Д.; мяч, цифры.

Р.: счётные палочки, набор геометрических фигур: квадраты, круги, треугольники разного цвета и величины.

Д/и «Считай двойками»

П/и «По порядку стройся»

57

12.04

Чётные, нечётные числа

чётные, нечётные

Закрепить с детьми  чётными нечётные числа.

Упражнять в ориентировке в пространстве, используя слова «слева», «справа», «вдали», «вблизи», «около»

закрепить название геометрических фигур

Для детей: «Математический набор»

Д/и «Считай дальше»

58

14.04

Измерение

линейка

упражнять детей в счёте; развивать внимание, наблюдательность; учить различать чётные и нечётные числа;

упражнять в ориентировке в пространстве используя слова «слева», «справа», «вдали», «вблизи», «рядом»;

закрепить названия геометрических фигур;

Д.; числа от 1до 20;

Р.; тетрадь в клетку, линейка, карандаш, в тетради две красные точки на расстоянии 8 см. друг от друга.

Д/и «Чёт-нечёт»

59

19.04

Отрезок

отрезок

упражнять в счёте тройками.

Учить детей чертить отрезки, упражнять в измерении длины с помощью линейки.

продолжать учить составлять арифметические задачи на сложение и вычитание по числовому примеру;

Д,; мяч, цифры:

Р.; «Математический набор»,  тетрадь в клетку, линейка, карандаш, в тетради две красные точки не далеко друг от друга.

Д/и «Счет тройками»

60

21.04

Повторение

отрезок

упражнять детей в счёте в пределах 20; учить понимать, что числа от 11 до 20 состоят из одного десятка и разного количества единиц; учить понимать количественные отношения между числами в пределах 20; пользоваться знаками «=», «<», «>»; упражнять детей в счёте по заданной мере;

учить детей  чертить отрезки и измерять их;

Д.; 10 бумажных яблок одного размера и цвета, 5 половинок яблок такого же размера, счетные палочки.

Р.; Математический набор»,  тетрадь в клетку, линейка, карандаш, счётные палочки.

Д/и «Считай – не ошибись!», «Какой цифры не стало?»

61

26.04

Измерение

мерка

упражнять в счёте; развивать мелкую моторику.

упражнять в измерении жидкости с помощью составной меры;

учить детей составлять и решать простые задачи по числовому примеру;

Д.; цифры, знаки, 4 стакана и 2 банки, кувшин с водой, песочные часы.

Р.; Математический набор»,  по толстому шнурку или верёвки.

Д/и «Завяжем, развяжем»

62

28.04

Ориентировка в пространстве

чётные, нечётные

упражнять в составлении числа из двух меньших чисел; закрепить знание чётных и нечётных чисел;

учить детей ориентироваться на тетрадной странице учить перерисовывать рисунок;

продолжать учить из треугольников образовывать новые многоугольники

Д.; цифры, мелкие предметы (10 штук).

Р.; тетрадь, карандаш, набор геометрических фигур (6 равнобедренных треугольников)

Д/и «Огадай, в какой руке сколько?», «Чет-нечет».

63

03.05

Ориентировка в пространстве

слева, справа, вверх, вниз

упражнять в счёте в пределах 20; учить называть последующие и предыдущие числа.

Продолжать учить ориентироваться на тетрадной странице, учить перерисовывать рисунок. Упражнять в названии дней недели.

Д.; цифры, мелкие предметы (10 штук).

Р.; тетрадь, карандаш, набор геометрических фигур (6 равнобедренных треугольников)

Д/и «Соседи числа»

64

05.05

Измерение

Литр, пол-литра

Упражнять в составлении числа из двух меньших чисел.

упражнять детей в измерении жидкости, познакомить со словами: метр, полметра.

Продолжать учить составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах 20.

упражнять в названии месяцев;

Д.; 2 пол-литровые банки и 1 литровая, кувшин с водой; цифры и знаки, карточки с кружками от 1 до 10 (2 комплекта); 15 тюльпанов.

Р.; «Математический набор»

Д/и «Разложи по порядку»

П/и «Речеёк»

65

10.05

Решение задач

Условие, вопрос, решение, ответ

упражнять в ориентировке на листе бумаги; учить задавать вопросы используя слова: «слева», «справа», «между», «под», «за».

продолжать учить детей составлять и решать задачи на сложение и вычитание на числах в пределах 20;

Для детей: карточка, на которой по –разному расположены шесть рисунков на один сюжет, фишки.

Д/и «Часы», «Повторяй за мной»

66

12.05

Повторение

геометрические фигуры

упражнять детей в счёте в пределах 20; учить увеличивать и уменьшать число на единицу;

Учить составлять фигуры из счетных палочек, закрепить название геометрических фигур.

Д.; мяч.

Р.; 20 мелких игрушек, счетные палочки.

Д/И\и «Мы идём, идём», «Назови соседей», П/и «Веселая обезьянка».

67

17.05

Повторение

отрезок

продолжать учить детей определять количественные отношения между числами в пределах 20; делать соответствую «запись» при помощи цифр и знаков; упражнять в счёте по осязанию;

Закрепит название дней недели.

учить составлять фигуру из счётных палочек; закрепить название геометрических фигур.

Д.; комплект карточек с кружками от 1 до 7, обручи.

Р.; «Математический набор», набор геометрических фигур..

Д/и «Живая неделя»

68

19.05

Решение задач

слева, справа, между, под, за.

упражнять в ориентировке на листе бум упражнять детей в счёте в пределах 20; учить увеличивать и уменьшать число на единицу;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

учить чертить отрезки заданной длины;

продолжать учить детей составлять и решать задачи на сложение и вычитание на числах в пределах 20;

закрепить название геометрических фигур.

Д.; карточка, на которой по –разному расположены шесть рисунков на один сюжет.

Р.;  «Математический набор», набор геометрических фигур, тетрадь, линейка, карандаши.

Д/и «Какой фигуры не стало?», «Продолжай считать» (счет с заданной цифры).

69

22.05

Количественный состав числа

(учебно-игровое)

Арифметические знаки, «часть», «целое»,

Упражнение в отгадывании математических загадок.

Упражнять в количественном и порядковом счёте

Д.: арифметические знаки.

Р. Полоски «часть», «целое», арифметические знаки, карточки с цифрами.

И/у «Отгадай загадку»,

70

26.05

Составление и решение арифметических задач

(учебно-игровое)

Структура задачи, арифметическое действие.

Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве относительно себя и другого лица.

Упражнять в умении ориентироваться в тетради в клетку.

Продолжать учить самостоятельно составлять и решать  арифметические задачи на сложение и вычитание в пределах 10.

Д.: карточки с цифрами и арифметическими знаками.

Р.: простые и цветные карандаши, карточки с цифрами и арифметическими знаками, листы бумаги  с изображением шариков разного цвета и величины, тетрадь в клетку.

И/у «Отгадай загадку»,

«Выполни задание»

71

31.05

Диагностическое

Выявление сенсорных и математических представлений

72


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи на тему "Гласные звуки"

Поэтапное описание игровой образовательной деятельности на обощение материала по теме "Гласные звуки". Введение понятия о том, что количество слогов в слове соответствует количеству гласных ...

КОНСПЕКТ непосредственно организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Тема: Гласные звуки. Программное содержание: Закреплять произношение гласных звуков. Уточнить артикуляционную позицию при произношении гласных звуков, развивать умение по символу артикуляции на...

КОНСПЕКТ непосредственно организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи Тема: Гласные звуки.

Программное содержание: Закреплять произношение гласных звуков. Уточнить артикуляционную позицию при произношении гласных звуков, развивать умение по символу артикуляции называть гласные звуки. Подвес...

Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" НОД "Формирование элементарных математических представлений" подготовительная к школе группа компенсирующей направленности для детей с ТНР

Новизна данной рабочей программы заключается в том, что непрерывная образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений образовательной области «Познавательное...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ С ДЕТЬМИ 6 - 8 ЛЕТ (ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Разработана в соответствии с адаптированной основной образовательной программой дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи...

Рабочая программа деятельности воспитателей с детьми 6-8 лет (подготовительная к школе группа компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Разработана в соответствии с адаптированной основной образовательной программой дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи...